В соответствии с Федеральным законом от 29.10.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 382-ФЗ) с 01.01.2015 введена глава 33 "Торговый сбор" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона N 382-ФЗ торговый сбор в соответствии с главой 33 части второй Кодекса может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 01.07.2015. В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.
Законом города Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" с 01.07.2015 на территории города Москвы введен торговый сбор.
Пунктом 1 статьи 411 Кодекса установлено, что плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный торговый сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
От уплаты торгового сбора по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых нормативным правовым актом муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен торговый сбор, освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества (пункт 2 статьи 411 Кодекса).
Пунктом 1 статьи 418 Кодекса определено, что органы местного самоуправления (органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) осуществляют полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в пределах, установленных статьей 418 Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 418 Кодекса нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяется орган, осуществляющий полномочия, указанные в пункте 1 статьи 418 Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно пункту 3 статьи 418 Кодекса уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории своего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя).
При этом функции по приему уведомлений о постановке на учет, снятии с учета плательщиков торгового сбора, их обработке, а также приему и обработке информации, получаемой от уполномоченного органа в отношении плательщиков торгового сбора, возлагаются на налоговые органы.
В связи с изложенным выше, налоговым органам необходимо руководствоваться следующим.
I. Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе
1.1. Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика торгового сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной в налоговый орган, указанным в пункте 2 статьи 418 Кодекса уполномоченным органом (пункт 1 статьи 416 Кодекса).
О представлении уведомления о постановке на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в налоговом органе в качестве плательщика торгового сбора, представляемых уполномоченными представителями налогоплательщика, см. письмо ФНС России от 26 июня 2015 г. N ГД-4-3/11188@
Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе осуществляются:
а) по месту нахождения объекта недвижимого имущества - в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен торговый сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества. В частности, в отношении следующих видов торговли:
торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющих торговые залы;
торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада;
деятельность по организации розничных рынков.
б) по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - в иных случаях (в отношении торговли, осуществляемой через объекты нестационарной торговой сети).
Если несколько объектов торговли, в отношении которых установлен торговый сбор, находятся в одном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет плательщика торгового сбора осуществляется налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика торгового сбора (уполномоченного органа) ранее, чем о других объектах (пункт 7 статьи 416 Кодекса) либо объекта, указанного первым в Уведомлении о постановке на учет (информации, представленной уполномоченным органом).
Постановка на учет в качестве плательщика торгового сбора производится в течение пяти дней после получения налоговым органом указанных в настоящем пункте документов. В течение пяти дней с даты постановки на учет плательщику торгового сбора направляется свидетельство о постановке на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора (пункт 3 статьи 416 Кодекса).
1.2. Датой постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора признается дата возникновения объекта обложения торговым сбором, указанная в уведомлении либо в информации, представленной уполномоченным органом.
1.3. Предоставление плательщиком сбора в налоговый орган уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в связи с возникновением нового объекта обложения сбором либо получением информации о возникновении нового объекта обложения сбором, представленной в налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 418 Кодекса, после постановки на учет в качестве плательщика сбора, не влечет повторную постановку на учет в качестве плательщика сбора.
1.4. Организации и индивидуальные предприниматели, использующие объекты движимого или недвижимого имущества для осуществления вида предпринимательской деятельности до 01.07.2015, в отношении которого с указанной даты будет установлен торговый сбор, обязаны представить в соответствующий налоговый орган уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в срок не позднее 07.07.2015. Дата возникновения объекта обложения сбором в данном случае будет считаться 01.07.2015.
1.5. Снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе в качестве плательщика торгового сбора осуществляется на основании представленного уведомления о снятии с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора (пункт 4 статьи 416 Кодекса) или на основании информации об отмене акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, поступившей в налоговый орган от уполномоченного органа, в случае, если основанием для постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора являлась информация от уполномоченного органа о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, которая подлежит отмене.
Снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора осуществляется налоговым органом в течение пяти дней со дня получения налоговым органом документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта.
Датой снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора является дата прекращения осуществления плательщиком торгового сбора вида деятельности, указанной в уведомлении (пункт 4 статьи 416 Кодекса), или дата постановки на учет в случае, если снятие с учета осуществляется на основании информации об отмене акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, на основании которого осуществлена указанная постановка на учет.
При снятии с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора, такому плательщику сбора в течение пяти дней со дня снятия с учета выдается (направляется) соответствующее уведомление:
Уведомление о снятии с учета российской организации в налоговом органе по форме N 1-5-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@;
Уведомление о снятии с учета иностранной организации в налоговом органе, по форме N 11-УС-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 13.02.2012 N ММВ-7-6/80@;
Уведомление о снятии с учета физического лица в налоговом органе по форме N 2-4-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@.
II. Контроль за правильностью отражения информации в уведомлении о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе в качестве плательщика торгового сбора
2.1. Информация, содержащаяся в уведомлении о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора подлежит контролю на предмет:
правильности указания ставок торгового сбора, установленных соответствующими нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);
правомерности применения освобождения от обложения торговым сбором, предоставленного определенным категориям плательщиков;
выявления в расчете сумм торгового сбора ошибок (искажений).
2.2. В случае обнаружения налоговым органом в уведомлении о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора неверного исчисления суммы торгового сбора, подлежащей уплате, налоговый орган вправе при обнаружении указанного факта проинформировать об этом плательщика торгового сбора и предложить ему в течение 5 дней представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в уведомление.
В случае, если в установленный срок не представлены пояснения, не внесены исправления или после представления соответствующих пояснений вопрос неверного исчисления суммы торгового сбора не урегулирован, налоговый орган направляет соответствующую информацию в уполномоченный орган для проверки достоверности сведений, указанных в уведомлении, представленном плательщиком торгового сбора.
До реализации программного обеспечения, позволяющего производить автоматизированное направление вышеуказанной информации, взаимодействие между налоговыми органами и уполномоченными органами осуществляется посредством общеустановленного порядка документооборота.
III. Исчисление и уплата сумм торгового сбора
3.1. Уплата торгового сбора производится плательщиками торгового сбора в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения (пункт 2 статьи 417 Кодекса).
Уплата сумм торгового сбора осуществляется организациями или индивидуальными предпринимателями, состоящими на учете в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе:
а) по месту нахождения объекта недвижимого имущества - с указанием реквизитов получателя платежа и кода по ОКТМО по месту постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора.
б) по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - с указанием реквизитов получателя платежа по месту постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора, а кода по ОКТМО по месту осуществления торговой деятельности.
3.2. Если в течение периода обложения у плательщика торгового сбора произошло увеличение величины физической характеристики по объекту осуществления торговли, то такой плательщик торгового сбора при исчислении суммы торгового сбора должен учитывать указанное изменение с начала того квартала, в котором произошло увеличение величины физической характеристики. При уменьшении величины физической характеристики по объекту осуществления торговли в течение периода обложения такое изменение учитывается со следующего периода обложения (квартала) (пункт 1 статьи 412 Кодекса).
3.3. В случае представления в налоговый орган от уполномоченного органа информации о выявленных объектах обложения торговым сбором, в отношении которых в налоговый орган плательщиком торгового сбора не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, налоговый орган в срок не позднее 30 дней со дня поступления указанной информации направляет плательщику торгового сбора требование об уплате сбора.
Указанная в требовании сумма торгового сбора исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы уполномоченным органом (пункт 3 статьи 417 Кодекса). При этом срок уплаты торгового сбора, указанный в пункте 2 статьи 417 Кодекса, может еще не наступить.
Согласно пункту 4 статьи 69 Кодекса требование об уплате должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога (сбора) не указан в этом требовании.
В целях соблюдения положений пунктов 2, 4 статьи 69 и пункта 3 статьи 417 Кодекса, необходимо учитывать, что при формировании требования об уплате торгового сбора на основании актов о выявлении нового объекта обложения сбором или о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения сбором, составляемых в соответствии со статьей 418 Кодекса, в случае, если срок уплаты торгового сбора больше срока отведенного на исполнение требования, срок исполнения данного требования должен соответствовать сроку уплаты торгового сбора, а именно, 25-ое число месяца, следующего за периодом обложения (квартала).
Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) в строке "Основания взыскания налогов (сборов, пеней, штрафов, процентов)" должно содержать данные о наименовании уполномоченного органа, направившего информацию, а также о виде и реквизитах актов, составленных указанными органами.
В иных случаях требование об уплате сбора направляется в общеустановленном порядке.
3.4. В случае снятия с учета российской организации (индивидуального предпринимателя) в налоговом органе, отличном от налогового органа по месту нахождения (месту жительства), в связи с прекращением деятельности, подлежащей обложению торговым сбором, карточки "РСБ" по торговому сбору, которые имеют отрицательное или положительное значение, подлежат передаче в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).
Налоговым органом по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика должны быть открыты карточки "РСБ" с ОКТМО по месту ранее осуществлявшейся деятельности для дальнейшей работы.
IV. Информационное взаимодействие
4.1. Информационное взаимодействие между уполномоченными органами и налоговыми органами осуществляется на региональном уровне.
Поступившая в УФНС России по субъекту Российской Федерации от уполномоченного органа информация о выявлении нового объекта обложения торговым сбором или о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, а также сведения об их отмене подлежат направлению в соответствующий территориальный налоговый орган в срок не позднее трех рабочих дней с момента поступления такой информации:
а) по месту нахождения объекта недвижимого имущества;
б) по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) в ином случае.
До реализации программного обеспечения, позволяющего проводить автоматизированный информационный обмен информацией, взаимодействие между налоговыми органами осуществляется посредством общеустановленного порядка документооборота.
4.2. С 01.01.2015 не относятся к налоговой тайне сведения, которые предоставляются органам местного самоуправления для контроля за полнотой и достоверностью информации, предоставленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по указанным сборам (подпункт 8 пункта 1 статьи 102 Кодекса).
Форма и формат, информационного взаимодействия налоговых органов и уполномоченного органа в электронном виде, утверждаются протоколом взаимодействия сторон на основании заключенных соглашений.
V. Рассмотрение жалоб плательщиков торгового сбора
5.1. При выявлении объектов обложения торговым сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, уполномоченный орган в течение 5 дней должен составить акт о выявлении нового объекта обложения торговым сбором или акт о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором (пункт 4 статьи 418 Кодекса).
Акты о выявлении нового объекта обложения торговым сбором или акты о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, могут быть обжалованы плательщиком торгового сбора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок рассмотрения и направления в государственный орган или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложения, заявления или жалобы, а также устного обращения регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).
Установленный Законом N 59-ФЗ порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 1 Закона N 59-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
При этом в силу пункта 6 статьи 8 Закона N 59-ФЗ запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
В этой связи, жалоба на акт уполномоченного органа о выявлении нового объекта обложения торговым сбором или акт уполномоченного органа о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, а также на действия (бездействия) должностных лиц уполномоченного органа рассматривается согласно требованиям Закона N 59-ФЗ вышестоящим органом по отношению к уполномоченному органу или вышестоящим должностным лицом по отношению к должностному лицу этого уполномоченного органа.
Жалобы на акты налоговых органов ненормативного характера, действия (бездействие) их должностных лиц направляются и рассматриваются в порядке, установленном главами 19, 20 Кодекса.
VI. Исчисление налогов плательщиками торгового сбора
6.1. При исчисление налогов плательщиками торгового сбора налоговым органам необходимо учитывать следующее:
а) по налогу на доходы физических лиц в случае осуществления налогоплательщиком в субъекте Российской Федерации по месту своего учета вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 Кодекса установлен торговый сбор, налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленного по итогам налогового периода по ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 Кодекса, на сумму торгового сбора, уплаченного в этом налоговом периоде (пункт 5 статьи 225 Кодекса).
б) по налогу на прибыль организаций в случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 Кодекса установлен торговый сбор, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа) (пункт 10 статьи 286 Кодекса).
в) по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 Кодекса установлен торговый сбор, налогоплательщик в дополнение к суммам уменьшения, установленным пунктом 3.1 статьи 346.21 Кодекса, вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода по объекту налогообложения от указанного вида предпринимательской деятельности, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода (пункт 8 статьи 346.21 Кодекса).
6.2. Положения пункта 5 статьи 225 Кодекса, пункта 10 статьи 286 Кодекса, пункта 8 статьи 346.21 Кодекса не применяются в случае непредставления налогоплательщиком в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора. Положения указанных статей Кодекса также не применяются в случае отсутствия фактической уплаты сумм торгового сбора в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности.
Несвоевременное представление плательщиком торгового сбора уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора не лишает такого плательщика права на уменьшение соответствующей суммы налога в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 225 Кодекса, пунктом 10 статьи 286 Кодекса или пунктом 8 статьи 346.21 Кодекса.
VII. Ответственность плательщиков торгового сбора
7.1. В соответствии с пунктом 1 статьи 416 Кодекса постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в пункте 2 статьи 418 Кодекса уполномоченным органом в налоговый орган.
Согласно пункту 2 статьи 416 Кодекса плательщик сбора представляет соответствующее уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором.
Пунктом 1 статьи 116 Кодекса предусмотрена ответственность за нарушение налогоплательщиком установленного Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Кодексом, в связи с чем применение ответственности за непредставление уведомления о постановке на учет неправомерно.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 126 Кодекса установлена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4 и 129.6 Кодекса, а также пунктом 1.1 статьи 126 Кодекса.
В этой связи, если плательщиком торгового сбора представлено не своевременно соответствующее уведомление такой плательщик торгового сбора подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 116 Кодекса предусмотрена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Кодексом в виде взыскания штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.
Таким образом, при наличии доказательств, подтверждающих факт ведения деятельности без постановки на учет в качестве плательщика сбора, получения доходов в указанный период плательщиком сбора, налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 Кодекса.
В частности, таким доказательством может являться информация (акт о выявлении нового объекта обложения сбором), представленная уполномоченным органом о выявлении нового объекта обложения сбором, если таким плательщиком сбора не было ранее представлено уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.
ФНС России поручает Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести данное письмо до подведомственных налоговых органов и налогоплательщиков.
Действительный государственный |
Д.Ю. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной налоговой службы от 26 июня 2015 г. N ГД-4-3/11229@ "О торговом сборе"
Текст письма официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Письмо ФНС России от 15 сентября 2015 г. N ГД-4-3/16205