ФГУП находится в процессе реорганизации в форме преобразования в открытое акционерное общество, 100% акций которого находится в федеральной собственности. Завершение процедуры преобразования планируется после 01.09.2014. С 01.09.2014 вступают в силу изменения, в соответствии с которыми упраздняется деление акционерных обществ на закрытые и открытые и вводится новое разделение на публичные и непубличные акционерные общества. Учредительные документы и наименования организаций, созданных до вступления в силу данных изменений, должны быть приведены в соответствие с нормами новой редакции главы 4 ГК РФ при первом изменении учредительных документов таких организаций.
Каков порядок регистрации открытых акционерных обществ, созданных при реорганизации в форме преобразования ФГУП в ОАО после 01.09.2014?
Каким образом подготовить форму заявления N Р12001?
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 29 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном ГК РФ, данным Законом и иными федеральными законами, в том числе путем его преобразования в юридическое лицо иной организационно-правовой формы.
Федеральное государственное унитарное предприятие может быть преобразовано в государственное учреждение или автономную некоммерческую организацию, а также в организации иных организационно-правовых форм в соответствии с законодательством о приватизации (п. 1 ст. 34 Закона N 161-ФЗ).
Законодательство о приватизации в качестве одного из способов приватизации государственного и муниципального имущества называет преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество или в общество с ограниченной ответственностью (пп. 1 и 2 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации)). При этом в уставах указанных хозяйственных обществ должны быть учтены требования Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) и Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" с определенными Законом о приватизации особенностями (п. 2 ст. 37 Закона о приватизации).
Однако, как справедливо отмечено в вопросе, с 1 сентября 2014 года вступили в силу изменения в ГК РФ, внесенные в него Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ).
В частности, согласно указанным изменениям упраздняется деление акционерных обществ на закрытые и открытые. Вместо этого в составе акционерных обществ выделяется публичное акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ). Также правила о публичных акционерных обществах применяются к тем акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что они являются публичными. Акционерные общества, не соответствующие вышеуказанным признакам, признаются непубличными (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ).
В п. 5 ст. 3 Закона N 99-ФЗ особо отмечается, что со дня вступления его в силу юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них новой редакцией главы 4 ГК РФ. Учитывая, что акционерное общество, в том числе создаваемое в результате реорганизации, считается созданным только с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) (п. 8 ст. 51 ГК РФ, п. 5 ст. 2, ст. 8 Закона об АО), а такая запись в рассматриваемом случае будет вноситься лишь после 1 сентября 2014 года, полагаем, что преобразуемое юридическое лицо не может быть зарегистрировано в качестве открытого акционерного общества (далее - ОАО).
Тот факт, что Закон об АО и Закон о приватизации продолжают содержать в себе нормы, посвященные ОАО, не означает того, что юридические лица могут продолжать создаваться в указанной форме, так как впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с положениями ГК РФ в новой редакции, законодательные и иные нормативные правовые акты РФ, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством, применяются постольку, поскольку они не противоречат этим положениям ГК РФ (п. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ). Иными словами, нормы Закона о приватизации, устанавливающие, что унитарное предприятие может быть преобразовано в ОАО, после 1 сентября 2014 года не подлежат применению.
Каких-либо переходных положений, регламентирующих правовое положение юридических лиц, реорганизация которых была начата до 1 сентября 2014 года, но не была завершена до указанного срока, законодательство не содержит. Нет в нем и норм, устанавливающих ту организационно-правовую форму, в которую после 1 сентября 2014 года вместо ОАО может быть преобразовано унитарное предприятие в результате приватизации. Вследствие недавнего вступления изменений в ГК РФ в законную силу правоприменительная практика и разъяснения контролирующих органов по данному вопросу также отсутствуют.
В связи с вышеизложенным по данному вопросу мы можем высказать только наше экспертное мнение.
Принимая во внимание, что нормы Закона о приватизации предусматривали преобразование унитарного предприятия именно в ОАО и что указанное общество, равно как и публичное акционерное общество по ныне действующему законодательству, отличалось тем, что могло проводить открытую подписку на свои акции и осуществлять их свободную продажу (п. 1 ст. 97 ГК РФ в редакции до 01.09.2014, п. 2 ст. 7 Закона об АО), полагаем, что после 1 сентября 2014 года унитарное предприятие может быть преобразовано в публичное акционерное общество. Причем, как уже отмечалось выше, на это должно быть указано в уставе создаваемого в результате преобразования общества и в его фирменном наименовании.
В отношении же формы заявления N Р12001, подаваемой на государственную регистрацию юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, и утвержденной приказом ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее - Приказ N ММВ-7-6/25@), отметим, что она может заполняться не только с использованием программного обеспечения, но и вручную (п. 1.1 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом N ММВ-7-6/25@). При этом в данной форме поля, в которых должны указываться наименование и организационно-правовая форма создаваемого юридического лица, являются пустыми, что позволяет беспрепятственно заполнить их с учетом положений ГК РФ о публичных акционерных обществах, вступивших в силу с 1 сентября 2014 года.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
2 сентября 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.