Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министра обороны РФ
от 21 февраля 2012 г. N 333
Положение
об организации и ведении гражданской обороны в Вооруженных Силах Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящее Положение об организации и ведении гражданской обороны в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2002, N 41, ст. 3970; 2004, N 25, ст. 2482; N 35, ст. 3607; 2007, N 26, ст. 3076; 2009, N 48, ст. 5717; 2010, N 52, ст. 6992), постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6165) и определяет задачи, мероприятия, порядок организации, ведения и состав сил гражданской обороны Вооруженных Сил Российской Федерации*(1).
2. Гражданская оборона в Вооруженных Силах организуется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МЧС России, а также настоящим Положением.
3. Гражданская оборона в Вооруженных Силах - это система мероприятий, реализуемых органами военного управления по подготовке к защите и по защите личного состава, лиц гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил (далее - личного состава), населения военных городков*(2), запасов материальных средств и производственных мощностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4. Общее руководство гражданской обороной в Вооруженных Силах осуществляет Министр обороны Российской Федерации.
5. Руководство гражданской обороной в центральных органах военного управления, в военных округах, гарнизонах и в воинских частях, имеющих в своем ведении военные городки, осуществляют соответствующие командиры (начальники).
6. Главное командование Сухопутных войск является основным органом военного управления, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны в Вооруженных Силах и осуществляет планирование мероприятий гражданской обороны, организует их проведение, включая подготовку необходимых сил и средств, руководит деятельностью органов военного управления гражданской обороны Вооруженных Сил.
7. Руководители центральных органов военного управления участвуют в планировании гражданской обороны Вооруженных Сил.
8. Командующие войсками военных округов организуют планирование мероприятий гражданской обороны, осуществляют контроль за их выполнением, руководят деятельностью органов военного управления гражданской обороны на территории военного округа.
9. Начальники территориальных (местных) гарнизонов организуют планирование мероприятий гражданской обороны, осуществляют контроль за их выполнением, руководят деятельностью органов военного управления гражданской обороны в границах гарнизонов.
10. Руководители гражданской обороны, командиры воинских частей, имеющие в своем ведении военные городки, организуют планирование и выполнение мероприятий гражданской обороны, осуществляют руководство деятельностью в отношении подчиненных органов военного управления гражданской обороны в соответствии с возложенными на них полномочиями в данной сфере деятельности.
II. Организация управления гражданской обороной
11. Организация управления гражданской обороной в Вооруженных Силах строится по схеме: Главное командование Сухопутных войск - военный округ - территориальный гарнизон - местный гарнизон - объект (военный городок).
12. Непосредственное управление ведением и решение задач гражданской обороны осуществляет:
в Вооруженных Силах - структурное подразделение Главного командования Сухопутных войск;
в военных округах - начальник штаба военного округа;
в территориальных (местных) гарнизонах - военный комендант гарнизона или заместитель начальника гарнизона, в гарнизонах, где штатная должность военного коменданта не предусмотрена;
на объектах (в военных городках) - заместитель начальника объекта (заместитель командира воинской части).
13. Организацию управления по специальным вопросам при ведении гражданской обороны осуществляют соответствующие начальники служб военных округов, гарнизонов.
В воинских частях и организациях Вооруженных Сил, где штатом не предусмотрены должности начальников соответствующих служб, исполнения их обязанностей возлагается на одного из должностных лиц, из числа наиболее подготовленных по соответствующим специальным вопросам.
14. Основными задачами органов военного управления гражданской обороны в соответствии с их полномочиями является организация:
планирования и проведения мероприятий гражданской обороны;
мероприятий по обеспечению защиты личного состава, населения военных городков, запасов материальных средств и производственных мощностей от опасностей, возникающих при военных действиях и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований по гражданской обороне и обучение личного состава, населения военных городков способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических средств;
планирования и проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования объектов гражданской обороны, продолжающих свою деятельность в военное время;
взаимодействия с территориальными органами МЧС России и другими войсками, воинскими формированиями и органами.
Конкретные задачи и функции органов военного управления гражданской обороны отражаются в положениях о структурных подразделениях, непосредственно предназначенных для решения задач гражданской обороны, либо в положениях об органах военного управления, в которых созданы подразделения (отдельные воинские должности) или назначены военнослужащие (гражданский персонал) для решения задач в данной области деятельности, а также в обязанностях должностных лиц подразделений и назначенных военнослужащих.
15. К силам гражданской обороны относятся:
нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны, которые создаются для решения задач в области гражданской обороны;
врачебно-сестринские бригады, которые создаются в военных госпиталях, их филиалах и структурных подразделениях, санаториях для усиления других медицинских подразделений для решения задач в области гражданской обороны;
организации гражданской обороны, которые создаются в гарнизонах и на объектах на базе существующих производственных химических, специальных лабораторий, медицинских воинских частей и учреждений и включают: химические лаборатории гражданской обороны и медицинские пункты, санитарно-обмывочные пункты, пункты обеззараживания одежды и пункты специальной обработки вооружения, военной и специальной техники.
III. Организация взаимодействия по вопросам гражданской обороны
16. Взаимодействие по вопросам гражданской обороны организуется в целях обеспечения согласованных действий Вооруженных Сил, сил гражданской обороны органов исполнительной власти, сил других федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, привлекаемых или обеспечивающих выполнение задач гражданской обороны.
17. При организации взаимодействия сил гражданской обороны Вооруженных Сил согласовываются:
а) с органами, осуществляющими управление гражданской обороной:
порядок взаимооповещения об опасностях, возникающих при военных действиях и чрезвычайных ситуациях;
организация разведки очагов ядерного поражения, зон радиоактивного, химического, бактериологического заражения и катастрофического затопления; установление единой системы радиационного и химического наблюдения, лабораторного контроля;
порядок обмена соответствующими разведывательными данными;
порядок использования во взаимных интересах местности в загородной зоне, путей сообщения, мостов и переправ, транспорта и средств связи;
исходные районы сил гражданской обороны, выделяемые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
пути выхода сил гражданской обороны к объектам проведения работ;
порядок проведения силами гражданской обороны аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах проведения работ;
порядок организации комендантской службы и регулирование движения на маршрутах выхода в загородную зону;
мероприятия по взаимному оказанию помощи транспортными, медицинскими, инженерными и другими материальными средствами;
б) с органами исполнительной власти:
порядок следования и размещения личного состава в загородной зоне;
организация снабжения продуктами питания, предметами первой необходимости и медицинского обеспечения.
IV. Организация подготовки органов военного управления и сил гражданской обороны
18. Обучение вопросам гражданской обороны в Вооруженных Силах осуществляется согласно Положению об организации обучения населения в области гражданской обороны*(3) и в системе профессиональной подготовки.
19. Подготовка по гражданской обороне осуществляется:
руководящего состава центральных органов военного управления и органов военного управления военных округов, осуществляющих управление гражданской обороной, - в Академии гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
должностных лиц территориальных (местных) гарнизонов и объектов (военных городков) - в учебных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий субъектов Российской Федерации или на курсах гражданской обороны муниципальных образований.
20. Обучение руководителей и должностных лиц гражданской обороны проводится с отрывом от основной работы не более 15 дней в году, а с личным составом нештатных формирований гражданской обороны - не более 5 дней в году с сохранением среднего заработка и оплатой служебных командировок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанные выплаты лицам, командированным на учебные сборы, производятся воинскими частями и организациями Вооруженных Сил, в которых они проходят военную службу (работают).
21. Повышение квалификации руководящего состава и должностных лиц гражданской обороны проводится не реже одного раза в 5 лет. Для должностных лиц гражданской обороны, впервые назначенных на должность, переподготовка или повышение квалификации в области гражданской обороны являются обязательными в течение первого года работы.
В целях подготовки к выполнению задач гражданской обороны в органах военного управления, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил проводятся учения и тренировки.
V. Основные задачи, мероприятия гражданской обороны и организация их выполнения
22. Основными мероприятиями гражданской обороны являются:
а) в целях решения задачи, связанной с подготовкой руководящего состава и органов военного управления гражданской обороны, нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны, обучением личного состава и населения военных городков способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
развитие нормативно-методического обеспечения подготовки руководящего состава, органов военного управления и сил гражданской обороны, личного состава и населения военных городков в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
планирование и осуществление подготовки руководящего состава, органов военного управления и сил гражданской обороны и обучения личного состава, населения военных городков способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, порядку действий по сигналам оповещения, приемам оказания первой помощи, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
создание учебных классов и уголков гражданской обороны для проведения занятий с лицами гражданского персонала; создание консультационных пунктов в военных городках для проведения занятий с населением;
б) в целях реализации задачи, связанной с оповещением личного состава и населения военных городков об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
включение объектов в централизованные системы оповещения военных округов и флотов, системы централизованного оповещения гражданской обороны, локальные системы оповещения потенциально опасных объектов;
создание радиосетей гражданской обороны гарнизонов, модернизация систем радио- и проводной связи;
создание локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах;
в) в целях решения задачи, связанной с рассредоточением личного состава, эвакуацией населения военных городков в безопасные районы:
определение совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления районов для размещения рассредоточиваемого личного состава в загородной зоне и безопасных районов для эвакуации населения военных городков;
создание и организация деятельности эвакуационных органов рассредоточения личного состава и эвакуационных органов вывоза (вывода) населения военных городков, а также подготовка их личного состава;
планирование и организация вывоза (вывода) личного состава в районы рассредоточения (населения военных городков в безопасные районы), их размещения и доставки к месту работы и обратно;
обучение личного состава действиям по выполнению мероприятий рассредоточения и населения военных городков по выполнению мероприятий эвакуации;
г) в целях решения задачи, связанной с накоплением и содержанием фонда защитных сооружений для укрытия личного состава и населения военных городков, обеспечением их средствами индивидуальной защиты органов дыхания:
строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений и их технических систем;
приспособление в мирное время и в период нарастания угрозы агрессии заглубленных помещений для укрытия личного состава и населения военных городков;
подготовка в мирное время и строительство в угрожаемый период быстровозводимых защитных сооружений с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;
обеспечение укрытия личного состава и населения военных городков в защитных сооружениях;
обобщение и представление в довольствующие органы потребности в средствах индивидуальной защиты, организация их получения, хранения и выдачи в установленные сроки;
д) в целях решения задачи, связанной с проведением мероприятий по световой и другим видам маскировки объектов:
определение перечня объектов, подлежащих маскировке;
разработка планов комплексной маскировки объектов, дислоцированных в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне или (и) являющихся вероятными целями при использовании средств поражения;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материальных средств, необходимых для проведения мероприятий по осуществлению световой и других видов маскировки;
проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков объектов;
е) в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для личного состава и населения военных городков при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
создание, оснащение и подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны, а также разработка планов их действий;
создание и поддержание в готовности к использованию по предназначению запасов материальных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
организация взаимодействия с территориальными органами МЧС России и силами гражданской обороны, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время, при решении задач по предназначению;
ж) в целях решения задачи, связанной с первоочередным жизнеобеспечением личного состава и населения военных городков, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
планирование и организация основных видов жизнеобеспечения личного состава и населения военных городков;
создание и поддержание в готовности к использованию по предназначению запасов материальных и иных средств;
проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на объектах, среди личного состава и населения военных городков, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
развертывание медицинских пунктов и оказание первой и доврачебной помощи пострадавшим, их эвакуация в ближайшие лечебные учреждения независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности;
определение численности и организация размещения населения военных городков, оставшегося без крова, в сохранившихся зданиях и сооружениях, а также во временных жилищах (палатках, землянках и т.п.);
предоставление личному составу и населению военных городков информационно-психологической поддержки;
з) в целях реализации задачи по борьбе с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий:
создание (при отсутствии штатных противопожарных подразделений) в составе нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны нештатных противопожарных подразделений, их оснащение и подготовка к действиям по предназначению;
тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;
тушение пожаров на объектах и в военных городках в военное время;
организация взаимодействия при тушении пожаров на объектах и в военных городках со штатными противопожарными подразделениями гарнизонов, других воинских частей и организаций Вооруженных Сил, а также с подразделениями Государственной противопожарной службы МЧС России и других видов пожарной охраны;
и) в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов в гарнизонах и на объектах, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению:
планирование и организация деятельности имеющихся в гарнизонах и на объектах химических и специальных лабораторий, санитарно-эпидемиологических и ветеринарно-эпизоотических организаций по обнаружению и идентификации различных видов заражения (загрязнения);
создание, оснащение материальными средствами и организация деятельности нештатных наблюдательных постов из состава нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны;
введение режимов радиационной защиты в гарнизонах, на объектах и в военных городках, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
участие в совершенствовании методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе в оценке степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами;
к) в целях решения задачи, связанной с санитарной обработкой личного состава и населения военных городков, обеззараживанием зданий и сооружений, специальной обработкой вооружения, военной и специальной техники, территорий объектов и военных городков, подвергшихся радиационному воздействию при ведении военных действий или вследствие этих действий:
заблаговременное создание на объектах и в военных городках запасов деактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;
создание в составе нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны нештатных подразделений радиационной, химической и биологической защиты в целях проведения санитарной обработки личного состава и населения военных городков, обеззараживания техники, зданий и территорий, их оснащение и организация деятельности;
организация проведения мероприятий по обеззараживанию техники, зданий и территорий, санитарной обработке личного состава и населения военных городков;
л) в целях решения задачи, связанной со срочным восстановлением функционирования необходимых коммунальных служб в гарнизонах, на объектах и в военных городках в военное время, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;
создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения, резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды, необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств, на водопроводных станциях, находящихся в ведении объектов и военных городков, резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, другого необходимого оборудования и технических средств;
м) в целях решения задачи, связанной с разработкой и осуществлением мер, направленных на обеспечение устойчивого функционирования объектов, имеющих важное оборонное значение в военное время:
создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов;
рациональное размещение объектов и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения;
разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах, продолжающих работу в военное время;
заблаговременное создание запасов материальных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса;
создание страхового фонда документации;
повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения;
н) в целях решения задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил и средств гражданской обороны:
создание, оснащение современными техническими средствами и организация подготовки по гражданской обороне боевых расчетов пунктов управления и нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны;
разработка и уточнение планов гражданской обороны, планов защиты населения военных городков.
23. Организация гражданской обороны заключается:
а) в мирное время - в целенаправленной деятельности руководящего состава и органов управления гражданской обороны по поддержанию постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, обучению личного состава и населения военных городков действиям в условиях опасностей, возникающих при военных действиях и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
б) в период непосредственной угрозы агрессии:
постановка задач по повышению готовности к выполнению мероприятий по планам гражданской обороны и защиты населения (планам гражданской обороны);
уточнение планов гражданской обороны, формализованных документов по гражданской обороне и основных показателей гражданской обороны;
уточнение порядка взаимодействия и обмена информацией в области гражданской обороны при выполнении мероприятий по гражданской обороне;
уточнение состава, задач и порядка работы должностных лиц, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и входящих в составы оперативных групп, выводимых на запасные пункты управления;
проверка готовности систем связи и оповещения гражданской обороны;
уточнение планов поставок продукции (работ, услуг) для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне;
уточнение с органами военного управления маршрутов, порядка использования транспортных средств, техники и коммуникаций для проведения эвакуационных мероприятий и создания группировки сил гражданской обороны в безопасных районах;
анализ готовности к ведению гражданской обороны, представление докладов о подготовке к выполнению планов гражданской обороны;
в) в условиях войны - в обеспечении защиты личного состава и населения военных городков от современных средств поражения, снижение эффективности их применения, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в гарнизонах и на объектах, подвергшихся боевому воздействию современных средств поражения, возобновление служебно-производственной деятельности не выведенных из строя объектов;
при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера - в обеспечении защиты личного состава и населения военных городков от возникающих опасностей, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в гарнизонах и на объектах по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
24. Мероприятия гражданской обороны планируются и осуществляются на объектах и в воинских частях, имеющих в своем ведении военные городки, определенных пер
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министра обороны РФ от 21 февраля 2012 г. N 333 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.