Поправки в Гражданский кодекс: что изменилось для АУ?
Очередные изменения гражданского законодательства, внесенные Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), прямо или косвенно затронули государственные и муниципальные учреждения. Поправки, вступившие в силу 1 сентября 2014 года, коснулись как юридических лиц в целом (новая классификация юрлиц, принципы деятельности и ответственность их органов управления и др.), так и непосредственно автономных учреждений (например, установление частичной субсидиарной ответственности). Рассмотрим основные новшества, имеющие отношение к АУ.
АУ в новой системе юрлиц
Поправки ГК РФ существенно видоизменили общую классификацию юридических лиц. Ранее все организации разделялись по одному признаку (является ли извлечение прибыли основной целью деятельности?) и, соответственно, относились к коммерческим либо некоммерческим. Теперь же добавился второй признак: обладают ли учредители правом участия (членства) в данных юрлицах? Если да, то согласно ст. 65.1 ГК РФ такие юрлица являются корпоративными, если нет - унитарными (причем в категорию корпораций или унитарных юрлиц попадают как коммерческие, так и некоммерческие организации).
В связи с этим государственные и муниципальные учреждения отнесены к группе некоммерческих унитарных юрлиц (пп. 8 п. 3 ст. 50, п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). А в п. 1 ст. 123.21 ГК РФ дано новое определение учреждения: им признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Другое важное изменение, характеризующее новую систему юрлиц, также касается некоммерческих организаций, однако оно не затронуло государственные и муниципальные учреждения. В силу п. 2 ст. 48 ГК РФ юрлицо должно быть зарегистрировано в ЕГРЮЛ в одной из форм, предусмотренных гражданским законодательством, а в п. 3 ст. 50 ГК РФ приведен закрытый перечень форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации. То есть организационно-правовые формы, не отраженные в названном перечне, должны прекратить свое существование. Учреждения же указаны в пп. 8 п. 3 ст. 50 ГК РФ, а значит, данная поправка на них не распространяется.
Учредительные документы
По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 52 ГК РФ, устав, утверждаемый учредителем, признается единственным учредительным документом юрлица (кстати, для автономных учреждений аналогичная норма изначально была прописана в п. 1 ст. 7 Федерального закона N 174-ФЗ*(1)).
Однако поправки в ст. 52 ГК РФ разрешают использовать при создании юрлиц типовые уставы - их формы должны утверждаться уполномоченным госорганом в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Кроме того, в приведенную статью внесена отдельная норма, относящаяся к учреждениям. В ней сказано, что учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.
Согласно п. 4 ст. 52 ГК РФ устав должен содержать сведения о наименовании юрлица, месте его нахождения, порядке управления его деятельностью, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. Напомним, что необходимая для указания в уставе АУ информация перечислена в п. 2 ст. 7 Федерального закона N 174-ФЗ.
Обратите внимание! Виды приносящей доход деятельности также должны быть перечислены в уставе АУ. Эта норма, закрепленная в п. 7 ст. 4 Федерального закона N 174-ФЗ, теперь внесена и в п. 4 ст. 50 ГК РФ. При этом указанная деятельность должна служить достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация, и соответствовать таким целям.
Учредитель и органы управления
Часть поправок определяет отношения между учредителем и учреждением, а также по-новому регулирует вопросы деятельности органов управления. Например, в п. 2 ст. 123.21 ГК РФ говорится о том, что при создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц: государственное (муниципальное) учреждение может быть создано Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием. В данном случае опять имеет место закрепление в ГК РФ нормы, ранее прописанной в законодательстве об автономных учреждениях (п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона N 174-ФЗ).
А вот следующая поправка носит уточняющий характер. В абзаце 2 п. 1 ст. 123.21 ГК РФ указано, что учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. Напомним, что прежняя редакция ГК РФ, а также Федеральный закон N 174-ФЗ не дают однозначного ответа на вопрос, считается ли учредитель собственником имущества, закрепленного за учреждением, а в Федеральном законе N 174-ФЗ одновременно используется и понятие "учредитель", и понятие "собственник". Теперь же данная неясность устранена.
Изменения коснулись и порядка назначения органов управления, который сейчас также прописан в ст. 123.21 ГК РФ. В силу п. 4 учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом управления учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться учредителем. По решению последнего в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Их компетенция, порядок создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.
Как видим, некоторые из приведенных положений повторяют нормы Федерального закона N 174-ФЗ (ст. 8, пп. 6 ст. 9), в то время как другие (возможность создания в учреждении коллегиального органа, подотчетного напрямую учредителю) являются новацией. О каком именно органе идет речь в данной норме, не вполне ясно. Однако вероятно, что здесь имеется в виду наблюдательный совет автономного учреждения, которым по ряду вопросов управляет учредитель. Например, в силу п. 8 ст. 10 Федерального закона N 174-ФЗ учредитель АУ принимает решение о назначении членов наблюдательного совета или о досрочном прекращении их полномочий, а согласно п. 2 и 8 ст. 12 Федерального закона N 174-ФЗ вправе потребовать созыва заседания указанного совета.
С деятельностью наблюдательного совета связана еще одна поправка, которая применима к автономным учреждениям. Как сказано в п. 3 ст. 53 ГК РФ, члены коллегиальных органов юридического лица (наблюдательного или иного совета, правления и т.п.) должны действовать в интересах представляемого ими юрлица добросовестно и разумно. Иными словами, для членов наблюдательного совета АУ теперь установлена та же обязанность, что и для руководителя АУ, выступающего от имени учреждения.
Более того, в гражданском законодательстве установлена ответственность коллегиального органа управления за неисполнение данной обязанности (ранее она распространялась только на руководителя организации). Как следует из п. 1 ст. 53.1 ГК РФ, руководитель АУ, а также любой член наблюдательного совета должен возместить убытки, причиненные по его вине учреждению. Такую ответственность придется понести, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей виновное лицо действовало недобросовестно или неразумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску (абз. 2 п. 1, п. 2 ст. 53.1 ГК РФ). Исключением здесь окажется лишь тот член наблюдательного совета, который голосовал против решения, повлекшего причинение АУ убытков, или, действуя добросовестно, не принимал участия в голосовании.
К сведению. В законодательстве об автономных учреждениях ответственность наблюдательного совета за принимаемые решения прямо не установлена. В статьях 10-12 Федерального закона N 174-ФЗ определены требования к составу данного совета, порядок проведения его заседаний, а также компетенция указанного коллегиального органа.
Обязанность действовать в интересах учреждения добросовестно и разумно, а также ответственность за убытки, причиненные учреждению, предусмотрены и для его учредителя. В пункте 3 ст. 53.1 ГК РФ он поименован как лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юрлица, в том числе возможность давать указания руководителю организации и членам ее коллегиальных органов. В случае же совместного причинения убытков руководитель, члены наблюдательного совета и учредитель обязаны возместить их солидарно (в силу п. 4 ст. 53.1 ГК РФ).
Правовое положение АУ
Разделы ГК РФ, определяющие правовой статус учреждений, в том числе государственных и муниципальных (ст. 123.21, 123.22 и др.), оказались существенно расширены. Приведем три наиболее значимых изменения.
1. Для автономных учреждений установлена частичная субсидиарная ответственность. Согласно положениям п. 6 ст. 123.22 ГК РФ собственник имущества АУ (то есть учредитель) несет указанную ответственность по обязательствам учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, но только в том случае, если имущества АУ, на которое может быть обращено взыскание, окажется недостаточно. Вред гражданину может быть причинен, например, в процессе оказания ему тех или иных услуг (в сфере здравоохранения, соцобслуживания и др.), а также при исполнении работником АУ, не занятым в оказании услуг (в частности водителем), своих должностных обязанностей.
Напомним, что в соответствии с приведенным пунктом и п. 2 ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ АУ отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за АУ учредителем. А п. 3 ст. 123.21 ГК РФ содержит норму о том, что помимо имущества, на которое может быть обращено взыскание, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
Обратите внимание! Действие п. 6 ст. 123.22 ГК РФ в части установления частичной субсидиарной ответственности учредителя по обязательствам АУ распространяется на правоотношения, возникшие после 1 января 2011 года. На это указано в п. 15 ст. 3 Федерального закона N 99-ФЗ.
2. В абзаце 2 п. 1 ст. 123.21 ГК РФ теперь однозначно установлено, что любое имущество учреждения - не только закрепленное за ним учредителем, но и приобретенное учреждением по иным основаниям (а значит, и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности) - должно находиться у него на праве оперативного управления. Между тем положения Федерального закона N 174-ФЗ не содержат подобных однозначных формулировок. С одной стороны, в них декларируется право АУ самостоятельно распоряжаться своим имуществом, которое не отнесено к недвижимому и особо ценному, закрепленному за АУ учредителем (п. 2 ст. 3). С другой стороны, в п. 1 ст. 3 говорится, что имущество закрепляется за АУ на праве оперативного управления. Таким образом, рассматриваемая поправка внесла ясность в решение данной проблемы.
3. Автономное учреждение (в числе других некоммерческих организаций, уставом которых предусмотрено ведение приносящей доход деятельности) должно иметь минимальное обеспечение для осуществления такой деятельности. Согласно п. 5 ст. 50 ГК РФ достаточным для ведения внебюджетной деятельности признается имущество рыночной стоимостью от 10 000 руб. (это минимальный размер уставного капитала, предусмотренный для ООО*(2)).
Впрочем, для автономных учреждений, созданных до 5 мая 2014 года (то есть до дня официального опубликования Федерального закона N 99-ФЗ, в котором содержится данная поправка), правило об имущественном обеспечении приносящей доход деятельности начнет действовать с 1 января 2015 года. Если же АУ создано после указанной даты - ему с самого начала необходимо иметь подобное имущество (п. 13 ст. 3 Федерального закона N 99-ФЗ).
Ликвидация АУ
Как сказано в п. 1 ст. 19 Федерального закона N 174-ФЗ, автономное учреждение может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ (а именно его ст. 61). В то же время в новой редакции приведенной статьи уточнен и расширен перечень оснований, в соответствии с которыми юрлицо ликвидируется по решению суда. В частности, это может быть сделано по иску учредителя в случае невозможности достижения целей, ради которых создана организация, в том числе в случае, если ведение ее деятельности становится невозможным или существенно затрудняется (пп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ).
Также расширен круг обязанностей лиц, принявших решение о ликвидации (для автономного учреждения таким лицом является учредитель).
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона N 174-ФЗ требования кредиторов ликвидируемого АУ должны удовлетворяться за счет имущества, на которое может быть обращено взыскание (напомним, что к нему не относится недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за АУ учредителем). Однако поправка, внесенная в п. 2 ст. 62 ГК РФ, устанавливает: учредитель обязан совершить за счет имущества юрлица действия по его ликвидации, а при недостаточности такого имущества - совершить указанные действия за свой счет. Таким образом, проблема источников средств для ликвидации теперь может быть разрешена.
Если же средства на расходы, необходимые для ликвидации, отсутствуют у юрлица и эти расходы невозможно возложить на учредителя, организация подлежит исключению из ЕГРЮЛ в установленном порядке (п. 6 ст. 62 ГК РФ).
Заключение
Поправки ГК РФ, вступившие в силу 1 сентября 2014 года, определенным образом скорректировали правовой статус автономных учреждений, однако не слишком сильно повлияли на их текущую работу. Многие нормы носят уточняющий характер, а часть дублирует аналогичные положения Федерального закона N 174-ФЗ.
Что касается практической деятельности АУ, то на ее ведение в первую очередь могут повлиять три следующих момента: установление ответственности членов наблюдательного совета за недобросовестные действия в отношении АУ, субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, а также наличие у АУ имущества для обеспечения приносящей доход деятельности.
Г. Зайцева,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
*(2) См. абз. 2 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"