Расчет по страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за I квартал 2014 года представлен 11.05.2014 (в срок). Выяснилось, что расчет представлен с ошибками (код 30 - неверное сочетание элементов и блоков, отсутствие необходимых элементов и блоков (ошибка)). Страхователю по электронным каналам связи 15.05.2014 был направлен отказ в приеме отчетности (приложение 2) с протоколом ошибок. Корректирующий расчет не представлен.
В какие сроки должна быть проведена камеральная проверка?
Может ли наличие в представленном расчете ошибок трактоваться как непредставление расчета в установленный срок и быть основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1. В рассматриваемой ситуации проверка должна быть закончена 11 августа 2014 г., акт проверки должен быть составлен не позднее 25 августа 2014 г. Окончание проверки территориальным органом ПФР и составление акта проверки в более поздние сроки будет нарушением установленных Законом N 212-ФЗ сроков.
2. Наличие ошибок в представленных расчетах не является само по себе основанием считать их непредставленными в установленный срок, а также не свидетельствует о наличии в действиях страхователя правонарушения, поскольку ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ не предусматривает ответственность за представление отчета, содержащего ошибочные сведения.
Обоснование позиции:
В настоящее время отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в ПФР на обязательное пенсионное страхование, ФФОМС на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ).
В силу ч. 2 ст. 35 Закона N 212-ФЗ камеральная проверка проводится в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (далее - Расчет).
Согласно ч. 2 ст. 4 Закона N 212-ФЗ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Следовательно, трехмесячный срок проведения камеральной проверки исчисляется со дня, следующего за днем представления Расчета.
При определении даты представления Расчета необходимо учитывать следующее.
На основании пп. 3 ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять Расчеты в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета.
Пунктом 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ на плательщиков страховых взносов возложена обязанность представлять в территориальный орган Пенсионного фонда РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС. Указанный расчет представляется ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются ПФР по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
При этом ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ не связывает исполнение обязанности по его представлению с представлением расчета по установленной форме, а только делегирует ПФР полномочия по утверждению формы и порядка заполнения Расчета.
Такая обязанность предусмотрена только для плательщиков, указанных в п. 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ (со среднесписочной численностью свыше 50 человек). Дополнительным условием исполнения обязанности по представлению Расчета для них является представление Расчетов в форме электронных документов по форматам и в порядке, которые установлены ПФР (до 2014 года данная норма содержала только условие представления отчетов по установленным форматам). Плательщики со среднесписочной численностью менее 50 человек также вправе представлять расчеты в форме электронных документов.
Порядок исчисления сроков в данных правоотношениях установлен ч. 8 ст. 4 Закона N 212-ФЗ, согласно которой действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.
Отметим, что в настоящий момент основным документом, регламентирующим обмен электронными документами с Пенсионным фондом РФ, является Технология обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота ПФР, утвержденная распоряжением Правления ПФР от 11.10.2007 N 190р (далее - Технология обмена).
В соответствии с абз. 5-6 раздела 7 Технологии обмена отправленные сведения считаются представленными своевременно, если дата их доставки в территориальный орган ПФР будет не позднее срока, установленного действующим законодательством РФ. Факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с "Протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота ПФР", факт приема документов органом ПФР - соответствующим протоколом контроля, подтверждающего правильность формы представления документа (формата) и подлинность ЭЦП на документе.
В то же время разделом 2 Технологии обмена установлено, что протокол контроля, содержащий сообщение об отсутствии ошибок в переданных сведениях, является подтверждением факта представления сведений в территориальный орган ПФР.
Таким определением в Технологии обмена факт представления передаваемых в ПФР документов связан с дополнительным условием - отсутствием в них ошибок. То есть формально получение отрицательного протокола (который содержит сообщение о наличии ошибок) подтверждает, что плательщиком страховых взносов отчетность не представлена.
Вместе с тем распоряжение Правления ПФР от 11.10.2007 N 190р официально не опубликовано для всеобщего сведения и в силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям. На это указывают и суды (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 31.07.2013 N Ф05-8220/13, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 N 04АП-1772/14).
Порядок представления Расчетов в форме электронных документов, предусмотренный п. 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ, в настоящее время ПФР не установлен.
Иной нормы, содержащей определение даты представления отчетности с учетом способа ее представления страхователями в территориальные органы ПФР, Законом N 212-ФЗ не установлено (в отличие от п.п. 3, 4 ст. 80 НК РФ).
Более того, обязанности плательщиков по представлению Расчетов корреспондирует обязанность территориальных органов ПФР принимать их (п. 10 ч. 3 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).
Оснований для отказа в приеме отчетности территориальными органами ПФР Законом N 212-ФЗ не установлено.
В то же время главой 5 Закона N 212-ФЗ предусмотрены процедуры осуществления контроля ПФР за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании, в том числе в форме камеральной и выездной проверок.
В силу ст. 34 Закона N 212-ФЗ, если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у ПФР, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В свою очередь, плательщик страховых взносов, представляющий в ПФР указанные пояснения, вправе (но не обязан!) дополнительно представить в орган контроля за уплатой страховых взносов выписки из регистров бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов ПФР установит факт совершения правонарушения, его должностные лица обязаны в течение 10 рабочих дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки составить акт проверки в порядке, установленном ст. 38 Закона N 212-ФЗ.
Процедура вынесения решения по результатам проведенной проверки проводится в соответствии со ст. 39 Закона N 212-ФЗ.
Из буквального прочтения вышеназванных норм Закона N 212-ФЗ можно сделать вывод, что обязанность по представлению Расчета считается выполненной с момента, когда Расчет был направлен в территориальный орган ПФР. И если эта обязанность исполнена до 24 часов последнего срока, то срок не считается нарушенным. Наличие ошибок в Расчете не может служить основанием для отказа в его приеме. Контроль за правильностью представленных в Расчете сведений осуществляется ПФР в рамках процедуры проведения камеральной проверки.
С данным выводом согласуются положения п. 6 Порядка заполнения формы РСВ-1 ПФР, утвержденного постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п, предписывающего работникам ПФР при заполнении сведений о представлении Расчета на его титульном листе указывать в качестве даты его представления:
- дату представления расчета лично или через представителя;
- при отправке по почте - дату отправки почтового отправления с описью вложения;
- при представлении в электронном виде - дату отправки, зафиксированную транспортным (почтовым) сервером.
Отметим, что официальные разъяснения по вопросу определения даты представления Расчетов при наличии ошибок в настоящее время отсутствуют.
В то же время непредставление плательщиком страховых взносов Расчета в установленный срок в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета является правонарушением, за которое ст. 46 Закона N 212-ФЗ установлена ответственность.
Кроме того, ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Закон N 27-ФЗ) также предусмотрена ответственность за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.
Объективной стороной указанных правонарушений является именно непредставление в установленный срок расчета, а также непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Поскольку сотрудники ПФР нередко отказывают в приеме отчетности, предметом рассмотрения многочисленных споров в арбитражной практике является вопрос о факте исполнения плательщиками страховых взносов обязанности по представлению расчетов и сведений персонифицированного учета (в том числе и при наличии в них ошибок).
Суды по данному вопросу также указывают, что наличие ошибок в первоначально представленных расчетах не является само по себе основанием считать их не представленными в установленный срок, а также не свидетельствует о наличии в действиях страхователя события вмененного ему правонарушения, поскольку ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ не предусматривает ответственность за представление отчета, содержащего ошибочные сведения (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 05.06.2013 N Ф09-4737/13 (определением ВАС РФ от 06.08.2013 N ВАС-10205/13 отказано в пересмотре), ФАС Московского округа от 31.07.2013 N Ф05-8220/13 и от 29.05.2014 N Ф05-4431/14, ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.05.2014 N Ф02-2069/14, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 N 04АП-1772/14).
В рассматриваемой ситуации, расчет представлен страхователем 11 мая 2014 г. Наличие ошибок не является основанием считать его непредставленным.
В таком случае трехмесячный срок проведения территориальным отделением ПФР камеральной проверки приходится на период с 12 мая по 11 августа 2014 г.
Законом не предусмотрено приостановление или продление срока проведения камеральной проверки. Следовательно, проверка должна быть закончена 11 августа 2014 г., акт проверки должен быть составлен не позднее 25 августа 2014 г.
Окончание проверки и составление акта в более поздние сроки будет являться нарушением установленных Законом N 212-ФЗ сроков.
С I квартала 2014 года отчетность по уплаченным страховым взносам и сведения персонифицированного учета представляются в едином отчете РСВ-1, утвержденным, постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п.
Учитывая принцип однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения, Министерством труда РФ в письме от 04.04.2014 N 17-3/В-138 разъяснено, что за несвоевременное представление объединенной отчетности в ПФР, начиная с I квартала 2014 года, к плательщикам страховых взносов применяются только санкции, предусмотренные ст. 46 Закона N 212-ФЗ.
Вместе с тем в случае представления плательщиками неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах в составе новой объединенной формы РСВ-1 ПФР нормы ст. 17 Закона N 27-ФЗ применяются в полном объеме. При этом взыскание суммы штрафа, а также определение неполноты и (или) недостоверности указанных сведений производится в судебном порядке.
Иные официальные разъяснения, а также арбитражная практика по вопросу возможности применения санкций в рассматриваемой ситуации в настоящее время отсутствуют.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена
Ответ прошел контроль качества
29 августа 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.