Квотирование рабочих мест для инвалидов
Для помощи инвалидам в трудоустройстве предусмотрен механизм квотирования рабочих мест. С этого года порядок квотирования изменился в связи с вступлением в силу закона о спецоценке рабочих мест. Рассмотрим последние новшества, о которых должен знать каждый работодатель, число работников у которого более 35.
Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) обеспечение занятости инвалидов осуществляется за счет установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема их на работу и минимального количества специальных рабочих мест для них.
Подробнее установление квоты для приема на работу таких лиц регламентирует ст. 21 Закона N 181-ФЗ.
Фрагмент документа. Статья 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Таким образом, размер квоты определяется региональным законодательством в процентах к среднесписочной численности сотрудников (не менее 2 и не более 4%). Кроме того, с 1 января 2014 года исчисление 14 квоты для приема на работу инвалидов производится с учетом Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 N 421-ФЗ. Поэтому для исчисления квоты подробнее рассмотрим порядок отнесения рабочих мест к вредным и (или) опасным условиям труда.
Среднесписочная численность работников
Количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также количество занятых на них работников у работодателя до этого года определялось материалами аттестации рабочих мест по условиям труда.
При проведении аттестации рабочих мест в период до 01.09.2011 работодатели руководствовались приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (далее - Приказ N 569). Напомним, что результаты проведенной аттестации, согласно приказу Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (далее - Приказ N 342н), действительны до проведения очередной аттестации рабочих мест по условиям труда.
Для определения в организации количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда следует обратиться к результатам заполненной Ведомости рабочих мест (РМ) подразделения организации и результатов их аттестации по условиям труда в организации (приложение 6 к Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному Приказом N 569). См. Пример 1 на стр. 16.
Пример 1
Ведомость рабочих мест (РМ) подразделения организации и результатов их аттестации по условиям труда по состоянию на 10.07.2011 выглядела следующим образом:
Приложение N 6
к Порядку проведения аттестации
рабочих мест по условиям труда,
утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 31 августа 2007 г. N 569
Ведомость
рабочих мест (РМ) подразделения организации и результатов их аттестации по условиям труда в организации
Общество с ограниченной ответственностью "Рассвет" 10.07.2011
--------------------------------------------------------------------
(наименование организации и подразделения) (дата)
Председатель
аттестационной комиссии Петров Степан Иванович Петров 10.07.2011
---------------------- -------- -----------
(Ф.И.О.) (подпись) (дата)
Количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда обозначено в столбце 13 в строке "Итого по подразделению". В нашем случае это 2 рабочих места и 2 работника, их занимающие, - 2/2. Поэтому при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников каменщиков в количестве двух человек включать не надо.
А вот столяр в количестве одного человека в среднесписочную численность для расчета квоты должен был быть включен, т.к. по результатам аттестации его рабочее место отнесено к оптимальному 2 классу условий труда.
С 1 сентября 2011 года определен новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Согласно п. 4 Приказа N 342н с этой даты признан утратившим силу Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, действующий ранее и утвержденный Приказом N 569.
Поэтому если работодателем произведена аттестация рабочих мест в период с 01.09.2011 до 01.01.2014, то для определения в организации количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда следует обратиться к результатам Сводной ведомости результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (приложение 6 к Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному Приказом N 342н). См. Пример 2 на стр. 17.
Пример 2
Сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда по состоянию на 21.11.2012 выглядит следующим образом:
Приложение N 6
к Порядку проведения аттестации рабочих
мест по условиям труда, утвержденному
Приказом Минздравсоцразвития России
от 26.04.2011 N 342н
Общество с ограниченной ответственностью "Рассвет"
----------------------------------------------------------------------------------------------------
(полное наименование работодателя)
111625, г. Москва, ул. Дмитриевского, дом 21, офис 208, Сидоров Антон Петрович, +7(499)331-33-00
----------------------------------------------------------------------------------------------------
(адрес работодателя, индекс, фамилия, имя, отчество руководителя,
телефон, факс, адрес электронной почты)
ИНН работодателя | Код работодателя по ОКПО | Код органа государственной власти по ОКОГУ | Код вида экономической деятельности по ОКВЭД | Код территории по ОКАТО |
7721268389 |
Сводная ведомость
результатов аттестации рабочих мест по условиям труда
Наименование позиции | Количество рабочих мест и работников, занятых на данных рабочих местах (всего) | Проведена аттестация по условиям труда | Количество рабочих мест и работников с классами условий труда | Количество рабочих мест и работников с классами условий труда по травмоопасности | Количество рабочих мест и работников с оценкой соответствия требованиям по обеспеченности СИЗ | Количество рабочих мест и работников, аттестованных с классами условий труда 3 и 4 и (или) "не соответствует по обеспеченности СИЗ" | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||
1 | 2 | 3 | соответствует | не соответствует | СИЗ не предусмотрены | ||||||||
Рабочие места, ед. | 8 | 8 | 1 | 5 | 2 | 1 | 1 | 6 | 2 | ||||
Работники, занятые на данных рабочих местах, чел. | 8 | 8 | 1 | 5 | 2 | 1 | 1 | 6 | 2 | ||||
из них: женщины* | 3 | 3 | - | 3 | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
лица в возрасте до 18 лет* | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
* Сведения заполняются на момент проведения инструментальных измерений и оценок. |
Председатель
аттестационной комиссии Петров Петров Степан Иванович 21.11.2012
------------ ----------------------- ------------------
(подпись) (Ф.И.О.) (дата)
Члены
аттестационной комиссии Кузнецова Кузнецова Марина Петровна 21.11.2012
------------ ----------------------- ------------------
(подпись) (Ф.И.О.) (дата)
Васильев Васильев Иван Игоревич 21.11.2012
------------ ----------------------- ------------------
(подпись) (Ф.И.О.) (дата)
Семенов Семенов Роман Викторович 21.11.2012
------------ ----------------------- ------------------
(подпись) (Ф.И.О.) (дата)
Как видите, по результатам аттестации рабочих мест определено 2 рабочих места с вредными и опасными условиями труда (с классом условий труда 3) и 2 занятых на них работника. Поэтому при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники в количестве 2 человек.
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в данный период, действительны до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018 включительно (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426) и ч. 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ).
При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников по результатам оценки условий труда, проведенной начиная с 01.01.2014, следует руководствоваться классификацией, предусмотренной ст. 14 Закона N 426-ФЗ: условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс).
Ст. 15 Закона N 426-ФЗ по результатам специальной оценки условий труда предусматривает составление Отчета о проведении специальной оценки условий труда, в составе которого предусмотрена сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда. См. Пример 3 на стр. 18.
Пример 3
Организация заполнила сводную ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда.
Сводная ведомость
результатов проведения специальной оценки условий труда
Таблица 1
Дата составления: 18.08.2014
Председатель комиссии по проведению специальной оценки условий труда
Начальник отдела охраны труда Петров Степан Иванович Петров 18.08.2014
Члены комиссии по проведению специальной оценки условий труда:
Технический директор Васильев Иван Игоревич Васильев 18.08.2014
Начальник отдела строительства Семенов Роман Викторович Семенов 18.08.2014
Эксперт(-ы) организации, проводившей специальную оценку условий труда:
N в реестре экспертов Борисов Петр Аркадьевич Борисов 18.08.2014
При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники из строки "Работники, занятые на данных рабочих местах (чел.)" столбцы 6, 7, 8, 9, 10, т.е. в нашем случае - 2 человека.
Обратите внимание, что учитывается количество работников, а не рабочих мест, поэтому строка "Рабочие места (ед.)" не принимается во внимание вообще.
Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда (приложение 3) и инструкция по ее заполнению (приложение 4) утверждены приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".
Согласно нормам Закона N 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда не реже чем один раз в пять лет (указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда). При этом обязанность по организации и финансированию проведения спецоценки возлагается на работодателя. Исключение распространяется на условия труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Если специальная оценка условий труда, так же как и аттестация рабочих мест по условиям труда, в организации не проводилась, у работодателя не возникает возможность для обоснования наличия вредных и опасных условий труда на рабочих местах. В связи с чем для работодателей, численность работников у которых превышает 35 человек, квота для приема на работу инвалидов должна устанавливаться на среднесписочную численность работников.
К сведению. Обратите внимание, что размер квоты определяется отдельно для подразделений одной организации, расположенных в разных регионах; т.е. при общей численности работников организации более 100 человек, рабочие места которых распределены между несколькими регионами, эта организация может не подпадать под нормы квотирования по конкретным территориям, где численность работников менее установленной законодательством субъекта РФ.
От соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов освобождаются работодатели, являющиеся общественными объединениями инвалидов, и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов (ст. 21 Закона N 181-ФЗ).
Что следует знать
Здесь стоит обратить внимание на несколько моментов. Так, Федеральным законом от 23.02.2013 N 11-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов", вступившим в силу 08.03.2013, внесены изменения в ряд законодательных актов. В частности, в Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1), Закон N 181-ФЗ и Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Статья 24 Закона N 181-ФЗ теперь регламентирует обязанность работодателя в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов не только создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, но еще и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах.
Если раньше работодатели должны были ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и выполнении квоты для приема на работу инвалидов, то теперь (помимо этого) еще и дополнительную информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах (п. 3 ст. 25 Закона РФ N 1032-1).
Следовательно, работодатели обязаны не только выделять, а при их отсутствии - создавать рабочие места для инвалидов, но и принимать локальные нормативные акты, содержащие информацию о таких рабочих местах. Кроме того, работодатели обязаны ежемесячно информировать службу занятости о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также предоставлять сведения о локальных нормативных актах, содержащих информацию о данных рабочих местах.
Непредставление или несвоевременное представление в орган службы занятости необходимых сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, или предоставление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 300 до 500 рублей; на юридических лиц - от 3000 до 5000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).
Информация в орган службы занятости должна предоставляться в любом случае, даже если квота закрыта и необходимое количество инвалидов уже принято.
К сведению. Информация и отчетность по выполнению квотирования рабочих мест для инвалидов должна предоставляться ежемесячно в форме и в сроки, установленные субъектом Российской Федерации, однако региональные органы службы занятости могут установить и ежеквартальную периодичность предоставления отчетности.
Формы представления информации о выполнении квоты, как правило, можно скачать на портале государственной службы занятости региона или получить при непосредственном обращении в региональный центр занятости населения.
Следует также отметить, что Закон N 181-ФЗ не содержит четких указаний о содержании, порядке разработки и утверждения локальных нормативных актов, содержащих сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты. Поэтому каждый работодатель вправе сам для себя включить новые положения в действующие Правила внутреннего трудового распорядка организации (в новой редакции) или разработать и утвердить отдельный документ. Например, Положение о квотировании рабочих мест для инвалидов.
При принятии локальных нормативных актов, содержащих сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов, органы службы занятости в регионах рекомендуют оформлять такой документ в форме приказа о создании (выделении) квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Например, распоряжением Комитета по труду и занятости населения Московской области от 26.04.2013 N 44-р утверждена примерная форма приказа о квотируемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов, рекомендованная к применению для организаций, расположенных на территории Московской области.
Что касается ответственности за соблюдение законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов, то если до вступления в силу изменений ст. 5.42 КоАП РФ административная ответственность за неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов в рамках установленной квоты отсутствовала, теперь с момента вступления в силу Федерального закона от 23.02.2013 N 11-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов" за уклонение от создания или выделения рабочих мест для инвалидов в рамках установленной квоты работодателю грозит штраф.
Неисполнение организацией обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 рублей (ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ).
Напомним, что ранее работодатели несли ответственность только за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, что позволяло им уклоняться от выделения (создания) рабочих мест для инвалидов. Сейчас законодателями этот пробел устранен.
Кто следит за соблюдением законодательства по квотированию
Трудоустройство инвалидов в пределах установленной квоты производится работодателем самостоятельно или по направлениям органов службы занятости, а также по предложению общественных объединений инвалидов. Трудоустройству подлежат инвалиды, имеющие трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Однако часто работодатели при невыполнении квоты ссылаются на невозможность приема на работу инвалидов в силу специфики работ либо особенностей технологии производства или невозможность приема на работу инвалида в соответствии с медицинскими противопоказаниями и другими ограничениями.
Обратите внимание, что законодательством не предусмотрены нормы о том, какие должности должны быть выделены или созданы для инвалидов. Это могут быть как должности, не требующие квалификации (уборщица, вахтер), так и должности заместителей директора и другие, которые не обязательно относятся к участкам работ, исключающим трудоустройство на них инвалидов, т.е. отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Кроме того, работодатели также обязаны создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ст. 23 Закона N 181-ФЗ).
Судебная практика. В решении Белозерского районного суда Курганской области от 14.02.2014 по делу N 2-289/2013 суд пришел к выводу, что исковые требования прокурора к работодателю о возложении обязанности по оборудованию 2 рабочих мест для трудоустроенных инвалидов с заболеванием сердечно-сосудистой системы подлежат удовлетворению, поскольку именно работодатель обязан обеспечивать работников оборудованием и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
В любом случае отказ работодателя в приеме на работу инвалида, направленного службой занятости по квоте, должен быть мотивирован и обоснован в письменном виде в направлении на работу, которое выдается Центром занятости населения безработным и предъявляется ими работодателям.
Контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения (приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.11.2011 N 1314н "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты").
А федеральный государственный стандарт государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты утвержден приказом Минтруда России от 30.04.2013 N 181н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов".
Таким образом, региональные центры занятости населения (комитеты труда и занятости населения) имеют право проводить проверки работодателей с целью осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, выдавать обязательные для исполнения предписания и составлять протоколы (абз. 2 подп. 6 п. 1 ст. 7.1-1 Закона N 1032-1).
Проверки организаций проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на основании ежегодного плана проверок, согласованного с региональной прокуратурой.
По их итогам составляется акт, при выявлении нарушений выносится предписание и составляется протокол об административном правонарушении. Информация о результатах проверок работодателей предоставляется в региональную прокуратуру.
Центры занятости населения вправе сообщать о случаях отказа в приеме на работу инвалида в счет квоты в органы прокуратуры и (или) государственной инспекции труда для применения мер реагирования.
Контроль за выполнением организациями квоты для приема на работу инвалидов осуществляется также путем проведения проверок в организациях органами прокуратуры на основании поступивших материалов и обращений от региональных центров занятости населения. При выявлении факта неисполнения предприятиями-работодателями законодательства в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов органы прокуратуры направляют в суд иск с целью понуждения работодателя к совершению определенных действий.
На основании анализа судебной практики можно констатировать: суд в подобных случаях приходит к выводу, что заявленное прокурором требование подлежит удовлетворению.
Судебная практика. В решении Кировоградского городского суда Свердловской области от 12.11.2013 по делу N 2-569/2013 отмечено, что прокуратурой города проведена проверка по факту неисполнения работодателем законодательства в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов. Она зафиксировала, что работодателем не выполняется установленная квота для приема на работу инвалидов. В результате этого прокурор попросил обязать ответчика создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой 2% от среднесписочного количества работников.
Суд решил удовлетворить исковые требования прокурора к работодателю о понуждении к совершению действий, а также обязал работодателя создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой.
Помимо указанного применяются и другие меры, позволяющие предприятиям выполнить установленную законодательством квоту:
- трудоустройство путем организации для безработных инвалидов временных рабочих мест и временных оплачиваемых общественных работ для инвалидов (работник получает заработную плату от работодателя и материальную поддержку от центра занятости);
- трудоустройство путем аренды рабочих мест в других организациях (работник получает заработную плату от работодателя, не выполняющего квоту, а рабочее место организует работодатель, который имеет такую возможность);
- создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов (в том числе в рамках дистанционной занятости на дому). В этом случае работодателю на условиях возмещения затрат на оборудование и обустройство рабочего места для инвалида центром занятости выплачивается фиксированная сумма помощи за каждое созданное рабочее место.
Безусловно, содействие государства в этом вопросе очень важно для большинства работодателей, но зачастую создание или предоставление рабочих мест людям с ограниченными возможностями со стороны работодателей зависит не только от поддержки государства и требований законодательства, но и от понимания значимости проблемы и социальной ответственности руководителя.
И. Гнатюк,
директор Центра кадрового консалтинга и
эффективных решений "Движение к успеху"
"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", N 8, август 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровая служба и управление персоналом предприятия"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37544 от 17.09.2009.