В одном здании на праве оперативного управления занимают помещения бюджетная организация (организация "Б") и казенное учреждение (учреждение "К"). По распоряжению Росимущества земельный участок под зданием передан в безвозмездное бессрочное пользование учреждению "Б" полностью, а за учреждением "К" закреплено право ограниченного пользования земельным участком для осуществления прав на занимаемые помещения. Учреждение "Б" обращалось в Росимущество с просьбой о передаче прав на земельный участок пропорционально занимаемым площадям учреждению "К", но получило отказ.
При проверке учреждения "К" ревизор делает замечание, что земельный участок под зданием (занимаемыми помещениями) нигде не отражен в бухгалтерском учете.
Следует ли учреждению "К" отражать в бухгалтерском учете земельный участок с ограниченным пользованием (пропорционально занимаемым площадям помещений), и если да, то на основании каких документов?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Оснований для отражения в балансовом учете права ограниченного пользования земельным участком у учреждения не возникает.
В целях обеспечения управленческого учета учреждением может быть принято решение о введении дополнительного забалансового счета для отражения данных в части права ограниченного пользования земельным участком для осуществления прав на занимаемые помещения.
Также сведения о праве ограниченного пользования земельным участком для осуществления прав на занимаемые помещения могут быть дополнительно отражены в Инвентарной карточке учета основных средств (форма 0504031) соответствующих объектов основных средств (помещений).
Обоснование вывода:
Основания возникновения права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) установлены как земельным (ст. 23 ЗК РФ), так и гражданским (ст. 274 ГК РФ) законодательством.
Так, согласно ст. 274 ГК РФ сервитутом признается право ограниченного пользования чужим земельным участком, устанавливаемое для обеспечения нужд собственника недвижимого имущества.
Согласно п. 2 ст. 274 ГК РФ обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Обратите внимание: до 01.03.2015 отношения по предоставлению земельных участков, расположенных под объектами, закрепленными за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, регулировались ст. 36 ЗК РФ (утратила силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ (далее - Закон N 171-ФЗ), внесшего ряд изменений в ЗК РФ).
Из содержания пункта 4 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется лицу, во владении которого находится большая площадь помещений в здании, в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.
С 1 марта 2015 г. ст. 274 ГК РФ дополнена пунктом 6 следующего содержания: "В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и статьями 275 и 276 ГК РФ для собственника такого земельного участка".
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество (п. 3 ст. 274 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация проводится на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у него соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу только после его регистрации в Едином государственном реестре прав.
До момента государственной регистрации сервитута у лица, в пользу которого он установлен, не возникает права пользования соответствующим участком (частью участка).
В соответствии с п. 71 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), на счете 10300 "Непроизведенные активы" учитываются земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости) на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенном за пределами территории Российской Федерации).
Отметим, что понятие "актив" не содержится в действующих нормативных правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета непосредственно в организациях госсектора. Вместе с тем согласно ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" объектами бухгалтерского учета в числе прочих объектов являются активы. Под активами организации понимаются ресурсы, от которых ожидается поступление будущих экономических выгод или возможности полезного использования.
В проекте федерального стандарта бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности" (опубликован на сайте Минфина России http://minfin.ru/ru/perfomance/budget/sfo/) под активами понимаются ресурсы, контролируемые субъектом сектора государственного управления в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которых ожидается поступление субъекту экономических выгод или полезного потенциала.
Исходя из этого определения можно сделать вывод: закрепленное за казенным учреждением право ограниченного пользования земельным участком для осуществления прав на занимаемые помещения не может быть отнесено к активам учреждения, поэтому нет оснований для отражения его на балансовых счетах учреждения.
Также право ограниченного пользования земельным участком не позволяет использовать в рассматриваемой ситуации забалансовый счет 01 "Имущество, полученное в пользование". Пунктом 333 Инструкции N 157н предусмотрено, что забалансовый счет 01 предназначен для учета объектов движимого и недвижимого имущества, полученных учреждением в безвозмездное пользование, а также объектов движимого и недвижимого имущества, полученных в возмездное пользование, кроме финансовой аренды, если объект имущества находится на балансе лизингополучателя. При этом основанием для принятия к учету имущества является акт приема-передачи (иной документ, подтверждающий получение имущества и (или) права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником).
В то же время п. 332 Инструкции N 157н учреждению предоставлено право вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета. Поэтому в учетной политике учреждение может предусмотреть забалансовый счет для отражения данных в части права ограниченного пользования земельным участком для осуществления прав на занимаемые помещения.
Кроме того, занимаемые казенным учреждением помещения закреплены на нем на праве оперативного управления и учитываются на балансовых счетах учреждения в составе основных средств, данные о которых отражаются в Инвентарной карточке учета основных средств (форма 0504031). В данном регистре учета, по нашему мнению, можно указать сведения о праве ограниченного пользования земельным участком для осуществления прав на соответствующие занимаемые помещения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
23 марта 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.