Приказом Минтруда РФ от 16.06.2014 N 375н внесены изменения в Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 N 181н. Документ дополнен п. 32 следующего содержания: "Реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе:
компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях;
организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), включая оплату труда методистов и тренеров, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;
организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (производственной гимнастики, лечебной физической культуры (далее - ЛФК) с работниками, которым по рекомендации лечащего врача и на основании результатов медицинских осмотров показаны занятия ЛФК), включая оплату труда методистов, тренеров, врачей-специалистов, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;
приобретение, содержание и обновление спортивного инвентаря;
устройство новых и (или) реконструкция имеющихся помещений и площадок для занятий спортом;
создание и развитие физкультурно-спортивных клубов, организованных в целях массового привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом по месту работы".
Правильно ли мы понимаем, что расходы на проведение названных мероприятий могут учитываться при определении базы по налогу на прибыль, например, на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ?
Статьей 226 ТК РФ установлено, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
Налогоплательщик не лишен права учесть такие расходы в целях налогообложения прибыли. Однако при этом необходимо соблюдать заложенные в гл. 25 НК РФ общие принципы признания расходов. Во-первых, расходы должны быть обоснованны и документально подтверждены. Для выполнения этого требования наряду с документами, подтверждающими факт осуществления расходов, налогоплательщику необходимо иметь утвержденный руководителем организации свой перечень мероприятий (локальный акт). В него нужно включить те мероприятия из типового перечня, которые организация считает необходимыми для проведения в своем коллективе.
Во-вторых, нужно помнить о том, что капитальные расходы формируют первоначальную стоимость объектов основных средств и учитываются в составе расходов через начисление амортизации. В типовом перечне есть такие капитальные расходы, в частности "устройство новых и (или) реконструкция имеющихся помещений и площадок для занятий спортом". Соответственно, если организация считает их необходимыми, включила их в собственный акт-перечень и осуществляет их, учесть их можно только через амортизацию.
Данные выводы подтверждаются Письмом Минфина РФ от 09.08.2011 N 03-03-06/4/95, в котором отмечается, что налогоплательщик вправе учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходы на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями, предусмотренные ст. 226 ТК РФ, при условии их соответствия критериям, установленным ст. 252 НК РФ. Основанием для отражения расходов в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, будет пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Следует учитывать, что отсутствие в организации разработанного и утвержденного годового плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда (локального акта, содержащего свой перечень мероприятий) не только препятствует признанию расходов в целях налогообложения прибыли, но и квалифицируется как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ*(1) (Решение Верховного суда Республики Карелия от 11.04.2014 по делу N 21-153/2014).
Г.Г. Лалаев,
советник государственной
гражданской службы РФ 1-го класса,
доцент Финансового университета
при Правительстве РФ
1 августа 2014 г.
"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 5 тыс. руб., на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 до 5 тыс. руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток), на юридических лиц - от 30 до 50 тыс. руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)