Не противоречит ли Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" покупка государственными и муниципальными учреждениями товаров без заключения договора, за наличный расчет (в магазинах, на рынках и т.п.)?
Прежде отметим, что Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) основан в том числе на нормах ГК РФ, а заключаемый в соответствии с ним контракт является гражданско-правовым договором (п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ). Соответственно, к отношениям по контрактам, заключенным в соответствии с Законом N 44-ФЗ, применяются нормы ГК РФ, поскольку иного не установлено самим Законом N 44-ФЗ.
В гражданском законодательстве под договором понимается в первую очередь не единый документ, определяющий условия обязательств, возникающих между сторонами, и подписанный ими, но соглашение сторон, выраженное путем совершения определенных действий, направленное на возникновение обязательств, а также сами по себе обязательства, вытекающие из этого соглашения (п.п. 1, 3 ст. 420 ГК РФ). Если иное не предусмотрено законом, договор может заключаться не только путем подписания такого единого документа, но и иными способами. В частности, договор может быть заключен путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору, а также путем совершения действий, указанных в предложении заключить договор (например, перечисление денег по "счету на оплату") (п. 1 ст. 160, п.п. 2, 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ). А договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК РФ).
До недавнего времени из ряда норм ст. 34 Закона N 44-ФЗ, устанавливающих требования к содержанию контракта, в том числе требующих включения в него ряда обязательных условий, следовал вывод, что контракт может быть заключен только в форме подписания единого документа (по итогам электронного аукциона - в электронной форме).
Однако Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой требования частей 4-9, 11-13 ст. 34 данного Закона (которые, в частности, указывают на необходимость заключения контракта в форме подписания единого документа) не применяются к контрактам, заключенным в случаях, предусмотренных п.п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 26, 28 и 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, то есть в том числе при упомянутых в вопросе закупках у единственного поставщика:
- на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей, осуществляемых в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;
- на сумму, не превышающую 400 тысяч рублей, для ряда организаций, указанных в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, новая редакция ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ фактически указывает, что контракты с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заключаемые на основании приведенных в ней пунктов ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, предусматривающих, например, закупку до 100 или до 400 тысяч рублей (п.п. 4 и 5), могут заключаться не только путем подписания единого документа ("договора"), но и иными способами (смотрите также письмо Минэкономразвития России и Минфина России от 05.08.2014 NN 18505-ЕЕ/Д28и/02-02-04/39043, письмо Минфина России от 31.07.2014 N 02-02-04/37921). При этом оплата может осуществляться в наличной форме, в том числе с использованием работником выданных ему подотчетных сумм (разумеется, с учетом предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке). Соответственно, если, например, указанные в вопросе закупки осуществляются на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, заключение договоров (контрактов) вполне может подтверждаться кассовым чеком или иным документом, подтверждающим совершение сделки.*(1)
Обращаем Ваше внимание, что заключение контрактов подобным образом (например через подотчетных лиц) не означает, что учреждения освобождаются от необходимости включать соответствующие закупки в планы-графики размещения заказов. Кроме того, необходимо помнить, что независимо от способа заключения контракта, закупки, осуществляемые у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не учитываются при определении объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (п. 3 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
6 октября 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) По данному вопросу также рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Форма контрактов (договоров), заключаемых казенными учреждениями;
- Энциклопедия решений. Форма контрактов (договоров), заключаемых бюджетными и автономными учреждениями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.