В соответствии с изменениями, внесенными в Гражданский кодекс РФ Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии осуществляются независимой организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию.
В организации (публичном акционерном обществе) ведение реестра акционеров уже осуществляется регистратором. Каким образом возложить на регистратора функции счетной комиссии? Каков порядок избрания и заключения договора с лицом, исполняющим функции регистратора и счетной комиссии, в связи с вышеуказанными изменениями? Требуется ли переизбрание лица, осуществляющего функции регистратора и счетной комиссии, если договор с действующим регистратором еще не истек?
Прежде всего отметим, что поскольку Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ) вступил в силу только 1 сентября 2014 года, практика применения положений ГК РФ, введенных в действие этим законом, еще не сформирована, а какие-либо разъяснения по заданному Вами вопросу, насколько нам известно, отсутствуют*(1).
В соответствии с п. 4 ст. 97 Гражданского кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ) обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии осуществляются независимой*(2) организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию.
Буквально из приведенной нормы следует, что законом явно определено единственное лицо, на которое могут быть возложены функции счетной комиссии публичного акционерного общества. Таким лицом с 1 сентября 2014 года является регистратор, осуществляющий ведение реестра акционеров такого общества.
Законом N 99-ФЗ не внесено каких-либо изменений в Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ). Порядок утверждения регистратора и заключения с ним договора не претерпел изменений. При этом, как и ранее, какого-либо механизма возложения функций счетной комиссии на регистратора ни ГК РФ, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрено.
С 1 сентября 2014 года к исключительной компетенции общего собрания акционеров публичного акционерного общества относятся вопросы, перечисленные в п. 2 ст. 65.3 и п. 2 ст. 67.1 ГК РФ. Вопрос об избрании счетной комиссии в этот перечень не включен.
Подпунктом 13 п. 1 ст. 48 Закона N 208-ФЗ вопрос об избрании членов счетной комиссии отнесен к компетенции общего собрания акционеров и в силу п. 2 той же статьи не может быть передан на решение совету директоров (наблюдательному совету) общества. Вопрос же об утверждении регистратора общества и условий договора с ним относится к исключительной компетенции совета директоров акционерного общества и не может быть передан на рассмотрение общего собрания акционеров общества (п. 3 ст. 48, подп. 17 п. 1 ст. 65 Закона N 208-ФЗ, смотрите также постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2008 N 04АП-2459/08).
Законодательные и иные нормативные правовые акты РФ до приведения их в соответствие с новой редакцией ГК РФ применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ (п. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ). Как нам представляется, приведенные положения Закона N 208-ФЗ сами по себе не противоречат новой редакции ГК РФ. Вместе с тем нужно учитывать, что и до вступления в силу Закона N 99-ФЗ законодательством был предусмотрен случай, когда функции счетной комиссии могли исполняться исключительно регистратором общества. Это положение было предусмотрено п. 1 ст. 56 Закона об АО и касалось обществ с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 500. Как показывает правоприменительная практика, в таких ситуациях вопрос об избрании счетной комиссии не может решаться общим собранием акционеров, поскольку императивно урегулирован законом и, следовательно, выходит за рамки компетенции общего собрания акционеров (смотрите, например, постановление ФАС Центрального округа от 11.09.2008 N А48-884/07-1, постановление ФАС Уральского округа от 09.10.2007 N Ф09-8170/07-С1, постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.04.2005 N А13-14123/04-24, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2013 N 05АП-2802/13).
Аналогичный подход, на наш взгляд, должен применяться и после 1 сентября 2014 года. Иными словами, в публичных акционерных обществах вопрос об избрании счетной комиссии не относится к компетенции общего собрания акционеров. Поскольку соответствующие функции в силу закона могут быть возложены только на регистратора общества, регистратор, с которым заключен договор, обязан выполнять их независимо от того, предусмотрена ли соответствующая обязанность условиями договора, заключенного между ним и эмитентом. Однако, учитывая общий принцип возмездности договора (ст. 423 ГК РФ), представляется, что если до 1 сентября 2014 года функции счетной комиссии в обществе выполнялись не регистратором и, следовательно, предусмотренная упомянутым выше договором стоимость услуг регистратора не включала оплату этих функций, с указанной даты регистратор вправе требовать от эмитента корректировки цены договора. Если договор с регистратором еще не истек, "переутверждать" регистратора и заключать с ним новый договор не требуется, однако во избежание споров, на наш взгляд, в договор с регистратором по решению совета директоров общества целесообразно внести соответствующие изменения в части расширения круга обязанностей регистратора и увеличения цены договора.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
15 октября 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В письмах Банка России от 31.07.2014 N 015-55/6227 и от 18.08.2014 N 06-52/6680, посвященных отдельным вопросам применения положений Закона N 99-ФЗ, рассматриваемая проблема не затрагивается.
*(2) О независимости регистратора в целях применения п. 4 ст. 97 ГК РФ смотрите п. 4 письма Банка России от 31.07.2014 N 015-55/6227.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.