В целях реализации подпункта 10.2 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Министр |
М.А. Топилин |
Положение
о Департаменте условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 июля 2012 г. N 31)
I. Общие положения
1. Департамент условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Министерство) и обеспечивает деятельность Министерства по вопросам, относящимся к его ведению.
2. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве, приказами Министерства, а также Положением о Департаменте.
3. К ведению Департамента относятся вопросы условий и охраны труда.
4. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с департаментами и иными структурными подразделениями Министерства, подведомственными ему организациями, Федеральной службой по труду и занятости (далее - служба), государственными внебюджетными фондами, деятельность которых координирует Министерство (далее - фонды), федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Задачи Департамента
5. Основными задачами Департамента являются:
5.1. обеспечение реализации функций Министерства по выработке основных направлений государственной политики, нормативно-правовому регулированию по вопросам условий и охраны труда;
5.2. обеспечение реализации функции Министерства по самостоятельному осуществлению правового регулирования по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
5.3. обеспечение реализации функций Министерства по координации и контролю деятельности службы и по координации деятельности фондов по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
5.4. информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
III. Функции Департамента
6. Департамент в соответствии со своими задачами осуществляет следующие функции:
6.1. вырабатывает предложения по определению государственной политики в сфере условий и охраны труда;
6.2. обеспечивает своевременное исполнение поручений Министра труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Министр) и его заместителей;
6.3 готовит предложения в ведомственный план законопроектной деятельности Министерства;
6.4. подготавливает и организует сопровождение программных документов Правительства Российской Федерации;
6.5. готовит предложения по разработке федеральных целевых и ведомственных программ по улучшению условий и охраны труда, осуществляет контроль за исполнением данных программ;
6.6. готовит предложения в проекты планов заседаний Правительства Российской Федерации, в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;
6.7. разрабатывает и подготавливает для внесения в Правительство Российской Федерации совместно с другими департаментами Министерства проекты нормативных правовых актов и иных документов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, обеспечивает их сопровождение;
6.8. разрабатывает и внедряет механизмы управления профессиональными рисками в системах управления охраной труда;
6.9. разрабатывает и внедряет механизмы экономического стимулирования работодателей, направленные на постоянное улучшение условий труда;
6.10. готовит предложения по совершенствованию разработки новых и пересмотра действующих подзаконных нормативных актов в области охраны труда;
6.11. принимает меры по совершенствованию правового регулирования условий и охраны труда инвалидов с учетом имеющихся у них ограничений способности к трудовой деятельности;
6.12. осуществляет мониторинг условий и охраны труда, уровней профессиональных рисков в разрезе видов экономической деятельности, субъектов Российской Федерации, анализ результатов мониторинга для целей принятия управленческих решений в сфере охраны труда;
6.13. разрабатывает нормативные акты в целях совершенствования обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;
6.14. осуществляет аккредитацию организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, и контроль за их деятельностью;
6.15. разрабатывает проекты приказов Министерства об утверждении:
порядка проведения государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации и перечня документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы);
порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
порядка оценки уровня профессионального риска;
положения о системе управления профессиональными рисками;
типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков;
перечня работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет, а также предельных норм переноски и перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет;
перечней производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную;
порядка обучения по охране труда и проверки знаний требования охраны труда работников организаций, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей;
перечня услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правил аккредитации, включающих в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядка проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, а также порядка приостановления или отзыва аккредитации;
рекомендаций о структуре и численности работников службы охраны труда в организации;
положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях экономики и организациях, а также форм документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве;
правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания;
правил по охране труда и типовых инструкций по охране труда, стандартов безопасности труда;
норм бесплатной выдачи витаминных препаратов;
типовых норм бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств;
норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов;
правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда;
размеров компенсаций в зависимости от класса условий труда (сокращенная продолжительность рабочего времени, минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда) работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, а также условий их предоставления;
типового положения о комитете (комиссии) по охране труда;
перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации);
административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в сфере деятельности Министерства, службы, фондов по вопросам условий и охраны труда;
правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия, с использованием документов в области стандартизации в установленной сфере деятельности;
по другим вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
6.16. готовит проекты решений по созданию координационных и совещательных органов (советов, комиссий, групп, коллегий), в том числе межведомственных, по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
6.17. принимает участие в разработке мер, направленных на повышение мотивации и эффективности труда работников Министерства, службы, ее территориальных органов, фондов, а также организаций, подведомственных Министерству, службе и фондам, совместно с соответствующими департаментами;
6.18. разрабатывает иные акты ненормативного характера по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства, отнесенным к компетенции Департамента;
6.19. готовит или участвует в подготовке совместно с другими департаментами Министерства заключений, отзывов, поправок на проекты федеральных законов, заключений на иные нормативные правовые акты, поступающие на рассмотрение в Министерство, по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, и сопровождает их дальнейшее прохождение;
6.20. обобщает практику применения законодательства и проводит анализ реализации государственной политики по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
6.21. готовит предложения Министру труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Министр) и его заместителям, касающиеся их участия в мероприятиях, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными объединениями и иными структурами гражданского общества;
6.22. организует совещания, семинары и иные мероприятия по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
6.23. в порядке, определяемом руководством Министерства, принимает участие в работе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и ее рабочих органов, в том числе участвует в разработке и обсуждении предложений для заключения Генерального соглашения между Правительством Российской Федерации, общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей;
6.24. готовит справочные и иные материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, в целях обеспечения участия должностных лиц Министерства в работе комиссий, совещаний, семинаров и иных мероприятиях;
6.25. привлекает в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к компетенции Департамента, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;
6.26. осуществляет рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
6.27. предоставляет департаментам Министерства информацию по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, а также запрашивает у них необходимую информацию и документы;
6.28. готовит соответствующие предложения в целях реализации функции Министерства как главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных на него функций, осуществляет контроль за их расходованием в части вопросов, отнесенных к компетенции Департамента;
6.29. готовит предложения по формированию федерального бюджета и финансированию службы, а также федеральных целевых и ведомственных программ в части вопросов, отнесенных к компетенции Департамента, и контролирует текущее финансирование исполнения федерального бюджета; участвует в рассмотрении проекта бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в части вопросов, отнесенных к компетенции Департамента;
6.30. готовит план работы Департамента на год, отчет о выполнении этого плана и предложения в план работы Министерства;
6.31. по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, готовит поручения службе, фондам, подведомственным организациям Министерства и контролирует их исполнение;
6.32. согласовывает ежегодные планы работы службы и отчеты об их выполнении, а также показатели деятельности службы в части вопросов, отнесенных к компетенции Департамента, осуществляет координацию их подготовки;
6.33. запрашивает справки и другие документы, необходимые для исполнения своих функций, у подведомственных организаций Министерства, службы, фондов, а также у органов и организаций, подведомственных службе и фондам, в порядке, установленном Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30, и Типовым регламентом внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452;
6.34. осуществляет совместно с департаментами Министерства рассмотрение документов, представленных в Министерство службой и фондами;
6.35. представляет Министру предложения по отмене противоречащих федеральному законодательству решений службы;
6.36. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
6.37. осуществляет организацию и ведение делопроизводства в Департаменте;
6.38. осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Департамента;
6.39. участвует в подготовке проведения конкурсов и в организации заключения государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;
6.40. направляет Министру предложения по вопросам, связанным с прохождением федеральной государственной гражданской службы в Министерстве;
6.41. готовит предложения, касающиеся вопросов структуры и штатного расписания Министерства, сметы расходов на его содержание;
6.42. принимает участие в мобилизационной подготовке Министерства;
6.43. в соответствии с утвержденным графиком участвует в организации приема граждан;
6.44. осуществляет иные функции в соответствии с решениями Министра и его заместителей.
IV. Руководство Департамента
7. Директор Департамента назначается на должность и освобождается от должности Министром.
8. Директор Департамента:
8.1. осуществляет непосредственное руководство Департаментом и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент функций и состояние исполнительской дисциплины;
8.2. представляет предложения Министру и его заместителям по вопросам, относящимся к ведению Департамента;
8.3. представляет для утверждения Министру Положение о Департаменте;
8.4. вносит на рассмотрение Министру предложения о структуре и численности работников Департамента, служебном распорядке, административных и должностных регламентах;
8.5. участвует в совещаниях у Министра и его заместителей, проводимых по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
8.6. по поручению Министра и его заместителей участвует в заседаниях коллегиальных органов, в составе которых присутствует Министерство;
8.7. направляет по решению Министра и его заместителей работников Департамента для участия в работе межведомственных рабочих групп, симпозиумах, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
8.8. рассматривает поступившие в Министерство проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
8.9. осуществляет работу по координации и контролю деятельности службы и фондов по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
8.10. визирует и подписывает проекты служебных документов;
8.11. распределяет обязанности между своими заместителями;
8.12. представляет Министру предложения о назначении на должность и об освобождении от должности, об отпусках, о повышении квалификации, поощрении работников Департамента, об установлении им надбавок и наложении на них взысканий;
8.13. представляет мотивированный отзыв об исполнении работником Департамента своих должностных обязанностей за аттестационный период с приложением необходимых документов в случае проведения аттестации;
8.14. требует от работников Департамента объяснения в письменной форме при применении дисциплинарного взыскания;
8.15. участвует в работе по профессиональной подготовке работников Министерства, их переподготовке, повышению квалификации и стажировке;
8.16. дает поручения работникам Департамента в соответствии с их должностными обязанностями.
9. Заместители директора Департамента обеспечивают организацию работы по выполнению функций Департамента в соответствии с утвержденным директором Департамента распределением обязанностей между ним и его заместителями.
В случае временного отсутствия директора Департамента один из его заместителей исполняет его обязанности по поручению директора Департамента.
10. Должностные обязанности работников Департамента содержатся в служебном распорядке, административном и должностном регламентах, служебном контракте.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 июля 2012 г. N 31 "Об утверждении Положения о Департаменте условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации"
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минтруда России от 23 июня 2015 г. N 393