Котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок в соответствии с частью 9 ст. 78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в запросе котировок.
Могут ли те же самые участники, отклоненные ранее, подать заявку на участие?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В приведенной ситуации участники запроса котировок, чьи заявки были отклонены, вправе подать новые заявки.
Обоснование позиции:
В случае, если котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок или по результатам рассмотрения таких заявок только одна такая заявка признана соответствующей всем требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок, запрос котировок признается несостоявшимся (ч. 9 ст. 78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", далее - Закон N 44-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 79 Закона N 44-ФЗ, если запрос котировок признан не состоявшимся по вышеуказанному основанию в связи с тем, что котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок, заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в запросе котировок на четыре рабочих дня и в течение одного рабочего дня после даты окончания срока подачи таких заявок размещает в единой информационной системе извещение о продлении срока подачи таких заявок. При этом заказчик обязан направить запрос о подаче заявок на участие в запросе котировок не менее чем трем его участникам, которые могут осуществить поставку необходимого товара, выполнение работы или оказание услуги.
Буквально из формулировки ч. 2 ст. 79 Закона N 44-ФЗ можно сделать вывод о том, что заказчик при продлении срока подачи заявок на участие в запросе котировок на четыре рабочих дня должен направить запрос о подаче заявок на участие в "продленном" запросе котировок не менее чем трем лицам из числа тех, кто уже принимал участие в проводимом запросе, чьи заявки рассматривались и были отклонены котировочной комиссией. Однако, на наш взгляд, смысл приведенной нормы состоит в ином.
Во-первых, при таком понимании ч. 2 ст. 79 Закона N 44-ФЗ эта норма становится невыполнимой в том случае, если изначально было подано всего две заявки на участие в запросе котировок.
Во-вторых, подобный подход лишает эту норму всякого смысла в том случае, если все первоначально поданные заявки были отклонены в связи с таким несоответствием заявок требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, которые связаны с особенностями статуса подавших их лиц, то есть подобное несоответствие не может быть исправлено простым внесением изменений в котировочную заявку. Аналогичная ситуация возникает и в случае отсутствия лиц, которые могут осуществить поставку необходимого товара, выполнение работы или оказание услуги, помимо тех, что уже подали заявки на участие в проводимом запросе котировок.
В-третьих, в ч. 2 ст. 79 Закона N 44-ФЗ прямо не указано, что речь в этой норме идет именно о лицах, ранее подавших заявке на участие в проводимом запросе котировок. Под участником же закупки в Законе N 44-ФЗ понимается любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Наконец, в-четвертых, действовавшая до 1 января 2014 года аналогичная по существу норма Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (ч. 6 ст. 46 этого закона) в правоприменительной практике понималась как обязывающая заказчика (уполномоченный орган) в случае продления срока подачи котировочных заявок направить запрос именно потенциальным участникам запроса котировок (смотрите, например, постановление ФАС Уральского округа от 14.03.2012 N Ф09-453/12, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2009 N А33-3580/2008-Ф02-79/2009, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.02.2010 N А10-2492/2009, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.05.2011 N 02АП-1831/11).
Согласно ч. 1 ст. 77 Закона N 44-ФЗ любой участник закупки, в том числе участник, которому не направлялся запрос о предоставлении котировок, вправе подать только одну заявку на участие в запросе котировок. В связи с этим, поскольку из положений ч.ч. 2, 4 ст. 79 Закона N 44-ФЗ следует, что продление запроса котировок формально не означает проведения новой закупки, возникает вопрос о правомерности повторной подачи котировочных заявок лицами, заявки которых ранее были рассмотрены и отклонены.
Последствия нарушения правила, предусмотренного ч. 1 ст. 77 Закона N 44-ФЗ, установлены ч. 4 ст. 78 Закона N 44-ФЗ: в случае установления факта подачи одним участником запроса котировок двух и более заявок на участие в запросе котировок при условии, что поданные ранее такие заявки этим участником не отозваны, все заявки на участие в запросе котировок, поданные этим участником, не рассматриваются и возвращаются ему. По смыслу § 3 главы 3 Закона N 44-ФЗ возвращенная участнику либо рассмотренная и отклоненная котировочная заявка не может являться предметом повторного рассмотрения и оценки в рамках того же самого запроса котировок. Исчерпывающий же перечень оснований для отклонения котировочных заявок предусмотрен ч. 7 ст. 78 Закона N 44-ФЗ. Иными словами, в рамках рассмотрения и оценки заявок, поданных при продлении срока проведения запроса котировок, то обстоятельство, что заявка подана лицом, которое уже подавало заявку в рамках проводимого запроса котировок, и ранее поданная им заявка была отклонена, не является формальным основанием для возврата или отклонения такой заявки. Такая "повторно поданная" заявка, как нам представляется, должна быть рассмотрена заказчиком наравне с остальными заявками, поступившими по итогам продления запроса котировок.
На наш взгляд, приведенные выше обстоятельства, а также то, что Законом N 44-ФЗ не конкретизирован и явным образом не ограничен круг лиц, которые вправе участвовать в таком "продленном" запросе котировок, дают основание для того, чтобы рассматривать ч. 2 ст. 79 Закона N 44-ФЗ как обязывающую заказчика при продлении запроса котировок направить запрос о подаче заявок на участие в запросе котировок лицам, не подававшим ранее заявки на участие в проводимой закупке, а при отсутствии таких лиц - и участникам, заявки которых были отклонены. Заказчик не вправе не рассматривать либо отклонять заявки, поступившие после продления запроса котировок, только на том основании, что они поданы лицами, заявки которых были отклонены в ходе первоначального рассмотрения и оценки заявок в рамках той же закупки. Такие участники вправе наряду с иными лицами принимать участие в "продленном" запросе котировок.
В заключение отметим, что правоприменительной практики по заданному вопросу нам обнаружить, к сожалению, не удалось. За официальными разъяснениями можно обратиться в Министерство экономического развития РФ или Федеральную антимонопольную службу России.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
19 сентября 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.