Руководитель бюджетного учреждения подписал заявление об увольнении по собственному желанию с отработкой две недели и передачей материальных ценностей работника, с которым заключен договор о полной материальной ответственности. Должность, занимаемая действующим материально ответственным лицом, входит в Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества. Подписан приказ о проведении инвентаризации и передаче материальных ценностей, с которым работник ознакомлен. В день проведения инвентаризации работник не вышел на работу по причине болезни.
Каков порядок проведения инвентаризации, связанной со сменой материально ответственного лица, в отсутствие действующего материально ответственного лица по причине болезни?
Как поступить, если инвентаризация будет проведена, например, по состоянию на 1 апреля, а новый сотрудник, на которого будет возложена материальная ответственность, может быть принят только после увольнения действующего материально ответственного лица (6 апреля)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если по объективным причинам участие материально ответственного лица в проведении инвентаризации может оказаться невозможным, инвентаризация может быть проведена соответствующей комиссией без участия материально ответственного лица в порядке, установленном руководителем организации. С этой целью работодателю целесообразно разработать локальный нормативный акт, определяющий порядок приема-передачи дел при отсутствии материально ответственного лица.
Обоснование вывода:
Контроль над сохранностью имущества осуществляется посредством проведения инвентаризации в организации.
Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств устанавливается локальным нормативным актом (приказом, распоряжением) учреждения в рамках формирования учетной политики с учетом положений законодательства Российской Федерации (ч. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п.п. 6, 20 Инструкции N 157н). При этом оговариваются случаи и сроки проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации в различных случаях (письма Минфина России от 13.01.2015 N 02-06-10/70, от 30.12.2013 N 02-06-010/58448).
При разработке порядка проведения инвентаризации необходимо руководствоваться приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" (далее - Указания).
В соответствии с п.п. 1.5 и 1.6 Указаний инвентаризация обязательна, в частности:
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества.
Согласно п.п. 2.8, 2.10 Указаний при проведении мероприятий по инвентаризации имущества присутствие материально ответственных лиц обязательно.
При этом Указания не регламентируют порядок проведения инвентаризации в так называемых "нештатных" ситуациях, когда материально ответственное лицо не может принять участие в инвентаризации в силу уважительных причин, например в случае болезни.
Вместе с тем болезнь материально ответственного лица не должна препятствовать хозяйственной деятельности организации. Следовательно, если проведение инвентаризации в соответствии с действующим законодательством обязательно, то, на наш взгляд, в ряде случаев, в том числе в связи с заболеванием материально ответственного лица, работодатель может провести инвентаризацию в его отсутствие, и решение руководителя о ее проведении в данной ситуации будет вполне обоснованным. Невозможность для работодателя обеспечить участие в инвентаризации материально ответственных лиц не может быть основанием для ее непроведения. При этом руководитель организации может установить специальный порядок работы инвентаризационной комиссии, в том числе лично контролировать ее работу.
По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации следует:
- на основании приказа (постановления, распоряжения) руководителя провести инвентаризацию имущества, подлежащего последующей передаче другим материально ответственным лицам учреждения;
- в инвентаризационных актах (описях) необходимо сделать отметку о причинах отсутствия работника (болезни, с приложением копии больничного листа (при его предоставлении)) и заверить ее подписями членов инвентаризационной комиссии.
Можно также предусмотреть участие в инвентаризации нового материально ответственного лица, так как при проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в его получении (п. 2.10 Указаний).
Кроме того, желательно утвердить в локальном нормативном акте учреждения специальные положения о порядке проведения и отражения результатов инвентаризации в подобных "нештатных" случаях (болезнь, смерть, увольнение по собственному желанию во время ежегодного отпуска и т.д.) (п. 6 Инструкции N 157н).
Однако необходимо учитывать: если инвентаризация, по результатам которой работника планируется привлечь к материальной ответственности, проводилась без участия материально ответственного лица, существует вероятность, что составленный по результатам этой инвентаризации акт будет признан не имеющим юридической силы. Вопрос о том, имеют ли доказательственную силу результаты такой инвентаризации, если обнаружится недостача и работодатель попытается взыскать ее с работника, будет решаться судом с учетом всех обстоятельств дела (смотрите, например, Апелляционное определение СК по гражданским делам Вологодского областного суда от 12.04.2013 по делу N 33-1644/2013, Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Марий Эл от 05.07.2012 по делу N 33-1069/2012).
В заключение отметим, что материальные ценности должны быть переданы работнику, который будет впредь выполнять обязанности уволившегося материально ответственного лица, либо временно исполняющему обязанности по данной должности. В любом случае окончательное решение по этому вопросу должно быть принято руководителем бюджетного учреждения, который является единоличным исполнительным органом экономического субъекта, ответственным за ведение дел (пп. 7 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Так, например, материальные ценности могут быть приняты руководителем лично и переданы после приема на работу соответствующего сотрудника.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
31 марта 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.