Водители: особенности рабочего времени
Работа водителей специфична - они практически всегда за рулем. При этом перевозят они не только грузы, но и людей. Следовательно, им необходимо неукоснительно соблюдать режим труда и отдыха, чтобы вероятность дорожно-транспортного происшествия была минимизирована. Ведь за рулем необходима постоянная концентрация внимания, а это невозможно без соблюдения продолжительности рабочего времени и времени отдыха. В июне 2014 года Минюст зарегистрировал Приказ Минтранса РФ от 24.12.2013 N 484, которым было скорректировано положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей. Что изменилось, вы узнаете из статьи.
Общие положения о труде водителей
При организации труда водителей необходимо руководствоваться не только ТК РФ, но и федеральными законами от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно ст. 328 ТК РФ лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение. При этом прием без обязательного предварительного медицинского осмотра не допускается. Напомним, что порядок проведения таких медицинских осмотров установлен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируются приказами:
- Минтранса РФ от 18.10.2005 N 127 для водителей трамвая и троллейбуса;
- Минтранса РФ от 08.06.2005 N 63 для работников метрополитена;
- МПС РФ от 05.03.2004 N 7 для отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, и пр.;
- Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 для водителей автомобилей (далее - Положение).
Именно последний документ и будем рассматривать.
Рабочее время водителей автомобилей
Первым делом напомним, что Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность.
В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).
Пункт 15 Положения относит к рабочему времени:
- время управления автомобилем;
- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
- подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
- время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового);
- время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
- время простоев не по вине водителя;
- время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
- время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя и более водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю;
- время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей. Время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50% (п. 22 Положения);
- время в других случаях, предусмотренных законодательством.
Примечание. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.
Если нормальная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода 1 месяц (п. 8 Положения) или до 6 месяцев - на перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ.
Обратите внимание! С 5 июля 2014 года*(1) к рабочему времени водителей относится и время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Однако при междугородных перевозках она может быть увеличена до 12 часов. А если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, согласно новой редакции п. 10 Положения в рейс направляются два и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха. Напомним, что ранее в таком случае направляли двух водителей.
Также до 12 часов можно увеличить смену и для водителей, осуществляющих перевозки:
- для учреждений здравоохранения;
- для организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб;
- для технологических (внутриобъектных, внутризаводских и внутрикарьерных) перевозок без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов;
- на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций.
Однако такое увеличение возможно, только если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы не превышает 9 часов.
Отметим, что Приказом Минтранса РФ от 24.12.2013 N 484 данный перечень был расширен и теперь можно увеличить продолжительность смены и водителям инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилей (п. 12 Положения).
К сведению. Некоторым водителям работодатель может установить ненормированный рабочий день. Делать это разрешено только с учетом мнения выборного представительного органа работников организации. Согласно п. 14 Положения такой режим работы можно установить водителям:
- легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси);
- автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях.
Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.
Водители, как и остальные сотрудники, могут привлекаться к работе в выходные и праздничные нерабочие дни. При привлечении к работе в выходной, установленный для водителя графиком работы (сменности), необходимо соблюдать требования ст. 113 ТК РФ - то есть получать письменное согласие работника и издавать распоряжение (приказ) о привлечении к работе в выходной день.
Согласно п. 29 Положения работа водителей в праздники допускается в случаях, предусмотренных ст. 113 ТК РФ. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.
Примечание. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.
Разделение рабочего дня на части
Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.
Отметим, что перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. А продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания. При этом общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительность ежедневной работы (смены), установленную Положением.
Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению. До внесения изменений перерыв предоставлялся в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей (п. 13 Положения).
Время управления автомобилем
Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 м и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.
Согласно п. 17 Положения, если в организации введен суммированный учет рабочего времени, время управления автомобилем в течение рабочего дня (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.
Обратите внимание! Согласно новой редакции п. 18 Положения допускается введение суммированного учета времени управления водителям автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении. При этом исключена норма о том, что суммарная продолжительность времени управления автобусом за две недели подряд для них с учетом сверхурочной работы не должна превышать 90 часов.
Отметим, что нововведением является увеличение непрерывного управления автомобилем на междугородных перевозках, после которого водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути. Раньше такой перерыв нужно было предусматривать после 3 часов непрерывного управления автомобилем, теперь после 4. Напомним, что продолжительность перерыва для отдыха от управления автомобилем не может быть менее 15 минут. В дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. А если время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.
Время отдыха
Значительной корректировке подвергся разд. III Положения "Время отдыха". Как и любым другим работникам, водителям полагаются разные перерывы, отпуска и иной отдых.
Про перерыв для отдыха от управления автомобилем вы прочитали чуть выше. Следующий перерыв - это перерыв для питания и отдыха, так называемый обед. Так вот, раньше Положением устанавливалась лишь максимальная продолжительность такого перерыва - не более 2 часов. Теперь определена и минимальная продолжительность - не менее 30 минут (п. 24 Положения).
Как и ранее, водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут, но только при установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов.
В любом случае время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.
Следующий вид отдыха для водителя - междусменный отдых (время с момента окончания работы и до ее начала в следующий день (смену)). Продолжительность такого отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). А при суммированном учете рабочего времени - не менее 12 часов (п. 25 Положения).
Обратите внимание! Согласно вновь введенному в п. 25 Положения абзацу при суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на 3 часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом. Сократить междусменный отдых таким образом можно только по письменному заявлению работника и согласовав это с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии - иным представительным органом работников.
На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов (ранее он не мог быть меньше продолжительности времени предшествующей смены). Этот отдых можно сократить до 9 часов не более трех раз в течение недели при условии, что до конца следующей недели водителю предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха.
В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее 8 часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов. Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли по крайней мере два водителя, каждый водитель должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее 8 часов подряд.
Обратите внимание! Если время междусменного отдыха наступило, а у водителя нет возможности остановиться (на участке дороги отсутствуют места стоянки, оборудованные дорожными знаками 5.29 "Зона регулируемой стоянки", 6.4 "Парковка (парковочное место)", 7.9 "Гостиница или мотель", 7.11 "Место отдыха"), согласно приложению 1 к Правилам дорожного движения (утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090) водитель вправе с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного вышеуказанными дорожными знаками. Данное правило применимо только к междугородным перевозкам.
Относительно еженедельного отдыха (выходных дней) ничего не изменилось - он так же должен быть не менее 42 часов. Однако согласно п. 26 Положения еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом.
Отметим, что при суммированном учете рабочего времени выходные могут устанавливаться в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель данного месяца.
Про ежегодные оплачиваемые отпуска забывать также не стоит. Поскольку в Положении о них ничего не упоминается, следует руководствоваться нормами ст. 115 ТК РФ и предоставлять 28 календарных дней. В соответствии со ст. 116 ТК РФ работники транспортных организаций имеют право и на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда*(2), продолжительность которого не может быть менее 7 календарных дней, а также за особый характер работы.
Если водитель трудится в режиме ненормированного рабочего дня, ему полагается за это дополнительный отпуск продолжительностью не менее 3 календарных дней (ст. 119 ТК РФ).
Графики работы (сменности)
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, рассмотренные в статье, должны учитываться работодателем при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.
В соответствии с п. 4 Положения графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Такими графиками должны быть установлены:
1. Рабочие дни с указанием времени:
- начала и окончания ежедневной работы (смены);
- перерывов для отдыха и питания в каждую смену.
2. Дни еженедельного отдыха.
Графики работы (сменности) работодатель утверждает с учетом мнения представительного органа работников и доводит до сведения водителей.
Отметим, что в соответствии с ранее действующей редакцией п. 4 Положения работодатель обязан был доводить графики работы (сменности) до водителей не позднее чем за месяц до введения их в действие. С 5 июля данное положение утратило силу и теперь срок ознакомления не устанавливается. Однако мы считаем, что если работодатель применяет сменный режим работы и разрабатывает графики сменности, то ознакомить водителей с такими графиками придется все-таки за месяц до их введения. Таково требование ст. 103 ТК РФ.
Если же работодатель разрабатывает график работы, а сменного режима рабочего времени у него не установлено, соблюдать месячный срок уведомления водителей не нужно.
Отметим, что на междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.
В заключение
Подводя итог, напомним основные моменты, которые были скорректированы в Положении. Во-первых, время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно теперь является рабочим. Во-вторых, расширен перечень водителей, которым может быть увеличена продолжительность ежедневной работы до 12 часов, - добавлены водители инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилей. Ну и в-третьих, специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем теперь нужно предоставлять после первых 4 часов управления (ранее - первых 3).
В связи с этим рекомендуем проверить графики работы (сменности) и внести в них корректировки в соответствии с требованиями Положения. Кроме этого, может потребоваться внесение изменений и в иные локальные нормативные акты работодателя, определяющие особенности труда водителей.
Т.Ю. Комиссарова,
эксперт журнала
"Отдел кадров коммерческой организации"
"Отдел кадров коммерческой организации", N 9, сентябрь 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Дата вступления в силу Приказа Минтранса РФ от 24.12.2013 N 484.
*(2) Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)