По результатам проведенного аукциона на 19-й день после размещения на электронной площадке протокола подведения итогов победителем был размещен на электронной площадке подписанный контракт и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. Все сроки, предусмотренные ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", победителем аукциона соблюдены. На 20-й день в адрес заказчика победителем аукциона была предоставлена информация о начале процедуры ликвидации данной организации. В соответствии с частью 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ заказчик принял решение об отказе от заключения контракта с победителем аукциона.
Имеет ли право в данной ситуации заказчик заключить контракт с участником, заявке которого присвоен второй номер? Если нет, то каковы действия заказчика в этом случае?
Согласно ч. 9 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в ч. 1, ч.ч. 1.1 и 2 (при наличии таких требований) данной статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям. При этом одним из требований, установленных ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, является непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица (п. 3 указанной части).
Как видно из ч. 7, ч. 8 ст. 70 Закона N 44-ФЗ до размещения заказчиком в единой информационной системе контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт не считается заключенным. Поэтому до момента такого размещения при наличии оснований, предусмотренных ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе отказаться от заключения контракта, проект которого, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, размещен в единой информационной системе.
Порядок действий заказчика в случае отказа от заключения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ регламентирован ч. 11 данной статьи, согласно которой в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, составляет и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю.
При этом ни положениями параграфа 2 главы 3 Закона N 44-ФЗ, регламентирующими порядок проведения электронного аукциона, ни иными положениями указанного закона не предусмотрено, что при отказе заказчика от заключения контракта с победителем аукциона на основании ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ контракт может быть заключен с иными участниками аукциона. Это возможно, только если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта (ч. 14 ст. 70 Закона N 44-ФЗ) либо заказчику в предусмотренном ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ случае не предоставлено обоснование предлагаемой цены контракта (ч. 10 этой же статьи).
Поэтому, на наш взгляд, при отказе заказчика от заключения контракта с победителем электронного аукциона на основании ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ он не вправе заключить контракт с иными участниками аукциона. Представляется, что в этом случае для заключения контракта заказчику следует провести новый электронный аукцион либо осуществить закупку необходимых ему товаров, работ, услуг иными способами с учетом ограничений, установленных Законом N 44-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
27 октября 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.