Принимаем к учету объект ОС, бывший в эксплуатации
Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете покупку бывшего в эксплуатации объекта основных средств, начислять по нему амортизацию, а также какими первичными документами оформляется такая операция, читайте в этой статье.
По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)*(1).
Приобретаемый актив, в отношении которого выполняются условия, установленные ПБУ 6/01, принимается к учету в качестве объекта основных средств*(2).
Оборудование, не требующее монтажа, принимается к учету в качестве основного средства по первоначальной стоимости в сумме, уплаченной продавцу по договору купли-продажи, без учета НДС и других возмещаемых налогов*(3). Стоимость объекта ОС в бухгалтерском учете погашается через амортизацию*(4).
Годовая сумма амортизационных отчислений при линейном способе рассчитывается исходя из первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации, исчисленной исходя из его срока полезного использования*(5).
Методику учета приобретения, постановки на учет и начисления амортизации по бывшему в эксплуатации объекту ОС рассмотрим на примере.
Пример
Предположим, что компания "Актив" в сентябре 2014 г. приобрела подержанный микроавтобус по договору купли-продажи с компанией "Пассив". Цена по договору составила 590 000 руб. (в т.ч. НДС - 90 000 руб.).
Микроавтобус планируется использовать для перевозки персонала, занятого в основном производстве. Транспортное средство получено, оплачено и введено в эксплуатацию в течение одного месяца. "Актив" применяет линейный способ (метод) начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете. Иных затрат, связанных с приобретением объекта основных средств и доведением его до состояния, пригодного к использованию, организация не несет.
По данным налогового учета передающей стороны компании "Пассив" срок полезного использования микроавтобуса (относящегося к четвертой амортизационной группе) был установлен равным шести годам (72 месяца), из которых он эксплуатировался 22 месяца. "Актив" планирует использовать приобретенное транспортное средство в течение оставшихся 50 месяцев. Поэтому для целей бухгалтерского и налогового учета срок полезного использования микроавтобуса установлен равным четырем годам двум месяцам (50 месяцев). В налоговом учете амортизационная премия не применяется, для налогового учета "Актив" применяет метод начисления.
Срок полезного использования объекта основных средств устанавливается при принятии его к учету исходя из ожидаемого срока его использования*(6), и в нашем случае он будет равным 50 месяцам.
Ежемесячная сумма амортизации по основному средству составит:
10 000 руб. = (590 000 руб. - 90 000 руб.) : 50 мес.*(7)
Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета*(8). Соответственно начисление амортизации микроавтобуса начинается с 01.10.2014.
Ежемесячная сумма амортизации включается в состав расходов по обычным видам деятельности*(9).
В учете "Актива" производятся следующие бухгалтерские записи в соответствии с Планом счетов *(10).
В сентябре 2014 г.:
- 500 000 руб. - получен микроавтобус по договору купли-продажи;
- 90 000 руб. - отражен НДС, предъявленный продавцом;
- 500 000 руб. - микроавтобус включен в состав основных средств;
- 90 000 руб. - принят к вычету предъявленный продавцом НДС*(11);
- 590 000 руб. - произведены расчеты с продавцом.
С 01.10.2014 и в течение следующих 50 месяцев:
- 10 000 руб. - начисляется ежемесячная амортизация.
Налоговый учет
Для целей налогообложения прибыли полученное по договору купли-продажи имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей является амортизируемым имуществом*(12).
Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов (кроме случаев, предусмотренных налоговым законодательством)*(13).
Приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника*(14).
Заметим, что приобретенное транспортное средство, рассмотренное в примере 1, поэтому включается в состав четвертой амортизационной группы (имущество со сроком полезного использования свыше пяти лет до семи лет включительно).
Кроме того, организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в эксплуатации, имеет право определять норму амортизации по такому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками*(15). Это требование также учтено в примере 1, когда срок полезного использования приобретенного микроавтобуса составил 50 месяцев (72-22).
Обращаем ваше внимание, что в рассмотренном примере срок полезного использования мог быть больше чем 50 месяцев, но никак не меньше, потому что в рамках четвертой амортизационной группы срок полезного использования может варьироваться только в пределах от 61 до 84 месяцев (от свыше 5 до 7 лет)*(16).
Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию*(17), то есть в порядке, аналогичном правилам бухгалтерского учета.
В случае если организация не применяет право на амортизационную премию*(18), сумма амортизационных отчислений, ежемесячно включаемых в состав расходов, связанных с производством и реализацией, составит те же 10 000 руб. ((590 000 руб. - 90 000 руб.) х 1/50 мес. х 100%)*(19).
Первичные документы
Напомним, что формы первичных учетных документов, применяемых организацией (за исключением организаций государственного сектора), должен определять руководитель организации*(20).
Основной способ разработки собственных форм первичных учетных документов, когда за основу берутся унифицированные формы, - с добавлением или удалением части реквизитов.
При разработке следует учитывать, что первичный учетный документ должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные законом о бухгалтерском учете*(21):
- наименование и дата составления документа;
- наименование экономического субъекта, составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- подписи, фамилии (с инициалами), а также должности лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за ее оформление, либо лиц, ответственных за оформление свершившегося события.
Кроме того, полезно использовать требования ГОСТ Р 6.30-2003 "Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов".
В целях оптимизации документооборота специалисты налогового ведомства пришли на помощь налогоплательщикам и рекомендовали*(22) форму универсального передаточного документа. Форма разработана на основе утвержденной формы счета-фактуры*(23). Помимо обязательных реквизитов счета-фактуры*(24), универсальный передаточный документ содержит обязательные реквизиты первичного учетного документа, установленные законом о бухучете. Также налоговики пояснили, что этот документ можно использовать не только для отражения факта хозяйственной жизни в целях бухучета, но и для расчетов по НДС и налогообложения прибыли*(25).
Следует отметить, что в форму можно включать дополнительные столбцы и (или) вносить дополнительную информацию, необходимую участникам оформляемой операции*(26). Также налоговики пояснили, что при электронном документообороте налогоплательщики могут самостоятельно согласовывать между собой и устанавливать в универсальном передаточном документе, используемом в качестве счета-фактуры (статус "1"), только порядок расположения и размерность показателей только в части, которая относится к первичным учетным документам*(27).
Обращаем ваше внимание, что указанный документ для подтверждения расходов могут применять и "упрощенцы", а также плательщики единого сельскохозяйственного налога*(28).
В продолжение примера 1 составим универсальный передаточный документ (см. рис. 1). Для того чтобы использовать документ для целей налогового и бухгалтерского учета, в реквизите "Статус" мы ставим цифру "1". В связи с этим заполняем все без исключения реквизиты в части, соответствующей счету-фактуре, которые переносятся в книгу продаж у продавца и в книгу покупок у покупателя.
Образец заполнения УПД по условиям примера 1
Подготовлено с использованием системы ГАРАНТ
Приложение N 1 к письму ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@
Универсальный |Счет-фактура N 101 от 11.09.2014 г. (1) Приложение N 1
передаточный | ___ _____________ к постановлению Правительства РФ
документ |Исправление N __________ от ___________ (1а) от 26 декабря 2011 г. N 1137
|
|
|Продавец ООО "Пассив" (2)
| -------------------------------------------------------------------------------------------------------
|Адрес 111024, г. Москва, ул. Плеханова, д. 9 (2а)
/---\ | -------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ста- |1 | |ИНН/КПП продавца 7702264567/770201001 (2б)
тус: | | |
\---/ | -------------------------------------------------------------------------------------------------------
|Грузоотправитель и его Он же (3)
|адрес
| -------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 - |Грузополучатель и его ОАО "Актив", г. Москва, Ярославское шоссе, д. 51 (4)
счет-фактура и|адрес
передаточный | -------------------------------------------------------------------------------------------------------
документ (акт)|К платежно-расчетному N ___ от _____________________________________________________________________________________________(5)
2 - |документу
передаточный |
документ (акт)|Покупатель ОАО "Актив" (6)
| -------------------------------------------------------------------------------------------------------
|Адрес 118437, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 51 (6а)
| -------------------------------------------------------------------------------------------------------
|ИНН/КПП покупателя 7704502345/770401001 (6б)
| -------------------------------------------------------------------------------------------------------
|Валюта: наименование, код Руб., 643 (7)
| -------------------------------------------------------------------------------------------------------
/--------------+----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| N | Код | Наименование товара | Единица |Количе-| Цена |Стоимость |В том |Налого-| Сумма | Стоимость | Страна | Номер |
|п/п|товара/ра-| (описание выполненных | измерения | ство | (тариф) | товаров |числе | вая | налога, | товаров |происхождения |таможенной|
| |бот, услуг| работ, оказанных услуг), | |(объем)| за | (работ, |сумма |ставка |предъявля-| (работ, | товара |декларации|
| | | имущественного права |--------------| | единицу | услуг), |акци- | | емая | услуг), |--------------| |
| | | | код |Условное| |измерения|имущест- | за | |покупателю|имущественных|Циф-| Краткое | |
| | | | |обозна- | | | венных | | | | прав с | ро |наимено- | |
| | | | | чение | | |прав без | | | | налогом - |вой | вание | |
| | | | |(нацио- | | |налога - | | | | всего |код | | |
| | | | |нальное)| | | всего | | | | | | | |
|---+----------+--------------------------+-----+--------+-------+---------+----------+------+-------+----------+-------------+----+---------+----------|
| А | Б | 1 | 2 | 2а | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 10а | 11 |
|---+----------+--------------------------+-----+--------+-------+---------+----------+------+-------+----------+-------------+----+---------+----------|
|1 | |Микроавтобус | 796 | шт. | 1 | 500 000 | 500 000 |Без | 18% | 90 000 | 590 000 | - | - | - |
| | | | | | | | |акциза| | | | | | |
|---+----------+-----------------------------------------------------------+----------+--------------+----------+-------------+----+---------+----------|
| | |Всего к оплате | 500 000 | Х | 90 000 | 590 000 | | | |
| | | | | | | | | | |
\--------------+----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
|
Документ |Руководитель организации Абрамов Абрамов В.Г. Главный бухгалтер Борисова Борисова Е.Д.
составлен на |или иное уполномоченное ------------ --------------------- или иное уполномоченное --------------- ------------------------
1 листах |лицо (подпись) (ф.и.о.) лицо (подпись) (ф.и.о.)
------ |
|Индивидуальный
|предприниматель ____________ ______________________ _____________________________________________________________
| (подпись) (ф.и.о.) (реквизиты свидетельства о государственной регистрации
| индивидуального предпринимателя)
\--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Основание передачи (сдачи) / Договор купли-продажи транспортного средства [8]
получения (приемки) _________________________________________________________________________________________________________
(договор; доверенность и др.)
Данные о транспортировке и Транспортировка к покупателю своим ходом
грузе ___________________________________________________________________________________________________________________ [9]
(транспортная накладная, поручение экспедитору, экспедиторская / складская расписка и др. / масса нетто / брутто
груза, если не приведены ссылки на транспортные документы, содержащие эти сведения)
|
|
|
Товар (груз) передал / услуги, результаты работ, права сдал |Товар (груз) получил / услуги, результаты работ, права принял
Директор | Директор
ООО "Пассив" Абрамов Абрамов В.Г. [10] | ООО "Актив" Дмитриев Дмитриев Е.К. [15]
------------------- --------------------- -------------------------- |----------------------- -------------------- -----------------------
(должность) (подпись) (ф.и.о.) | (должность) (подпись) (ф.и.о)
|
|
|
Дата отгрузки, передачи |Дата получения
(сдачи) "11" сентября 2014 г. [11] |(приемки) "11" сентября 2014 г. [16]
---- -------- -- | ---- -------- --
|
|
Иные сведения об отгрузке, передаче |Иные сведения о получении, приемке
Передается техническая документация, выписка из инвентарного учета | Составлен акт технического осмотра микроавтобуса, претензий нет
____________________________________________________________________ [12] |____________________________________________________________________ [17]
(ссылки на неотъемлемые приложения, сопутствующие документы, иные | (информация о наличии/отсутствии претензии; ссылки на неотъемлемые
документы и т.п.) | приложения, и другие документы и т.п.)
|
|
|
Ответственный за правильность оформления факта хозяйственной жизни |Ответственный за правильность оформления факта хозяйственной жизни
Директор | Директор
ООО "Пассив" Абрамов Абрамов В.Г. | ООО "Актив" Дмитриев Дмитриев Е.К.
------------------- --------------------- -------------------------- [13] |----------------------- -------------------- ----------------------- [18]
(должность) (подпись) (ф.и.о) | (должность) (подпись) (ф.и.о)
|
|
|
Наименование экономического субъекта - составителя документа (в т.ч. |Наименование экономического субъекта - составителя документа
комиссионера / агента) |
|
|
|
____________________________________________________________________ [14] |____________________________________________________________________ [19]
|
(может не заполняться при проставлении печати в М.П., может быть | (может не заполняться при проставлении печати в М.П., может быть
указан ИНН / КПП) | указан ИНН / КПП)
|
М.П. | М.П.
Для целей налогообложения прибыли и бухгалтерского учета заполняем группу реквизитов, подтверждающих передачу товарно-материальных ценностей (имущественных прав), сдачу-приемку работ (услуг), с указанием сопутствующей документации.
В заключение мы рекомендуем организациям, которые решат применять универсальный документ, определить форму документа в учетной политике как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения*(29).
А. Климов,
эксперт по финансовому законодательству
"Актуальная бухгалтерия", N 1, январь 2015 г.
*(1) п. 1 ст. 454 ГК РФ
*(2) п. 4 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01)
*(4) п. 17 ПБУ 6/01
*(6) п. 20 ПБУ 6/01
*(7) абз. 5 п. 19 ПБУ 6/01
*(8) п. 21 ПБУ 6/01
*(9) пп. 5, 16 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н
*(10) Инструкция по применению Плана счетов, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н
*(11) подп. 1 п. 2 ст. 171, абз. 1, 3 п. 1 ст. 172 НК РФ
*(12) п. 1 ст. 256 НК РФ
*(13) п. 1 ст. 257 НК РФ
*(14) п. 12 ст. 258 НК РФ
*(15) п. 7 ст. 258 НК РФ
*(16) п. 3 ст. 259 НК РФ
*(17) п. 4 ст. 259 НК РФ
*(18) п. 9 ст. 258 НК РФ
*(19) подп. 1 п. 1 ст. 259, п. 2 ст. 259.1, подп. 3 п. 2 ст. 253, п. 3 ст. 272 НК РФ
*(20) ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ)
*(21) ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ
*(22) письмо ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@
*(23) пост. Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137
*(25) письмо ФНС России от 21.04.2014 N ГД-4-3/7593
*(26) письмо ФНС России от 24.01.2014 N ЕД-4-15/1121@
*(27) письмо ФНС России от 30.05.2014 N ГД-4-3/10380@
*(28) письмо ФНС России от 05.03.2014 N ГД-4-3/3987@
*(29) п. 12 ст. 167 НК РФ; ст. 8, ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ; ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.