Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети

Приложение
к приказу Федеральной службы по тарифам
от 21 марта 2006 г. N 56-э/1

 

Методические указания
по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети

С изменениями и дополнениями от:

22 декабря 2006 г., 18 декабря 2007 г., 29 декабря 2009 г., 26 октября 2010 г.

 

I. Общие положения

 

1. Настоящие Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 16, ст. 1316; 1999, N 7, ст. 880; 2003, N 2, ст. 158; N 13, ст. 1180; N 28, ст. 2894; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. I), ст. 37), Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. I), ст. 37), Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст. 791; 2005, N 1 (ч. II), ст. 130; N 43, ст. 4401; N 47, ст. 4930; N 51, ст. 5526), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52 (ч. II), ст. 5525), постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 г. N 643 "О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст. 4312; 2005, N 7, ст. 560; N 8, ст. 658; N 17, ст. 1554; N 43, ст. 4401; N 46, ст. 4677; N 47, ст. 4930).

2. Методические указания определяют методологию расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети (далее - ЕНЭС), устанавливаемых Федеральной службой по тарифам (далее - Служба).

3. Понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Федеральном законе от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Федеральном законе от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлении Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и постановлении Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 "Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям".

 

Информация об изменениях:

Приказом Федеральной службы по тарифам от 26 октября 2010 г. N 261-э/7 пункт 4 настоящего приложения изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

4. В соответствии с настоящими Методическими указаниями осуществляется расчет устанавливаемых Службой в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые организацией, осуществляющей деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии по ЕНЭС (далее - Организацией), с использованием:

- принадлежащих ей на праве собственности объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС;

- принадлежащих иным лицам объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС.

Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС осуществляется Службой на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС.

4.1. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС дифференцируются для субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, предусмотренный в приложении к Основам ценообразования. Дифференцированные тарифы устанавливаются на едином уровне для всех таких субъектов Российской Федерации.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС, дифференцированные для субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, предусмотренный в приложении к Основам ценообразования, и тарифы на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС для субъектов Российской Федерации, не включенных в указанный перечень, рассчитываются в соответствии с разделом IV настоящих Методических указаний.

5. Тарифы, указанные в пункте 4 настоящих Методических указаний, устанавливаются для субъектов оптового рынка, а также иных лиц, имеющих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенных в установленном порядке к единой национальной (общероссийской) электрической сети используемой Организацией для оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе для:

5.1. сетевых организаций, технологически присоединенных в установленном порядке к ЕНЭС;

5.2. энергоснабжающих, энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков электрической энергии, заключивших договоры на услуги по передаче электрической энергии с Организацией в интересах потребителей (покупателей), имеющих на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства и прочие объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к ЕНЭС;

5.3. потребителей (покупателей) - субъектов оптового рынка электрической энергии и потребителей розничного рынка электрической энергии, самостоятельно заключивших договоры на услуги по передаче электрической энергии с Организацией, имеющих на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства и прочие объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к ЕНЭС;

5.4. собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, самостоятельно использующих объекты ЕНЭС;

5.5. субъектов оптового рынка электрической энергии, осуществляющих экспортно-импортные операции в отношении электрической энергии.

 

II. Основные методические положения по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС

 

6. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые Организацией, рассчитываются исходя из объема необходимой валовой выручки Организации, обеспечивающей компенсацию экономически обоснованных расходов и прибыли, рассчитываемой в соответствии с Основами ценообразования.

7. Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые Организацией, основывается на принципе обязательности раздельного учета объемов продукции (услуг), доходов и расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. В случае, если Организация, помимо регулируемой деятельности по передаче электрической энергии, осуществляет иные виды деятельности, регулируемые в соответствии с законодательством об электроэнергетике, часть общехозяйственных расходов Организации относится на данный вид регулируемой деятельности пропорционально доле прямых расходов на осуществление этого вида деятельности в общем объеме прямых расходов на все виды деятельности, регулируемые в соответствии с законодательством об электроэнергетике, на расчетный период регулирования.

9. В случае, если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены необоснованные расходы Организации за счет поступлений от регулируемой деятельности, указанные расходы исключаются из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на следующий расчетный период регулирования.

10. Выявленные по данным отчетности не использованные в течение предшествующего периода регулирования средства по отдельным статьям расходов учитываются Службой при расчете тарифов на следующий расчетный период регулирования в качестве источника покрытия расходов этого периода.

11. Служба на основе предварительно согласованных с ней мероприятий по сокращению расходов Организации обязана в течение 2 лет после окончания срока окупаемости расходов на проведение этих мероприятий сохранять расчетный уровень расходов, учтенных при регулировании тарифов на услуги по передаче электрической энергии, на период, предшествующий сокращению расходов.

12. Если Организация осуществляет кроме регулируемой иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные от этих видов деятельности доходы (убытки) не учитываются при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС, оказываемые Организацией.

13. Если Организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются Службой при расчете тарифов на услуги по передаче электроэнергии, оказываемые Организацией, на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с привлечением и обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).

14. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 14

15. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 15

16. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 16

 

III. Расчет расходов и прибыли, включаемых в необходимую валовую выручку Организации на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС

 

17. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку Организации на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

18. В необходимую валовую выручку Организации на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль.

19. В необходимую валовую выручку Организации на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, включается сумма налога на прибыль данной Организации.

20. Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие группы расходов:

- на топливо, определяемые в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования;

- на покупаемую электрическую и тепловую энергию, определяемые в соответствии с пунктами 23, 36 Основ ценообразования;

- на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, определяемые в соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования;

- на сырье и материалы, определяемые в соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования;

- на ремонт основных средств, определяемые в соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования;

- на оплату труда и отчисления на социальные нужды, определяемые в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования;

- на амортизацию основных средств и нематериальных активов, определяемые в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования;

- на оплату договоров использования (аренды) объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, учитывающих средства на возмещение экономически обоснованных расходов собственников объектов ЕНЭС и прибыль, обеспечивающую доходность используемого капитала, соответствующую норме доходности капитала, устанавливаемой для Организации;

- на оплату договоров оказания услуг организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС;

- прочие расходы, определяемые в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования.

21. Расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя следующие основные группы расходов:

- капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство, определяемые на основе пункта 32 Основ ценообразования;

- выплата дивидендов и других доходов из прибыли после уплаты налогов, определяемые на основе пункта 33 Основ ценообразования;

- взносы в уставные (складочные) капиталы организаций, определяемые на основе пункта 34 Основ ценообразования;

- прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты Организации на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

22. В необходимую валовую выручку на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, включаются внереализационные расходы, в том числе расходы по сомнительным долгам. При этом в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности. Уплата сомнительных долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный в тариф в предшествующий период регулирования, признается доходом и исключается из необходимой валовой выручки в следующем периоде регулирования с учетом уплаты налога на прибыль организаций.

В состав внереализационных расходов включаются также расходы на консервацию основных производственных средств, используемых в регулируемой деятельности.

23. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных.

 

IV. Расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС

 

24. Тариф на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС рассчитывается в виде ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, и ставки тарифа на оплату нормативных технологических потерь.

 

Информация об изменениях:

Приказом Федеральной службы по тарифам от 29 декабря 2009 г. N 551-э/1 пункт 25 настоящего приложения изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

 

25. Расчёт ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, дифференцированного для субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, предусмотренный в приложении к Основам ценообразования (), производится по формуле:

 

, (1)

 

где:

- необходимая валовая выручка Организации на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС;

- часть необходимой валовой выручки Организации на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, не учитываемая при расчёте ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, дифференцированного для субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, предусмотренный в приложении к Основам ценообразования;

N - суммарная величина заявленной мощности лиц, указанных в пункте 5 настоящих Методических указаний;

М - число месяцев в периоде регулирования.

 

Информация об изменениях:

Приказом Федеральной службы по тарифам от 29 декабря 2009 г. N 551-э/1 настоящее приложение дополнено пунктом 25.1

 

25.1 Часть необходимой валовой выручки Организации на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, не учитываемая при расчёте ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, дифференцированного для субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, предусмотренный в приложении к Основам ценообразования, определяется по формуле:

 

, (2)

 

, (3)

где:

К - коэффициент, учитывающий распределение необходимой валовой выручки Организации на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, по уровням напряжения;

- сумма условных единиц по оборудованию всех уровней напряжения в отчётном периоде регулирования;

- сумма условных единиц по оборудованию, номинальный уровень напряжения которого составляет 220 кВ, в отчётном периоде регулирования.

 

Информация об изменениях:

Приказом Федеральной службы по тарифам от 29 декабря 2009 г. N 551-э/1 настоящее приложение дополнено пунктом 25.2

 

25.2. Расчёт ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, для субъектов Российской Федерации, не включенных в перечень. предусмотренный в приложении к Основам ценообразования (Г), производится по формуле:

 

, (4)

 

где:

N_диф - суммарная величина заявленной мощности лиц, указанных в пункте 5 настоящих Методических указаний, по всем субъектам Российской Федерации, тариф на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС для которых дифференцируются в соответствии с Основами ценообразования.

 

Информация об изменениях:

Приказом Федеральной службы по тарифам от 26 октября 2010 г. N 261-э/7 пункт 26 настоящего приложения изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

26. Ставка тарифа на оплату потребителями услуг по передаче электроэнергии по ЕНЭС нормативных технологических потерь электрической энергии (мощности) в ЕНЭС для i-гo субъекта Российской Федерации рассчитывается исходя из цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), приобретаемую организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью на оптовом рынке электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии, и объемов потерь электроэнергии (мощности) в ЕНЭС, определенных в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России (далее - сводный прогнозный баланс) по i-му субъекту Российской Федерации, по формуле:

 

, (5)

 

где:

- годовой объем потерь электрической энергии в ЕНЭС по i-му субъекту Российской Федерации, определенный в сводном прогнозном балансе;

- прогнозные рыночные цены на электрическую энергию, продаваемую на оптовом рынке, определяемые Службой по субъектам Российской Федерации с учетом официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию и информации об основных макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренного Правительством Российской Федерации на расчетный период регулирования, (для субъектов Российской Федерации, расположенных на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, применяются индикативные цены на электрическую энергию для покупателей - субъектов оптового рынка, функционирующих на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, установленные Службой для i-гo субъекта Российской Федерации);

- среднегодовая величина потерь мощности в ЕНЭС по i-му субъекту Российской Федерации, определенная в сводном прогнозном балансе;

- прогнозные рыночные цены на электрическую мощность, продаваемую на оптовом рынке, определяемые Службой по субъектам Российской Федерации с учетом официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую мощность и информации об основных макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренного Правительством Российской Федерации на расчетный период регулирования, (для субъектов Российской Федерации, расположенных на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, применяются индикативные цены на электрическую мощность для покупателей - субъектов оптового рынка, функционирующих на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, установленные Службой для i-гo субъекта Российской Федерации).

27. Для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые Организацией, используются следующие материалы, приведенные в приложении к настоящим Методическим указаниям:

1) расчет заявленной мощности участников рынка электрической энергии, указанных в пункте 5 настоящих Методических указаний (таблица N П1.1);

2) расчет расходов и прибыли на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые Организацией (таблица N П1.2);

3) расчет амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов (таблица N П1.3);

4) расчет расходов на оплату труда (таблица N П1.4);

5) расчет источников финансирования капитальных вложений Организации (таблица N П1.5);

6) справка о финансировании и освоении капитальных вложений Организации (таблица N П1.6);

7) расчет ставок тарифов на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС на содержание объектов электросетевого хозяйства (таблица N П1.7).