Standardization in the Russian Federation. Programme of national standards development. Requirements for structure, rules of forming, statement and control over realization
Дата введения - 1 мая 2010 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Введение
Планирование работ по стандартизации осуществляется для достижения целей стандартизации, которые определены статьей 11 Федерального закона N 184-ФЗ от 27.12.2002 г. "О техническом регулировании" и Концепцией развития национальной системы стандартизации в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2006 г. N 266-р.
Планирование работ по стандартизации осуществляется на основе подготовки и реализации ежегодно утверждаемой программы разработки национальных стандартов. Основные приоритеты программы - разработка национальных стандартов, содействующих соблюдению требований технических регламентов, реализация национальных проектов и целевых программ, гармонизация национальных стандартов с международными и региональными стандартами, формирование единого экономического пространства.
Программа разработки национальных стандартов формируется и утверждается национальным органом по стандартизации в соответствии с пунктом 1 статьи 16 ФЗ N 184-ФЗ от 27.12.2002 г. "О техническом регулировании".
Программа разработки национальных стандартов наряду с разработкой национальных стандартов включает разработку межгосударственных стандартов, правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации, стандартов ограниченного распространения.
Программа разработки национальных стандартов содержит применительно для каждой из включенных в нее тем информацию о соответствующем народно-хозяйственном комплексе, техническом комитете по стандартизации, кодах общероссийского классификатора стандартов (ОКС) и общероссийского классификатора продукции (ОКП), наименовании стандарта, международном стандарте, взятом за основу при разработке, этапах, сроках их реализации, исполнителях, об экспертизе и финансировании работ.
С целью контроля за ходом реализации программы разработки национальных стандартов используется система мониторинга.
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к структуре, порядку формирования, утверждения и контроля за реализацией программы разработки национальных стандартов, в том числе стандартов ограниченного распространения.
1.2 Настоящий стандарт не распространяется на разработку программ при планировании деятельности по стандартизации оборонной продукции.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 1.1-2005 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности
ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены
ГОСТ Р 1.6-2005 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Организация проведения экспертизы
ГОСТ Р 1.8-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения
ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения
ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 1.1, ГОСТ Р 1.12 и ГОСТ 1.1, а также следующий термин с соответствующим определением:
организация - администратор системы: Организация, обеспечивающая функционирование автоматизированной информационной системы и осуществляющая функции научно-методического и технического сопровождения системы.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ТК - Технический комитет по стандартизации;
ПК - Подкомитет ТК;
ИСО - Международная организация по стандартизации;
МЭК - Международная электротехническая комиссия;
СНГ - Содружество Независимых Государств;
АИС - Автоматизированная информационная система;
ПРНС - Программа разработки национальных стандартов;
МОЗМ - Международная организация законодательной метрологии;
Codex/Stan - Международные стандарты на пищевые продукты;
ФАО/ВОЗ - Продовольственная сельскохозяйственная организация/Всемирная организация здравоохранения;
ФОИВ - Федеральный орган исполнительной власти.
4 Общие положения
4.1 Для выполнения положений ФЗ "О техническом регулировании" национальный орган по стандартизации ежегодно разрабатывает и утверждает ПРНС.
ПРНС формируют по трем разделам:
- национальной стандартизации;
- межгосударственной стандартизации;
- стандартизации ограниченного распространения.
4.2 Формирование и реализацию ПРНС осуществляют по следующим этапам:
- определению приоритетных направлений планирования на текущий период;
- директивному указанию о начале разработки;
- сбору предложений в ПРНС от федеральных органов исполнительной власти, ТК и других заинтересованных лиц и организаций;
- рассмотрению и анализу предложений;
- согласованию и утверждению ПРНС;
- мониторингу реализации ПРНС (контроль за соблюдением сроков выполнения тем, установленных в ПРНС, с проведением организационных мероприятий по их соблюдению);
- реализации ПРНС;
- подготовке отчетности (аналитических данных) о выполнении ПРНС.
ПРНС формируют с применением программно-целевого метода. Программно-целевой метод включает в себя первоочередную реализацию целевых и перспективных среднесрочных программ стандартизации продукции, реализацию перечня национальных стандартов, подлежащих разработке для обеспечения требований технических регламентов, и реализацию программы работ по межгосударственной стандартизации (по тематике, в которой Российская Федерация выразила свою заинтересованность).
4.3 Структура программы разработки национальных стандартов
4.3.1 ПРНС включает в себя разработку следующих видов документов по стандартизации:
- национальных стандартов;
- межгосударственных стандартов, которые планируется применять на территории Российской Федерации;
- правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации;
- правил по межгосударственной стандартизации и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, которые планируется применять на территории Российской Федерации;
- стандартов ограниченного распространения;
- документов по смежным со стандартизацией видам деятельности (системы данных о физических константах и свойствах веществ и материалов).
4.3.2 ПРНС формируют в соответствии с народно-хозяйственными комплексами, определяемыми национальным органом по стандартизации.
Темы ПРНС внутри комплексов группируют по ТК по закрепленной за ними тематике.
4.4 Общие принципы формирования программы разработки национальных стандартов и участники выполнения работ
4.4.1 ПРНС формируют, исходя из приоритетных направлений в области национальной стандартизации, определенных национальным органом по стандартизации, и направлений межгосударственной стандартизации, принятых Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации.
Приоритеты по национальной стандартизации определяют ежегодно, а приоритеты по межгосударственной стандартизации определяют один раз в пять лет в соответствии с правилами по межгосударственной стандартизации [1].
4.4.2 Участниками разработки ПРНС являются:
- ТК в закрепленной области деятельности;
- структурные подразделения национального органа по стандартизации;
- научные организации по стандартизации, уполномоченные национальным органом по стандартизации на методическое руководство работой ТК и координацию их деятельности (далее - научные организации);
- организация - администратор системы АИС "ПРНС";
- организация - администратор системы АИС "Мониторинг НД";
- федеральные органы исполнительной власти;
- физические и юридические лица, заинтересованные в разработке стандартов.
Примечание - Закрепление объектов стандартизации (сфер деятельности) за ТК приведено в перечне действующих ТК, который ведет и распространяет национальный орган по стандартизации. Перечень ТК представлен в свободном доступе на интернет-портале национального органа по стандартизации.
4.4.3 Основанием для начала формирования ПРНС является директивное указание национального органа по стандартизации в ТК, опубликованное на сайте национального органа по стандартизации.
4.5 Автоматизация процесса формирования и контроля реализации программы разработки национальных стандартов
4.5.1 Формирование ПРНС выполняется в рамках автоматизированной информационной системы "Программа разработки национальных стандартов" (АИС "ПРНС") в режиме авторизованного доступа через интернет-портал национального органа по стандартизации.
4.5.2 Процедуры контроля реализации ПРНС осуществляются в рамках АИС "ПРНС" и АИС "Мониторинг НД".
ТК и научные организации получают логины и пароли доступа к интернет-порталу системы у организаций - администраторов систем АИС "ПРНС" и АИС "Мониторинг НД" в соответствии с 4.5.8.
4.5.3 Контроль за вводом предложений ТК в проект ПРНС, подготовку информационных и аналитических материалов по проекту ПРНС в системе АИС "ПРНС" и сбор и обработку информации о ходе разработки национальных стандартов "Мониторинг НД" осуществляют организации, уполномоченные национальным органом по стандартизации.
4.5.4 АИС "ПРНС" обеспечивает автоматизацию следующих процессов:
- сбора предложений ТК;
- анализа предложений на правильность и полноту представления исходных данных, а также на наличие предложений, дублирующих друг друга;
- формирования на основе полученных предложений проекта ПРНС;
- публикации ПРНС на интернет-портале национального органа по стандартизации после ее утверждения;
- контроля соблюдения сроков выполнения этапов работ по ПРНС;
- формирования и ведения базы данных ТК.
4.5.5 В АИС "ПРНС" осуществляют контроль правильности ввода данных на основе использования следующих информационных ресурсов:
- библиографической базы данных национальных стандартов;
- библиографических баз данных стандартов ИСО, МЭК;
- базы данных "Общероссийский классификатор стандартов" ("ОКС");
- базы данных "Общероссийский классификатор продукции" ("ОКП");
- базы данных "Технические регламенты", содержащей перечень технических регламентов, включенных в Правительственную программу;
- базы данных "Действующие законы и технические регламенты";
- базы данных "Технические комитеты по стандартизации".
4.5.6 АИС "Мониторинг НД" обеспечивает автоматизацию следующих процессов:
- мониторинга процесса разработки, рассмотрения и утверждения проектов разрабатываемых в соответствии с ПРНС документов;
- текущего контроля за процессом выполнения этапов разработки, рассмотрения, утверждения и издания документов в ходе выполнения ПРНС;
- формирования официальных уведомлений об этапах разработки, библиографий и дел стандартов;
- организации информационного взаимодействия между участниками ПРНС.
4.5.7 Автоматизация процессов в АИС "Мониторинг НД" основывается на:
- импорте данных из ПРНС на планируемый год;
- формировании справочников организаций и ТК, номенклатуре показателей и понятиях, установленных в ПРНС;
- регистрации пользователей, работающих в системе, с разграничением их прав и возможностей в зависимости от выполняемой роли;
- вводе зарегистрированными пользователями учетных данных о ходе работ по ПРНС (подготовке, рассмотрении и утверждении разрабатываемых проектов документов);
- возможности занесения в систему документов, сопутствующих процессу работ по ПРНС, их хранении и ознакомлении с ними пользователей системы;
- возможности поиска, сортировки и группировки информации по проектам, разрабатываемым в соответствии с ПРНС документов по динамически задаваемым пользователем условиям;
- формировании отчетных форм, расчете статистических показателей хода и результатов работ по ПРНС;
- экспорте реквизитов проектов нормативных документов, формирующих библиографию стандарта в общедоступном формате.
4.5.8 Организации - администраторы АИС "ПРНС" и "Мониторинг НД" выполняют следующие функции:
- общую настройку системы;
- регистрацию пользователей;
- обеспечение доступа пользователей к ресурсам и функциям системы;
- администрирование системы;
- научно-методическое и техническое сопровождение процесса формирования проекта ПРНС.
4.5.9 Порядок представления предложений в ПРНС в электронном виде приведен в 5.2.1.
5 Правила формирования программы разработки национальных стандартов
5.1 Подготовка предложений по разработке национальных и межгосударственных стандартов, пересмотру действующих стандартов и по внесению изменений
5.1.1 Формирование ПРНС на следующий год проводят с учетом тем, выполнение которых уже начато в соответствии с ПРНС на текущий год.
ФОИВ и любое лицо (юридическое или физическое) направляют предложения с обоснованием по разработке национального или межгосударственного стандарта в ТК по соответствующей области деятельности или его ПК, а при отсутствии ТК - в научно-исследовательскую организацию по закрепленной тематике или непосредственно в национальный орган по стандартизации.
5.1.2 В обосновании приводят:
- краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации;
- доказательность актуальности и целесообразности разработки стандарта на национальном или межгосударственном уровне (в последнем случае обосновывают целесообразность разработки стандарта с участием МТК);
- наименование приоритетных направлений стандартизации, по которым разрабатывается стандарт;
- сведения о связи предлагаемого к разработке стандарта с федеральными законами, техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- доказательность целесообразности использования международного, регионального или национального стандарта другой страны как основы для разработки национального стандарта Российской Федерации (межгосударственного стандарта) в виде идентичного, модифицированного или неэквивалентного стандарта;
- доказательность необходимости привлечения средств федерального бюджета для финансирования разработки или сведения об иных источниках финансирования (наличие потенциального заказчика или средств заказчика);
- сведения об ориентировочной стоимости разработки стандарта при бюджетном финансировании (расчет рекомендуется проводить по методике [2], утвержденной национальным органом по стандартизации);
- сведения о заказчике, исполнителе и соисполнителях;
- описание ожидаемой экономической, социальной и/или иной эффективности от применения стандарта (по возможности и результаты расчета ожидаемой технико-экономической эффективности).
Примечание - Если заинтересованное лицо предполагает осуществить разработку национального (межгосударственного) стандарта за счет своих средств, то к обоснованию прикладывают соответствующее письмо, в котором заявитель обязуется осуществить выполнение в установленные ПРНС сроки разработку стандарта. После утверждения ПРНС при отказе заинтересованного лица от первоначально заявленного финансирования разработки стандарта за счет своих средств или при невыполнении темы в установленные сроки разработчик обращается в национальный орган по стандартизации с просьбой провести корректировку по изменению объема финансирования или сроков или исключению темы из ПРНС.
Также приводят иные дополнительные сведения по усмотрению ТК, такие как сведения о взаимосвязи проекта стандарта со стандартами, утвержденными ранее и действующими в Российской Федерации в качестве национальных стандартов, предложения по их пересмотру, изменению или отмене (по межгосударственным стандартам - прекращению применения на территории Российской Федерации) и т.д.
5.1.3 При необходимости обновления (путем пересмотра или внесения изменений) действующего национального или межгосударственного стандарта вместо характеристики объекта и аспекта стандартизации приводят соответствующее обоснование.
Примечание - Национальный стандарт подлежит обновлению в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (пункт 5.1), межгосударственный - в соответствии с ГОСТ Р 1.8 (пункт 8.1).
5.2 Правила участия технических комитетов по стандартизации в формировании программы разработки национальных стандартов
5.2.1 Члены ТК направляют предложения на разработку стандартов в секретариат соответствующего ТК, который обобщает эти предложения.
Предварительную подготовку предложений в ПРНС осуществляют ПК с последующим рассмотрением предложений на заседании ТК и обобщением секретариатом ТК.
5.2.2 Секретариат ТК рассматривает и анализирует предложения по разработке национальных стандартов и обновлению действующих стандартов по мере их поступления и, исходя из данных предложений, обобщает предложения, которые относятся к одному объекту и аспекту стандартизации. При этом секретариат ТК оценивает актуальность разработки (пересмотра) каждого стандарта (изменения), определяет потенциального заказчика разработки, организацию или иное лицо, которое способно разработать данный стандарт.
5.2.3 При проведении анализа предложений секретариат ТК в срок 45 дней с момента представления разработчиком комплекта документов (см. 5.1.1) в секретариат ТК рассматривает предложения в ПРНС по обеспечению национальных проектов, федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ, программ разработки технических регламентов, программ работ международных и региональных организаций по стандартизации и проектов указанных программ, бизнес-планов ТК и аналогичных международных ТК, их краткосрочных и долгосрочных программ технической работы, программы работ по межгосударственной стандартизации и планов стратегической политики, а также информацию о принятых в последние годы международных, региональных и зарубежных национальных стандартах, результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических и проектных работ, которые проводились членами ТК или по их заказу, результаты патентных исследований, а также иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.
5.2.4 До 1 июня года, предшествующего планируемому, секретариат ТК готовит предложения в ПРНС по закрепленной за данным ТК тематике (объектам стандартизации или сфере деятельности).
Предложения ТК в ПРНС и обоснования к ним представляют для рассмотрения членами ТК и обсуждают на заседании ТК.
Рассмотрение предложений в программу разработки национальных стандартов и голосование по ним в техническом комитете по стандартизации проводят в соответствии с ГОСТ Р 1.1 и Типовым положением о технических комитетах по стандартизации [3].
5.2.5 Члены ТК рассматривают подготовленные секретариатом данного ТК предложения в ПРНС, оценивают актуальность включения в ПРНС тем по разработке и обновлению стандартов и представляют свой отзыв по этим предложениям в целом и по отдельным темам. При этом замечания по предложениям в ПРНС члены ТК излагают конкретно и обоснованно, приводя конкретные формулировки наименований отдельных тем, сроки их выполнения, исполнителей (соисполнителей), источники финансирования и стоимость работ.
5.2.6 Принятые на заседании ТК предложения в ПРНС вносит секретариат ТК в АИС "ПРНС" по форме, приведенной в приложении А, в срок до 1 июля года, предшествующего планируемому. При отсутствии у ТК интернет-связи секретариат ТК направляет предложения в ПРНС вместе с пояснительной запиской к этим предложениям и протоколом заседания ТК по их рассмотрению в национальный орган по стандартизации и в научную организацию.
Предложения о разработке стандартов вводят в АИС "ПРНС" через соответствующий интернет-портал системы в соответствии с кратким руководством пользователя.
В исключительных случаях секретариат ТК в срок до 30 августа года, предшествующего планируемому, может направить по электронной почте в НИИ по закрепленной тематике или в национальный орган по стандартизации предложения в ПРНС вместе с пояснительной запиской к ним и протоколом заседания ТК.
5.3 Правила участия научных организаций в формировании программы разработки национальных стандартов
5.3.1 Научные организации в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проводят анализ размещенных в АИС "ПРНС" предложений ТК по закрепленной за научными организациями тематике и представляют замечания и дополнения по формированию ПРНС в национальный орган по стандартизации по формам, приведенным в приложении Б.
Научные организации в процессе анализа осуществляют:
- проверку правильности наименования предлагаемых к разработке стандартов, однозначности указания вида работ, наличия дублирующих друг друга предложений, соответствия предложений установленным народно-хозяйственным комплексам;
- оценку актуальности каждой темы с учетом приоритетных направлений работ по национальной и межгосударственной стандартизации;
- определение целесообразности проведения работ по каждой теме на национальном или межгосударственном уровне;
- рассмотрение обоснованности разработки национального (межгосударственного) стандарта с предложенной степенью соответствия аналогичному международному стандарту;
- рассмотрение обоснованности предложений ТК по привлечению для финансирования работы средств федерального бюджета и приведенных при этом данных о стоимости и технико-экономической эффективности работ по теме;
- определение возможности использования средств заказчика для финансирования предлагаемых работ вместо использования средств федерального бюджета;
- проверку обоснованности сроков выполнения разработки.
При проведении анализа исключают необоснованные темы, предложенные ТК, и вносят новые темы по согласованию с секретариатом ТК.
5.3.2 При наличии замечаний по предложению ТК в ПРНС (приложение Б, формы Б.1 и Б.2) научные организации согласовывают их с национальным органом по стандартизации и направляют их по электронной почте в секретариат ТК с соответствующими обоснованиями и указанием срока, в течение которого секретариат ТК должен предоставить подтверждение на проведение соответствующих изменений.
5.3.3 Если объект стандартизации по теме относится к области деятельности не менее чем двух ТК, то научные организации предлагают секретариатам этих ТК определить организации, которые целесообразно подключить к работе по данной теме в качестве соисполнителей, или создать совместную рабочую группу из представителей различных ТК.
5.3.4 После завершения анализа предложений ТК научные организации согласуют их с национальным органом по стандартизации, формируют сводную информацию о внесенных изменениях и дополнениях в проект ПРНС и направляют ее в структурные подразделения национального органа по стандартизации, ответственные за вопросы стандартизации по закрепленной тематике.
5.3.5 После завершения анализа предложений ТК организация - администратор системы формирует на основании информации АИС "ПРНС" первую редакцию проекта ПРНС по форме, приведенной в приложении В.
5.3.6 Организация - администратор системы представляет первую редакцию проекта ПРНС в структурное подразделение национального органа по стандартизации, ответственное за разработку ПРНС.
5.4 Подготовка предложений по разработке стандартов ограниченного распространения
Предложения на разработку стандарта оформляют и представляют в соответствии с порядком, установленным Ростехрегулированием, в организацию, выполняющую функции головной организации по планированию работ по стандартизации специальной продукции.
5.5 Правила участия структурных подразделений национального органа по стандартизации в формировании программы разработки национальных стандартов
5.5.1 Структурное подразделение национального органа по стандартизации, ответственное за разработку ПРНС, после определения объемов финансирования за счет средств федерального бюджета совместно с иными заинтересованными структурными подразделениями уточняет темы ПРНС, финансируемые за счет этих средств, направляет сводную информацию об уточнении проекта ПРНС в организацию - администратор системы для внесения изменений в АИС "ПРНС" и формирования окончательной редакции, а затем представляет окончательную редакцию проекта программы для рассмотрения на коллегии национального органа по стандартизации.
5.5.2 После рассмотрения ПРНС на заседании коллегии национального органа по стандартизации организация - администратор АИС "ПРНС" проводит доработку ПРНС с учетом принятых на заседании коллегии замечаний и предложений и формирует ПРНС для ее утверждения руководителем национального органа по стандартизации.
5.5.3 Сформированную ПРНС на следующий год утверждает руководитель национального органа по стандартизации не позднее 1 декабря текущего года.
6 Обеспечение доступности программы разработки национальных стандартов и правила внесения в нее уточнений
6.1 В целях обеспечения доступности информации о работах по национальной стандартизации программу размещают в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа по стандартизации в сети Интернет.
6.1.1 Организация - администратор системы после утверждения ПРНС направляет ее на бумажном носителе и в электронно-цифровой форме на издание.
6.1.2 Опубликование утвержденной ПРНС на интернет-портале национального органа по стандартизации обеспечивает организация - администратор системы.
6.2 При необходимости уточнить содержание ПРНС участники разработки национальных стандартов, включенных в ПРНС, направляют соответствующие предложения с обоснованием целесообразности их реализации в секретариат ТК, за которым закреплена данная тема.
Изменения реквизитов работ по ПРНС, изложенных в части 5 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.6 и 8.1 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ.
Изменение иных реквизитов работ по ПРНС осуществляется на основании решения руководителя или заместителя руководителя национального органа по стандартизации по согласованию с исполнителем работ.
Расторжение государственного или муниципального контракта осуществляется в соответствии с частью 8 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ.
6.3 В случае приостановки разработки решение об исключении данной темы из ПРНС принимает заместитель Руководителя национального органа по стандартизации.
6.4 После утверждения ПРНС в исключительных случаях с разрешения национального органа по стандартизации информацию, касающуюся работ по дополнительному включению в ПРНС (в т.ч. инициативной разработки стандартов по ГОСТ Р 1.2, подпункт 4.1.4), направляет секретариат ТК или заинтересованное лицо (при отсутствии ТК) в организацию-администратор системы для последующего внесения в АИС "ПРНС" по форме, приведенной в приложении В, и в АИС "Мониторинг НД".
7 Правила осуществления контроля за реализацией программы разработки национальных стандартов и отчетности о ее выполнении
7.1 Контроль за реализацией ПРНС осуществляет структурное подразделение, ответственное за формирование ПРНС, и другие структурные подразделения национального органа по стандартизации, выполняющие функции заказчиков этих работ.
7.2 Контроль за выполнением ПРНС осуществляют секретариаты ТК и Научные организации на основе отчетности о ходе ее выполнения и в процессе рассмотрения проектов стандартов и изменений стандартов перед их утверждением (для проектов межгосударственных стандартов - перед отправкой их в Бюро по стандартам МГС на принятие).
7.3 В случае нарушения сроков исполнения одной стороной обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, или последовательности выполнения этапов и тем в целом, а также иных реквизитов ПРНС другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней) в соответствии с частями 9 - 12 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ.
7.4 За выполнение ПРНС отчитываются секретариаты ТК по каждому этапу разработки стандартов и НИИ, ответственные за подготовку стандартов к утверждению. Секретариаты ТК и Научные организации своевременно по каждой теме вносят в АИС "ПРНС" информацию о выполнении каждого конкретного этапа разработки проекта стандарта.
Научные организации, выполняющие методическое руководство работой ТК и координацию их деятельности и проводящие подготовку разработанных проектов стандартов к утверждению, в соответствии с ПРНС отражают учетную информацию по выполнению отдельных этапов работы в автоматизированной системе сбора и обработки информации хода разработки национальных стандартов "Мониторинг НД".
7.5 В соответствии с системой "Мониторинг НД" формируют следующие отчетные документы:
- отчет о ходе разработки проектов национальных стандартов (в соответствии с источниками финансирования, ТК);
- отчет о ходе подготовки проектов национальных стандартов к утверждению (в соответствии с разделами ПРНС, народно-хозяйственными комплексами, ТК, организациями-разработчиками, источниками финансирования).
Отчетные документы составляют по формам, установленным национальным органом по стандартизации.
7.6 Организации - администраторы систем АИС "ПРНС" и АИС "Мониторинг НД" совместно обобщают отчетные материалы и до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют сводный отчет в структурное подразделение национального органа по стандартизации, ответственное за планирование работ по национальной стандартизации.
8 Правила осуществления финансирования программы разработки национальных стандартов
8.1 ПРНС включает темы, финансируемые из государственного бюджета, а также за счет средств заказчика.
8.2 Финансирование расходов на реализацию этапов ПРНС (см. 4.2), включая экспертизу отдельных проектов национальных стандартов, организованную национальным органом по стандартизации, подготовку к утверждению, редактирование и формирование дела национального стандарта, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Исполнителя работ, финансируемых из средств федерального бюджета, выбирают на конкурсной основе в соответствии с положениями Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Заказчиком работ по стандартизации, финансируемых из средств федерального бюджета, является национальный орган по стандартизации.
8.3 Финансирование расходов на реализацию ПРНС в части разработки стандартов по темам, заказчиком по которым выступают физические или юридические лица, и по инициативным темам (см. 6.4) осуществляют за счет средств заказчика.
8.4 За счет средств федерального бюджета в первую очередь финансируют работы по приоритетным направлениям стандартизации.
8.5 При обосновании финансирования работ за счет средств федерального бюджета исполнитель работ приводит расчеты трудоемкости и стоимости их выполнения по каждой теме в целом, в том числе на планируемый год, сообщает ориентировочное количество страниц и наличие в Федеральном фонде технических регламентов и стандартов текстов стандартов и переводов новых версий ИСО, МЭК, МОЗМ, Codex/Stan, ФАО/ВОЗ.
Информацию о финансировании работ из средств заказчика указывают в обосновании к предложению согласно 5.1.2.
8.6 После утверждения ПРНС при отказе заинтересованного лица от первоначально заявленного финансирования разработки стандарта за счет своих средств разработчик обращается в национальный орган по стандартизации с просьбой провести корректировку по изменению объема финансирования или исключению темы из ПРНС.
Библиография
Приказом Росстандарта от 12 мая 2011 г. N 70-ст взамен Р 50.1.058-2006 с 12 мая 2011 г. введены Р 50.1.058-2011
[3] |
Р 50.1.065-2008 |
Типовое положение о технических комитетах по стандартизации |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 1.14-2009 "Стандартизация в Российской Федерации. Программа разработки национальных стандартов. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2009 г. N 231-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, 2010 г.
Дата введения - 1 мая 2010 г.
Приказом Росстандарта от 17 августа 2017 г. N 918-ст взамен настоящего ГОСТа с 1 марта 2018 г. введен в действие ГОСТ Р 1.14-2017 для добровольного применения в РФ
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ФГУП "ВНИИНМАШ")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 12 "Методология стандартизации"
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2009 г. N 231-ст
4 Настоящий стандарт реализует пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
5 Введен впервые
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменение N 2, утвержденное приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1970-ст
Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.
Изменение N 1, утвержденное приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст
Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г.