Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
III. Внутренний аудит, осуществляемый контрольно-аудиторским подразделением Федерального казначейства
1. Планирование аудиторской деятельности
1.1. Планирование аудиторской деятельности на очередной календарный год (далее по тексту настоящего Стандарта - очередной год) представляет собой процесс составления и обеспечения утверждения годового плана внутреннего контроля и внутреннего аудита по форме согласно приложению N 4 к Стандартам (далее по тексту настоящего Стандарта - План), осуществляемый контрольно-аудиторским подразделением Федерального казначейства ежегодно в рамках установленных функций и полномочий Федерального казначейства.
1.2. План включает перечень контрольных и аудиторских мероприятий (проверок), которые запланированы к проведению в очередном году.
1.3. В Плане для каждой запланированной проверки устанавливаются:
объект проверки;
предмет проверки;
проверяемый период;
метод проведения проверки;
вид проверки;
срок проведения проверки (квартал);
ответственный исполнитель.
1.4. При планировании аудиторской деятельности учитываются:
значимость операций и действий (в том числе по формированию документов), необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий ЦАФК, групп однотипных операций объектов внутреннего аудита, которые могут оказать значительное влияние на содержание годовой и (или) квартальной отчетности Федерального казначейства в случае неправомерного исполнения этих операций, в том числе на содержание бюджетной отчетности Федерального казначейства;
факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций и действий (в том числе по формированию документов), необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий ЦАФК для определения эффективности (надежности) внутреннего контроля, к которым, в том числе, относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего контроля;
наличие значимых казначейских, в том числе бюджетных, рисков после проведения процедур внутреннего контроля;
степень обеспеченности контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
установленная периодичность проведения аудиторской проверки в отношении структурного подразделения ЦАФК, а также ФКУ "ЦОКР" - не реже 1 раза в 2 года; ТОФК - не реже 1 раза в 4 года. В случае если по итогам интегральной оценки результативности деятельности в соответствии с Порядком осуществления интегральной оценки деятельности территориальных органов Федерального казначейства по итогам контрольных и аудиторских мероприятий, утвержденным приказом Федерального казначейства, осуществленной по результатам последней проведенной в ТОФК аудиторской проверки, результативность деятельности ТОФК была признана отличной, то очередная аудиторская проверка в таком ТОФК может быть проведена через 5 лет;
наличие резерва времени для проведения внеплановых аудиторских проверок (до 30 процентов от общего времени, отведенного на осуществление аудиторских проверок);
поступление в Федеральное казначейство жалоб на неправомерные действия (бездействие) должностных лиц объектов внутреннего аудита.
1.5. В целях составления Плана контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства обязано провести предварительный анализ данных об объектах внутреннего аудита, в том числе сведений о результатах:
осуществления внутреннего контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
проведения в отношении деятельности объектов внутреннего аудита в текущем и (или) отчетном году контрольных мероприятий контрольно-надзорными органами, в том числе Счетной палатой Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и ее территориальными органами.
Проект Плана должен быть сформирован контрольно-аудиторским подразделением Федерального казначейства не позднее 25 июня года, предшествующего очередному году.
1.6. План утверждается руководителем Федерального казначейства не позднее 1 июля года, предшествующего очередному году.
Электронная версия утвержденного Плана в течение 5 рабочих дней с даты утверждения Плана руководителем Федерального казначейства размещается на Интернет-сайте Федерального казначейства.
1.7. Допускается формирование контрольно-аудиторским подразделением Федерального казначейства двух проектов Планов:
проекта Плана в разрезе структурных подразделений ЦАФК;
проекта Плана в разрезе ТОФК, ФКУ "ЦОКР".
Формирование и утверждение проектов Планов, а также размещение электронных версий Планов на Интернет-сайте Федерального казначейства осуществляется в порядке и сроки, определенные пунктами 1.1.-1.6. настоящего Стандарта.
1.8. В целях реализации Плана(ов) контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства не позднее 45 дней до наступления квартала, в котором запланировано осуществление аудиторской деятельности, составляет график(и) проведения проверок структурных подразделений ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР" на соответствующий квартал по форме согласно приложению N 5 к Стандартам (далее по тексту настоящего Стандарта - График) отдельно для каждого из Планов, утвержденных в соответствии с пунктами 1.6.-1.7. настоящего Стандарта.
График составляется в разрезе методов проведения проверки и должен содержать:
перечень объектов проверки;
информацию о руководителях аудиторских групп;
конкретные сроки проведения проверок (указание на дату начала проверки и дату окончания проверки).
График утверждается заместителем руководителя Федерального казначейства, осуществляющим курирование и контроль деятельности контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства, в установленном порядке и не позднее 5 рабочих дней с даты его утверждения электронная версия размещается на Интернет-сайте Федерального казначейства.
1.9. Изменения в План(ы) вносятся на основании решения руководителя Федерального казначейства об изменении информации, подлежащей отображению в Плане, в соответствии с формой, установленной приложением N 4 к Стандартам.
Изменения в График(и) вносятся на основании решения заместителя руководителя Федерального казначейства, осуществляющего курирование и контроль деятельности контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства об изменении информации, подлежащей отображению в Графике в соответствии с формой, установленной приложением N 5 к Стандартам.
1.10. Исполнение Плана(ов) и Графиков обеспечивается начальником контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства (иным уполномоченным лицом).
1.11. Внеплановые проверки подлежат включению в График(и) в порядке, установленном пунктом 1.9. настоящего Стандарта.
2. Организация подготовки к проведению проверки
2.1. Подготовка к проведению проверки
2.1.1. Подготовка к проведению проверки организуется руководителем аудиторской группы в соответствии с утвержденным Графиком.
2.1.2. В ходе подготовки к проведению проверки руководителем аудиторской группы:
организуется работа по сбору информации об объекте проверки и предмете проверки, достаточной для подготовки программы проверки;
определяется объем проверки исходя из перечня и характера процедур контроля по уровню подведомственности и внутреннего аудита, необходимых для достижения цели проверки;
осуществляется подготовка программы проверки, формируется аудиторская группа, в том числе с привлечением сотрудников ТОФК, ФКУ "ЦОКР", включенных в состав пула контролеров и аудиторов, в соответствии со Стандартом N 4 Стандартов, распределяются обязанности между членами аудиторской группы, определяются ответственные за оформление Справок по итогам проверки деятельности объекта проверки (далее по тексту настоящего Стандарта - Справка) в случае если проверка по направлению деятельности объекта проверки (вопросу программы аудиторской проверки) осуществляется двумя или более участниками аудиторской группы;
осуществляется подготовка проекта приказа о назначении проверки;
осуществляется, в случае необходимости, подготовка планов-графиков проверки деятельности объекта проверки;
осуществляется, в случае необходимости, формирование запроса на предоставление объектом проверки электронных копий документов, созданных посредством их сканирования, копий соответствующих баз данных ППО, в том числе удаленного доступа к иным информационным ресурсам;
организуется, в случае необходимости, выделение адресов и подключение ящиков электронной почты ЗКВС каждому из членов аудиторской группы, а также информирование членов аудиторской группы о предоставленных им адресах электронной почты сети ЗКВС.
2.1.3. При подготовке к проведению проверки члены аудиторской группы должны изучить:
законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, правовые акты Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, иные документы, регламентирующие деятельность объекта проверки по соответствующим направлениям;
технологические регламенты по направлениям деятельности объекта проверки (вопросам программы аудиторской проверки);
отчетные и статистические данные о деятельности объекта проверки;
материалы проверок, проведенных органами государственного финансового контроля и иными контрольно-надзорными органами на объекте проверки;
информацию из соответствующих баз данных ППО, иных информационных ресурсов, предоставленных объектом проверки;
другие материалы, характеризующие деятельность объекта проверки, имеющиеся в распоряжении субъекта внутреннего контроля (внутреннего аудита).
Члены аудиторской группы также должны изучить программу проверки.
2.2. Назначение, продление, приостановление проведения проверки
2.2.1. Проверка назначается приказом Федерального казначейства, в котором указывается полное наименование объекта проверки, основание назначения проверки, тема проверки, проверяемый период, персональный состав аудиторской группы, срок проведения проверки, методы и способы проведения проверки, виды проверки.
Срок проведения проверки (с учетом возможного его продления в соответствии с пунктом 2.2.6. настоящего Стандарта) не может превышать 30 календарных дней.
Приказ может также содержать поручение руководителю объекта проверки, иному должностному лицу, которому в установленном порядке переданы соответствующие полномочия, о предоставлении аудиторской группе копий соответствующих баз данных ППО и доступа к иным информационным ресурсам объекта проверки.
2.2.2. В случае, если проверка осуществляется по вопросу, относящемуся к компетенции нескольких структурных подразделений ЦАФК, нескольких ТОФК, структурных подразделений ЦАФК и (или) ТОФК и (или) ФКУ "ЦОКР", а также в случае, если эффективная проверка вопроса, отнесенного к полномочиям одного из указанных структурных подразделений (органов Федерального казначейства, казенных учреждений), невозможна без проверки вопросов, отнесенных к компетенции иных структурных подразделений (органов Федерального казначейства, казенных учреждений), такая проверка может назначаться одним приказом Федерального казначейства с указанием перечня объектов проверки и вопросов, подлежащих проверке, для каждого объекта проверки.
2.2.3. Издание приказа о назначении проверки должно осуществляться в Федеральном казначействе не менее чем за 30 дней до начала проверки.
2.2.4. Персональный состав аудиторской группы устанавливается исходя из темы проверки, предполагаемого объема проверки, вида проверки, а также с учетом иных обстоятельств, влияющих на качество проверки, в том числе необходимости осуществления контроля по уровню подведомственности.
2.2.5. Проведение проверки может быть приостановлено по решению руководителя Федерального казначейства на основании мотивированных письменных предложений контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства.
Приостановление проведения проверки оформляется приказом Федерального казначейства, в котором указывается полное наименование объекта проверки, основание назначения проверки, тема проверки, проверяемый период, основание и срок, на который приостанавливается проведение проверки.
По истечении установленного приказом Федерального казначейства срока приостановления проведение проверки может быть продолжено по решению руководителя Федерального казначейства.
2.2.6. Проведение проверки может быть продлено по решению руководителя Федерального казначейства на основании мотивированных письменных предложений контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства.
Продление проверки оформляется приказом Федерального казначейства, в котором указывается полное наименование объекта проверки, основание назначения проверки, тема проверки, проверяемый период, основание и срок, на который продлевается проверка (не более 15 календарных дней).
2.3. Составление программы проверки
2.3.1. Обязательным условием проведения проверки является наличие утвержденной руководителем Федерального казначейства (иным уполномоченным лицом) программы проверки по форме согласно приложению N 6 к Стандартам (далее по тексту настоящего Стандарта - Программа проверки).
2.3.2. Программа проверки должна содержать:
полные наименования объектов проверки, деятельность которых подлежит проверке;
проверяемый период;
тему проверки;
основание для проведения проверки;
цель проверки;
предмет проверки;
вид проверки;
сведения о методе и способе проведения проверки;
срок проведения проверки;
перечень вопросов, подлежащих изучению (в случае если вопросы, подлежащие изучению, охватывают полностью одно или более направлений деятельности органа Федерального казначейства, предусмотренных Типовой программой проверки деятельности ТОФК, утвержденной приказом Федерального казначейства, и проверка по направлению деятельности осуществляется с применением одного вида проверки, в Программе проверки допускается указание разделов Типовой программы проверки деятельности ТОФК без указания перечня входящих в него вопросов).
Для каждого из направлений (вопросов) деятельности объекта проверки указываются фамилия, инициалы и наименование должности члена аудиторской группы, ответственного за составление Справки, а также фамилии, инициалы и наименования должностей иных членов аудиторской группы, принимающих участие в проверке соответствующих направлений (вопросов).
2.3.3. Программа проверки утверждается заместителем руководителя Федерального казначейства, осуществляющим курирование и контроль деятельности контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства.
2.3.4. При необходимости Программа проверки может быть изменена до начала или в ходе проведения проверки.
Изменения в Программу проверки утверждаются в соответствии с пунктом 2.3.3. настоящего Стандарта на основании служебной записки начальника контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства (иного уполномоченного лица), содержащей обоснование необходимости внесения соответствующих изменений.
2.4. Порядок оформления документов, удостоверяющих право членов аудиторской группы на проведение проверки
2.4.1. Приказ о назначении проверки, а также сведения о дате и времени прибытия на место проверки (при необходимости) членов аудиторской группы доводятся до руководителей объектов проверки.
2.4.2. Сотруднику ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР", осуществляющему проверку, при необходимости командирования уполномоченным структурным подразделением ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР" оформляется командировочное удостоверение, а также в установленных случаях - предписание на выполнение задания и справка о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
2.5. Составление планов-графиков проверки деятельности объекта проверки
2.5.1. Руководителем аудиторской группы, по его решению, могут составляться планы-графики проведения проверки по форме согласно приложению N 7 к Стандартам (далее по тексту настоящего Стандарта - План-график), в которых указываются:
полные наименования объектов проверки;
проверяемый период;
фамилия, инициалы и наименование должности члена аудиторской группы, в отношении деятельности которого составляется План-график;
наименование направления деятельности объекта проверки (вопроса Программы проверки), подлежащего проверке соответствующим членом аудиторской группы;
фамилия, инициалы и наименование должности лица, ответственного за проверку направления деятельности объекта проверки (вопроса Программы проверки), подлежащего проверке соответствующим членом аудиторской группы;
дата представления соответствующим членом аудиторской группы руководителю аудиторской группы (члену аудиторской группы, ответственному за оформление Справки) Справки (рабочей документации в случае, если проверка направления деятельности объекта проверки (вопроса Программы проверки) осуществляется двумя или более участниками аудиторской группы) по проверенному направлению деятельности объекта проверки (вопроса Программы проверки).
План-график составляется в двух экземплярах отдельно по каждому члену аудиторской группы и подписывается руководителем аудиторской группы.
Один экземпляр Плана-графика в первый день проведения проверки руководителем аудиторской группы передается каждому члену аудиторской группы с отметкой о дате его предоставления на обоих экземплярах, второй экземпляр Плана-графика остается у руководителя аудиторской группы и приобщается к материалам проверки.
2.5.2. В случае составления Плана-графика указанный документ передается руководителем аудиторской группы членам аудиторской группы под роспись не позднее первого дня проведения проверки. При необходимости, исходя из конкретных обстоятельств, допускается уточнение (корректировка) Планов-графиков руководителем аудиторской группы.
2.5.3. В случае проведения камеральной проверки либо комбинированной проверки (в случае если камеральный этап проверки осуществляется до выездного этапа проверки) доведение Планов-графиков до членов аудиторской группы может осуществляться с использованием электронной почты сети ЗКВС с обеспечением подтверждения доставки и прочтения сообщения получателем с использованием программных средств, а также приобщением распечатки сообщения о направлении Плана-графика и скриншотов указанных подтверждений к материалам аудиторской проверки.
2.5.4. Исполнение Плана-графика обеспечивается каждым членом аудиторской группы. Члены аудиторской группы (в случае проведения камеральной либо комбинированной проверки) обязаны обеспечить своевременное прочтение сообщения о направлении Плана-графика, осуществленное в порядке, предусмотренном пунктом 2.5.3. настоящего Стандарта.
3. Проведение проверки
3.1. Организационно-подготовительный этап проведения проверки
3.1.1. В случае формирования аудиторской группы непосредственное руководство проведением проверки и координацию действий членов аудиторской группы осуществляет руководитель аудиторской группы.
3.1.2. Руководитель аудиторской группы обеспечивает доведение до руководителя объекта проверки (иного уполномоченного лица) копии приказа о назначении проверки, Программы проверки, а также, при необходимости, персонализированного перечня используемых каждым членом аудиторской группы адресов электронной почты сети ЗКВС. Доведение указанных копий документов и сведений может быть осуществлено с использованием автоматизированной системы документооборота, применяемой в ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР".
3.1.3. Руководитель аудиторской группы и руководитель проверки (иное уполномоченное лицо) вправе провести совещание с членами аудиторской группы, с оформлением соответствующего протокола.
Оформление протокола осуществляется в соответствии с требованиями, установленными инструкцией по делопроизводству в центральном аппарате Федерального казначейства, утвержденной приказом Федерального казначейства.
В случае проведения камеральной либо комбинированной проверки (если выездной этап проверки следует за камеральным) в ТОФК, ФКУ "ЦОКР" проведение вышеуказанного совещания, в случае принятия соответствующего решения, осуществляется с использованием системы видеоконференцсвязи ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР" либо иных средств конференцсвязи.
В ходе совещания руководитель аудиторской группы:
информирует участников совещания о теме проверки, проверяемом периоде, сроке и порядке проведения проверки;
представляет членов аудиторской группы.
3.1.4. Руководитель объекта проверки (иное уполномоченное лицо) обеспечивает:
установку соответствующего ППО, иных информационных ресурсов и доступ к нему членов аудиторской группы в режиме просмотра по проверяемому направлению деятельности объекта проверки (вопросам Программы проверки);
предоставление членам аудиторской группы документов и сведений, необходимых для проведения проверки.
Кроме того, в случае проведения выездной проверки либо выездного этапа комбинированной проверки руководитель объекта проверки (иное уполномоченное лицо) обеспечивает:
информирование членов аудиторской группы о схеме их размещения в служебных помещениях, режиме работы объекта проверки и порядке их доступа в служебные помещения;
представление контактной информации уполномоченных сотрудников объекта проверки;
размещение членов аудиторской группы в служебных помещениях, оборудованных необходимой компьютерной техникой и оргтехникой в количестве, достаточном для обеспечения нормального исполнения членами аудиторской группы своих обязанностей по проведению проверки, начиная с первого дня проведения проверки.
3.1.5. Члены аудиторской группы не позднее дня прибытия на объект проверки (в случае выездной проверки либо выездного этапа комбинированной проверки):
размещаются в служебных помещениях объекта проверки;
проходят инструктаж по технике безопасности и вопросам применения ППО при осуществлении проверки.
3.2. Проведение проверки вопросов Программы проверки
3.2.1. Проверка вопросов Программы проверки осуществляется по документам, сформированным объектом проверки на бумажных носителях, в форме электронных документов или по сведениям, не имеющим статуса документа. При этом электронные документы должны содержать все необходимые реквизиты, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми и правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, а также иными документами, и должны быть подписаны электронной подписью соответствующих должностных лиц.
3.2.2. В ходе проверки в отношении соответствующих направлений деятельности объекта проверки (вопросов Программы проверки) осуществляется:
контроль по уровню подведомственности в отношении объекта проверки - ТОФК, ФКУ "ЦОКР" (в случае если осуществление внутреннего контроля предусмотрено Программой проверки) в порядке, установленном Стандартом N 1 Стандартов;
установление соответствия деятельности объекта проверки - структурного подразделения ЦАФК, требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов Федерального казначейства и иных документов, регламентирующих деятельность такого подразделения;
аудиторское мероприятие, включающее:
- оценку внутреннего контроля;
- проверку законности выполнения операций и действий (в том числе по формированию документов), необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий объектом внутреннего аудита, в том числе, внутренних бюджетных процедур;
- оценку эффективности использования средств федерального бюджета;
- проверку ведения учетной политики, принятой объектом внутреннего аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
- оценку применения объектом внутреннего аудита автоматизированных информационных систем при осуществлении операций и действий (в том числе по формированию документов), необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий объектом внутреннего аудита, в том числе внутренних бюджетных процедур;
- проверку вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
- проверку наделения пользователей правами доступа к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих выполнение функций и осуществление полномочий, в том числе бюджетных полномочий, объектом внутреннего аудита;
- проверку формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
- проверку формирования бюджетной и иной отчетности;
- контрольные обмеры и иные измерения, не требующие специальных знаний (при необходимости).
3.2.3. Аудиторская проверка проводится путем:
инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с выполнением операций и действий (в том числе по формированию документов), необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий объектом внутреннего аудита, в том числе операций внутренних бюджетных процедур, и (или) материальных активов;
наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и сотрудников объекта внутреннего аудита, осуществляемых ими в ходе выполнения операций и действий (в том числе по формированию документов), необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР", в том числе операций внутренних бюджетных процедур;
обращения к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта внутреннего аудита в целях получения и документирования сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
подтверждения, представляющего собой получение ответов на запросы информации, в том числе содержащейся в регистрах бюджетного учета;
пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом внутреннего аудита, либо самостоятельного расчета членом аудиторской группы;
аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении деятельности объектом внутреннего аудита, в том числе о выполнении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) некорректно отраженных в бюджетном учете и в иной отчетности операций и их причин и недостатков осуществления иных операций, в том числе внутренних бюджетных процедур.
3.2.4. Результаты проверки подлежат документированию.
3.2.5. При проведении проверки должны быть получены достаточные надлежащие достоверные доказательства.
3.2.6. При проведении проверки членом аудиторской группы при необходимости руководителю объекта проверки (иного уполномоченного лица) направляется запрос-требование на представление документов, копий баз данных ППО, доступа к иным информационным ресурсам по форме согласно приложению N 8 к Стандартам (далее по тексту настоящего Стандарта - Запрос-требование).
В случае проведения выездной проверки либо выездного этапа камеральной проверки Запрос-требование оформляется в двух экземплярах, один из которых передается руководителю объекта проверки (иному уполномоченному лицу), деятельность которого проверяется, под роспись с указанием даты и времени его вручения на обоих экземплярах Запроса-требования.
В случае проведения камеральной проверки либо камерального этапа комбинированной проверки Запрос-требование оформляется в одном экземпляре и приобщается к материалам проверки. Членом аудиторской группы обеспечивается направление скан-копии соответствующего Запроса-требования посредством автоматизированной системы документооборота, применяемой в ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР", в соответствии с требованиями инструкции по делопроизводству в центральном аппарате Федерального казначейства, утвержденной приказом Федерального казначейства. При этом в Запросе-требовании данные в графе 4 "Подпись лица объекта проверки, предоставившего документы; дата, время" и данные по строке "Запрос-требование получено: ..." не проставляются.
Руководитель объекта проверки (иное уполномоченное лицо) обеспечивает своевременное прочтение доставленных посредством автоматизированной системы документооборота, применяемой в ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР", Запросов-требований, а также их своевременное исполнение.
При непредставлении (отказе от представления) затребованных документов, копий баз данных ППО, доступа к иным информационным ресурсам в сроки, указанные в Запросе-требовании, руководитель объекта проверки (иное уполномоченное лицо) направляет руководителю аудиторской группы пояснения с изложением причин непредставления (отказа от представления) затребованных документов и сведений, которые приобщаются к материалам аудиторской проверки. В случае проведения камеральной проверки либо камерального этапа комбинированной проверки пояснения направляются посредством автоматизированной системы документооборота, применяемой в ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР", на имя члена аудиторской группы, оформившего Запрос-требование.
3.2.7. Ответственность за полноту и достоверность предоставленных для проверки копий баз данных ППО, иных информационных ресурсов несет руководитель объекта проверки (иное уполномоченное лицо).
3.2.8. В ходе выездной проверки (выездного этапа комбинированной проверки) для работы с документами и информацией, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, члены аудиторской группы предъявляют уполномоченному лицу объекта проверки документы, удостоверяющие их личность, предписание на выполнение задания, справку о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации по защите государственной тайны и другими нормативными правовыми актами.
3.2.9. Члены аудиторской группы при проведении проверки имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения проверки, в том числе информацию об организации и о результатах осуществления внутреннего контроля, а также письменные заявления и объяснения от должностных лиц и иных сотрудников объекта проверки;
посещать помещения и территории, относящиеся к объекту проверки.
Кроме того, руководитель аудиторской группы вправе привлекать к проведению проверки независимых экспертов в порядке, установленном в Федеральном казначействе.
3.2.10. Члены аудиторской группы обязаны:
соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, иных документов в установленной сфере деятельности, а также Правил профессиональной этики федеральных государственных гражданских служащих Федерального казначейства, осуществляющих контрольные и аудиторские мероприятия, утвержденных приказом Федерального казначейства;
проводить проверку в соответствии с Программой проверки на качественном уровне, позволяющем обеспечить независимое, полное и достоверное отображение информации по проверяемым направлениям деятельности объекта проверки.
3.2.11. Выявленные в ходе проверки нарушения (недостатки) подтверждаются копиями соответствующих документов, заверенными оттиском штампа "Копия верна" и подписью руководителя объекта проверки (иного уполномоченного лица). Копии электронных документов заверяются электронной подписью руководителя объекта проверки (иного уполномоченного лица) либо распечатываются на бумажном носителе и заверяются в порядке, установленном в ЦАФК для заверения бумажных копий электронных документов.
В случае проведения камеральной проверки либо камерального этапа комбинированной проверки допускаются распечатка скан-копий доказательств и их заверение подписями члена аудиторской группы, ответственного за проведение проверки по соответствующему направлению деятельности объекта проверки (вопросу Программы проверки), и руководителя аудиторской группы.
При отказе руководителя объекта проверки (иного уполномоченного лица) заверить копии документов, сформированных на бумажном носителе, их заверение осуществляется членом аудиторской группы, ответственным за проведение проверки по соответствующему направлению деятельности объекта проверки (вопросу Программы проверки), и руководителем аудиторской группы. При этом на таких копиях документов проставляется отметка "В заверении отказано" с указанием причин такого отказа.
При отказе руководителя объекта проверки (иного уполномоченного лица) заверить копии электронных документов их заверение осуществляется путем распечатывания на бумажном носителе копии электронного документа и ее заверения членом аудиторской группы, ответственным за проведение проверки по соответствующему направлению деятельности объекта проверки (вопросу Программы проверки), и руководителем аудиторской группы. При этом на таких копиях документов проставляется отметка "В заверении отказано" с указанием причин такого отказа.
Отметка "Копия верна" может быть сделана в письменной форме.
3.3. Контроль качества выполнения заданий проверки
3.3.1. Для достижения цели проверки и обеспечения качественной деятельности членов аудиторской группы руководителем аудиторской группы или отдельными членами аудиторской группы по его поручению осуществляется контроль деятельности членов аудиторской группы и ее результатов в части соответствия требованиям настоящего Стандарта, а также иных документов, регламентирующих вопросы проведения проверки.
Контролю в ходе проверки подлежат:
деятельность каждого члена аудиторской группы независимо от занимаемой должности, квалификации и опыта;
деятельность, осуществляемая на каждом этапе проверки, и ее результаты.
3.3.2. Контроль организации деятельности, соблюдения требований к содержанию проверяемых вопросов и объема выборки по каждому из вопросов Программы проверки осуществляется в ходе ее проведения до подписания Справки по соответствующему вопросу Программы проверки.
3.3.3. В ходе контроля необходимо удостовериться в том, что:
члены аудиторской группы имеют единое четкое понимание Программы проверки;
Программа проверки выполняется в полном объеме и в установленные сроки;
все случаи выявленных в ходе проверки допущенных нарушений (недостатков) в деятельности объекта проверки надлежащим образом задокументированы;
рабочая документация содержит доказательства, подтверждающие предложения по выводам, сформулированным по результатам аудиторской проверки;
достигается цель проверки.
4. Оформление результатов проверки
4.1. Документирование результатов проверки по вопросам Программы проверки
4.1.1. Результаты проверки по всем вопросам Программы проверки подлежат документированию.
4.1.2. Доказательства и иные сведения, полученные в ходе аудиторских мероприятий по вопросам Программы проверки, соответствующим образом фиксируются в Справке по результатам проверки деятельности объекта проверки по форме согласно приложению N 9 к Стандартам (далее по тексту настоящего Стандарта - Справка), являющейся основой для подготовки акта проверки.
Справка составляется с соблюдением правил русского языка. Стиль изложения содержания Справки должен обеспечивать четкое отражение фактов, установленных в ходе проверки.
При проведении проверки по отдельному направлению деятельности объекта проверки (вопросу Программы проверки) Справка может не составляться по решению руководителя аудиторской группы. В этом случае результаты проверки оформляются актом проверки, который подписывается всеми членами аудиторской группы, участвовавшими в проверке по соответствующему направлению деятельности объекта проверки (вопросу Программы проверки).
4.1.3. Справка должна включать заголовочную, вводную, описательную и заключительную части.
Заголовочная часть Справки должна содержать:
полное наименование объекта проверки, тему проверки и указание на проверяемый период;
указание на место составления и дату Справки. Датой Справки является дата ее подписания членами аудиторской группы, осуществлявшими проверку по соответствующему направлению деятельности объекта проверки (вопросу Программы проверки).
Вводная часть Справки должна содержать:
основание проведения проверки (реквизиты приказа Федерального казначейства о назначении проверки, а также реквизиты Программы проверки);
фамилии, инициалы и наименования должностей членов аудиторской группы, осуществлявших проверку;
полное наименование объекта проверки;
указание на проверяемое направление деятельности объекта проверки (вопрос Программы проверки);
проверяемый период;
вид проверки;
срок проведения проверки конкретного направления деятельности объекта проверки (вопроса Программы проверки), информация о ходе проверки которого включена в соответствующую Справку;
цель проверки;
предмет проверки;
метод и способ проведения проверки;
краткую информацию об объекте проверки (дату создания, штатную и фактическую численность, иную информацию об объекте проверки, имеющую существенное значение для оценки результатов проверки).
В случае необходимости во вводной части Справки указывается перечень неполученных документов и сведений из числа затребованных с указанием причин, на основании которых проверяющим было отказано в предоставлении документов и сведений, а также информация о фактах создания препятствий проведению проверки с указанием, в чем конкретно выражались препятствия в проведении проверки.
Вводная часть Справки может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к проверке.
Описательная часть Справки должна содержать информацию по каждому вопросу, указанному в Программе проверки. В описательной части Справки излагаются:
выявленные нарушения (недостатки) (в количественном и денежном выражении);
информация об условиях и причинах таких нарушений (недостатков);
о значимых казначейских рисках (в том числе бюджетных).
Для подтверждения нарушений (недостатков), выявленных в ходе проверки, необходимо:
указать предмет проверки, массив изученных и (или) проверенных документов (операций), в том числе операций внутреннего контроля;
приложить к Справке копии соответствующих документов, заверенных в порядке, установленном пунктом 3.2.9. настоящего Стандарта, и (или) справочные (аналитические) таблицы, подписанные членами аудиторской группы, осуществлявшими проверку по соответствующему направлению деятельности (вопросу Программы проверки), и, при необходимости, уполномоченными должностными лицами объекта проверки.
В Справке также указываются:
конкретный период (дата), за который проведена проверка документов по каждому вопросу Программы проверки;
количество проверенных документов и сведений, не имеющих статуса документов, и количество документов и сведений, не имеющих статуса документов, по которым выявлены нарушения (недостатки).
Кроме того, в Справке, помимо вышеуказанной информации, отражаются наименования вопросов Программы проверки, по которым в ходе проверки нарушений (недостатков) не установлено, с проставлением отметки "нарушений (недостатков) не выявлено".
Если в ходе аудиторской проверки установлено, что объектом проверки не выполнены какие-либо предложения (рекомендации), сформулированные по результатам предыдущих проверок, проведенной на объекте проверки, либо по итогам рассмотрения результатов внутреннего контроля, данный факт подлежит отражению в Справке.
В заключительной части Справки указываются:
предложения по выводам о качестве деятельности объекта проверки;
предложения по выводам о степени надежности внутреннего контроля и достоверности представленной объектом внутреннего аудита бюджетной и иной отчетности (в случае проверки соответствующего направления деятельности объекта внутреннего аудита (вопроса Программы проверки). Внутренний контроль считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность объекта проверки (в том числе, регулирующих бюджетные правоотношения), внутренних стандартов, а также к повышению эффективности использования средств федерального бюджета;
предложения по выводам о соответствии организации бюджетного учета объектами внутреннего аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации (в случае проверки соответствующего направления деятельности объекта внутреннего аудита (вопроса Программы проверки);
предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), принятию мер по минимизации казначейских рисков, в том числе бюджетных, внесению изменений в карты внутреннего контроля объекта внутреннего контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета.
Приложениями к Справке являются:
перечень законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, иных документов, регламентирующих осуществление установленных полномочий, соблюдение которых проверено при осуществлении аудиторской проверки деятельности объекта проверки, составленный по форме согласно приложению N 10 к Стандартам;
копии документов, подтверждающих выявленные нарушения (недостатки) в деятельности объекта проверки, заверенные в порядке, установленном пунктом 3.2.9. настоящего Стандарта, и (или) справочные (аналитические) таблицы.
4.1.4. Справка составляется членом аудиторской группы, ответственным за ее оформление, и подписывается членами аудиторской группы, осуществившими проверку по соответствующему направлению деятельности объекта проверки (вопросу Программы проверки).
При этом членами аудиторской группы, осуществившими проверку по соответствующему направлению деятельности объекта проверки (вопросу Программы проверки), предоставление материалов, необходимых для оформления Справки, члену аудиторской группы, ответственному за оформление Справки, осуществляется посредством электронной почты сети ЗКВС на выделенный адрес с уведомлением о доставке и прочтении, скриншот которого приобщается к материалам проверки.
В случае проведения камеральной проверки проект Справки членом аудиторской группы, ответственным за оформление Справки, для согласования иным членам аудиторской группы, осуществившим проверку по соответствующему направлению деятельности объекта проверки (вопросу Программы проверки), не направляется.
Справка передается для ознакомления под роспись руководителю объекта проверки (иному уполномоченному лицу) не позднее, чем за один рабочий день до наступления срока ее представления руководителю аудиторской группы, установленного указанным должностным лицом, в том числе в Планах-графиках (в случае проведения камеральной проверки либо комбинированной проверки (если камеральный этап проверки следует за выездным) направление Справки руководителю объекта проверки для ознакомления осуществляется посредством электронной почты сети ЗКВС с уведомлением о доставке и прочтении).
В случае камеральной проверки либо комбинированной проверки (если камеральный этап проверки следует за выездным) скан-копия Справки, подписанной членом аудиторской группы, ответственным за ее оформление, передается руководителю аудиторской группы посредством электронной почты сети ЗКВС на выделенный адрес с уведомлением о доставке и прочтении, скриншот которого приобщается к материалам аудиторской проверки. При этом согласие с содержанием Справки оформляется письмом руководителя объекта проверки на имя руководителя аудиторской группы, скан-копия которого также направляется посредством электронной почты сети ЗКВС на выделенный адрес с уведомлением о доставке и прочтении, скриншот которого приобщается к материалам аудиторской проверки.
4.1.5. При наличии возражений (замечаний) к тексту Справки руководитель объекта проверки (иное уполномоченное лицо), который должен ознакомиться с ней под роспись, делает об этом письменную оговорку в Справке перед проставлением своей подписи и одновременно представляет письменные возражения и (или) замечания по форме согласно приложению N 13 к Стандартам, которые приобщаются к Справке и являются ее неотъемлемой частью.
В случае непредставления руководителем объекта проверки (иным уполномоченным лицом) возражений (замечаний) к тексту Справки соответствующие возражения (замечания) могут быть представлены в составе возражений (замечаний) к акту аудиторской проверки в срок, установленный пунктом 4.2.10. настоящего Стандарта.
В случае проведения камеральной проверки либо комбинированной проверки (если камеральный этап следует за выездным этапом) возражения (замечания) к тексту Справки оформляются письмом руководителя объекта проверки (иного уполномоченного лица) на имя руководителя аудиторской группы, скан-копия которого также направляется посредством электронной почты ЗКВС на выделенный адрес с уведомлением о доставке и прочтении, скриншот которого приобщается к материалам аудиторской проверки.
4.1.6. Оформление результатов проверки организации мобилизационной подготовки, гражданской обороны, воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством для проведения таких проверок.
4.2. Оформление акта проверки
4.2.1. Результаты проверки оформляются актом проверки по форме согласно приложению N 11 к Стандартам (далее по тексту настоящего Стандарта - Акт).
4.2.2. Акт составляется руководителем аудиторской группы на основании Справок, оформленных членами аудиторской группы по проверенным направлениям деятельности объекта проверки (вопросам Программы проверки).
Акт должен отражать все нарушения (недостатки), выявленные в ходе аудиторской проверки, в том числе зафиксированные в Справках (в случае оформления Справок). Составление Акта должно быть завершено до окончания проверки. Руководитель аудиторской группы при составлении Акта вправе учесть возражения (замечания) по Справкам, представленные руководителем объекта проверки (иным уполномоченным лицом) в порядке, установленном пунктом 4.1.5. настоящего Стандарта.
4.2.3. Акт включает: заголовочную, вводную и описательную части.
Заголовочная часть Акта должна содержать:
полное наименование объекта проверки, тему проверки и проверяемый период;
указание на место составления и дату Акта. Датой Акта является дата его подписания руководителем аудиторской группы;
Вводная часть Акта должна содержать:
основание проведения проверки (реквизиты приказа Федерального казначейства о назначении проверки, а также реквизиты Программы проверки);
фамилии, инициалы и наименования должностей руководителя аудиторской группы, членов аудиторской группы, проводивших проверку;
полное наименование объекта проверки;
тему проверки;
проверяемый период;
вид проверки;
срок проведения проверки в соответствии с приказом Федерального казначейства о назначении проверки (период с даты начала проведения проверки по дату ознакомления руководителя объекта проверки с Актом включительно);
цель проверки;
предмет проверки;
метод и способ проведения проверки;
краткую информацию об объекте проверки.
По решению руководителя аудиторской группы во вводную часть Акта может быть включена иная информация.
4.2.4. Описательная часть Акта должна содержать сведения об объеме и прочие характеристики проведенной проверки по каждому направлению деятельности объекта проверки (вопросу Программы проверки).
4.2.5. Нарушения (недостатки), излагаемые в Акте, должны быть подтверждены доказательствами.
4.2.6. В Акте при описании каждого нарушения (недостатка), установленного в ходе проверки, должны быть указаны:
положения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, иных документов, которые были нарушены;
сведения о периоде, к которому относятся выявленные нарушения (недостатки);
информация о том, в чем выразилось нарушение (недостаток), с указанием реквизитов, позволяющих однозначно идентифицировать операцию (документ), при проверке которого выявлено нарушение (недостаток);
документально подтвержденная сумма нарушения (недостатка), исчисляемая в количественном и денежном (если применимо) выражении;
информация об условиях и причинах нарушений (недостатков);
сведения о значимых казначейских рисках (в том числе бюджетных).
Формулировка нарушения должна начинаться со слов "В нарушение", после чего должны указываться конкретные пункты, части, статьи нормативных правовых актов, правовых актов, технологических регламентов и иных документов, а также иные реквизиты, позволяющие однозначно идентифицировать положения указанных документов, которые были нарушены.
Сумма нарушения, исчисляемая в денежном выражении, указывается в Акте в случаях:
установления признаков нецелевого использования бюджетных средств;
недоперечисления (излишнего перечисления) в соответствующие бюджеты поступивших доходов при их распределении по бюджетам бюджетной системы Российской Федерации;
переплаты (недоплаты) заработной платы и иных выплат социального характера.
В Акте также должны быть указаны:
конкретный период (дата), за который проведена проверка документов по каждому направлению деятельности объекта проверки (вопросу Программы проверки);
общее количество проверенных документов и сведений, не имеющих статуса документов;
количество документов и сведений, не имеющих статуса документов, в которых выявлены нарушения (недостатки).
В Акте должны также содержаться:
предложения по выводам о качестве деятельности объекта проверки;
предложения по выводам о степени надежности внутреннего контроля и достоверности представленной объектом внутреннего аудита бюджетной и иной отчетности;
предложения по выводам о соответствии ведения бюджетного учета объектами внутреннего аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации (в случае проверки соответствующего направления деятельности объекта внутреннего аудита (вопроса Программы проверки);
предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), принятию мер по минимизации казначейских рисков, в том числе бюджетных, внесению изменений в карты внутреннего контроля объекта внутреннего контроля;
предложения по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета.
4.2.7. При составлении Акта должны быть обеспечены объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения.
4.2.8. Текст Акта не должен содержать:
сведений и информации, не подтвержденных доказательствами;
морально-этической оценки действий должностных лиц и сотрудников объекта внутреннего аудита.
4.2.9. Приложениями к Акту являются:
перечень законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, иных документов, соблюдение которых проверено при осуществлении Федеральным казначейством проверки деятельности объекта проверки, составленный по форме согласно приложению N 10 к Стандартам;
перечень документов и сведений, не имеющих статуса документов, не полученных по Запросам-требованиям в ходе проведения проверки (в случае их наличия).
4.2.10. В случае проведения выездной проверки либо комбинированной проверки (если выездной этап следует за камеральным):
Акт составляется в двух экземплярах;
каждый экземпляр Акта подписывается руководителем аудиторской группы. Подпись руководителя аудиторской группы подтверждает, что текст Акта подготовлен в соответствии с требованиями настоящего Стандарта, отвечает целям проверки и содержит все нарушения (недостатки), содержащиеся в Справках (кроме тех, в отношении которых руководителем аудиторской группы принято решение об их исключении (изменении формулировок), в том числе на основании возражений (замечаний), представленных в порядке, установленном настоящим Стандартом, к Справкам);
Акт представляется для ознакомления руководителю (иному уполномоченному лицу) объекта проверки на 24 часа, с отметкой о дате и времени представления на обоих экземплярах Акта. После ознакомления на экземплярах Акта руководитель объекта проверки (иное уполномоченное лицо) проставляет свою подпись, подтверждающую его ознакомление с Актом;
при наличии у руководителя объекта проверки (иного уполномоченного лица) возражений к тексту Акта он делает об этом отметку перед проставлением своей подписи об ознакомлении и в течение 3 рабочих дней со дня подписания Акта представляет заместителю руководителя Федерального казначейства, осуществляющему курирование и контроль деятельности контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства, посредством автоматизированной системы документооборота, применяемой в ЦАФК, письменные возражения по форме согласно приложению N 13 к Стандартам с приложением к ним надлежащим образом заверенных копий документов и сведений, не имеющих статуса документов, подтверждающих обоснованность соответствующих возражений (замечаний). Данные возражения (замечания) передаются начальнику контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства в порядке, установленном в Федеральном казначействе, и являются неотъемлемой частью Акта;
один экземпляр Акта остается у руководителя аудиторской группы, второй экземпляр передается руководителю объекта проверки (иному уполномоченному лицу) с отметкой о его получении на экземпляре Акта, который остается у руководителя аудиторской группы.
В случае проведения камеральной проверки либо комбинированной проверки (если камеральный этап следует за выездным):
Акт составляется в одном экземпляре;
единственный экземпляр Акта подписывается руководителем аудиторской группы. Подпись руководителя аудиторской группы подтверждает, что текст Акта подготовлен в соответствии с требованиями настоящего Стандарта, отвечает целям проверки и содержит все нарушения (недостатки), содержащиеся в Справках (кроме тех, в отношении которых руководителем аудиторской группы принято решение об их исключении (изменении формулировок), в том числе на основании возражений (замечаний), представленных в порядке, установленном настоящим Стандартом, к Справкам);
Акт представляется для ознакомления руководителю (иному уполномоченному лицу) объекта проверки на 24 часа, путем направления скан-копии подписанного Акта посредством электронной почты сети ЗКВС с уведомлением о доставке и прочтении, приобщаемым к материалам аудиторской проверки. При этом отметка о дате и времени представления на Акте не проставляется;
Факт ознакомления руководителем объекта проверки (иным уполномоченным лицом) подтверждается скан-копией надлежащим образом подписанного руководителем объекта проверки (иным уполномоченным лицом) письма, направленного в адрес руководителя аудиторской группы посредством электронной почты сети ЗКВС с уведомлением о доставке и прочтении, приобщаемого к материалам аудиторской проверки;
при наличии у руководителя объекта проверки (иного уполномоченного лица) возражений (замечаний) к тексту Акта в вышеуказанном письме письменные возражения (замечания) направляются заместителю руководителя Федерального казначейства, осуществляющему курирование и контроль деятельности контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства, в течение 3 рабочих дней со дня ознакомления с Актом с приложением к ним скан-копий надлежащим образом заверенных копий документов и сведений, не имеющих статуса документов, подтверждающих обоснованность возражений. Данные возражения передаются начальнику контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства в порядке, установленном в Федеральном казначействе, являются неотъемлемой частью Акта и приобщаются к материалам проверки.
4.2.11. Оформление результатов проверки организации мобилизационной подготовки, гражданской обороны, воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством для оформления результатов таких проверок.
4.2.12. Акт является одним из оснований для организации в объекте проверки мероприятий, направленных на устранение выявленных в ходе проверки нарушений (недостатков).
4.3. Оформление рабочей документации проверки
4.3.1. Контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства обеспечивает формирование и хранение рабочей документации проверки по всем проведенным проверкам, назначенным Федеральным казначейством.
4.3.2. Рабочая документация проверки включает:
документы, оформленные на этапе подготовки к проверке, включая приказ о назначении проверки (ее продлении, приостановлении), Программу проверки;
Планы-графики (при наличии);
копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
Акт с приложениями к нему, оформленные в соответствии с требованиями настоящего Стандарта.
4.3.3. Формирование и хранение рабочей документации проверки осуществляется в соответствии с номенклатурой дел контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства.
5. Подготовка отчета о результатах проверки
5.1. Подписанный Акт (с приложениями) представляется руководителем аудиторской группы начальнику контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства не позднее первого рабочего дня после прибытия с объекта проверки или после окончания проверки.
5.2. Контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства по результатам рассмотрения представленного руководителем аудиторской группы Акта (с приложениями) обеспечивает подготовку отчета о результатах проверки по форме согласно приложению N 12 к Стандартам (далее по тексту настоящего Стандарта - Отчет) в срок не позднее 6 рабочих дней с даты окончания проверки; в случае проведения выездной проверки либо комбинированной проверки (если выездной этап следует за камеральным) - с даты прибытия руководителя аудиторской группы с объекта проверки.
5.3. Отчет представляет собой документ, содержащий информацию об основных итогах проверки, и должен включать:
полное наименование объекта проверки;
основание для проведения проверки;
проверяемый период и срок проведения проверки;
цель проверки;
предмет проверки;
результаты проверки, в том числе:
информацию о выявленных нарушениях законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, иных документов (недостатках) с указанием содержания нарушения (недостатка), количества и сумм расчетно-платежных операций, совершенных с нарушением (по нарушениям, указанным в пункте 4.2.6. настоящего Стандарта, с указанием содержания нарушения (в количественном и денежном (если применимо) выражении);
информацию об условиях и причинах возникновения нарушений (недостатков), а также о значимых казначейских рисках (в том числе бюджетных);
информацию о наличии либо отсутствии возражений руководителя объекта проверки (иного уполномоченного лица);
выводы о качестве деятельности объекта проверки;
выводы о степени надежности внутреннего контроля и достоверности представленной объектом внутреннего аудита бюджетной и иной отчетности;
выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами внутреннего аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации (в случае проверки соответствующего направления деятельности объекта внутреннего аудита (вопроса Программы проверки);
выводы по устранению ранее выявленных нарушений (недостатков), принятию мер по минимизации казначейских рисков, в том числе бюджетных, внесению изменений в карты внутреннего контроля объекта внутреннего контроля;
предложения по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета;
предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), принятию мер, направленных на минимизацию казначейских рисков, в том числе бюджетных, по внесению изменений в карты внутреннего контроля объекта внутреннего контроля.
5.4. При наличии возражений (замечаний) к Акту, представленных объектом проверки в соответствии с пунктом 4.2.10. настоящего Стандарта, контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства по результатам рассмотрения возражений (замечаний) к акту проверки осуществляет подготовку заключения на возражения (замечания) по форме согласно приложению N 14 к Стандартам.
Контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства вправе не рассматривать возражения (замечания) к Акту, представленные объектом проверки позже установленного настоящим Стандартом срока.
5.5. Отчет с приложением Акта, возражений к нему (при их наличии), а также заключения на возражения (замечания) к акту проверки (при наличии возражений (замечаний) к Акту) представляется:
при проведении проверок в отношении структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" - руководителю Федерального казначейства;
в иных случаях - для рассмотрения Контрольным советом Федерального казначейства.
6. Рассмотрение результатов проверки
6.1. Результаты проверки содержатся:
в Отчете;
в протоколе заседания Контрольного совета Федерального казначейства.
6.2. Руководитель Федерального казначейства (иное уполномоченное лицо) на основании представленного отчета о результатах аудиторской проверки в отношении структурных подразделений ЦАФК, а также ФКУ "ЦОКР", или протокола заседания Контрольного совета Федерального казначейства определяет порядок реализации результатов соответствующей проверки.
6.3. Руководитель Федерального казначейства (иное уполномоченное лицо) по результатам рассмотрения представленного Отчета (протокола заседания Контрольного совета Федерального казначейства) вправе принять одно или несколько из решений:
о необходимости реализации соответствующих выводов, предложений и рекомендаций;
о недостаточной обоснованности отдельных выводов, предложений и рекомендаций;
о применении мер материальной ответственности к виновным должностным лицам, допустившим выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения, а также о проведении в их отношении служебных проверок и (или) о применении по их результатам мер дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
о направлении соответствующих материалов в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (ее территориальные органы), иные контрольно-надзорные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков соответствующих нарушений законодательства Российской Федерации.
6.4. По результатам рассмотрения Отчета руководителем Федерального казначейства (иным уполномоченным лицом) в адрес объекта проверки направляется информационное письмо, содержащее сведения о необходимости устранения выявленных нарушений (недостатков) (далее по тексту настоящего Стандарта - Указание).
6.5. Указание должно содержать:
сведения о выявленных нарушениях (недостатках);
предложения (рекомендации) объекту проверки по устранению выявленных нарушений (недостатков) и обеспечению их недопущения в дальнейшей деятельности (при необходимости);
срок представления плана мероприятий, направленных на устранение нарушений (недостатков), отраженных в акте проверки, оформленного объектом проверки по форме согласно приложению N 15 к Стандартам (далее по тексту настоящего Стандарта - План мероприятий);
срок представления отчета о выполнении плана мероприятий, направленных на устранение допущенных нарушений (недостатков), отраженных в акте проверки, оформленного объектом проверки по форме согласно приложению N 16 к Стандартам (далее по тексту настоящего Стандарта - Отчет о выполнении Плана мероприятий).
При установлении соответствующих сроков необходимо исходить из их разумной достаточности и необходимости.
В случае если по результатам проверки нарушения (недостатки) не выявлены Указания не оформляются.
6.6. Указание направляется объекту проверки и является обязательным для исполнения.
6.7. На основании полученного Указания объект проверки формирует и представляет в контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства План мероприятий и Отчет о выполнении Плана мероприятий.
6.8. Контроль за реализацией Указаний осуществляет контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства.
7. Организация контроля выполнения Указаний
7.1. Контроль выполнения Указаний осуществляется контрольно-аудиторским подразделением Федерального казначейства в одной или нескольких из следующих форм:
получение Отчета о выполнении Плана мероприятий;
осуществление мониторинга выполнения объектом проверки мероприятий, направленных на устранение допущенных нарушений (недостатков), в том числе на основе полученных от объекта проверки соответствующих документов, подтверждающих выполнение Указания, без выезда на объект проверки;
осуществление мониторинга выполнения объектом проверки отдельных предложений (рекомендаций) с выездом на объект проверки;
проведение проверки результатов выполнения Указаний в ходе тематической проверки, проводимой по месту нахождения объекта проверки.
Контроль выполнения Указаний в форме осуществления мониторинга выполнения объектом проверки мероприятий, направленных на устранение допущенных нарушений (недостатков), а также мониторинга выполнения объектом проверки отдельных предложений (рекомендаций) может осуществляться в любое время по решению руководителя Федерального казначейства, принятому на основании предложений контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства.
Проверка результатов выполнения Указаний при проведении проверки с выездом на объект проверки может проводиться не ранее, чем через шесть месяцев, но не позднее двух лет после их направления в адрес объекта проверки.
7.2. По результатам проверки выполнения Указаний осуществляется подготовка Отчета в соответствии с требованиями раздела 5 настоящего Стандарта (за исключением случая, если контроль выполнения Указаний проводится в форме получения Отчета о выполнении Плана мероприятий) либо служебной записки на имя руководителя Федерального казначейства (в случае контроля выполнения Указаний путем осуществления мониторинга).
8. Отчетность о контрольной и аудиторской деятельности
8.1. Контрольно-аудиторским подразделением Федерального казначейства организуется составление в установленном порядке отчетности о результатах осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита в Федеральном казначействе, ТОФК и ФКУ "ЦОКР" (далее по тексту настоящего Стандарта - Отчетность).
8.2. Единый порядок составления и представления Отчетности утверждается Федеральным казначейством.
8.3. Отчетность представляется в контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства в электронном виде в соответствии с утвержденными требованиями к форматам и способам передачи в электронном виде данных по осуществлению внутреннего аудита в ТОФК, ФКУ "ЦОКР".
8.4. Контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства обеспечивает систематизацию и свод Отчетности на основании информации, представленной контрольно-аудиторскими подразделениями ТОФК, ФКУ "ЦОКР" в соответствии со Стандартом N 5 Стандартов.
8.5. Консолидированная отчетность составляется ежеквартально нарастающим итогом с начала года.
8.6. На основе консолидированной отчетности контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства осуществляет подготовку аналитической записки по результатам осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита в Федеральном казначействе (далее по тексту настоящего Стандарта - Аналитическая записка).
Аналитическая записка должна содержать информацию, достаточную для определения результативности контрольной и аудиторской деятельности Федерального казначейства.
8.7. Аналитическая записка и консолидированная отчетность направляются для рассмотрения руководителю Федерального казначейства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.