Администрация городского поселения предоставила муниципальную гарантию муниципальному предприятию с правом регрессного требования. Администрация является учредителем данного предприятия.
В связи с невозможностью погашения задолженности принципалом (муниципальным предприятием) в 2014 году бенефициар выставил требования к гаранту (администрации).
Как в учете отражается возмещение принципалом гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом бенефициару во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии? С использованием какого КБК следует отражать данные операции?
Согласно ст. 6 БК РФ муниципальная гарантия - вид долгового обязательства, в силу которого муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.
К правоотношениям, возникающим в связи с выдачей государственных (муниципальных) гарантий, применяются нормы ст.ст. 115-117 БК РФ, устанавливающие особенности правового регулирования указанных правоотношений и обусловленные их спецификой.
Так, условиями для предоставления муниципальной гарантии являются в том числе предоставление принципалом обеспечения исполнения обязательств по удовлетворению регрессного требования в связи с исполнением полного объема или какой-то части гарантии.
Порядок и сроки возмещения принципалом гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, определяются договором между гарантом и принципалом. При отсутствии соглашения сторон по этим вопросам удовлетворение регрессного требования гаранта к принципалу осуществляется в порядке и сроки, указанные в требовании гаранта (п. 3 ст. 117 БК РФ).
Согласно п. 6 ст. 117 БК РФ финансовый орган муниципального образования ведет учет выданных гарантий, исполнения обязательств принципала, обеспеченных гарантиями, а также учет осуществления гарантом платежей по выданным гарантиям.
Согласно положениям Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), забалансовый учет предоставленных государственных (муниципальных) гарантий осуществляется на счете 11. Аналитический учет по данному счету ведется по видам гарантий и их суммам в Карточке учета средств и расчетов (форма 0504051) в разрезе субъектов гражданских прав и обязательств, в отношении которых предоставлены государственные (муниципальные) гарантии (п. 353, 354 Инструкции N 157н).
В соответствии с положениями п. 99 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), учет расчетов с бенефициарами при предъявлении требований к гаранту отражается на счете 030133000 "Расчеты с иными кредиторами по государственному (муниципальному) долгу по государственным (муниципальным) гарантиям".
Если исполнение гарантом государственной или муниципальной гарантии ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета (п. 12 ст. 115 БК РФ).
Средства, полученные гарантом в счет возмещения гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, а также в счет исполнения обязательств, права требования по которым перешли от бенефициара к гаранту, отражаются как возврат бюджетных кредитов (с использованием балансового счета 207 00 "Расчеты по кредитам, займам (ссудам)").
В соответствии с требованиями ст. 264.6 БК РФ отдельными приложениями к закону (решению) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год утверждаются показатели:
1) источников финансирования дефицита бюджета по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов;
2) источников финансирования дефицита бюджета по кодам групп, подгрупп, статей, видов источников финансирования дефицитов бюджетов классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.
При составлении и исполнении бюджетов на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов) используется перечень кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов, указанный в приложении N 6 к Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Приложение N 6 к Указаниям N 65н).
Для исполнения муниципальных гарантий поселений в валюте Российской Федерации в случае, если исполнение гарантом муниципальных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, предусмотрен код группы, подгруппы, статьи, вида источника финансирования дефицитов бюджетов, кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации - 000 01 06 04 01 10 0000 810 (далее в ответе при составлении проводок - КИФ1).
В части применения кода группы, подгруппы, статьи, вида источника финансирования дефицитов бюджетов, кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации при предоставлении бюджетных кредитов юридическим лицам из бюджетов поселений в валюте Российской Федерации, мы полагаем, что следует использовать код - 000 01 06 05 01 10 0000 540 (далее в ответе при составлении проводок - КИФ2). Хотя в Приложение N 6 к Указаниям N 65н данный код имеет наименование "Возврат бюджетных кредитов юридическим лицам из бюджетов поселений в валюте Российской Федерации", анализ одноуровневых кодов при предоставлении бюджетных кредитов юридическим лицам в валюте Российской Федерации позволяет обосновать данное решение.
С учетом изложенного мы полагаем, что для отражения в учете операций по предоставлению муниципальной гарантии и исполнению обязательств по предоставленной администрацией гарантии при предъявлении к ней требований возможно применение следующих корреспонденций:
Увеличение забалансового счета 11 "Государственные и муниципальные гарантии"
- отражено предоставление муниципальной гарантии;
Дебет КИФ2 1 207 33 540 Кредит КИФ1 1 301 33 720
- гарантом (Администрацией) принято требование бенефициара об уплате денежной суммы по муниципальной гарантии;
Дебет КИФ1 1 301 33 820 Кредит КИФ1 1 304 05 820
- исполнена гарантом (Администрацией) в адрес бенефициара муниципальная гарантия, по которой возникает право регрессивного требования со стороны гаранта к принципалу (муниципальному предприятию), с одновременным уменьшением забалансового счета 11 "Государственные и муниципальные гарантии".
Обратите внимание: порядок и сроки возмещения принципалом гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, определяются договором между гарантом и принципалом (п. 3 ст. 117 БК РФ),
Поэтому, если условиями договора между гарантом (администрацией) и принципалом (муниципальным предприятием) предусмотрено, что в случае невозможности удовлетворить регрессного требования гаранта к принципалу в порядке и сроки, указанные в требовании гаранта, муниципальному предприятию предоставляется бюджетный кредит, мы полагаем, что с учетом положений п. 2 ст. 93.2 БК РФ, содержащем требования, что при утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов, в решении о бюджете муниципального образования следует предусмотреть возможность предоставления подобных кредитов. Хотя ни в БК РФ, ни в законодательстве по бюджетному учету не содержится требований об оформлении бюджетного кредита в случае возникновения права регрессивного требования со стороны гаранта к принципалу.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы Московской области 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
25 августа 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.