Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2005 г. N 893 "Об утверждении Порядка оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений"

 

Приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (РД 03-14-2005).

2. Считать не подлежащим применению постановление Госгортехнадзора России от 7 сентября 1999 г. N 66 "Об утверждении Положения о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней"*.

 

Врио руководителя

А.Б. Малышев

 

______________________________

* Зарегистрировано Минюстом России 07.10.1999, регистрационный N 1926.

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 января 2006 г.

Регистрационный N 7375

 

Приложение

 

Порядок
оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений
РД-03-14-2005
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2005 г. N 893)

 

I. Общие положения

 

1. Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (далее - Порядок) устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - декларация) и требования к ее оформлению.

2. Порядок разработан в соответствии с:

- Федеральным законом от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588) с изменениями на 9 мая 2005 г.;

- Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348);

- постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.1999 N 526 "Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 20, ст. 2445) с изменениями на 1 февраля 2005 г.;

- постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 N 49 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560).

3. Порядок распространяется на декларации, разрабатываемые в соответствии с федеральным законодательством, независимо от организационно-правовых форм собственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее - ОПО), а также ведомственной принадлежности опасных производственных объектов.

4. Порядок является обязательным для исполнения организациями, разрабатывающими декларации, экспертными организациями, осуществляющими экспертизу промышленной безопасности деклараций, работниками Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), осуществляющими надзор за декларируемыми опасными производственными объектами.

5. В Порядке используются термины, установленные в:

- Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ с изменением от 10.01.2003;

- "Методических указаниях по проведению анализа риска на опасных производственных объектах" (РД 03-418-01), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 10.07.2001 N 30.

Также используются термины и их определения, приведенные в приложении N 1 к Порядку.

6. Разработка декларации включает: всестороннюю оценку риска аварии и связанной с ней угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО.

7. Декларация разрабатывается для ОПО, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, установленных в приложении 2 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (таблицы 1 и 2 приложения N 2 к Порядку), а также для ОПО, обязательность декларирования которых установлена в нормативных правовых актах Службы.

При решении вопроса об обязательности декларирования промышленной безопасности следует применять следующие принципы:

1) для опасных веществ, не указанных в таблице 1, применять данные таблицы 2 приложения N 2 к Порядку;

2) в случае, если расстояние между ОПО менее пятисот метров, учитывается суммарное количество опасного вещества;

3) если на ОПО применяется несколько видов опасных веществ, то их суммарное пороговое количество определяется условием:

 

                    n
                  Сумма m(i)/M(i)>1,
                   i=1

 

где m(i) - количество применяемого вещества;

M(i) - пороговое (предельное) количество того же вещества в соответствии с таблицами 1 и 2 для всех i от 1 до n.

8. В случае, если ОПО, расположенные на расстоянии менее пятисот метров и принадлежащие разным организациям, объединены в единый технологический цикл и сумма опасных веществ на них превышает установленные предельные значения (таблицы 1 и 2 приложения N 2 к Порядку), то они подлежат декларированию.

9. Декларация разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО.

10. Декларация уточняется или разрабатывается вновь при изменении сведений, содержащихся в ней, или изменении требований промышленной безопасности.

11. Декларация уточняется путем внесения в нее частичных изменений в случае, если эти изменения связаны с техническими и/или технологическими изменениями на опасном производственном объекте, которые не влияют на условия безопасной эксплуатации и не увеличивают значения показателей риска аварии. Данные изменения прилагаются к декларации и согласовываются с управлением центрального аппарата Службы, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности на декларируемом ОПО.

12. При разработке декларации для действующего ОПО в состав сведений по обеспечению требований промышленной безопасности следует включать сведения как о выполняемых, так и о планируемых мерах. При разработке декларации в составе проектной документации представляются сведения о мерах, представленных в проектной документации.

13. Декларация представляется на экспертизу промышленной безопасности (далее - экспертиза) в экспертную организацию.

14. Декларация с заключением экспертизы по ней направляется на рассмотрение в управление центрального аппарата Службы, осуществляющее контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности на декларируемом ОПО.

15. Представление копии декларации, информационного листа и заключения экспертизы в заинтересованные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и гражданам осуществляется в соответствии с Правилами представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.99 г. N 526).

 

II. Структура декларации промышленной безопасности

 

16. Декларация должна включать следующие структурные элементы:

- титульный лист;

- данные об организации - разработчике декларации;

- оглавление;

- раздел 1 "Общие сведения";

- раздел 2 "Результаты анализа безопасности";

- раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности";

- раздел 4 "Выводы";

- раздел 5 "Ситуационные планы";

- обязательные приложения к декларации:

- приложение N 1 "Расчетно-пояснительная записка";

- приложение N 2 "Информационный лист".

 

III. Перечень сведений, включаемых в декларацию промышленной безопасности

 

17. Титульный лист является первой страницей декларации и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска этого документа. На титульном листе приводятся следующие сведения:

1) реквизит утверждения декларации руководителем организации, эксплуатирующей декларируемый ОПО, или заказчиком проекта (для проектируемых объектов);

2) регистрационный номер декларации, присваивается Службой в установленном порядке.

3) наименование декларации с указанием наименования декларируемого объекта и наименование эксплуатирующей организации (или заказчика проекта);

4) регистрационный номер декларируемого объекта в государственном реестре опасных производственных объектов (для действующих объектов);

5) местонахождение декларируемого объекта и год разработки декларации.

18. Данные об организации - разработчике декларации включают:

1) наименование организации, разработавшей декларацию, ее почтовый адрес, телефон, факс; сведения о лицензии Службы на проведение работ, связанных с экспертизой промышленной безопасности (с указанием регистрационного номера и даты выдачи лицензии), данные об аккредитации в области экспертизы декларации промышленной безопасности и/или анализа риска.

При участии в разработке декларации и расчетно-пояснительной записки (далее - РПЗ) нескольких организаций указанные сведения представляются для каждой из них.

2) список исполнителей, включающий их фамилии и инициалы, должности, места работы и сведения об аттестации в области экспертизы декларации промышленной безопасности.

19. Оглавление включает наименования всех разделов декларации с указанием страниц, с которых начинаются разделы и подразделы.

20. Раздел 1 "Общие сведения" должен включать:

1) реквизиты организации:

- полное и сокращенное наименование эксплуатирующей организации (или заказчика проекта);

- наименование вышестоящей организации (при наличии таковой) с указанием адреса, телефона;

- фамилии, инициалы и должности руководителей организации;

- полный почтовый и электронный адреса, телефон, факс организации;

- краткий перечень основных направлений деятельности организации, связанных с эксплуатацией декларируемого объекта;

2) обоснование декларирования:

- перечень составляющих декларируемого объекта с указанием количества и наименования опасных веществ, на основании которых опасный производственный объект отнесен к декларируемым объектам;

- перечень нормативных правовых документов, на основании которых принято решение о разработке декларации;

3) сведения о месторасположении декларируемого объекта:

- краткую характеристику местности, на которой размещается объект, в том числе данные о топографии и природно-климатических условиях с указанием возможности проявления опасных природных явлений;

- план расположения объекта на топографической карте и сведения о размерах и границах территории, запретных, санитарно-защитных и охранных зонах декларируемого объекта;

4) сведения о работниках и иных физических лицах, включая население:

- сведения об общей численности работников на декларируемом объекте, а также данные о преимущественном размещении работающих по административным единицам и составляющим декларируемого объекта с указанием средней численности и наибольшей численности работающей смены;

- сведения об общей численности работников других объектов эксплуатирующей организации, размещенных вблизи декларируемого объекта;

- сведения об общей численности иных физических лиц, которые могут оказаться в зонах действия поражающих факторов: работники соседних предприятий и других объектов; лица на внешних транспортных коммуникациях (ж/д, автодороги); население и иные физические лица;

5) страховые сведения (для действующих объектов):

- наименование и адрес организации-страховщика, а также сведения о ее страховых лицензиях;

- перечень договоров обязательного страхования ответственности с указанием размеров страховых сумм;

21. Раздел 2 "Результаты анализа безопасности" должен включать:

1) сведения об опасных веществах:

- наименование опасного вещества;

- степень опасности и характер воздействия вещества на организм человека и окружающую природную среду, в том числе при возникновении аварии;

2) общие сведения о технологии:

- схему основных технологических потоков, которая должна представлять блок-схему с указанием наименования опасных веществ и направления их перемещения в технологической системе декларируемого объекта;

- общие данные о распределении опасных веществ по декларируемому объекту, которые должны включать сведения об общем количестве опасных веществ, находящихся в технических устройствах - аппаратах (емкостях), трубопроводах, с указанием максимального количества в единичной емкости или участке трубопровода наибольшей вместимости. Данные должны приводиться для всех составляющих по максимальным регламентным (проектным) значениям количества опасного вещества;

3) основные результаты анализа риска аварии:

22. Основные результаты анализа риска аварии должны включать:

1) результаты анализа условий возникновения и развития аварий:

- перечень основных возможных причин возникновения аварии и факторов, способствующих возникновению и развитию аварий;

- краткое описание сценариев наиболее вероятных аварий и наиболее опасных по последствиям аварий;

- данные о размерах вероятных зон действия поражающих факторов для описанных сценариев аварии;

- сведения о возможном числе пострадавших, включая погибших среди работников и иных физических лиц;

- сведения о возможном ущербе от аварий;

2) результаты оценки риска аварии, которые должны включать краткие данные о показателях риска причинения вреда работникам декларируемого объекта и иным физическим лицам, ущерба имуществу и вреда окружающей природной среде;

23. Раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности" должен включать:

1) сведения об обеспечении требований промышленной безопасности к эксплуатации декларируемого объекта:

- сведения о выполнении распоряжений и предписаний Службы;

- перечень имеющихся и/или необходимых лицензий Службы на виды деятельности, связанные с эксплуатацией декларируемых объектов;

- сведения о профессиональной и противоаварийной подготовке персонала с указанием регулярности проверки знаний в области промышленной безопасности и порядка допуска персонала к работе;

- сведения о системе управления промышленной безопасностью, включая данные о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности;

- сведения о системе проведения сбора информации о произошедших инцидентах и авариях и анализе этой информации;

- перечень проведенных работ по анализу опасностей и рисков, техническому диагностированию и экспертизе технических устройств, зданий, сооружений и экспертизе промышленной безопасности с указанием наименования объекта экспертизы и организаций, проводивших указанные работы, а также даты и номера заключения экспертизы;

- сведения о соответствии условий эксплуатации декларируемого объекта требованиям норм и правил;

- сведения о принятых мерах по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность на декларируемом объекте, а также по противодействию возможным террористическим актам.

2) сведения об обеспечении требований промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии:

- сведения о мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварий на декларируемом объекте;

- сведения о составе противоаварийных сил, аварийно-спасательных и других служб обеспечения промышленной безопасности;

- сведения о финансовых и материальных ресурсах для локализации и ликвидации последствий аварий на декларируемом объекте;

- сведения о системе оповещения в случае возникновения аварии на декларируемом объекте с приведением схемы оповещения и указанием порядка действий в случае аварии;

- сведения о порядке действия сил и использования средств организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, а также их взаимодействию с другими организациями по предупреждению, локализации и ликвидации аварий.

24. Раздел 4 "Выводы" должен включать:

1) перечень наиболее опасных составляющих и/или производственных участков декларируемого объекта с указанием показателей риска аварий;

2) перечень наиболее значимых факторов, влияющих на показатели риска;

3) перечень основных мер, направленных на уменьшение риска аварий;

4) обобщенную оценку обеспечения промышленной безопасности и достаточности мер по предупреждению аварий на декларируемом объекте.

25. Раздел 5 "Ситуационные планы" должен включать графическое отображение зон действия поражающих факторов для наиболее опасных по последствиям аварии составляющих и/или производственных участков декларируемого объекта. На ситуационном плане в масштабе должны быть отмечены:

1) промышленная площадка (территория) с указанием месторасположения источника выброса или взрыва опасного вещества;

2) предприятия, транспортные коммуникации, населенные пункты и места массового скопления людей;

3) зоны действия поражающих факторов аварий для наиболее опасных по последствиям и вероятных сценариев аварии на декларируемом объекте, а также краткое описание сценариев, методов и основных исходных данных, применяемых при расчете этих сценариев;

4) распределение потенциального территориального риска гибели людей от аварий по территории объекта и прилегающей местности (для декларируемых объектов, аварии на которых сопровождаются выбросом токсичных, высокотоксичных и/или воспламеняющихся веществ).

 

IV. Перечень сведений, включаемых в приложение N 1 "Расчетно-пояснительная записка"

 

26. Приложение N 1 "Расчетно-пояснительная записка" имеет следующую структуру:

- титульный лист;

- оглавление;

- Раздел 1 "Сведения о технологии";

- Раздел 2 "Анализ риска";

- Раздел 3 "Выводы и предложения";

- список использованных источников.

27. Титульный лист РПЗ является первой страницей и должен включать следующие сведения:

1) надпись "Приложение 1" (в правом верхнем углу);

2) регистрационный номер декларации в соответствии с п.п. 2 п. 17 Порядка;

3) наименование РПЗ к декларации с указанием наименования декларируемого объекта и наименования эксплуатирующей организации (или заказчика проекта);

4) для действующего объекта - регистрационный номер декларируемого объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, для проектируемого объекта - наименование проектной документации с указанием стадии проекта (проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта);

5) номер книги (в том случае, если РПЗ состоит из двух и более книг);

6) местонахождение организации, разработавшей декларацию промышленной безопасности, и год ее разработки.

Если РПЗ состоит из двух или более книг, каждая книга должна иметь свой титульный лист, соответствующий листу первой книги и содержащий сведения, относящиеся к данной книге.

28. Оглавление должно включать наименование всех разделов и подразделов РПЗ с указанием страниц, с которых начинаются эти структурные элементы.

В случае, если РПЗ состоит из двух и более книг, в каждой из них должно быть свое оглавление. В оглавлении первой книги должно быть представлено содержание всего документа с указанием номеров страниц и книг, в последующих книгах - только содержание соответствующей книги.

29. Раздел 1 "Сведения о технологии" должен включать:

1) сведения об опасных веществах (представляется для веществ, учитываемых при идентификации декларируемого объекта):

- наименование;

- вид;

- химическая формула;

- состав;

- физические свойства (молекулярный вес, температура кипения, плотность);

- взрывоопасность;

- токсическая опасность;

- реакционная способность;

- запах;

- коррозионная активность;

- меры предосторожности;

- воздействие на людей и окружающую среду, в том числе от поражающих факторов аварии;

- средства защиты;

- методы перевода вещества в безвредное состояние;

- меры первой помощи пострадавшим от воздействия поражающих факторов при аварии.

2) данные о технологии и оборудовании:

- принципиальная технологическая схема с обозначением основного технологического оборудования, указанием направлений потоков опасных веществ и отсекающей арматуры и кратким описанием технологического процесса;

- план размещения основного технологического оборудования, в котором обращаются опасные вещества;

- перечень основного технологического оборудования, в котором обращаются опасные вещества;

- данные о распределении опасных веществ по оборудованию.

3) описание технических решений по обеспечению безопасности:

- описание решений, направленных на исключение разгерметизации оборудования и предупреждение аварийных выбросов опасных веществ;

- описание решений, направленных на предупреждение развития аварий и локализацию выбросов опасных веществ;

- описание решений, направленных на обеспечение взрывопожаробезопасности;

- описание систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций и других средств обеспечения безопасности.

30. Раздел 2 "Анализ риска" должен включать:

1) анализ известных аварий:

- перечень аварий и обобщенные данные об инцидентах, имевших место на декларируемом объекте (для действующих объектов);

- перечень наиболее опасных по последствиям аварий, имевших место на других аналогичных объектах, или аварий, связанных с обращающимися опасными веществами;

- анализ основных причин произошедших аварии.

2) анализ условий возникновения и развития аварий:

- определение возможных причин возникновения аварии и факторов, способствующих возникновению и развитию аварий;

- определение сценариев аварий с участием опасных веществ;

- обоснование применяемых физико-математических моделей и методов расчета с оценкой влияния исходных данных на результаты анализа риска аварии;

- оценку количества опасных веществ, участвующих в аварии;

- расчет вероятных зон действия поражающих факторов;

- оценку возможного числа пострадавших, в том числе погибших, среди работников декларируемого объекта и иных физических лиц;

- оценку возможного ущерба.

3) оценку риска аварий, включающую данные о вероятности аварий, показателях риска причинения вреда работникам декларируемого объекта и физическим лицам, ущерба имуществу и вреда окружающей природной среде (по составляющим объекта).

31. Раздел 3 "Выводы и предложения" должен включать:

1) перечень составляющих (производственных участков) декларируемого объекта с указанием рассчитанных показателей риска аварии;

2) сравнительный анализ рассчитанных показателей риска аварии на декларируемом объекте со среднестатистическими показателями риска техногенных происшествий и/или критериями приемлемого риска.

3) предложения по внедрению мер, направленных на уменьшение риска аварий.

32. Список использованных источников должен включать:

1) перечень нормативно-правовых документов, регулирующих требования промышленной безопасности на декларируемом объекте;

2) перечень документации организации, используемой при разработке расчетно-пояснительной записки;

3) перечень литературных источников.

 

V. Перечень сведений, включаемых в приложение N 2 "Информационный лист"

 

33. Приложение N 2 "Информационный лист" служит для представления гражданам (по их обращению), имеет титульный лист и включает следующие структурные элементы:

1) наименование организации, эксплуатирующей декларируемый ОПО или являющейся заказчиком проектной документации;

2) сведения о лице, ответственном за информирование и взаимодействие с общественностью (должность, фамилия и инициалы, телефон);

3) краткое описание производственной деятельности, связанной с эксплуатацией декларируемого объекта;

4) перечень и основные характеристики опасных веществ, обращаемых на декларируемом объекте;

5) краткие сведения о масштабах и последствиях возможных аварий и мерах безопасности;

6) сведения о способах оповещения и необходимых действиях населения при возникновении аварий.

34. На титульном листе приложения "Информационный лист" приводятся следующие сведения:

1) надпись "Приложение N 2" (в правом верхнем углу);

2) регистрационный номер декларации в соответствии с п.п. 2 п. 17 Порядка;

3) наименование информационного листа к декларации с указанием наименования декларируемого объекта и наименования эксплуатирующей организации (или заказчика проекта).

 

VI. Требования к оформлению декларации промышленной безопасности и приложений к ней

 

35. Общие требования:

- декларация и приложения к ней должны быть оформлены отдельно друг от друга. Декларация и расчетно-пояснительная записка оформляются в виде отдельных переплетенных книг (или нескольких книг при необходимости);

- текст декларации и приложений к ней должен быть выполнен машинописным способом или с применением печатающих и графических устройств вывода персональных компьютеров на одной стороне белой бумаги;

- вне зависимости от способа печатания качество напечатанного текста и оформления иллюстраций и таблиц должно удовлетворять требованию четкого однозначного восприятия;

- при оформлении декларации и приложений необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему тексту;

- вписывать в отпечатанный текст отдельные слова, формулы, знаки допускается черными чернилами или черной тушью;

- заголовки структурных элементов декларации следует располагать с новой страницы, в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая;

- заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются;

- расстояние между заголовками структурных элементов, подразделов, пунктов и текстом должно быть не менее 3 интервалов.

36. Требования к нумерации страниц декларации и приложений:

- страницы декларации следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая отдельную сквозную нумерацию по всему тексту декларации и каждого приложения к ней;

- титульные листы входят в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют;

- иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц декларации и расчетно-пояснительной записки;

- иллюстрации и таблицы учитывают как одну страницу.

37. Требования к нумерации разделов, подразделов, пунктов, подпунктов и книг декларации и расчетно-пояснительной записки:

- разделы, подразделы, пункты, подпункты и книги декларации и расчетно-пояснительной записки должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела или подраздела;

- номер пункта включает номер раздела, порядковый номер подраздела и пункта, разделенные точкой, например: 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д.;

- номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой, например: 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3 и т.д.;

- если подраздел имеет только один пункт или подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует;

- книги декларации и РПЗ должны иметь порядковую нумерацию в пределах декларации и РПЗ, соответственно;

- номер книги следует проставлять арабскими цифрами на титульном листе под указанием наименования декларации или РПЗ, например: "Книга 2".

38. Требования к иллюстрациям:

- иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в декларации или расчетно-пояснительной записке непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице;

- на все иллюстрации должны быть даны ссылки;

- иллюстрации должны иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст);

- иллюстрация обозначается словом "Рисунок". Наименование помещают в одну строку со словом "Рисунок" после его номера через тире. Наименование и слово "Рисунок" помещают после пояснительных данных и располагают посередине строки;

- иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей декларации или расчетно-пояснительной записки;

- иллюстрацию следует выполнять на одной странице; если иллюстрация не умещается на одной странице, можно переносить ее на другие страницы, при этом наименование иллюстрации помещают на каждой странице и под ним указывают "лист...";

- масштаб и количество иллюстраций, в том числе ситуационных планов, выбираются в каждом конкретном случае исходя из наглядности и полноты отображения информации.

39. Требования к таблицам:

- цифровой материал должен оформляться в виде таблиц;

- таблицу следует располагать в декларации или РПЗ непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице;

- на все таблицы должны быть даны ссылки;

- таблица обозначается словом "Таблица", название таблицы помещают в одну строку со словом "Таблица" после ее номера через тире. Слово "Таблица" и ее название располагают над таблицей слева без абзацного отступа;

- таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей декларации или РПЗ.

40. Требования к перечислениям и сноскам:

- перечисления при необходимости могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов;

- перечисления следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой, например: 1), 2), 3) и т.д., и печатать строчными буквами;

- в пределах одного пункта или подпункта не допускается более одной группы перечислений;

- сноски следует размещать в декларации или РПЗ при необходимости пояснения содержания текста, таблицы или иллюстрации;

- сноски размещают внизу страницы, на которой находится текст, таблица или иллюстрация, к которым они относятся.

41. Требования к ссылкам:

- ссылки на использованные источники следует указывать порядковым номером по списку источников и приводить в квадратных скобках;

- наряду с общим списком допускается приводить ссылки на источники в подстрочном примечании;

- ссылки на разделы, подразделы, пункты, подпункты, иллюстрации, таблицы, перечисления и приложения следует указывать их порядковым номером, например: "... в разделе 2", "...по п. 3.2.4", "...на рис. 1" и т.д.

42. Требования к оформлению результатов анализа риска:

- результаты анализа риска должны быть обоснованы и оформлены таким образом, чтобы расчеты и выводы, представленные в расчетно-пояснительной записке, могли быть проверены и повторены квалифицированными специалистами, которые не участвовали при первоначальном анализе;

- разработчики декларации могут применять любые обоснованные модели и методы расчета;

- обоснование применяемых моделей и методов расчета, а также результатов оценки риска приводится в РПЗ, в декларации приводятся основные результаты расчетов;

- для обоснования применяемых моделей и методов расчета следует указать организацию, разработавшую их, принятые допущения, предположения, значения основных исходных данных, литературные ссылки на используемые материалы;

- при изложении результатов оценки риска аварии в РПЗ следует указать влияние исходных данных и принятых допущений на рассчитываемые показатели риска;

- приоритетными для проведения анализа риска являются методические документы, согласованные или утвержденные федеральными органами исполнительной власти;

- при анализе соответствия условий эксплуатации декларируемого ОПО действующим нормам и правилам безопасности следует учитывать полноту и своевременность выполнения эксплуатирующей организацией предписаний органов надзора;

- при анализе риска следует проанализировать различные сценарии, отражающие как наиболее вероятные, так и наиболее опасные события. Например, следует учитывать последствия аварийных ситуаций с частичной и полной разгерметизацией оборудования. Также следует детально выявить условия и оценить вероятность реализации сценариев аварий с причинением вреда жизни и здоровью человека, имуществу и окружающей природной среде;

- ущерб от возможных аварий следует оценивать в натуральных или денежных единицах с учетом прямых потерь имущества предприятия, затрат на ликвидацию аварии, социально-экономических потерь (затрат на компенсацию пострадавшим), косвенного ущерба (упущенной выгоды), экологического ущерба и потерь от выбытия трудовых ресурсов;

- при оценке риска необходимо преимущественно использовать количественные методы. Количественные показатели риска аварии (частота возникновения аварии, вероятность поражения человека, индивидуальный, коллективный, социальный риск, ожидаемый ущерб и т.д.) определяются на основе объективных статистических данных, а также с использованием специальных количественных графо-аналитических методов, методов имитационного моделирования, с помощью построения полей потенциального территориального риска;

- при отсутствии необходимых данных для количественной оценки риска допускается использование качественных показателей риска аварии, выраженных с использованием лингвистических оценок (например, "высокая", "низкая" вероятность). Полнота использования показателей риска аварии определяется уровнем методического обеспечения процедуры анализа риска для различных объектов с учетом их специфики.

 

Приложение N 1

к Порядку

 

Термины и их определения

 

В целях настоящего Порядка применяются следующие определения:

1. Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта (далее - декларация) - документ, в котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварии и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.

2. Декларируемый объект - опасный производственный объект, для которого разработка декларации промышленной безопасности является обязательной согласно федеральному законодательству или требованиям Службы.

3. Составляющие опасного производственного объекта - участки, установки, цеха, хранилища или другие составляющие (составные части), объединяющие технические устройства или их совокупность по технологическому или территориально-административному принципу и входящие в состав опасного производственного объекта.

4. Сценарий аварии - последовательность отдельных логически связанных событий, обусловленных конкретным инициирующим (исходным) событием, приводящих к определенным опасным последствиям аварии.

5. Сценарий наиболее вероятной аварии (наиболее вероятный сценарий аварии) - сценарий аварии, вероятность реализации которого максимальна за определенный период времени.

6. Сценарий наиболее опасной по последствиям аварии (наиболее опасный по последствиям сценарий аварии) - сценарий аварии с наибольшим ущербом людским и материальным ресурсам или компонентам природной среды.

 

Приложение N 2

к Порядку

 

Предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности (из приложения 2 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ)

 

Таблица 1

 

Наименование опасного вещества

Предельное количество опасного вещества, т

Аммиак

500

Нитрат аммония (нитрат аммония и смеси аммония, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы, а также водные растворы нитрата аммония, в которых концентрация нитрата аммония превышает 90 процентов массы)

2500

Нитрат аммония в форме удобрений (простые удобрения на основе нитрата аммония, а также сложные удобрения, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы (сложные удобрения содержат нитрат аммония вместе с фосфатом и (или) калием)

10 000

Акрилонитрил

200

Хлор

25

Оксид этилена

50

Цианистый водород

20

Фтористый водород

50

Сернистый водород

50

Диоксид серы

250

Триоксид серы

75

Алкилы свинца

50

Фосген

0,75

Метилизоцианат

0,15

 

Таблица 2

 

Виды опасных веществ

Предельное количество опасного вещества, т

Воспламеняющиеся газы

200

Горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах

50 000

Горючие жидкости, используемые в технологическом процессе или транспортируемые по магистральному трубопроводу

200

Токсичные вещества

200

Высокотоксичные вещества

20

Окисляющие вещества

200

Взрывчатые вещества

50

Вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды

200

 


Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2005 г. N 893 "Об утверждении Порядка оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 января 2006 г.

Регистрационный N 7375


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 6 февраля 2006 г. N 6


Постановлением Правительства России от 6 августа 2020 г. N 1192 настоящий документ отменен с 1 января 2021 г.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ Ростехнадзора от 15 августа 2017 г. N 314

Изменения вступают в силу с 6 октября 2017 г.


Приказ Ростехнадзора от 18 ноября 2014 г. N 521

Изменения вступают в силу с 11 января 2015 г.