Зачем нужен Health management, или управление здоровьем
Любой работодатель заинтересован в здоровых сотрудниках. Программы управления здоровьем только начинают набирать популярность в нашей стране. Однако внедрение Health management - дело непростое и недешевое. Кто-то может предложить изначально принимать на работу только некурящих и непьющих с параметрами 90-60-90. Но тогда и работать может оказаться некому. Разберемся с тем, на что обращать внимание при внедрении программ управления здоровьем.
Практически любой житель мегаполиса без запинки назовет и правила здорового питания, и комплексы физических упражнений. Этот же житель, услышав от врача слова: "Вам необходимо вести здоровый образ жизни", почувствует, что его пытаются загнать в ловушку, лишив последних удовольствий в жизни.
После того как мы обратились к врачу, он несет ответственность за нас и наше здоровье. Но виноват ли он в том, что пациент курит, много пьет и не занимается спортом? Что не гуляет хотя бы по часу в день и работает "как лошадь"? Про "лошадь" - это, очевидно, к работодателю. Ведь именно он заставляет денно и нощно трудиться, все нервы истрепал и соцпакетом приличным не обеспечил. Получается, пока мы здоровы, - это наша заслуга, а когда заболели,- это уже вопрос к врачу, работодателю, государству, которые должны...
Как же так получается: нормальные неглупые люди, прекрасно зная, что необходимо делать в отношении собственного здоровья, действуют в отношении своей жизни как диверсанты? И не должны ли государство и организация жестко пресекать попытки "угробления" индивидом собственной жизни, помня, что здоровье человека - категория экономическая?
В ряде стран уже предпринимаются попытки лишения гражданина бесплатных услуг здравоохранения в ситуациях, когда он не следовал определенным правилам самосохранительного поведения, на обучение которым государство затратило определенные средства.
Специалисты в области управления персоналом на Западе достаточно давно пользуются технологией Health management (управление здоровьем), которая становится все более актуальной и в России. Превентивные мероприятия охватывают все сферы, которые так или иначе сказываются на состоянии здоровья сотрудников. Это не только регулярные медосмотры и вакцинация, но и корпоративный фитнес, программы, стимулирующие отказ от курения, здоровое питание, а также эргономика и экология офиса.
Концепция управления здоровьем на корпоративном уровне
Концепция Health management была разработана в начале 70-х годов в США и к 90-м годам ХХ века распространилась в Западной Европе.
В англоговорящих странах более 90% компаний с численностью работников от 1000 имеют в своем арсенале подобные программы. В США, Канаде и некоторых других странах правительство требует от ряда отраслей промышленности, например, атомной, обязательного внедрения подобных программ. Аналогичные программы с 2006 года стали появляться и в России*(1).
О плюсах можно говорить бесконечно. При правильном внедрении программ на рабочих местах можно рассчитывать на снижение:
- текучести кадров;
- количества несчастных случаев, травм, смертей на рабочем месте и повышение уровня безопасности труда;
- затрат на здравоохранение, включая уменьшение количества дней, пропущенных по болезни;
- количества конфликтов, жалоб и расходов на судебные процессы;
- риска принятия ошибочных решений.
Ключевые слова здесь - правильное внедрение. Программа должна, во-первых, соответствовать интересам бизнеса (позитивные изменения производительности и безопасности труда, возврат инвестиций), во-вторых, не противоречить существующим в организации системам управления, в-третьих, основываться на добровольности участия и конфиденциальности личных данных сотрудников.
Здесь выделим несколько ключевых моментов, на которые работодателю стоит обратить внимание:
1) формулировка целей (критериев) управления должна быть известна и доступна пониманию отдельного работника, создавая у него мотивированное желание что-то делать в данном направлении;
2) отдавая организации свой труд, время, знания, опыт, работник вправе требовать определенных действий в отношении собственного здоровья, но переложить на работодателя всю ответственность за результат он не может;
3) эффективность процесса управления обеспечивается наличием обратной связи с объектом, которая содержит элементы измерения результатов управления; измеряются (в том числе) субъективные оценки здоровья самим человеком, его знания, мотивация и ожидания, а также его оценка деятельности структур организации, партнером (а не только потребителем) которых этот человек является. Только при таком подходе есть возможность перевести затраты в инвестиции и измерить конечный ожидаемый результат.
Цена вопроса
Не занимаясь сейчас вопросом стоимости, упомянем только, что, в отличие от многих социальных услуг, сопровождающихся затратами, - компании при правильном внедрении могут получить возврат от инвестиций, который, по некоторым данным, может составить от 4 до 15 рублей на каждый вложенный рубль. Стоимость услуг рассчитывается на основании общего количества работников и требуемого уровня использования.
Фокус внимания
Основной целью Health management является изменение стиля жизни сотрудников, формирование у них здоровых привычек.
По исследованиям Всемирной организации здравоохранения основными причинами, ограничивающими продолжительность жизни, являются так называемые "хронические неинфекционные заболевания". Все они имеют общие факторы риска, которые индивид приобретает или получает по наследству вне поля деятельности систем здравоохранения. Основных факторов шесть, и связаны они с образом жизни конкретного индивида: курение, злоупотребление алкоголем, неправильное и нерациональное питание, гиподинамия, нарушения сна, стресс.
Рассмотрим, что можно сделать в рамках корпоративных программ управления здоровьем на примере избыточного питания и курения.
Пример 1
В компании Майкрософт сотрудникам предлагается серьезная и развернутая программа медицинского страхования. Стоимость программы рассчитывается индивидуально и зависит от многих данных. В частности, в США фактором риска по почти 50 заболеваниям (среди которых - диабет, инсульт, инфаркт и т.д.) считается избыточный вес. Соответственно, увеличенный индекс массы тела автоматически приводит к удорожанию стоимости "страховки" сотрудника. Можно, конечно, не принимать на работу полных или отказывать в социальном пакете по результатам взвешивания.
В Майкрософт поступают иначе. Там могут предложить индивидуальную программу корректировки веса; с сотрудником работают диетолог, психотерапевт, финтес-тренер, коуч. Возможность диетического питания и оздоровительных процедур может быть обеспечена в рабочее время. Программа длительная (более 9 месяцев) и весьма дорогостоящая, компания оплачивает 70% стоимости.
А теперь внимание: такая возможность представляется работнику единственный раз за все время работы в организации; если через какое-то время человек возвращается к старым привычкам и старым "объемам", с ним вряд ли продлят контракт.
Пример 2
В рамках программ по оздоровлению жизни в офисе сотрудникам дарят шагомеры и призы для "семимильно шагающих к здоровью" (российское представительство компании British Petroleum).
В коридоре издательства "Мозаика-Синтез" стоит степпер, во многих компаниях (российский офис Google, Elli Lilly и др.) есть столы для пинг-понга, дартс, массажные кресла. Корпорация, продающая бытовую технику, предоставила сотрудникам бесплатный мини-автобус, курсирующий между офисом и фитнес-клубом.
Чтобы не пугать сотрудников пристальным вниманием к их здоровью, такие меры преподносятся в первую очередь как развлечение, а уже потом - как средство борьбы с сидячим образом жизни и низким уровнем физической активности.
В других компаниях акцент делается на питании. Например, для чайных перерывов некоторые фирмы закупают цельнозерновые булочки и фрукты/овощи вместо вафель и пряников. А на предприятии, занимающемся производством косметики, были введены ежедневные талоны на питание, действовавшие только в вегетарианском кафе (любители мяса обедали за свой счет).
В "Нестле Россия" даже существует должность "менеджер по вопросам правильного питания".
Для всех новых сотрудников центрального офиса проводится однодневный тренинг NQ (Nutritional Quotient), в ходе которого работникам объясняют принципы здорового питания и формирования грамотного пищевого рациона. Есть компания, где сотрудникам, которые поднимаются в свои кабинеты по лестнице, а не в лифте, выдают яблоки.
Компания Gift Solutions договорилась с небольшой фирмой по доставке обедов в офис и оплачивает часть расходов, если сотрудник покупает "здоровый обед", - суп, салат.
Некоторые делают акцент на здоровье сотрудников. В сети магазинов "Седьмой континент", "Твой дом" практикуется премирование работников, которые не брали "больничный" в течение определенного срока (год, два года).
Петербургская сеть строительных магазинов "Стройка" приобретает для своих сотрудников (в компании работают в основном мужчины), не бравших в течение года листок нетрудоспособности и отказавшихся от курения, билеты на матчи футбольной команды "Зенит".
Кстати, если говорить о курении, то оно, без сомнения, приводит к материальным потерям работодателя:
- время, затраченное на курение в рабочие часы;
- более частые и длительные, чем у некурящих, периоды отсутствия на работе из-за болезней;
- болезни некурящих сотрудников, вызванные пребыванием в атмосфере табачного дыма.
Бесспорно, прекращение курения оказывает мощное благотворное влияние на здоровье как самих курящих, так и их коллег. С этой точки зрения работодатели, заботящиеся о здоровье сотрудников, должны быть заинтересованы в оказании помощи работникам, готовым совершить столь серьезный шаг.
Практика показывает: попытки вознаграждать сотрудников за те действия, которые они и сами хотели бы совершить и которые приводят к улучшению здоровья и благополучия, оказываются малоэффективными. Да и несправедливо как-то: если награждать тех, кто бросил курить, то некурящим будет обидно.
Что же может повысить готовность работников прекратить курение? Одновременное действие двух факторов: жесткие меры, запрещающие курение не только на рабочих местах, но и в рабочее время, и возможность получить квалифицированную консультацию. Однако любые меры должны соответствовать закону и учитывать интересы бизнеса.
Направления Health management
Итак, при разработке программ Health management основными направлениями будут:
- информация и обучение. Не эмоциональные лозунги о том, что хорошо быть здоровым и плохо - больным, а обеспечение знаний о возможных рисках здоровью и их (рисков) предотвращение как медицинскими, так и психологическими и гигиеническими средствами. Сюда же можно отнести и ознакомление потенциальных работников во время финальных интервью с внутренними кодексами и правилами поведения в отношении собственного здоровья;
- активное воздействие. Наказание/поощрение за соответствующее поведение в отношении собственного здоровья. Свобода в выборе того или иного способа организации повседневной жизни имеет следствием ответственность индивида за этот выбор, тем более в случаях, когда он был предупрежден о последствиях;
- диагностика и лечение. Разработка и обеспечение регулярной диспансеризации сотрудников, возможность получения квалифицированной помощи, в том числе - психотерапевтической (что крайне важно при избавлении от вредных привычек - курения, употребления алкоголя);
- управление стрессом. Одно из направлений работы в программах Health management - управление стрессом на организационном и индивидуальном уровнях, а если более конкретно, то снижение общего уровня стресса в организации и повышение стрессоустойчивости индивида.
И снова "стресс-ствуите"
О влиянии стресса на производительность и принятие решений, эффективность и безопасность рабочих процессов, мотивацию и текучесть кадров сказано много. Тем не менее понятия "стресс", "профессиональное выгорание" - печальная реальность для человека и для организации.
Кадровым работникам следует помнить, что проблема стресса возникает не только вследствие причин "офисных": темпа работы и ее содержания, распределения зон ответственности в производственных процессах. Личные проблемы сотрудников становятся проблемой организации, выражаясь в таких проявлениях, как абсентизм (отсутствие на работе из-за опозданий, прогулов, пропусков работы по болезни), презентизм (формальное "наличие" на рабочем месте при неспособности сконцентрироваться на выполнении работы), порождая нарушение техники безопасности, неэффективность решений и нанося прямой финансовый ущерб бизнесу. То есть состояние физического здоровья сотрудников и их личные проблемы становятся фактором, который крайне негативно сказывается на экономике предприятия.
Для эффективного управления предприятием необходимо учитывать такое явление, как организационный стресс, то есть психическое напряжение, связанное с выполнением профессиональных обязанностей в структуре организации.
К симптомам профессионального выгорания организаций относят:
- неадекватно повышенную текучесть кадров (от 100 и более процентов в год, т.е. в течение года увольняются практически все сотрудники, а некоторые работают меньше года);
- сниженную мотивацию к труду;
- слишком частые "перекуры" и "чайные" перерывы (более 30% от общего объема рабочего времени);
- профессиональную зависимость персонала от руководителей, которая проявляется либо в повышенном и неадекватном критическом отношении к управлению, либо в чувстве беспомощности без активной помощи со стороны руководства;
- слишком высокую конфликтность персонала и тяжелую психологическую атмосферу в компании, антагонистический групповой процесс и наличие группировок, поиск "козла отпущения";
- снижение вовлеченности сотрудников в работу, прогрессирующее падение инициативы;
- режим зависимости, выражающийся в форме гнева на руководство и проявлении беспомощности и безнадежности;
- недостаток сотрудничества среди персонала;
- рост чувства неудовлетворенности от работы;
- проявление негативизма относительно роли или функции отделения.
Здесь на помощь может прийти программа Health management, в которую входят диагностика и профилактика, разработка корпоративных норм и правил для урегулирования конфликтов, возможные психологические консультации и коучинг. Кстати, меры по снижению/профилактике организационного стресса зачастую совпадают с мероприятиями, направленными на повышение физической активности.
Пример 5
В московском офисе BCG (международная консалтинговая компания) сотрудники в рабочее время могут позаниматься йогой. 30-минутный комплекс, включающий дыхательные упражнения, прекрасно снимает стресс и восстанавливает работоспособность.
А на другом предприятии (тоже московском, но маленьком) вспомнили практику "производственной гимнастики" советских времен. Каждый сотрудник, включая начальство, по очереди проводит такую физкультпаузу, предлагая свой комплекс. Автор лучшего (по итогам "народного квартального" голосования) комплекса получает корзину с фруктами.
Похожая модель, только не с физическими упражнениями, а с танцами пользуется большим успехом в одной строительной организации. К слову, инициатором ее была финансовый директор. Жизнерадостная 60-летняя женщина с юной душой и девичьей фигурой учит сотрудников танцевать фламенко. Вряд ли можно придумать нечто лучшее для снятия стресса и снижения конфликтного фона в коллективе. В 5-минутной зажигательной феерии с удовольствием принимают участие клиенты и посетители.
Кстати, совсем не обязательно придумывать что-то "грандиозное". Могут помочь и совсем простые вещи: наличие тонометра в офисе, установленные в подходящих местах аэраторы и фонтанчики, нарисованные на больших листах "восьмерки" и "снежинки" для мягкой тренировки и снятия напряжения с глаз для тех, кто много работает за компьютером.
Как внедрить программы Health management
Уместно будет привести точку зрения известного исследователя продаж и проблем маркетинга Нила Рэкхема (создателя системы SPIN): "...Через месяц после тренинга 87% сотрудников работают по-старому. Людям свойственно быстро возвращаться к старым нехорошим привычкам. Мой подход заключается в следующем: как работодатель, вы обязаны сначала дать людям все инструменты, необходимые для выполнения, прежде чем заменить самих людей. Поэтому я бы хотел начать с сочетания обучения и практики в течение 6-9 месяцев. Я был бы честен, сказав с самого начала, что я организую им обучение, окажу поддержку и помощь в течение следующих девяти месяцев, но если ситуация не улучшится после этого, я приведу новых людей. В моей практике это работает отлично".
Приведем еще один подход. Великий чешский педагог Я.А. Коменский во второй половине XVII века писал в своей "Пампедии": "Дай человеку понять,
1) что он по своей природе хочет того, стремление к чему ты ему внушаешь, - и ему сразу будет радостно хотеть этого;
2) что он от природы может иметь то, чего желает, - и он сразу обрадуется этой своей способности;
3) что он знает то, что считает себя не знающим, - и он сразу обрадуется своему незнанию".
Если сотрудники будут уверены, что они изначально хотят и могут быть здоровыми, в чем им (слегка) помогает руководство, которое они прозорливо выбрали, придя работать именно сюда... И ведь это действительно так. Успехов во внедрении и освоении здорового стиля жизни!
Сам себе врач, или "be healthy"
Пока наберет силу и мощь корпоративная программа управления здоровьем, можно ли что-то сделать самому и для себя, вне зависимости от социального статуса, объема ответственности и конкретной привычки, с которой хочется справиться (а не только долго бороться)? Ниже представлено несколько простых упражнений и рекомендаций. Наш мозг устроен так, что зачастую действуют до смешного примитивные вещи. Можно обидеться и отвергнуть, можно попробовать и взять на вооружение. Условно разделим приемы на "технические фишки" и "психологические штучки".
"Технические фишки"
Дыхание 4-6. Это упражнение из йоги. Дышим носом; вдох - 4 секунды, выдох - 6. Помогает быстро успокоиться (за 2-3 минуты), снять эмоциональное напряжение. Если надо сконцентрироваться, собраться - ритм обратный.
Дыхание победителя (уджайя). Еще одна техника йоги. Представьте, как приходится восстанавливать дыхание после физической нагрузки. Это "слышное" дыхание через слегка напряженное горло. Цель - насыщение мозга кислородом без перегрузки и возможность задействовать так называемую "префронтальную зону неокортеса", отвечающую за высшие интегративные функции: планирование, предвидение, оценку рисков. Иными словами, эта техника разгружает сердечную мышцу, разогревает организм и дает возможность "думать правильно". Внимание: дышать только носом, глубоко и медленно.
Центром массы - вперед! Отложите, пожалуйста, журнал, встаньте и пройдитесь, как если бы вы очень торопились выполнить нечто исключительно важное. Какой частью тела вы начинали движение? Скорее всего - головой. А теперь пусть движение начинается в центре массы вашего тела (это точка на три пальца ниже пупка). Не надо выпячивать живот или прогибаться. Идите так, как будто мягкая рука поддерживает вашу поясницу. Почувствуйте, как распрямились плечи и "освободилась" голова, которую теперь можно задействовать не в качестве тарана для прошибания стен, а по прямому назначению: думать, планировать, осознавать.
"Психологические штучки"
Чтобы перестать делать что-то по-старому, надо начать делать это по-новому. Нам психологически проще построить новую модель поведения, чем модифицировать старую. Утверждение "мне надо похудеть" или "я хочу меньше есть" мгновенно рисует картинку безрадостных истязаний себя в спортзале и вкусной привычной еды, которую буквально вырывают изо рта. Поэтому подумайте, какое поведение было бы желательным не в терминах отказа и лишения, а с позиции приобретений и выгод. Подумайте о том, что вы сможете делать после достижения цели.
Лучшее правило - никаких исключений. То есть когда вы вводите новое действие, вы знаете, что так будет отныне и навсегда, каждый день, вне зависимости от желания и настроения. Мы чистим зубы, не задумываясь, хочется ли, есть ли время, не отложить ли на завтра (и тогда потом почистим сразу дважды). Проще в исполнении и эффективнее в долгосрочной перспективе планировать 30-минутную ежедневную прогулку, чем марафон раз в три месяца.
Будьте терпеливы к себе. Изменения требуют времени. Простой автоматизм вырабатывается за три недели. Наработка более серьезного навыка требует трех месяцев. Но за год это составит четыре новые привычки. Подумайте, как четыре хорошие привычки изменят вашу жизнь за год. И не забывайте найти мелочи, которые помогут вам, пока вы будете меняться.
Л. Рудина,
эксперт-тренер Healthy Interaction, к.пс.н.
"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", N 8, август 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Штульман А. Интересы бизнеса и здоровье, 2014 (http://www.heyinfo.ru/analytics/768).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровая служба и управление персоналом предприятия"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37544 от 17.09.2009.