Стабильность частноправового регулирования как общепризнанный принцип международного права и принцип гражданского права Российской Федерации
Введение: в статье рассматриваются актуальные аспекты обеспечения на уровне международно-правовых принципов и принципов гражданского права РФ стабильности частноправового регулирования общественных отношений. Обсуждения: актуализация этой проблемы связана с происходящими процессами экономической глобализации, усиливающегося экономического взаимодействия между экономиками различных государств, функционированием мирового рынка капитала и интернационализацией производственного сектора экономики. Предлагается совершенствовать систему общепризнанных международно-правовых принципов путем признания одним из них принципа стабильности правового регулирования. Его действие и применение должно быть направленно на обеспечение защиты прав и интересов инвесторов и собственников на уровне международного права, содействовать гармоничному развитию мировой экономики и обеспечивать недопустимость злоупотребления государственной властью при регулировании экономических процессов. В современных международных отношениях принцип стабильности правового регулирования в основном реализуется путем его закрепления в межправительственных (межгосударственных) соглашениях либо во внутреннем законодательстве ряда государств, применительно к обеспечению гарантий иностранным инвесторам. Выводы: на основе анализа зарубежной научной литературы делается вывод о том, что реализация принципа стабильности как общепризнанного международно-правового принципа может быть обеспечена путем его закрепления в различных актах ООН и Всемирной торговой организации.
Результаты: обосновывается предложение о необходимости закрепления принципа стабильности гражданско-правового регулирования в гражданском законодательстве Российской Федерации, где на сегодняшний день стабилизационная оговорка применяется в отношении защиты иностранных инвесторов. Закрепление более широкого применения принципа стабильности гражданско-правового регулирования в ГК РФ будет способствовать прогрессивному развитию национальной экономики.
Введение
Происходящие процессы мировой экономической глобализации доказывают, что на уровне международного частного права должны быть выработаны действенные механизмы защиты субъектов частноправовых отношений. Одним из первых шагов на этом пути является разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию системы общепризнанных норм международного права, которые имели бы своей основной целью создание благоприятного инвестиционного климата на международном уровне: защиту капитала (инвестиций) и собственности. В связи с этим одним из таких общепризнанных международно-правовых принципов должен являться принцип обеспечения стабильности правового регулирования.
Основной контент
Сегодня на уровне правового регулирования международного бизнеса и международных инвестиций принцип стабильности реализуется путем закрепления стабилизационных оговорок в различных видах международных договоров или на уровне национального законодательства. Содержание таких оговорок зафиксируется путем замораживания положений законодательства, а также посредством обеспечения экономически равновесного положения инвесторов и государства, либо принятия, так называемых гибридных положений [11, с. 121-157].
Фиксация "замораживающих" положений осуществляется на уровне договоров с уполномоченными публично-правовыми образованиями (как привило, с правительствами соответствующих государств) или путем их законодательного закрепления. При такой ситуации изменение национального законодательства не распространяется на правовое регулирование деятельности инвесторов, за исключением случаев, когда желание их применения исходит непосредственно от инвестора [10, с. 75].
Обеспечение экономически равновесного положения означает создание такого механизма, реализация которого позволяет государству изменять условия законодательного регулирования той или иной сферы общественных отношений (в том числе правового режимов инвестиций, собственности и др.), но с условием возмещения затрат, связанных с соблюдением новых норм законодательства [11, с. 128]. Например, международным соглашением по вопросам инвестирования в строительство газопровода между Бенином, Ганой, Нигерией и республикой Того было зафиксировано правило экономического равновесия, в соответствии с которым, если изменения в законодательстве или судебной практике, а также ратификация международных соглашений каким-либо государством, участвующим в подписании договора, привели к существенному негативному влиянию на субъекты хозяйственной деятельности, реализующие проект, то государство, допустившее такое изменение (изменения), должно обеспечить быструю, адекватную и эффективную компенсацию [12, с. 158-179].
Принятие "гибридных положений" означает возможность сочетания замораживания и экономического равновесия как средств обеспечения стабильности в экономической деятельности.
Положения (нормы) о стабилизации главным образом действуют в рамках межправительственных (межгосударственных) соглашений либо в рамках соглашений инвестора с публично-правовыми образованиями (государством, штатами, субъектами федерации и др.), то есть их принятие зависит от суверенной воли каждого государства. Более того, стабилизационные нормы не носят универсального характера и направлены на создание условий реализации конкретных проектов и контрактов.
Стабилизационные положения, содержащиеся в межгосударственных соглашениях, являются экономически выгодными для иностранных инвесторов и воспринимаются как деятельность правительств различных государств, направленная на привлечение иностранных инвестиций путем создания благоприятных условий для бизнеса. Однако применительно к стимулированию внутреннего (внутригосударственного) инвестирования стабилизационная оговорка является мало распространенной, и этот пробел следует восполнить.
Принцип стабильности частноправового регулирования должен явиться основой для планомерного развития экономической интеграции экономик различных суверенных государств и служить базовой гарантией как для частных лиц (граждан), так и субъектов предпринимательской деятельности, содействующей обеспечению их интересов независимо от возможного существенного изменения правового регулирования той или иной сферы общественных отношений. Во многом признание принципа стабильности правового регулирования в качестве общепризнанного международно-правового принципа способно снять напряженность в международных отношениях, в том числе при изменении политического режима или руководства государства, то есть создать условия международной безопасности и сотрудничеству на основе уважения, как государственного суверенитета, так и интересов инвесторов. Одним из примеров является ситуация с экономическими потерями некоторых российских компаний (РЖД, Газпром, Татнефть и др.), с которыми после свержения в 2011 году режима М. Кадаффи новым правительством Ливии были расторгнуты договоры на сумму более чем 4 млрд. дол. [4; 5; 9].
Приведенный пример свидетельствует о конвергенции частноправового и публично-правового содержания принципа стабильности правового регулирования. В этом аспекте конвергенция является следствием общей целевой направленности международного публичного и международного частного права - обеспечение гарантий безопасности в мировом правопорядке и защита прав инвесторов и собственников.
Однако признание принципа стабильности на международно-правовом уровне явилось бы только полумерой, поскольку имело бы в виду главным образом иностранных инвесторов. Данный принцип должен получить свое развитие при совершенствовании системы принципов гражданского права Российской Федерации и закреплен в ГК РФ. По своей юридической природе принцип стабильности гражданско-правового регулирования призван пронизывать всю совокупность структурных элементов, составляющих систему гражданского права, являясь необходимой предпосылкой развития эффективной экономической модели, основанной на предсказуемости развития законодательства. Сложно представить ситуацию, когда правовая доктрина и следующая за ней правотворческая мысль создавали бы все новые и новые нормы, которые ввергали бы правоприменителя в правовой хаос. Именно стабильность гражданско-правового регулирования, выраженная в невозможности ухудшения гражданско-правового положения субъекта гражданского права, служит реальной гарантией создания эффективного фундаментального устройства российской экономики. Принцип стабильности гражданско-правового регулирования не нашел законодательного закрепления в ГК РФ и это является существенным недостатком. Не получил этот принцип и научной разработки в цивилистической литературе.
Косвенно содержание данного принципа отражено в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" [6]. Пункт 1 ст. 20 данного закона закрепляет, что, если в течение срока действия концессионного соглашения законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления устанавливаются нормы, ухудшающие положение концессионера таким образом, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения, стороны концессионного соглашения изменяют условия этого соглашения в целях обеспечения имущественных интересов концессионера, существовавших на день подписания концессионного соглашения. Аналогичная позиция предусмотрена законодателем в ст. 9 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ (в ред. от 26.06.2007 г.) "Об иностранных инвестициях" [7], которая носит название "Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации".
В отечественном законодательстве стабилизационная оговорка получила правовое закрепление в ст. 9 Основ законодательства об иностранных инвестициях в СССР, принятых Верховным Советом СССР 5 июля 1991 года [2]. Она закрепляла десятилетний срок применения законодательства, которое действовало на момент осуществления инвестиций. Однако стабилизационная оговорка не распространялась на изменения законодательства, касающиеся обеспечения обороны, национальной безопасности и общественного порядка, налогообложения, кредитов и финансов, охраны окружающей среды, нравственности и здоровья населения, а также антимонопольного законодательства.
В Законе РСФСР от 26 июня 1991 года N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" [2] прямая ссылка на стабилизационную оговорку отсутствовала. Однако из содержания ч. 1 ст. 14 Закона следовало, что государство гарантирует стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности. При этом стабильность заключалась в том, что в случаях принятия законодательных актов, положения которых ограничивают права субъектов инвестиционной деятельности, соответствующие положения этих актов не могут вводиться в действие ранее, чем через год с момента их опубликования.
В последующем указ Президента РФ от 27 сентября 1993 г. N 1466 "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями" [12] установил, что вновь издаваемые нормативные акты, регулирующие условия функционирования на территории Российской Федерации иностранных и совместных предприятий, не действуют в течение 3 лет в отношении предприятий, существующих на момент вступления в силу этих актов. Данное положение не распространяется на нормативные акты, обеспечивающие более льготные условия функционирования на территории Российской Федерации иностранных и совместных предприятий.
Специфический подход к стабилизационной оговорке содержится в ст. 10 Соглашения стран СНГ от 24 декабря 1993 г. "О сотрудничестве в области инвестиционной деятельности" [1], в которой указывается, что если изменения законодательства повлекли за собой ухудшение условий деятельности ранее созданных предприятий на территории данного государства, то в течение последующих 5 лет применяются нормы, действовавшие на момент регистрации этого предприятия. Таким образом, данное Соглашение предусматривает стабилизационную оговорку только в отношении национальных предприятий с иностранными инвестициями, но не самих инвесторов, и только в течение 5 лет. Кроме того, Соглашение защищает от любых изменений законодательства, ухудшающих положение компаний с иностранными инвестициями.
Президиум Высшего Арбитражного Суда в информационном письме от 18 января 2001 г. N 58 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов" [3] указал, что к иностранному инвестору применяется принцип защиты от ужесточения национального законодательства, регулирующего режим инвестиций в течение конкретного периода.
Стабильность правового регулирования является залогом эффективной деятельности экономически активных субъектов гражданского права. Приведенные примеры свидетельствуют о законодательном закреплении принципа стабильности гражданско-правового регулирования. Однако в погоне за иностранным инвестором и иностранными инвестициями цивилистической науке и законодателю следовало бы уделить внимание более широкому законодательному закреплению принципа стабильности гражданско-правового регулирования для всех субъектов гражданского права Российской Федерации. Защищая в особом порядке права иностранного инвестора, законодатель ставит его в привилегированное положение, что является угрозой нивелирования принципа юридического равенства субъектов гражданского права, превращая его не более чем в декларацию, не имеющую под собой реального содержания.
Выводы
Таким образом, признание принципа стабильности частноправового регулирования в качестве общепризнанного международно-правового принципа имело бы позитивные последствия для формирования базовой фундаментальной основы экономического развития в современном глобальном миропорядке, а также способствовало бы косвенному ограничению недружественного пересмотра или прекращения различных инвестиционных контрактов в результате изменения политического режима либо политического руководства государств.
Закрепление такого принципа в гражданском законодательстве Российской Федерации должно являться продолжением создания базовой основы для формирования эффективной экономической политики, основанной на создании благоприятного климата для активного участия граждан и юридических лиц в экономически активной деятельности, обеспечивая прогрессивное развитие российской экономики.
Библиографический список
1. Бюллетень международных договоров. 1995. N 4.
2. Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1991. N 48, ст. 1102.
3. Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2001. N 3.
4. Ливийская революция влетит России в копеечку. URL: http://russian.rt.com/inotv/2011-02-28/ (дата обращения: 01.07.2014).
5. Российские нефтяные компании не смогут возобновить работу в Ливии. URL: http://www.simplexnn.ru/?id=8719 (дата обращения 01.07.2014).
6. Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 30, ч. II, ст. 3126.
7. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 28, ст. 3493.
8. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 40, ст. 3740.
9. Экономика: Подсчитываются потери российских компаний в Ливии. URL: http://www.v-equities.ru/.aspx?id=1034 (дата обращения: 01.07.2014).
10. Dolzer R., Schreuer C. Principles of International Investment Law. New York: Oxford University Press. 2008.
11. Maniruzzaman AFM. The Pursuit of Stability in International Energy Investment Contracts: A Critical Appraisal of the Emerging Trends, in JWELB. 2008. Vol. 1, N 2.
12. Lorenzo C. Reconciling regulatory stability and evolution of environmental standards in investment contracts: Towards a rethink of stabilization clauses, The Journal of World Energy Law & Business. 2008. N 1(2).
В.В. Васильев,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права,
доцент Тверской государственный университет
"Вестник Пермского университета. Юридические науки", выпуск 3, июль-сентябрь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вестник Пермского университета. Юридические науки
Perm University Herald. Yuridical scinces
В рецензируемом научном журнале рассматриваются фундаментальные и прикладные проблемы юридической науки.
Исследуется современное состояние российского законодательства, правоприменительная практика, формулируются предложения по развитию и совершенствованию различных отраслей права.
Анализируются теоретические и исторические аспекты государственно-правовых явлений, международное и зарубежное законодательство, проводится сравнительное изучение правовых институтов в России и других странах.
Журнал выходит в свет ежеквартально, свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-53179 от 14 марта 2013 года.
Электронный адрес для связи с редакцией: vesturn@yandex.ru.