Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Вопрос: ООО еще не внесло изменения в устав для приведения его в соответствие с законодательством, вступившим в силу с 01.07.2009. При этом ООО необходимо изменить состав участников путем совершения единственным участником общества сделок по отчуждению части доли, в итоге в состав участников общества войдут два лица. Какой порядок представления документов в налоговую инспекцию? Можно ли одновременно вносить все изменения (изменение состава участников и приведение в соответствие с законодательством)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2009 г.)

ООО еще не внесло изменения в устав для приведения его в соответствие с законодательством, вступившим в силу с 01.07.2009. При этом ООО необходимо изменить состав участников путем совершения единственным участником общества сделок по отчуждению части доли, в итоге в состав участников общества войдут два лица.
Какой порядок представления документов в налоговую инспекцию? Можно ли одновременно вносить все изменения (изменение состава участников и приведение в соответствие с законодательством)?

В силу п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ (далее - Закон N 312-ФЗ) уставы ООО, созданные до 1 июля 2009 г., подлежат приведению в соответствие с частью первой Гражданского кодекса РФ (в редакции Закона N 312-ФЗ) и Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в редакции Закона N 312-ФЗ) (далее - Закон N 14-ФЗ) не позднее 1 января 2010 г. До приведения устава в соответствие с действующим законодательством, его положения применяются в части, не противоречащей нормам указанных законодательных актов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 12, п. 2 ст. 33 Закона N 14-ФЗ вопросы внесения изменений в устав общества относятся к исключительной компетенции общего собрания его участников. Решение по вопросам о внесении изменений в устав ООО принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества (п. 2 ст. 33, п. 8 ст. 37 Закона N 14-ФЗ).
В силу указанных норм, а также ст. 13 Закона N 14-ФЗ изменения, внесенные в устав общества, подлежат государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ). Для третьих лиц изменения, внесенные в устав общества, приобретают силу с момента их государственной регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ помимо других документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации. Согласно п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ подпись заявителя на заявлении о государственной регистрации должна быть нотариально удостоверена. Действующим законодательством РФ не установлены конкретные сроки, в которые необходимо представить в регистрирующий орган заявление и документы для регистрации изменений, внесенных в устав (п. 4 письма МНС РФ от 14 августа 2003 г. N 09-1-02/4040-АВ409).
До внесения соответствующих изменений в уставы участники обществ с ограниченной ответственностью, созданных до 1 июля 2009 года, не лишены возможности отчуждать свои доли (части долей) в уставном капитале таких обществ.
Напомним, что по новым правилам сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, подлежит нотариальному удостоверению (п. 11 ст. 21 Закона N 14-ФЗ). Исключения составляют лишь случаи, прямо предусмотренные Законом N 14-ФЗ.
В случае, если устав общества не приведен в соответствие с частью первой Гражданского кодекса РФ (в редакции Закона N 312-ФЗ) и Законом N 14-ФЗ, при нотариальном удостоверении сделки по отчуждению части доли в уставном капитале общества его единственным участником подтверждение полномочий последнего осуществляется на основании решения единственного учредителя (участника) о создании общества либо документа или документов, устанавливающих переход к такому лицу всех долей в уставном капитале общества, устава в последней его редакции, определяемой в соответствии с выпиской из единого государственного реестра юридических лиц (п. 7 ст. 5 Закона N 312-ФЗ).
Согласно новой редакции ст. 21 Закона N 14-ФЗ доля или часть доли в уставном капитале общества переходит к ее приобретателю с момента нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, либо в случаях, не требующих нотариального удостоверения, с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующих изменений на основании правоустанавливающих документов (п. 12 указанной статьи).
Иными словами, если сделка по отчуждению части доли требует нотариального удостоверения, приобретатель доли (части доли) в уставном капитале общества осуществляет права и несет обязанности участника общества с момента нотариального удостоверения сделки по отчуждению доли или части доли в уставном капитале общества. Значит, уже с момента нотариального удостоверения сделок по отчуждению части доли и до внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества, приобретатели части доли в уставном капитале общества вправе участвовать в управлении делами Вашего общества в порядке, установленном Законом N 14-ФЗ и уставом общества, в том числе принимать участие в голосовании при принятии решения о внесении изменений в устав ООО.
Пунктом 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ установлено, что сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества вносятся в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). При изменении этих сведений юридическое лицо обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ).
Поэтому после нотариального удостоверения такой сделки в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, должно быть передано заявление о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ, подписанное участником общества, отчуждающим часть доли. Такое заявление, в течение трех дней со дня нотариального удостоверения сделки, представляет в указанный орган нотариус, удостоверивший сделку (п. 14 ст. 21 Закона N 14-ФЗ).
В рассматриваемом случае решение о внесении изменений в устав может быть принято как до нотариального удостоверения сделок об отчуждении части доли в уставном капитале общества, так и после.
Если сначала будет произведено нотариальное удостоверение сделок по отчуждению единственным участником общества части доли в уставном капитале общества, то решение о внесении изменений в устав общества принимается общим собранием участников.
В случае же принятия решения о внесении изменений в устав единолично единственным участником общества такие изменения должны быть зарегистрированы до момента нотариального удостоверения сделок по отчуждению долей. Это связано с тем, что приобретатели долей становятся участниками общества с момента нотариального удостоверения сделок, а изменения в устав вступают в силу для третьих лиц после их государственной регистрации. Поэтому, если изменения в устав не будут зарегистрированы до нотариального удостоверения сделок по отчуждению долей, то решение о внесении изменений в устав должно быть принято общим собранием участников. Единолично принятое участником решение будет нарушать права новых участников.
Выбор варианта действий зависит прежде всего от заинтересованности единственного участника в единоличном принятии решения о внесении изменений в устав общества либо в принятии решения по вопросу о внесении изменений в устав общества на общем собрании участников.
И в том, и в другом случае обеспечить одновременную регистрацию изменений, вносимых в устав общества и регистрацию изменений, вносимых в сведения об участниках ООО в ЕГРЮЛ, будет невозможно.
Это связано с тем, что заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляется в регистрирующий орган заявителем, а заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, - нотариусом, удостоверяющим сделки по отчуждению части доли в уставном капитале общества (п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ и п. 14 ст. 21 Закона N 14-ФЗ), несмотря на то, что подпись заявителя на заявлениях должна быть засвидетельствована нотариусом.
В заключение обращаем Ваше внимание на то, что, по мнению налоговых органов, формы N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица", N Р14001 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы", утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439, не отвечают требованиям Закона N 312-ФЗ. До утверждения в установленном законодательством РФ порядке новых форм указанных заявлений рекомендуется использовать формы заявлений о государственной регистрации, размещенные на сайте ФНС России в сети Интернет по адресу: www.nalog.ru (п. 9 письма Федеральной налоговой службы от 25 июня 2009 г. N МН-22-6/511@).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна

9 сентября 2009 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.