Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 10 марта 2014 г. по заявке N 12-137 ОИ
Заявка: |
12-137 ОИ |
Название: |
FORD |
Дата обращения: |
28.05.2012 |
Дата коллегии: |
19.11.2013 |
Дата утверждения: |
10.03.2014 |
Заявитель: |
Форд Мотор Компани |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Экспертной комиссии о результатах рассмотрения возражения заявления, поданного в Федеральную службу по интеллектуальной собственности Экспертная комиссия рассмотрела заявление, поступившее 28.05.2012, о признании обозначения "" общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком с 01.06.2007 на имя компании "Форд Мотор Компани, корпорация штата Делавэр", США (далее - заявитель), в отношении товаров 12 класса МКТУ: "автомобили, части и принадлежности к ним, включенные в 12 класс МКТУ".
Заявленное обозначение "" является комбинированным и представляет собой словесный элемент "YЙЬw", выполненный в овале оригинальным шрифтом строчными буквами латинского алфавита, буква "F" - заглавная (в обозначении использована белая, светло-синяя и темно-синяя цветовая гамма).
Для подтверждения общеизвестности данного обозначения заявителем были представлены следующие документы:
- копии писем и справок от ООО "Форд Соллерс Холдинг" [1];
- цветные распечатки рекламных листовок и буклетов [2];
- распечатки страниц "FORD ЖУРНАЛ ФОРД", осень 2005 [3];
- распечатки с сайта www.ford.ru [4];
- распечатки рекламных буклетов об автомобилях "FORD" ("FORD Maveric", "FORD Focus" и т.д.) [5];
- распечатки свидетельств NN 166774, 179055, 334532, 372075, 371410, 415214 [6];
- аналитический отчет по итогам всероссийского социологического опроса потребителей России, 2012 [7];
- копии аффидевитов от 18.03.2013, от 03.09.2013 [8];
- фотографии дипломов и сертификатов (награды и премии) [9];
- распечатки из сети Интернет [10];
- выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Форд Соллерс Холдинг" [11].
В перечень документов включены материалы, представленные заявителем 04.04.2013 и 25.09.2013 в ответ на запросы Экспертной комиссии от 05.12.2012 и от 26.07.2013.
Правовая база для рассмотрения заявления, с учетом даты его подачи, включает Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности от 20.03.1883, пересмотренную в Брюсселе 14.12.1900, в Гааге 06.11.1925, в Лондоне 02.06.1934, в Лиссабоне 31.10.1958 и Стокгольме 14.07.1967 и измененную 02.10.1990 (далее - Парижская конвенция), четвертую часть Гражданского кодекса Российской Федерации, введенную Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ (далее - Кодекс), Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, утвержденные Приказом Роспатента от 17.03.2000 N 38, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.05.2000 за N 2231, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Роспатента от 05.03.2004 N 33 (далее - Правила ОИ).
В соответствии со статьей 6 bis (1) Парижской конвенции по решению компетентного органа страны регистрации или страны применения товарного знака он может быть признан в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами данной конвенции.
Согласно требованиям, установленным пунктом 1 статьи 1508 Кодекса, по заявлению лица, считающего используемое им в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности такое обозначение может быть признано общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если это обозначение в результате интенсивного использования стало на указанную в заявлении дату широко известным в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.
Согласно пункту 2.2 Правил ОИ фактические данные, подтверждающие общеизвестность товарного знака, которые должно содержать заявление и/или прилагаемые к нему материалы в соответствии с пунктом 2.5 Правил ППС, могут быть представлены, например, следующими, содержащимися в соответствующих документах сведениями:
- об интенсивном использовании товарного знака, в частности, на территории Российской Федерации. При этом могут быть указаны: дата начала использования товарного знака, перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров, в отношении которых осуществлялось использование товарного знака; объем реализации этих товаров; способы использования товарного знака; среднегодовое количество потребителей товара; положение изготовителя на рынке в определенном секторе экономики и т.п.;
- о странах, в которых товарный знак приобрел широкую известность;
- о произведенных затратах на рекламу товарного знака (например, годовые финансовые отчеты);
- о стоимости (ценности) товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах;
- о результатах опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака, проведенного специализированной независимой организацией. В случае необходимости у заявителя могут быть запрошены и иные сведения, подтверждающие общеизвестность в Российской Федерации товарного знака.
Согласно пункту 3.2 Правил ОИ, товарный знак не может быть признан общеизвестным в случае, если установлено, что представленные заявителем в соответствии с пунктом 2 Правил ОИ фактические материалы не подтверждают общеизвестность товарного знака заявителя с даты, указанной в заявлении.
Экспертная комиссия исследовала представленные документы [1-11] с целью установления, содержат ли они фактические данные, необходимые и достаточные для того, чтобы признать обозначение "" с 01.06.2007 общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком на имя компании "Форд Мотор Компани, корпорация штата Делавэр", США в отношении товаров 12 класса МКТУ: "автомобили, части и принадлежности к ним, включенные в 12 класс МКТУ".
В доказательство интенсивного использования обозначения "" для маркировки автомобилей, их частей и принадлежностей к ним на территории Российской Федерации заявителем представлены информационные материалы [111], представляющие собой справки компании ООО "Форд Соллерс Холдинг" и сведения, размещенные на различных сайтах Интернет и в рекламных источниках, касающиеся деятельности группы компаний "Форд".
Анализ представленных материалов показал, что они содержат информацию о том, что завод по сборке в Российской Федерации автомобилей "FORD" был запущен в 2002 году, увеличив мощности только в 2006 году, а дилерские центры были открыты в Российской Федерации в 2007 году. Согласно распечатке о хронологии деятельности по производству автомобилей "FORD" в 2007 году успешно стартовало новое направление бизнеса в России - подразделение "Ford Heavy Trucks": 6 дилерских центров в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске. Данная марка заняла первое место по объему флитовых продаж на российском рынке в 2008 году (34 992 автомобиля). В 2009 году начато производство на заводе в г. Всеволожске автомобиля "Ford Mondeo", к концу 2009 года доля этой модели на российском рынке выросла до 7,4 % в своем сегменте.
Указанные информационные сведения показывают интенсивность производства и реализации автомобилей в Российской Федерации после испрашиваемой даты (01.06.2007).
Справка об официальных дилерах компании "Форд Мотор Компани" содержит сведения о 122 предприятиях на территории Российской Федерации, однако приведены лишь данные о наименованиях компаний и их юридических адресах. Фактические данные о деятельности перечисленных лиц не представлены.
Справка о проведении рекламной кампании содержит сведения по общему количеству выходов рекламы с использованием товарного знака "FORD" на всех медиа-носителях (в том числе пресса, наружная реклама, радио, телевидение, Интернет и т.д.) за период с 2002 по 2007 г.г. Данные сведения приведены без указания компании-производителя, а также без указания знака, в том виде, в каком испрашивается признание общеизвестности обозначению. Изложенное не позволяет соотнести приведенные по рекламе сведения с заявленным обозначением, заявителем и испрашиваемой датой. Следует также отметить, что определить интенсивность, непрерывность, объемы и затраты по заказанным и реально размещенным и произведенным рекламно-информационным материалам до 01.06.2007 невозможно ввиду отсутствия соответствующих данных (не представлены какие-либо договоры, медиапланы размещения рекламы на радио или телеканалах и т.д.). Таким образом, приведенные сведения не позволяют сделать вывод об интенсивности рекламы, территории распространения, степени информированности потребителя и т.д. до 2007 года.
Кроме того, все проанализированные исторические и информационные сведения исходят непосредственно от аффилированной компании заявителя (ООО "Форд Соллерс Холдинг") и, в силу отсутствия их фактического подтверждения какими-либо документами, не представляется возможным признать данную информацию объективной.
Также следует обратить внимание, что распечатки буклетов об автомобилях [5] не содержат соответствующих сведений (например, выходных данных - сведения о тиражах, географии распространения и т.д.), и не подтверждают реальное введение товара, для маркировки которого они предназначены, в хозяйственный оборот.
Все представленные дипломы и сертификаты (награды и премии) [9] датированы 2008-2012 г.г., т.е. относятся к периоду - после испрашиваемой даты (01.06.2007).
Необходимо указать на то, что материалы [1-11] не содержат ни одного документа (договор, контракт, декларация), который мог бы свидетельствовать о фактическом производстве или поставке на территорию Российской Федерации продукции, маркированной обозначением "".
Также Экспертная комиссия отмечает, что все справки [1] представлены и подписаны от имени ООО "Форд Соллерс Холдинг". По утверждению главного юридического советника Питера Н. Тэсси (см. аффидевит [8]), данная компания является совместным предприятием с равным участием сторон ("Форд Мотор Компани" и ОАО "Соллерс") и образована в 2011 году с целью производства легковых и коммерческих автомобилей "FORD" в России. ООО "Форд Соллерс Холдинг" уполномочено производить и распространять автомобили в соответствии с договором коммерческой концессии (зарегистрированным за N РД0087473 от 23.09.2011). Также данная компания выступает от имени "Форд Мотор Компани" в вопросах продвижения бренда, продаж, послепродажного обслуживания и подобных услуг. При создании совместного предприятия ООО "Форд Соллерс Холдинг" ЗАО "Форд Мотор Компани" слилось с ООО "Форд Соллерс Холдинг".
Указанные сведения опровергаются данными выписки из ЕГРЮЛ [11], согласно которой единственным участником ООО "Форд Соллерс Холдинг" является "Форд Соллерс Нидерланды Б.В.".
Таким образом, официальные данные, приведенные в ЕГРЮЛ, и сведения, отраженные в аффидевите [8], содержат разную информацию, что не позволяет считать указанные в аффидевите сведения достоверными. При этом необходимо обратить внимание, что с точки зрения российского законодательства аффидевит представляет собой простое утверждение лица, его подписавшего, не подтвержденное фактическими данными и не обладающее юридической значимостью.
Следует обратить внимание, что заявителю дважды направлялись уведомления (от 05.12.2012, 26.07.2013) с просьбой представить пояснения к имеющимся документам, а также документы, содержащие фактические данные об интенсивном использовании товарного знака. От заявителя поступили лишь аффидевиты [8] и распечатки с Интернет-сайта www.ford.ru [10], фактических данных не было представлено.
Что касается социологического исследования [7], Экспертная комиссия отмечает следующее.
Заявителем было представлено социологическое исследование [7], проведенное группой социологов Социологического факультета МГУ им. Ломоносова в феврале 2012 года. Цель исследования - определение уровня известности товарного знака "". Целевую группу составили потребители 6 субъектов Российской Федерации в возрасте от 18 лет и старше. Суммарный объем выборочной совокупности составил 1500 человек.
Результаты социологического исследования [7] свидетельствуют о том, что обозначение "", использующееся для маркировки автомобилей, обладает высоким уровнем известности по отношению к заявителю и известно большинству потребителей более пяти лет.
Вместе с тем, Экспертная комиссия отмечает, что опрос является всего лишь одним из доказательств, на основании которых обозначение может быть признано общеизвестным товарным знаком. Кроме того, опрос отражает результат общественного мнения относительно известности обозначения, однако законодательство требует представления фактических данных интенсивного использования обозначения.
Необходимо также обратить внимание на то, что косвенные источники из материалов дела (исторические, рекламные и информационные сведения) позволяют усмотреть, что в разное время при маркировке автомобилей использовалась различная проработка комбинированного обозначения со словесным элементом ", " " [черно-белое использовании заявленного обозначения "" до 01.06.2007 материалы заявления не содержат.
Резюмируя изложенное, Экспертная комиссия считает, что представленных материалов [1-11] недостаточно для доказательства интенсивного использования обозначения "" именно в том виде, как оно приведено в заявлении, на всей территории Российской Федерации в отношении товаров 12 класса МКТУ "автомобили, части и принадлежности к ним, включенные в 12 класс МКТУ".
Таким образом, заявление не содержит убедительных материалов, позволяющих сделать обоснованный вывод о том, что именно обозначение "" стало общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком в отношении товаров заявителя.
Учитывая вышеизложенное, Экспертная комиссия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении заявления от 28.05.2012, поданного компанией "Форд Мотор Компани, корпорация штата Делавэр", о признании обозначения "" общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком с 01.06.2007 в отношении товаров заявителя - "автомобили, части и принадлежности к ним, включенные в 12 класс МКТУ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 10 марта 2014 г. по заявке N 12-137 ОИ
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru