Является ли обязанностью заказчиков (органы местного самоуправления) установление банковского сопровождения контрактов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд? Если да, то в каких случаях?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют случаи банковского сопровождения контрактов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд путем принятия соответствующих муниципальных правовых актов. Правовых последствий непринятия таких актов законодательство не устанавливает.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, которые входят в сферу применения этого федерального закона (ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ).
Согласно ч. 26 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со ст. 35 этого федерального закона. В свою очередь, ч. 2 ст. 35 Закона N 44-ФЗ установлено, что Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальных правовых актов.
Для контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, случаи их банковского сопровождения определены п. 3 постановления Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов" (далее - Постановление N 963). А п. 4 того же постановления органам местного самоуправления рекомендовано при осуществлении закупки для обеспечения муниципальных нужд включать в контракт в соответствии с ч. 26 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, если начальная (максимальная) цена такого контракта (цена контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) составляет для муниципального образования не менее 200 млн. рублей, условие о банковском сопровождении контракта, заключающееся в проведении банком, привлеченным поставщиком или заказчиком, мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта, а в случае, если такая цена составляет не менее 5 млрд. рублей, - условие, предусматривающее привлечение поставщиком или заказчиком банка в рамках расширенного банковского сопровождения.
Как следует из вышеизложенного, положение п. 4 Постановления N 963 имеет рекомендательный характер для органов местного самоуправления. Случаев, когда в контракты, заключаемые для обеспечения муниципальных нужд, должно включаться условие об их банковском сопровождении, законодательство не устанавливает, в соответствии с ч. 2 ст. 35 Закона N 44-ФЗ такие случаи должны определяться местными администрациями в издаваемых ими муниципальных правовых актах. Не предусматривает законодательство и правовых последствий непринятия органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, устанавливающих случаи банковского сопровождения контрактов (например, в виде распространения на такие контракты правил, предусмотренных Постановлением N 963 либо соответствующим нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
15 октября 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.