При привлечении сотрудников бюджетной организации к участию во всероссийских и всекубанских субботниках необходимо ли их согласие? Каковы отличия в оформлении и оплате всероссийских (всекубанских) субботников от субботников, объявляемых местной администрацией поселения (кроме их территориального признака)? Обязан ли работодатель оплачивать участие работников во всероссийских и всекубанских субботниках, если они организуются в выходные для работника дни?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При проведении субботника по инициативе работодателя в целях уборки территории работодателя либо выполнения иных работ по заданию работодателя привлечение к выполнению таких работ возможно только с согласия работников, работа должна быть оплачена по правилам, установленным ст. 153 ТК РФ, независимо от того, участвуют ли работники во всероссийских или всекубанских субботниках.
Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что трудовым законодательством не определено понятие "субботник", равно как и порядок оплаты работы в такой день. Поэтому, на наш взгляд, решать вопрос об оплате такой работы необходимо с учетом того, является ли работа в данный день выполнением каких-либо обязанностей по заданию работодателя, либо работники добровольно, по собственной инициативе участвуют в благоустройстве территорий.
В первом случае необходимо помнить, что согласно ст. 60 ТК РФ работодатель не вправе требовать от сотрудника выполнения им работы, не обусловленной трудовым договором*(1). Временный перевод на другую работу без согласия работника допустим только в чрезвычайных ситуациях (части вторая и третья ст. 72.2 ТК РФ), к которым относятся: катастрофа природного или техногенного характера, производственная авария, несчастный случай на производстве, пожар, наводнение, голод, землетрясение, эпидемия, эпизоотия, другие исключительные случаи, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения, его части. Уборка территории работодателя не относится к таким чрезвычайным ситуациям. Если субботник проводится в день, являющийся для работника выходным, то работодатель должен также соблюсти порядок, установленный ст. 113 ТК РФ, и произвести доплату, предусмотренную ст. 153 ТК РФ. Привлечение к работе в выходной день без согласия работника допустимо (часть третья ст. 113 ТК РФ):
- для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
- для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;
- для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
Отказ сотрудника от выхода на субботник не может повлечь дисциплинарную ответственность, если временный перевод или работа в выходной день не являются для него обязательными.
Запрещается переводить работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья (часть четвертая ст. 72.1 ТК РФ). Некоторые категории сотрудников не могут привлекаться к работе в выходные дни (часть первая ст. 259, ст. 268, часть седьмая ст. 113, части вторая и третья ст. 259, ст. 264 ТК РФ).
Таким образом, в случае проведения субботника по инициативе работодателя в целях уборки территории работодателя либо выполнения иных работ по заданию работодателя привлечение к выполнению таких работ возможно только с согласия работников, работа должна быть оплачена по правилам, установленным ст. 153 ТК РФ, независимо от того, участвуют ли работники во всероссийских или всекубанских субботниках.
Вместе с тем граждане в выходные дни могут на добровольной основе выполнять социально значимые либо общественные работы, к числу которых относятся и субботники, организуемые с целью уборки территории. Так, например, ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена возможность органов местного самоуправления привлекать граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых работ в целях решения вопросов местного значения муниципальных образований. Такие работы выполняются гражданами на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца в свободное от основной работы или учебы время, продолжительностью не более четырех часов подряд.
Таким образом, на наш взгляд, в ситуации, когда работодатель не является организатором субботника либо не обязывает работников принимать участие в субботнике в выходной для них день, добровольная уборка работниками территорий не может расцениваться как работа в выходной день, соответственно, оплачиваться не должна. Косвенно сказанное подтверждает позиция, изложенная в апелляционном определении СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 20.09.2012 по делу N 33-8782/2012.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим
2 апреля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Обязанность выполнения уборки территории, принадлежащей работодателю, может быть предусмотрена должностной инструкцией, на которую ссылается трудовой договор (смотрите, например, определение Санкт-Петербургского городского суда от 19.01.2011 N 33-573/2011).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.