Нововведения: регистрация, перерегистрация, адрес в уставе
В статье рассмотрены нововведения, касающиеся регистрации фирм, перерегистрации акционерных обществ и указания юридического адреса в уставе.
Новый порядок регистрации фирм
С 5 мая 2014 г. подать и получить документы из регистрирующего органа с помощью представителя стало возможно лишь по нотариальной доверенности, которая заменила обычную письменную. Новый порядок регистрации фирм регламентирован п. 1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции от 05.05.2014 г.).
Несмотря на то что с момента нововведения прошло уже несколько месяцев, владельцы и руководители компаний продолжают тратить время и нервы из-за незнания новых правил. Поэтому поговорим об этих правилах подробнее.
На текущий момент, чтобы подать либо получить документы на создание юридического лица либо произвести какие-либо изменения в его деятельности через представителя, представитель должен иметь нотариальную доверенность.
Ранее указанные действия совершались на основании обычной доверенности от компании.
Таким образом, третьим лицам стало проблематичнее провести изменения в компании без участия руководителя, что обеспечивает большую безопасность бизнеса.
Однако порядок проведения регистрационных действий стал сложнее, также появились дополнительные затраты: средняя стоимость нотариальной доверенности составляет 1 500-2 000 рублей.
Доверенность оформляется непосредственно нотариусом. Заявителю необходимо просто явиться к нему, заранее ничего подготавливать при этом не требуется.
Каждый заявитель вправе лично подать и получить документы. В этом случае доверенность не требуется.
Следует отметить, что Закон N 129-ФЗ (в новой редакции) позволяет не заверять у нотариуса заявления о регистрации при создании юридического лица и индивидуального предпринимателя (ИП), а также о ликвидации ИП (такой порядок длительное время применялся только для регистрации ИП).
Таким образом, если лично подавать и получать документы, то можно не тратить время на поход к нотариусу.
Рассмотрим оптимальный порядок проведения регистрационных действий.
Вариант 1. Проведение регистрации без поверенного - без оформления нотариальной доверенности.
В этом случае в налоговый орган необходимо явиться всем учредителям компании лично как для подачи документов, так и для их получения. Во время сдачи документов заявление о регистрации подписывается всеми учредителями непосредственно в налоговом органе (не требует нотариального заверения).
Вариант 2. Проведение регистрации через поверенного - с оформлением нотариальной доверенности.
В данном случае нотариусом должно быть заверено заявление о регистрации, которое подписывают все учредители. На представителя оформляется нотариальная доверенность от всех учредителей. Представителем может быть один из учредителей компании.
Учредители могут собраться у нотариуса и сразу заверить заявление о регистрации и оформить совместную доверенность на представителя.
При внесении изменений в юридическое лицо заявление о регистрации обязательно должно быть нотариально заверено, то есть заявителю (зачастую руководителю компании) в любом случае нужно прийти к нотариусу.
Если подачу и получение документов будет осуществлять доверенное лицо, то следует оформить на него нотариальную доверенность.
При проведении регистрации юридического лица через представителя рекомендую:
1) если учредителей несколько, оформить единую доверенность от всех учредителей. Это будет дешевле, так как если доверенность выдается несколькими доверителями или в нее включаются несколько поверенных, то ее стоимость увеличивается в среднем на 100-200 рублей за каждого;
2) укажите в доверенности несколько доверенных лиц во избежание неприятных ситуаций (например, когда кто-то из поверенных заболел или не имеет возможности получить документы в определенный регистрирующим органом день);
3) при оформлении доверенности сразу сделайте несколько ее нотариальных копий (как минимум два экземпляра - на подачу и на получение документов);
4) представляйте в регистрирующий орган только копии доверенности. Оригинал можно предъявить, но отдавать не следует;
5) сохраняйте оригинал доверенности для проведения последующих регистрационных действий. Не забывайте, что доверенность повторно можно использовать только в случае, если остаются неизменными данные компании и руководителя.
Как правильно указать юридический адрес в уставе
С 1 сентября с.г. согласно обновленной ст. 54 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 г. N 99-ФЗ) в уставе не нужно указывать полный адрес юридического лица: достаточно наименования населенного пункта.
Замечу, что такой порядок начал применяться еще с середины 2013 года и был регламентирован п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" и Письмом ФНС от 31.01.2014 г. N СА-4-14/1645@ "О направлении правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (п. N 14.2.05.58 Приложения N 1).
Однако на практике мало кто из юристов и предпринимателей используют такую возможностью, хотя плюсы краткого указания юридического адреса очевидны:
- во-первых, отпадает необходимость изменения устава компании в части места нахождения в случае смены ее юридического адреса в пределах одного населенного пункта.
При этом нужно иметь в виду, что в случае переезда компании в пределах этого же населенного пункта вносить изменения следует в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 3 ст. 54 ГК РФ);
- во-вторых, так как устав не меняется, отпадает необходимость уведомлять банки, контрагентов и другие инстанции;
- в третьих, компания экономит при проведении регистрационных действий до 2,5 тысяч рублей на госпошлине, услугах нотариуса и других накладных расходах, до 10 тысяч рублей на услугах юристов, а также на затратах по изготовлению нотариальных копий устава.
Таким образом:
1) если вы только планируете создать юридическое лицо, то лучше использовать краткое указание юридического адреса. В последующем, в случае смены юридического адреса, это позволит намного проще провести изменения;
2) если вы планируете внести изменения в юридическое лицо и неважно, связаны они со сменой адреса или нет, можно одновременно внести корректировки в устав в части адреса местонахождения, оставив лишь наименование населенного пункта.
Каких-либо иных требований изменить устав в связи с этим нет.
Перерегистрация акционерных обществ
С 1 сентября с.г. вступили в силу изменения в ГК РФ, внесенные Федеральными законами от 02.07.2013 г. N 142-ФЗ и от 05.05.2014 г. N 99-ФЗ. Эти изменения касаются акционерных обществ (АО), которые с этой даты будут публичными либо непубличными. Больше не будет деления на открытые и закрытые акционерные общества. Те из них, кто по факту размещает акции открытой подпиской, в том числе на организованных торгах, будут публичными и обязаны добавить в наименование слово "публичное" - "публичное акционерное общество". Остальные АО останутся непубличными и должны убрать из наименования "степень открытости" и называться просто "акционерное общество".
В связи с этим планируется глобальная перерегистрация АО. Необходимо будет внести изменения в учредительные документы (скорректировать наименование и иные положения устава).
Окончательно понять различие между нынешними и будущими акционерными обществами можно будет только после внесения изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах".
Рассмотрим более подробно, с какими сложностями могут столкнуться владельцы акционерных обществ.
На текущий момент зарегистрировано достаточно много акционерных обществ, которые создавались давно и у которых уставный капитал не соответствует действующему законодательству - меньше допустимого минимума (для ЗАО - минимум 10 000 рублей, для ОАО - 100 000 рублей).
Учитывая существующую практику, все АО будут обязаны привести размер уставного капитала в соответствие с установленным минимумом. Но если для ООО увеличение уставного капитала - это просто внесение изменений в устав, то для АО необходимо зарегистрировать дополнительную эмиссию акций в ЦБ РФ. А это процесс достаточно дорогой и занимает несколько месяцев.
В настоящее время все АО с количеством акционеров менее 50 могут вести реестр самостоятельно. Как показывает практика, зачастую такие АО формально подходят к ведению реестра либо вообще его не ведут, даже несмотря на то, что за это предусмотрены огромные штрафы.
С 1 октября с.г. акционерные общества, которые ведут реестр самостоятельно, обязаны передать его в профессиональные руки - независимым регистраторам. Средняя стоимость услуг регистраторов по ведению реестра на текущий момент составляет от 2 000 до 10 000 рублей в месяц, а любые действия по реестру (выписки, продажа акций и т.д.) оплачиваются дополнительно. Также регистратору придется произвести единовременный платеж за "вступление" (формирование реестра) - порядка 7 000-10 000 рублей.
В процессе перехода к реестродержателю могут возникнуть такие сложности:
1) реестр акционеров велся неправильно, не в полном объеме.
Напомню: стандартный реестр включает в себя правила ведения реестра акционеров, регистрационный журнал, журнал учета входящих документов, лицевые счета, иные документы.
Регистратор попросит восстановить реестр. Это можно сделать самостоятельно либо такую услугу может оказать непосредственно регистратор. Оценивается она достаточно дорого, так как желающих много, а регистраторов пока что недостаточно;
2) не проведена эмиссия акций.
Регистратор не сможет принять у вас реестр до устранения данного нарушения.
Стоимость данной услуги в части первичной регистрации составляет порядка 40-50 тысяч рублей, дополнительной эмиссии - от 150 тысяч рублей.
Следует иметь в виду, что за непередачу реестра акционеров регистратору предусмотрена ответственность в виде дисквалификации руководителя АО и штрафа в отношении общества в размере от 700 тысяч до одного миллиона рублей;
3) банки и контрагенты могут отказываться работать с неперерегистрированными акционерными обществами.
Что можно рекомендовать в таких случаях:
1. Если вы решили оставить АО, то, прежде чем идти к регистратору для заключения договора на обслуживание, следует удостовериться, что у вас ведется реестр акционеров и проведена эмиссия акций. Если этого нет, то надо восстановить реестр и провести эмиссию акций.
Также обратите внимание на размер уставного капитала: если он меньше допустимого, то пока не увеличивайте его, а дождитесь обновленного Закона "Об акционерных обществах". Сделать все корректировки сразу будет дешевле и надежнее.
2. Если вы решили "попрощаться" со своим АО, то можете:
1) ликвидировать его (существует достаточно много разных по цене и технике способов прекращения деятельности общества);
2) преобразовать в ООО.
Это процесс не очень простой, но имеет ряд положительных моментов:
- отпадает необходимость переходить к регистратору, платить за обслуживание и т.д.;
- если не сделана эмиссия акций и не велся реестр акционеров, то процедура реорганизации допускает этого уже не делать. Вопрос о защите прав незарегистрированных акционеров оговаривается отдельно;
- если уставный капитал меньше допустимого, то увеличить его можно в процессе реорганизации (не нужно проводить дополнительную эмиссию акций).
В части затрат есть большая вероятность, что сделать реорганизацию будет проще, чем привести в порядок АО.
Т. Винокурова,
старший юрист
Е. Стукалов,
старший юрист
Р. Винокуров,
руководитель Юридического департамента ЗАО ЮК "Сити-М"
"Аудит и налогообложение", N 9, сентябрь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудит и налогообложение"
Учредитель и издатель: ООО "Издательство "Аудит и налогообложение"
Журнал основан 23 мая 1993 г.
Издание зарегистрировано в Росохранкультуре.
Свидетельство о регистрации N ФС77-23885.
Адрес редакции: 119034, Москва, ул. Пречистенка, 10
Тел.: 8-499-766-9108
Тел./факс: 8-499-766-9221
Подписка по каталогам:
"Роспечать" - 70047, 82447
"Почта России" - 99341, 16720