23 ноября 2012 г.
Standardization in the Russian Federation. Programme of national standards development. Requirements for structure, rules of forming, statement and control over realization
Дата введения - 1 мая 2010 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, введение изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
Введение
Планирование работ по стандартизации осуществляется для достижения целей стандартизации, определенных статьей 11 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и Концепцией развития национальной системы стандартизации в Российской Федерации".
Планирование и реализация работ по стандартизации осуществляется на основе подготовки ежегодно утверждаемой программы разработки национальных стандартов, обеспечивающей реализацию приоритетов развития стандартизации, поддержку государственной социально-экономической политики и создание эффективного инструмента обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции, качество ресурсной базы страны и разработку стандартов, содействующих подтверждению требований технических регламентов (национальных и Таможенного союза).
Каждая тема программы содержит информацию о народно-хозяйственном комплексе, техническом комитете по стандартизации, кодах общероссийского классификатора стандартов (ОКС) и общероссийского классификатора продукции (ОКП), наименовании стандарта, международном или региональном стандарте (документе), взятом за основу при разработке, этапах, сроках их реализации, исполнителях, об экспертизе и финансировании работ.
С целью контроля за ходом реализации программы используется система мониторинга.
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к структуре, порядку формирования, утверждения и контроля за реализацией программы разработки национальных стандартов, в том числе стандартов ограниченного распространения.
1.2 Настоящий стандарт не распространяется на разработку программ при планировании деятельности по стандартизации оборонной продукции.
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, в раздел 2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2013 г.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 1.1-2005 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности
ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены
ГОСТ Р 1.6-2005 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Организация проведения экспертизы
ГОСТ Р 1.8-2011 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения
ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения
ГОСТ Р 1.16-2011 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены
ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 1.1, ГОСТ Р 1.12 и ГОСТ 1.1, а также следующий термин с соответствующим определением:
организация - администратор системы: Организация, обеспечивающая функционирование автоматизированной информационной системы и осуществляющая функции научно-методического и технического сопровождения системы.
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, в пункт 3.2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2013 г.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
МТК - Межгосударственный технический комитет по стандартизации;
НИИ - научно-исследовательский институт;
ТК - Технический комитет по стандартизации;
ПК - Подкомитет ТК;
ИСО - Международная организация по стандартизации;
МЭК - Международная электротехническая комиссия;
СНГ - Содружество Независимых Государств;
АИС - Автоматизированная информационная система;
ПРНС - Программа разработки национальных стандартов;
МОЗМ - Международная организация законодательной метрологии;
Codex/Stan - Международные стандарты на пищевые продукты;
ФАО/ВОЗ - Продовольственная сельскохозяйственная организация/Всемирная организация здравоохранения;
ФОИВ - Федеральный орган исполнительной власти.
4 Общие положения
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 4.1 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
4.1 В соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ (статья 16, пункт 1) "О техническом регулировании" национальный орган по стандартизации ежегодно разрабатывает и утверждает ПРНС и обеспечивает ее доступность заинтересованным лицам для ознакомления.
ПРНС формируют по подразделам:
- национальная стандартизация (в т.ч. предварительные национальные стандарты и стандарты ограниченного распространения);
- межгосударственная стандартизация (в случае разработки стандарта Российской Федерацией).
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 4.2 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
4.2 Формирование ПРНС осуществляют по этапам:
- определение приоритетных направлений стандартизации на текущий период;
- директивное указание о начале разработки проекта ПРНС;
- сбор предложений в проект ПРНС;
- рассмотрение и анализ предложений;
- формирование проекта ПРНС и его согласование;
- утверждение ПРНС и обеспечение ее доступности.
На этапе реализации ПРНС проводят мониторинг ее выполнения, по результатам которого готовят отчет.
К первоочередным приоритетным направлениям стандартизации относят:
- реализацию целевых и перспективных среднесрочных программ стандартизации продукции;
- разработку стандартов, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов;
- разработку межгосударственных стандартов, отвечающих интересам Российской Федерации.
4.3 Структура программы разработки национальных стандартов
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, в пункт 4.3.1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2013 г.
4.3.1 В ПРНС включают разработку, пересмотр и изменение следующих видов документов в области стандартизации:
- национальных стандартов;
- межгосударственных стандартов, которые планируется применять в Российской Федерации в качестве национальных стандартов;
- правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации;
- правил по межгосударственной стандартизации и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, которые планируется применять на территории Российской Федерации;
- стандартов ограниченного распространения;
- документов по смежным со стандартизацией видам деятельности (системы данных о физических константах и свойствах веществ и материалов).
4.3.2 ПРНС формируют в соответствии с народно-хозяйственными комплексами, определяемыми национальным органом по стандартизации.
Темы ПРНС внутри комплексов группируют по ТК по закрепленной за ними тематике.
4.4 Общие принципы формирования программы разработки национальных стандартов и участники выполнения работ
4.4.1 ПРНС формируют, исходя из приоритетных направлений в области национальной стандартизации, определенных национальным органом по стандартизации, и направлений межгосударственной стандартизации, принятых Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации.
Приоритеты по национальной стандартизации определяют ежегодно, а приоритеты по межгосударственной стандартизации определяют один раз в пять лет в соответствии с правилами по межгосударственной стандартизации [1].
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, в пункт 4.4.2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2013 г.
4.4.2 Участниками разработки ПРНС являются:
- ТК в закрепленной области деятельности;
- структурные подразделения национального органа по стандартизации;
- научные организации по стандартизации, уполномоченные национальным органом по стандартизации на методическое руководство работой ТК и координацию их деятельности (далее - научные организации);
- организация - администратор системы АИС "ПРНС";
- организация - администратор системы АИС "Мониторинг НД";
- федеральные органы исполнительной власти;
- физические и юридические лица, заинтересованные в разработке стандартов.
4.4.3 Основанием для начала формирования ПРНС является директивное указание национального органа по стандартизации в ТК, опубликованное на сайте национального органа по стандартизации.
4.5 Автоматизация процесса формирования и контроля реализации программы разработки национальных стандартов
4.5.1 Формирование ПРНС выполняется в рамках автоматизированной информационной системы "Программа разработки национальных стандартов" (АИС "ПРНС") в режиме авторизованного доступа через интернет-портал национального органа по стандартизации.
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 4.5.2 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
4.5.2 Процедуры контроля реализации ПРНС осуществляют в рамках АИС "ПРНС", АИС "Мониторинг НД" и АИС "МГС".
4.5.3 Контроль за вводом предложений ТК в проект ПРНС, подготовку информационных и аналитических материалов по проекту ПРНС в системе АИС "ПРНС" и сбор и обработку информации о ходе разработки национальных стандартов "Мониторинг НД" осуществляют организации, уполномоченные национальным органом по стандартизации.
4.5.4 АИС "ПРНС" обеспечивает автоматизацию следующих процессов:
- сбора предложений ТК;
- анализа предложений на правильность и полноту представления исходных данных, а также на наличие предложений, дублирующих друг друга;
- формирования на основе полученных предложений проекта ПРНС;
- публикации ПРНС на интернет-портале национального органа по стандартизации после ее утверждения;
- контроля соблюдения сроков выполнения этапов работ по ПРНС;
- формирования и ведения базы данных ТК.
4.5.5 Исключен с 1 июля 2013 г.
См. текст пункта 4.5.5
4.5.6 АИС "Мониторинг НД" обеспечивает автоматизацию следующих процессов:
- мониторинга процесса разработки, рассмотрения и утверждения проектов разрабатываемых в соответствии с ПРНС документов;
- текущего контроля за процессом выполнения этапов разработки, рассмотрения, утверждения и издания документов в ходе выполнения ПРНС;
- формирования официальных уведомлений об этапах разработки, библиографий и дел стандартов;
- организации информационного взаимодействия между участниками ПРНС.
4.5.7 Исключен с 1 июля 2013 г.
См. текст пункта 4.5.7
4.5.8 Организации - администраторы АИС "ПРНС" и "Мониторинг НД" выполняют следующие функции:
- общую настройку системы;
- регистрацию пользователей;
- обеспечение доступа пользователей к ресурсам и функциям системы;
- администрирование системы;
- научно-методическое и техническое сопровождение процесса формирования проекта ПРНС.
4.5.9 Порядок представления предложений в ПРНС в электронном виде приведен в 5.2.1.
5 Правила формирования программы разработки национальных стандартов
5.1 Подготовка предложений по разработке национальных и межгосударственных стандартов, пересмотру действующих стандартов и по внесению изменений
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 5.1.1 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
5.1.1 Формирование проекта ПРНС на следующий год (или в перспективный план) проводят с учетом тем, разрабатываемых в соответствии с ПРНС текущего года.
ФОИВ, заинтересованные юридические и физические лица (в т.ч. члены ТК) направляют предложения с обоснованием по разработке национального или межгосударственного стандарта в секретариат соответствующего ТК (ПК), а при отсутствии ТК - в национальный орган по стандартизации или НИИ.
Примечание - Закрепление объектов стандартизации (сфер деятельности) за ТК приведено в перечне действующих ТК, который ведет и распространяет национальный орган по стандартизации. Перечень ТК представлен в свободном доступе на интернет-портале национального органа по стандартизации
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, в пункт 5.1.2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2013 г.
5.1.2 В обосновании приводят:
- краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации;
- актуальность и целесообразность разработки стандарта на национальном или межгосударственном уровне (в этом случае определяют необходимость участия МТК в разработке);
- одно или несколько приоритетных направлений стандартизации, которым соответствует предложение;
- сведения о связи предлагаемого к разработке стандарта с федеральными законами, техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- целесообразность использования международного, регионального или национального стандарта другой страны в качестве основы для разработки национального (межгосударственного) стандарта и форму его применения;
- необходимость привлечения средств федерального бюджета для финансирования разработки или сведения об ином источнике финансирования (наличие потенциального заказчика или использование собственных средств);
- сведения об ориентировочной стоимости разработки стандарта при бюджетном финансировании (расчет рекомендуется проводить по методике [2], утвержденной национальным органом по стандартизации);
- сведения о заказчике, исполнителе и соисполнителях;
- описание ожидаемой экономической, социальной и/или иной эффективности от применения стандарта (по возможности и результаты расчета ожидаемой технико-экономической эффективности).
Примечание - Если заинтересованное лицо предполагает осуществить разработку национального (межгосударственного) стандарта за счет своих средств, то к обоснованию прикладывают соответствующее письмо, в котором заявитель обязуется осуществить выполнение в установленные ПРНС сроки разработку стандарта. После утверждения ПРНС при отказе заинтересованного лица от первоначально заявленного финансирования разработки стандарта за счет своих средств или при невыполнении темы в установленные сроки разработчик обращается в национальный орган по стандартизации с просьбой провести корректировку по изменению объема финансирования или сроков или исключению темы из ПРНС.
Также приводят иные дополнительные сведения по усмотрению ТК, такие как сведения о взаимосвязи проекта стандарта со стандартами, утвержденными ранее и действующими в Российской Федерации в качестве национальных стандартов, предложения по их пересмотру, изменению или отмене (по межгосударственным стандартам - прекращению применения на территории Российской Федерации) и т.д.
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, в пункт 5.1.3 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2013 г.
5.1.3 При необходимости обновления (путем пересмотра или внесения изменений) действующего национального или межгосударственного стандарта вместо характеристики объекта и аспекта стандартизации приводят соответствующее обоснование.
Примечание - Национальный стандарт подлежит обновлению в случаях, указанных в ГОСТ Р 1.2-2004 (пункт 5.1), межгосударственный стандарт - в случаях, предусмотренных в ГОСТ Р 1.8-2004 (подраздел 7.1).
5.2 Правила участия технических комитетов по стандартизации в формировании программы разработки национальных стандартов
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 5.2.1 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
5.2.1 Члены ТК направляют предложения на разработку стандартов в секретариат соответствующего ТК до 1 февраля года, предшествующего планируемому.
При наличии в ТК подкомитетов секретариат ТК направляет поступившие предложения в секретариат соответствующего по тематике ПК. Предварительное рассмотрение предложений в ПРНС осуществляют в ПК с последующим рассмотрением в ТК (см. 5.2.5).
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 5.2.2 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
5.2.2 Секретариат ТК (ПК) рассматривает и анализирует предложения по разработке национальных стандартов и обновлению действующих стандартов и обобщает их. Секретариат ТК (ПК) оценивает актуальность разработки (пересмотра) каждого стандарта (изменения), определяет потенциального разработчика, организацию или иное лицо, которое способно разработать данный стандарт (если такие сведения уже приведены в предложениях заинтересованных лиц или ФОИВ, то секретариат ТК или ПК оценивает возможности их реализации).
5.2.3 При проведении анализа предложений секретариат ТК в срок 45 дней с момента представления разработчиком комплекта документов (см. 5.1.1) в секретариат ТК рассматривает предложения в ПРНС по обеспечению национальных проектов, федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ, программ разработки технических регламентов, программ работ международных и региональных организаций по стандартизации и проектов указанных программ, бизнес-планов ТК и аналогичных международных ТК, их краткосрочных и долгосрочных программ технической работы, программы работ по межгосударственной стандартизации и планов стратегической политики, а также информацию о принятых в последние годы международных, региональных и зарубежных национальных стандартах, результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических и проектных работ, которые проводились членами ТК или по их заказу, результаты патентных исследований, а также иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 5.2.4 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
5.2.4 До 1 июня года, предшествующего планируемому, секретариат ТК готовит обобщенные предложения в ПРНС и рассылает их членам ТК.
Члены ТК рассматривают предложения в соответствии с ГОСТ Р 1.1, оценивают их актуальность и представляют отзыв по предложениям в целом и/или по отдельным темам. Замечания должны быть конкретными и обоснованными (наименования тем, сроки их выполнения, исполнители (соисполнители), источники финансирования и стоимость работ).
Предложения по темам, относящимся к межгосударственной стандартизации, направляют членам МТК для рассмотрения целесообразности их включения в программу работ по межгосударственной стандартизации. Отзывы членов МТК рассматривает секретариат ТК (ПК).
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 5.2.5 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
5.2.5 Предложения обсуждают на заседании ТК с голосованием по ним в соответствии с ГОСТ Р 1.1.
При наличии разногласий по отклоненным секретариатом ТК предложениям решение о включении темы в ПРНС принимает национальный орган Российской Федерации по стандартизации.
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 5.2.6 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
5.2.6 Принятые на заседании ТК предложения секретариат ТК в срок до 1 июля года, предшествующего планируемому, вносит в АИС "ПРНС" в соответствии с приложением А (табл. А.1 и А.2) через интернет-портал системы. При отсутствии у ТК доступа к сети Интернет секретариат ТК направляет предложения в ПРНС вместе с пояснительной запиской и протоколом заседания ТК по их рассмотрению в национальный орган по стандартизации или НИИ.
Допускается в срок до 30 августа года, предшествующего планируемому, направлять предложения в ПРНС вместе с пояснительной запиской и протоколом заседания ТК по электронной почте в национальный орган по стандартизации или НИИ.
5.3 Правила участия научных организаций в формировании программы разработки национальных стандартов
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, в пункт 5.3.1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2013 г.
5.3.1 Научные организации в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проводят анализ размещенных в АИС "ПРНС" предложений ТК по закрепленной за научными организациями тематике и представляют замечания и дополнения по формированию ПРНС в национальный орган по стандартизации по формам, приведенным в приложении Б.
Научные организации в процессе анализа осуществляют:
- проверку правильности наименования предлагаемых к разработке стандартов, однозначности указания вида работ, наличия дублирующих друг друга предложений, соответствия предложений установленным народно-хозяйственным комплексам;
- оценку актуальности каждой темы с учетом приоритетных направлений работ по национальной и межгосударственной стандартизации;
- определение целесообразности проведения работ по каждой теме на национальном или межгосударственном уровне;
- рассмотрение обоснованности разработки национального (межгосударственного) стандарта с предложенной степенью соответствия аналогичному международному стандарту;
- определение возможности использования для финансирования предлагаемых работ иных источников вместо средств федерального бюджета;
- оценку направленности на реализацию программ стандартизации, разработанных по поручению Правительства РФ;
- проверку на обеспечение соблюдения требований принятых технических регламентов;
- проверку на обеспечение инновационного развития отраслей;
- проверку на обеспечение развития секторов промышленности с высоким технологическим потенциалом;
- проверку обоснованности сроков выполнения разработки.
При проведении анализа исключают необоснованные темы, предложенные ТК, и вносят новые темы по согласованию с секретариатом ТК.
5.3.2 При наличии замечаний по предложению ТК в ПРНС (приложение Б, формы Б.1 и Б.2) научные организации согласовывают их с национальным органом по стандартизации и направляют их по электронной почте в секретариат ТК с соответствующими обоснованиями и указанием срока, в течение которого секретариат ТК должен предоставить подтверждение на проведение соответствующих изменений.
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 5.3.3 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
5.3.3 Если объект стандартизации по теме относится к области деятельности двух или более ТК, то НИИ предлагают секретариатам этих ТК определить организации, которые целесообразно подключить к работе по данной теме в качестве соисполнителей, или создать совместную рабочую группу из представителей различных ТК.
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 5.3.4 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
5.3.4 После завершения анализа предложений ТК НИИ согласуют их с национальным органом по стандартизации, формируют сводную информацию (приложение Б, таблица Б.5) о внесенных изменениях и дополнениях в проект ПРНС и направляют ее в структурные подразделения национального органа по стандартизации, ответственные за вопросы стандартизации по закрепленной тематике.
5.3.5 После завершения анализа предложений ТК организация - администратор системы формирует на основании информации АИС "ПРНС" первую редакцию проекта ПРНС по форме, приведенной в приложении В.
5.3.6 Организация - администратор системы представляет первую редакцию проекта ПРНС в структурное подразделение национального органа по стандартизации, ответственное за разработку ПРНС.
5.4 Подготовка предложений по разработке стандартов ограниченного распространения
Предложения на разработку стандарта оформляют и представляют в соответствии с порядком, установленным Ростехрегулированием, в организацию, выполняющую функции головной организации по планированию работ по стандартизации специальной продукции.
5.5 Правила участия структурных подразделений национального органа по стандартизации в формировании программы разработки национальных стандартов
5.5.1 Структурное подразделение национального органа по стандартизации, ответственное за разработку ПРНС, после определения объемов финансирования за счет средств федерального бюджета совместно с иными заинтересованными структурными подразделениями уточняет темы ПРНС, финансируемые за счет этих средств, направляет сводную информацию об уточнении проекта ПРНС в организацию - администратор системы для внесения изменений в АИС "ПРНС" и формирования окончательной редакции, а затем представляет окончательную редакцию проекта программы для рассмотрения на коллегии национального органа по стандартизации.
5.5.2 После рассмотрения ПРНС на заседании коллегии национального органа по стандартизации организация - администратор АИС "ПРНС" проводит доработку ПРНС с учетом принятых на заседании коллегии замечаний и предложений и формирует ПРНС для ее утверждения руководителем национального органа по стандартизации.
5.5.3 Сформированную ПРНС на следующий год утверждает руководитель национального органа по стандартизации не позднее 1 декабря текущего года.
6 Обеспечение доступности программы разработки национальных стандартов и правила внесения в нее уточнений
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 6.1 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
6.1 Для обеспечения доступности информации о работах по национальной и межгосударственной стандартизации ПРНС размещают в информационной системе общего пользования на официальном сайте национального органа по стандартизации в сети Интернет.
6.1.1 Организация - администратор системы после утверждения ПРНС направляет ее на бумажном носителе и в электронно-цифровой форме на издание.
6.1.2 Опубликование утвержденной ПРНС на интернет-портале национального органа по стандартизации обеспечивает организация - администратор системы.
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, в пункт 6.2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2013 г.
6.2 При необходимости уточнить содержание ПРНС участники разработки национальных стандартов, включенных в ПРНС, направляют соответствующие предложения с обоснованием целесообразности их реализации в секретариат ТК, за которым закреплена данная тема.
6.3 В случае приостановки разработки решение об исключении данной темы из ПРНС принимает заместитель Руководителя национального органа по стандартизации.
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 6.4 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
6.4 После утверждения ПРНС с разрешения национального органа по стандартизации в ПРНС могут быть включены дополнительные темы (в т.ч. по инициативной разработке стандартов по ГОСТ Р 1.2). Секретариат ТК или заинтересованное лицо (при отсутствии ТК) направляет соответствующее предложение в организацию - администратор системы для последующего внесения в АИС "ПРНС" по форме, приведенной в приложении В, и в АИС "Мониторинг НД".
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, наименование раздела 7 изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
7 Правила осуществления мониторинга за реализацией программы разработки национальных стандартов
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 7.1 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
7.1 Общий контроль реализации ПРНС осуществляет структурное подразделение национального органа по стандартизации, ответственное за формирование ПРНС, а также структурные подразделения, выполняющие функции заказчиков работ.
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 7.2 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
7.2 Контроль выполнения ПРНС осуществляют секретариаты ТК и НИИ в процессе рассмотрения проектов стандартов и изменений стандартов перед их утверждением (проектов межгосударственных стандартов - перед их размещением в АИС "МГС" для принятия).
7.3 Исключен с 1 июля 2013 г.
См. текст пункта 7.3
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 7.4 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
7.4 О выполнении ПРНС отчитываются секретариаты ТК по каждому этапу разработки стандартов и НИИ, ответственные за подготовку стандартов к утверждению. Секретариаты ТК и НИИ в соответствии со сроками, установленными ПРНС по каждой теме, вносят в АИС "ПРНС" информацию о выполнении каждого конкретного этапа разработки проекта стандарта.
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, в пункт 7.5 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2013 г.
7.5 В соответствии с системой "Мониторинг НД" НИИ формируют следующие отчетные документы:
- отчет о ходе разработки проектов национальных стандартов (в соответствии с источниками финансирования, ТК);
- отчет о ходе подготовки проектов национальных стандартов к утверждению (в соответствии с разделами ПРНС, народно-хозяйственными комплексами, ТК, организациями-разработчиками, источниками финансирования).
Отчетные документы составляют по формам, установленным национальным органом по стандартизации.
7.6 Организации - администраторы систем АИС "ПРНС" и АИС "Мониторинг НД" совместно обобщают отчетные материалы и до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют сводный отчет в структурное подразделение национального органа по стандартизации, ответственное за планирование работ по национальной стандартизации.
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, наименование раздела 8 изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
8 Правила осуществления финансирования работ по выполнению программы разработки национальных стандартов
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 8.1 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
8.1 В ПРНС включают темы, финансируемые из государственного бюджета, а также за счет средств разработчика или иного заказчика.
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, в пункт 8.2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2013 г.
8.2 Финансирование расходов на реализацию этапов ПРНС (см. 4.2), включая экспертизу отдельных проектов национальных стандартов, организованную национальным органом по стандартизации, подготовку к утверждению, редактирование и формирование дела национального стандарта, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Заказчиком работ по стандартизации, финансируемых из средств федерального бюджета, является национальный орган по стандартизации.
Примечание - Исполнителя работ, финансируемых из средств федерального бюджета, выбирают на конкурсной основе в соответствии с положениями Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 8.3 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
8.3 Финансирование расходов на реализацию ПРНС в части разработки стандартов по темам, заказчиком которых выступают физические или юридические лица, и по инициативным темам осуществляют за счет средств разработчика или иного заказчика.
8.4 За счет средств федерального бюджета в первую очередь финансируют работы по приоритетным направлениям стандартизации.
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, пункт 8.5 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.
8.5 Для расчета объема финансирования работ за счет средств федерального бюджета по каждой теме в целом, в т.ч. на планируемый год, НИИ представляет информацию о наличии в Федеральном фонде технических регламентов и стандартов текстов публикаций ИСО, МЭК, МОЗМ, Codex/Stan, ФАО/ВОЗ, их переводов и ориентировочное число страниц публикаций.
Финансирование работ из средств разработчика или иного заказчика указано в обосновании к предложению (5.1.2).
8.6 После утверждения ПРНС при отказе заинтересованного лица от первоначально заявленного финансирования разработки стандарта за счет своих средств разработчик обращается в национальный орган по стандартизации с просьбой провести корректировку по изменению объема финансирования или исключению темы из ПРНС.
Изменением N 1, утвержденным приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст, в элемент "Библиография" внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2013 г.
Библиография
23 ноября 2012 г.
Приказом Росстандарта от 12 мая 2011 г. N 70-ст взамен Р 50.1.058-2006 с 12 мая 2011 г. введены Р 50.1.058-2011
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 1.14-2009 "Стандартизация в Российской Федерации. Программа разработки национальных стандартов. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2009 г. N 231-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, 2010 г.
Дата введения - 1 мая 2010 г.
Приказом Росстандарта от 17 августа 2017 г. N 918-ст взамен настоящего ГОСТа с 1 марта 2018 г. введен в действие ГОСТ Р 1.14-2017 для добровольного применения в РФ
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ФГУП "ВНИИНМАШ")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 12 "Методология стандартизации"
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2009 г. N 231-ст
4 Настоящий стандарт реализует пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
5 Введен впервые
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменение N 2, утвержденное приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1970-ст
Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.
Изменение N 1, утвержденное приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1143-ст
Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г.