В государственном бюджетном учреждении на балансе числятся автотранспортные средства, которые являются особо ценным имуществом. Ремонт и содержание данных автотранспортных средств приведут к неэффективному использованию бюджетных средств.
Может ли государственное бюджетное учреждение заключить договор мены и обменять бывшие в употреблении автотранспортные средства учреждения в количестве 35 единиц на новые 5 единиц автотранспортных средств, признав стоимость имущества в договоре равнозначной?
Не подпадает ли заключение договора мены под действие Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?
К сожалению, однозначно ответить на Ваш вопрос не представляется возможным. Поясним почему.
В соответствии с п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Отсюда следует, что бюджетное учреждение с согласия собственника имущества вправе распорядиться принадлежащим ему на праве оперативного управления особо ценным движимым имуществом, в том числе совершить сделку, направленную на отчуждение такого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. Таким образом, заключение договора мены в отношении принадлежащих бюджетному учреждению (далее также - учреждение) транспортных средств означает распоряжение этим имуществом. С учетом того, что транспортные средства в рассматриваемой ситуации относятся к одной из категорий имущества, распоряжение которым возможно с согласия собственника, учреждение принципиально не лишено права совершить сделку мены транспортных средств с согласия собственника имущества (смотрите также постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 N 05АП-8616/14, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 N 18АП-5112/14).
Однако наибольшие затруднения в этой ситуации вызывает применение норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). В связи с этим считаем необходимым отметить следующее.
Как следует из ч. 1 ст. 1 этого федерального закона, он регулирует отношения, связанные с закупкой товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд для целей Закона N 44-ФЗ понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном этим федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд (п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Заказчиком в целях применения норм Закона N 44-ФЗ является, в частности, осуществляющее закупки бюджетное учреждение (ч. 1 ст. 15, п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Частью 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ установлено, что бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2 и 3 той же статьи.
В соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) ассигнования на предоставление субсидий бюджетным учреждениям относятся к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). В свою очередь, бюджетными ассигнованиями согласно ст. 6 БК РФ понимаются предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. Как следует из положений той же статьи, под бюджетными обязательствами понимаются обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения по предоставлению денежных средств из соответствующего бюджета.
С одной стороны, очевидно, что неденежное имущество, принадлежащее учреждению на праве оперативного управления (в частности, транспортные средства), не может рассматриваться как субсидия, предоставленная в целях приобретения товара (других транспортных средств), равно и как средства, за счет которых осуществляются закупки товаров, работ или услуг в рамках процедур, применяемых в соответствии с этим федеральным законом.
Поэтому, с формальной точки зрения, правила определения поставщиков, предусмотренные Законом N 44-ФЗ, неприменимы к заключению договора мены, в соответствии с которым бюджетное учреждение передает принадлежащие учреждению транспортные средства в обмен на другое имущество. В правоприменительной практике можно обнаружить подход, в соответствии с которым к договору мены, заключаемому государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением, не применяются нормы законодательства, регулирующего порядок выбора поставщиков для приобретения товаров в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, во многих случаях разделяют и суды (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 18.06.2014 N Ф09-3514/14, ФАС Северо-Кавказского округа от 09.09.2009 N А32-14894/2008).
С другой стороны, потребности государственных бюджетных учреждений в возмездном приобретении транспортных средств, безусловно являются государственными нуждами (ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ).*(1) Отношения, связанные с закупкой товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, как уже было упомянуто, регулируются именно Законом N 44-ФЗ. Часть 2 ст. 1 этого федерального закона, устанавливающая перечень отношений, к которым Закон N 44-ФЗ не применяется, не исключает из сферы действия данного федерального закона отношения, связанные с меной товаров. Понятие закупки товара (работы, услуги) по существу относится только к порядку выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта и не связано с определенным видом гражданско-правового договора, на основании которого заказчик приобретает товары. При этом, по смыслу Закона N 44-ФЗ, любые закупки (то есть действия, направленные на обеспечение государственных или муниципальных нужд) должны осуществляться с соблюдением порядка, установленного этим законом. А положения Закона N 44-ФЗ не предполагают возможности удовлетворения потребностей государственного или муниципального заказчика в товарах (работах, услугах) иначе как путем заключения контракта, встречное обязательство заказчика по которому является исключительно денежным.
Признавая за бюджетными учреждениями право заключать договоры мены, мы вынуждены были бы согласиться с тем, что законодатель в ряде случаев позволяет этим категориям заказчиков легальным способом избегать необходимости соблюдать положения Закона N 44-ФЗ, приобретая то или иное имущество. Однако приобретение учреждением товара (работы, услуги) без учета требований и ограничений, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (в том числе путем заключения указанного в вопросе договора), вступает в противоречие с целями регулирования отношений, направленных на обеспечение государственных нужд (ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ), и такими принципами контрактной системы в сфере закупок, поименованными в ст. 6 того же федерального закона, как открытость и обеспечение конкуренции. Поэтому мы полагаем, что, несмотря на отсутствие формального запрета, заключение учреждением договора мены при изложенных в вопросе обстоятельствах может рассматриваться как нарушение Закона N 44-ФЗ, что означает риск привлечения должностных лиц учреждения к административной ответственности по основаниям, предусмотренным, в частности, ч.ч. 1 и 2 ст. 7.29 КоАП РФ.*(2)
Более безопасным, с точки зрения возможных негативных правовых последствий, вариантом представляется продажа (с согласия собственника имущества) принадлежащих учреждению транспортных средств и последующее приобретение новых автомобилей с соблюдением процедур, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, или при наличии необходимых для этого условий с применением способов закупки, предусмотренных положением о закупке, основанным на нормах Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
1 сентября 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите в связи с этим Вопрос: Являются ли нужды федерального государственного бюджетного учреждения федеральными нуждами в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ? Если нет, то какие это нужды? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2014 г.).
*(2) Это же касается и иных подобных договоров, не предполагающих возникновение денежного обязательства, таких, например, как договоры, в соответствии с которыми одна сторона оказывает другой стороне услуги в обмен на выполнение работ и т.п.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.