Отражение операций по централизованным закупкам лекарственных средств
Лекарственные средства могут поступать в учреждения здравоохранения либо путем централизованных закупок, либо путем самостоятельного приобретения по договорам купли-продажи с заключением государственных (муниципальных) контрактов. В статье поговорим о централизованных закупках лекарственных средств.
Организация централизованных закупок лекарственных средств
В рамках реализации целевых федеральных программ в сфере здравоохранения, а также по отдельным поручениям Правительства РФ, Администрации Президента РФ и руководства Минздрава закупка лекарственных средств осуществляется централизованно. Процедура централизованных закупок организовывается в соответствии со ст. 26 Закона о контрактной системе*(1).
В силу норм данной статьи в целях централизации закупок могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные определять поставщиков для заказчиков. Допускается создание несколько таких органов, казенных учреждений. Или же полномочия по определению поставщиков для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих.
Уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, на которые возложены полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд субъектов РФ, вправе осуществлять полномочия уполномоченных органов, уполномоченных учреждений муниципальных образований по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основании соглашений между субъектами РФ и находящимися на их территориях муниципальными образованиями.
Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями.
Способы размещения заказов на закупку лекарственных средств
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений.
В соответствии с п. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе заказчик должен осуществлять закупки посредством открытого конкурса, кроме случаев, когда закон предусматривает проведение закупки иными способами.
Так, например, согласно п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе учреждения здравоохранения вправе осуществить закупку у единственного поставщика для приобретения лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии у него медицинских показаний. Например, таким показанием является индивидуальная непереносимость определенных лекарственных препаратов. По данному случаю врачебная комиссия выносит решение, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.
Отметим, что учреждение может заключить контракт на поставку лекарственных препаратов в соответствии с данным пунктом на сумму, не превышающую 200 000 руб.
При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объема таких препаратов, необходимого для указанного пациента в течение срока, который необходим для осуществления закупки лекарственных препаратов в соответствии с положениями п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе. Кроме того, при закупке лекарственных препаратов у единственного поставщика предметом одного контракта не могут быть лекарственные препараты, предназначенные для назначения двум и более пациентам.
Также заметим, что согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб.
При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе совершить на основании названного пункта, не должен превышать 2 000 000 руб. или 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более 50 000 000 руб.
Таким образом, заказчик может самостоятельно выбрать, какое из вышеуказанных ограничений использовать: не более 2 000 000 руб. либо не более 5% совокупного годового объема закупок заказчика (и не более 50 000 000 руб.). Однако здесь необходимо учитывать, что ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе совершить, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
В силу пп. 7 п. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе путем проведения запроса предложений может происходить закупка лекарственных средств, которые необходимы для назначения пациенту при наличии у него медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен быть больше объема лекарственных препаратов, необходимого пациенту в течение срока лечения. Кроме того, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом предметом одного контракта не могут быть лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам.
Отражение операций по централизованным закупкам лекарственных средств
В соответствии с условиями государственного контракта поставка лекарственных средств может происходить непосредственно на аптечный склад учреждения либо на склад аптеки, с которой заключены договоры по хранению лекарств, с последующим отпуском в адрес учреждения здравоохранения.
Порядок отражения операций по централизованному снабжению учреждений материальными ценностями приведен в разд. 6 Инструкции N 162н*(2).
На основании п. 153 Инструкции N 162н отражение в бюджетном учете операций по принятию и (или) исполнению бюджетных обязательств по государственному контракту на поставку лекарственных средств для государственных нужд учреждениям здравоохранения, подведомственным государственному заказчику, в том числе расчетов с поставщиком, производится получателем бюджетных средств, уполномоченным на заключение указанного контракта на централизованное снабжение.
Взаимосвязанные расчеты по централизованному снабжению между заказчиком и грузополучателем оформляются извещением (ф. 0504805) (в двух экземплярах) согласно первичным учетным документам, прилагаемым к нему (п. 154 Инструкции N 162н).
Согласно п. 155 Инструкции N 162н в случае формирования учреждением-заказчиком извещения (ф. 0504805) об отправке поставщиком в адрес учреждения-грузополучателя материальных ценностей последнее при получении такого извещения осуществляет внутренний контроль за принятием к учету материальных ценностей (их поступлением) с уведомлением учреждения-заказчика посредством направления ему второго экземпляра извещения (ф. 0504805) о принятии к учету поступивших материальных ценностей. При неполучении материальных ценностей в период, достаточный для их транспортировки, учреждение-грузополучатель уведомляет об этом учреждение-заказчика путем направления ему извещения (ф. 0504805).
В случае оформления в соответствии с порядком, предусмотренным учетной политикой учреждения-заказчика, а также согласно условиям государственного (муниципального) контракта на централизованное снабжение учреждением-грузополучателем извещения (ф. 0504805) о получении по централизованному снабжению материальных ценностей от поставщика два экземпляра указанного извещения направляются учреждению-заказчику.
При этом учреждение-заказчик при получении от учреждения-грузополучателя извещения (ф. 0504805) заполняет его в своей части и направляет в подтверждение сформированных взаимосвязанных показателей один экземпляр такого извещения учреждению-грузополучателю.
Учет у учреждения-заказчика. В зависимости от условий заключенного контракта материальные ценности могут быть доставлены в адрес учреждения-заказчика с дальнейшей передачей (закреплением) имущества, приобретенного для учреждения-грузополучателя, или напрямую учреждению-грузополучателю.
Одновременно с этим учреждение-заказчик высылает учреждению-грузополучателю извещение (ф. 0504805) с обязательным приложением к нему первичных учетных документов, подтверждающих передачу сформированных вложений в материальные ценности (акта, распоряжения и т.п.), и (или) копий документов, представленных поставщиком в подтверждение исполнения им обязанности по доставке материальных ценностей в адрес учреждения-грузополучателя.
В данном случае операции по централизованному снабжению учреждений здравоохранения медикаментами и перевязочными средствами в бухгалтерском учете учреждения-заказчика могут быть отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Документ-основание |
Перечислен аванс за поставку лекарственных средств | 1 206 34 560 | 1 304 05 340 | Платежное поручение, приложенное к выписке из лицевого счета |
Отражено поступление приобретенных лекарственных средств | 1 105 31 340 | 1 302 34 730 | Документ, предусмотренный государственным контрактом в качестве подтверждающего исполнение условий данного контракта |
Произведен зачет ранее перечисленного аванса | 1 302 34 830 | 1 206 34 560 | Справка (ф. 0504833) |
Перечислена окончательная оплата поставщику лекарственных средств | 1 302 34 830 | 1 304 05 340 | Платежное поручение, приложенное к выписке из лицевого счета |
Поступившие лекарственные средства переданы подведомственному учреждению: | Акт приема-передачи закупленного имущества | ||
- казенному учреждению | 1 304 04 340 | 1 105 31 440 | |
- бюджетному или автономному учреждению | 1 210 06 560 | 1 105 31 440 | |
Одновременно отражена стоимость оплаченных и отгруженных лекарственных средств | |||
Списаны с учета лекарственные средства после получения подтверждения от учреждения-получателя | Извещение (ф. 0504805) с отметкой о принятии к учету полученного имущества |
Здесь следует учитывать, что учреждение-заказчик согласно установленной им учетной политике вправе не включать затраты на доставку материальных запасов до центральных складов и (или) грузополучателей, в том числе страхование доставки, в фактическую стоимость приобретаемых материальных запасов, а относить их в составе расходов на финансовый результат текущего финансового года (п. 103 Инструкции N 157н*(3)).
В случае же, если по условиям заключенного контракта материальные ценности должны быть поставлены напрямую учреждению-грузополучателю, в учете учреждения-заказчика на основании полученных от поставщика оправдательных документов (счетов, накладных и др.), подтверждающих исполнение им обязанности по доставке материальных ценностей учреждению-грузополучателю, и (или) извещения (ф. 0504805) от учреждения-грузополучателя с приложением документов, подтверждающих поставку, производятся следующие записи по расчетам с поставщиком за материальные ценности в порядке централизованного снабжения:
Дебет счета 1 304 04 340 "Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов"
Кредит счета 1 302 34 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"
Согласно п. 341 Инструкции N 157н аналитический учет по забалансовому счету 05 "Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению" ведется в книге учета (ф. 0504055) по каждому учреждению (грузополучателю), виду материальных ценностей.
Учет у учреждения-грузополучателя. Учет у учреждения-грузополучателя зависит от того, когда в учреждение поступили материальные ценности (до или после получения извещения (ф. 0504805)).
Согласно п. 158 Инструкции N 157н учреждение-грузополучатель при получении материальных ценностей от поставщика до поступления от учреждения-заказчика извещения (ф. 0504805) и прилагаемых к нему документов принимает к учету материальные ценности с отражением их на забалансовом счете 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению". При этом п. 375 Инструкции N 157н предусмотрено использование имущества до получения указанных документов при наличии разрешения уполномоченного органа исполнительной власти, главного распорядителя бюджетных средств.
При поступлении от учреждения-заказчика извещения (ф. 0504805), в том числе его второго экземпляра, сформированного учреждением-грузополучателем, в бюджетном учете последнего отражаются корреспонденции счетов, предусмотренные п. 157 Инструкции N 162н, с одновременным выбытием принятых к учету материальных ценностей с забалансового счета 22.
В бюджетном учете казенного учреждения здравоохранения поступление материальных ценностей в рамках централизованного снабжения до получения извещения (ф. 0504805) необходимо отразить проводками:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Приняты к забалансовому учету поступившие медикаменты и перевязочные средства | ||
Получено извещение (ф. 0504805), одновременно списаны поступившие материальные ценности с забалансового учета | 1 105 31 340 | 1 304 04 340 |
Если же материальные ценности поступили в учреждение после получения извещения (ф. 0504805), в соответствии с нормами и требованиями бюджетного учета учреждению-грузополучателю следует учитывать такие ценности на счете 107 00 "Нефинансовые активы в пути".
В соответствии с п. 157 Инструкции N 162н сумма материальных ценностей, отправленных поставщиком в адрес учреждения-грузополучателя согласно представленным им документам, но не поступивших к моменту получения учреждением-грузополучателем извещения (ф. 0504805), отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 107 00 000 "Нефинансовые активы в пути". Указанные операции можно отразить в учете следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражена сумма непоступивших медикаментов на основании полученного извещения (ф. 0504805) | 1 107 33 340 | 1 304 04 340 |
Поступили медикаменты от поставщика | 1 105 31 340 | 1 107 33 440 |
Рассмотрим поступление лекарственных препаратов по централизованной закупке на примерах.
Пример 1
31 июля 2014 года в рамках централизованного снабжения казенное медицинское учреждение получило извещение (ф. 0504805) о направлении ему лекарственных препаратов на сумму 255 000 руб. от вышестоящей организации, уполномоченной на осуществление таких закупок. Отправленные медикаменты поступили в учреждение 2 августа 2014 года. Государственным контрактом предусмотрено, что организация-поставщик направляет материальные ценности учреждениям-грузополучателям напрямую, минуя склад учреждения-заказчика.
В учете учреждения необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Июль 2014 года | |||
Отражена сумма непоступивших медикаментов на основании полученного извещения (ф. 0504805) | 1 107 33 340 | 1 304 04 340 | 255 000 |
Август 2014 года | |||
Поступили медикаменты от поставщика | 1 105 31 340 | 1 107 33 440 | 255 000 |
Пример 2
Воспользуемся условиями предыдущего примера. Предположим, что груз от поставщика поступил в августе 2014 года до момента получения извещения (ф. 0504805).
В бухгалтерском учете учреждения нужно сделать следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Июль 2014 года | |||
Поступили медикаменты от поставщика до момента получения извещения (ф. 0504805) |
"Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению"* | 255 000 | |
Август 2014 года | |||
Приняты к учету медикаменты на основании полученного извещения (ф. 0504805) | 1 105 31 340 | 1 304 04 340 | 255 000 |
Списаны с забалансового учета медикаменты после получения извещения (ф. 0504805) |
"Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению"* | 255 000 | |
* По согласованию с главным распорядителем запись по данному счету производится на сумму, указанную в отгрузочных документах поставщика (п. 375 Инструкции N 157н). |
Бюджетные и автономные учреждения здравоохранения при отражении операций по централизованным поставкам лекарственных средств должны руководствоваться требованиями инструкций N 174н *(4) и 183н *(5) соответственно.
Так, поступление лекарственных средств от учредителя учреждения здравоохранения следует отразить следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Документ-основание |
Поступили лекарственные средства от учредителя | 4 105 31 340 (4 105 31 000) | 4 210 06 660 (4 210 06 000) | Акт о приеме-передаче, извещение |
Если централизованную поставку осуществляет не учредитель, операции отражаются в учете следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Документ-основание |
Поступили лекарственные средства не от учредителя | 4 105 31 340 (4 105 31 000) | 4 401 10 180 | Акт о приеме-передаче, извещение |
Рассмотрим поступление лекарственных препаратов по централизованной закупке в случаях, когда поставка осуществляется учредителем и прочим заказчиком, не являющимся учредителем.
Пример 3
Бюджетное учреждение (областная больница) получило от органа государственной власти субъекта РФ, не являющегося учредителем данного учреждения, лекарственные средства на общую сумму 250 000 руб.
В бухгалтерском учете учреждения нужно сделать следующую проводку:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Поступили медикаменты от органа государственной власти субъекта РФ | 4 105 31 340 | 4 401 10 180 | 250 000 |
Пример 4
Изменим условия примера 3. Предположим, что поставка лекарственных средств осуществляется учредителем бюджетного медицинского учреждения.
В бухгалтерском учете учреждения будет сделана следующая запись:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Поступили медикаменты от учредителя | 4 105 31 340 | 4 210 06 660 | 250 000 |
* * *
Кратко сформулируем выводы.
1. При отражении операций по централизованному снабжению казенное учреждение здравоохранения руководствуется разд. 6 Инструкции N 162н.
2. Взаимосвязанные расчеты по централизованному снабжению между заказчиком и грузополучателем оформляются извещением (ф. 0504805) (в двух экземплярах) согласно первичным учетным документам, прилагаемым к нему (п. 154 Инструкции N 162н).
3. Согласно п. 158 Инструкции N 157н учреждение-грузополучатель при получении лекарственных средств от поставщика до поступления от учреждения-заказчика извещения (ф. 0504805) и прилагаемых к нему документов принимает их к учету с отражением на забалансовом счете 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению".
4. Если лекарственные средства поступили к учреждению-грузополучателю после получения извещения (ф. 0504805), в соответствии с нормами и требованиями бюджетного учета учреждению-грузополучателю следует учитывать такие ценности на счете 107 00 "Нефинансовые активы в пути".
А. Гусев,
эксперт журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг".
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(3) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(4) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(5) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"