В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.170) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе.
2. Признать утратившим силу приказ МПС России от 29 марта 1999 г. N 15Ц "Об утверждении Правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте в открытом подвижном составе" (зарегистрирован в Минюсте России 12 ноября в 1999 г., регистрационный N 1977).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 30 июня 2003 г.
Министр |
Г.М.Фадеев |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июня 2003 г.
Регистрационный N 4740
Правила
перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе
(утв. приказом МПС РФ от 16 июня 2003 г. N 19)
Настоящие правила разработаны в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003 год N 2, ст.170) (далее - Устав) и регулируют условия перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе.
1. К перевозке железнодорожным транспортом в открытом подвижном составе (полувагон, платформа) допускаются грузы, перечень которых в соответствии со статьей 23 Устава утверждает МПС России.
Наименования грузов, указанных в перечне соответствуют Алфавитному перечню грузов Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (АЕТСНГ).
2. К перевозке в открытом подвижном составе допускаются: тарно-штучные грузы, которые по своим размерам и массе не могут перевозиться в других видах вагонов, в контейнерах; грузы, перевозимые навалом и насыпью, не требующие защиты от атмосферных осадков.
3. В открытом подвижном составе не допускается перевозка грузов, которые по своим свойствам, свойствам тары, упаковки под влиянием атмосферных осадков и внешних воздействий могут быть повреждены, уничтожены, вызвать повреждение вагонов, нарушение работы рельсовых цепей, либо стать источником аварийных ситуаций.
4. Род и вид открытого подвижного состава выбирается грузоотправителем в зависимости от свойств груза, вида применяемых для его погрузки, выгрузки сооружений, устройств, механизмов.
При осуществлении погрузочно-разгрузочных работ должны выполняться требования ГОСТ 22235-76, нормативных правовых актов, содержащих требования по обеспечению сохранности вагонов.
5. Размещение и крепление грузов в открытом подвижном составе производится в соответствии с техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утверждаемыми МПС России.
6. Для упаковки груза, перевозимого в открытом подвижном составе, в зависимости от его свойств применяется транспортная тара, отвечающая требованиям соответствующих стандартов, технических условий. Применение легкогорючих материалов для упаковки и укрытия грузов при перевозке в открытом подвижном составе не допускается.
7. Перевозка в открытом подвижном составе опасных грузов производится в соответствии с правилами перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом.
Перевозка автотракторной техники в открытом подвижном составе производится с соблюдением требований правил перевозок железнодорожным транспортом автотракторной техники.
Об отказе в признании недействующим п. 8 настоящих Правил в части возложения обязанности предоставления документа, удостоверяющего радиоактивную безопасность груза, см. Решение Верховного Суда РФ от 8 октября 2004 г. N ГКПИ2004-897, оставленное Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 13 января 2005 г. N КАС04-634 без изменения
8. Лом, отходы черных и цветных металлов и сплавы из них предъявляются к перевозке в открытом подвижном составе в подготовленном в соответствии со стандартами состоянии, обезвреженными от взрывоопасных, пожароопасных и радиоактивных материалов, очищенными от вредных химических веществ, и должны сопровождаться документом, удостоверяющим их взрывобезопасность и радиоактивную безопасность.
Лом, отходы цветных металлов и сплавы из них предъявляются к перевозке в открытом подвижном составе только спрессованными в пакеты массой не менее 300 кг или в специализированных контейнерах.
9. Перед погрузкой грузов, содержащих мелкие фракции, грузоотправитель обязан убедиться в том, что перевозка предъявленного груза в открытом подвижном составе не вызовет его потерь, загрязнения им железнодорожного пути и окружающей среды. Если при исправности платформы или кузова вагона потери груза возможны через конструктивные зазоры, то грузоотправитель принимает дополнительные меры против просыпания для обеспечения сохранности груза.
10. При погрузке в открытый подвижной состав грузов, содержащих мелкие фракции, грузоотправителем принимаются меры, предотвращающие выдувание мелких частиц груза при движении, а также осыпание груза в случаях погрузки его выше уровня бортов вагонов (с "шапкой"). Указанные меры разрабатываются грузоотправителем для каждого вида груза. Поверхность груза во всех случаях кроме сортовых и рядовых углей, брикетов, отправляемых на сортировочные установки обогатительных фабрик, должна быть разровнена и уплотнена в соответствии с оформленной грузоотправителем и согласованной с перевозчиком инструкцией. При этом "шапка" должна иметь в поперечном сечении форму трапеции. Нижнее основание "шапки" после уплотнения груза на должно быть выше уровня бортов кузова вагона.
Для разравнивания и уплотнения груза в вагонах могут применяться механизированные установки и другие приспособления.
11. В случаях погрузки минерально-строительных грузов выше бортов вагона, основание "шапки" груза должно быть ниже уровня бортов не менее чем на 50 мм.
12. Уплотнение грузов механизированными установками и применение других способов должны обеспечивать сохранность грузов и вагонов в соответствии с ГОСТом 22235-76.
13. Грузы, подвергающиеся смерзанию, должны перевозиться в соответствии с правилами перевозок смерзающихся грузов железнодорожным транспортом.
Приказ МПС РФ от 16 июня 2003 г. N 19 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июня 2003 г.
Регистрационный N 4740
Настоящий приказ вступает в силу с 30 июня 2003 г.
Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 29 сентября 2003 г. N 39, в журнале "Экономика железных дорог", 2003 г., N 10
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минтранса РФ от 19 августа 2009 г. N 138
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа