Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 13 ноября 2014 г. по заявке N 2012705774
(Заключение коллегии палаты по патентным спорам по результатам рассмотрения возражения)
Заявка: |
2012705774 |
Название: |
ЛОФТ LOFT |
Объект охраны: |
товарный знак |
Дата обращения: |
22.04.2014 |
Дата коллегии: |
22.09.2014 |
Дата утверждения: |
13.11.2014 |
Заявитель: |
ОАО "МУЗА" |
Вид обращения: |
Возражение против предоставления правовой охраны ТЗ |
Коллегия палаты по патентным спорам в порядке, установленном пунктом 3 статьи 1248 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение от 15.04.2014, поступившее в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 22.04.2013, поданное ОАО "Муза", Санкт-Петербург (далее - лицо, подавшее возражение) против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N494792, при этом установлено следующее.
Регистрация оспариваемого товарного знака произведена в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (далее - Госреестр) 26.08.2013 за N494792 по заявке N2012705774 с приоритетом от 29.02.2012 на имя Автономной некоммерческой организации услуг в области культуры и просвещения "Лофт Проект ЭТАЖИ", Санкт-Петербург (далее - правообладатель) для товаров и услуг 09, 14, 21, 28, 35, 36, 41, 42, 45 классов МКТУ. Регистрация данного товарного знака действует до 28.02.2022.
Оспариваемый товарный знак представляет собой словесное обозначение, включающее словесные элементы "ЛОФТ LOFT", выполненные стандартным шрифтом буквами русского и латинского алфавитов, соответственно. Словесные элементы размещены на двух строках друг под другом (слово "ЛОФТ" размещено над словесным элементом "LOFT").
В федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 22.04.2013 поступило возражение, в котором изложено мнение о том, что правовая охрана товарному знаку по свидетельству N494792 предоставлена в нарушение требований, установленных пунктом 1 статьи 1483 Кодекса.
Доводы возражения сводятся к следующему:
- термин "ЛОФТ" означает переоборудованное под жилье помещение заброшенной фабрики, другого здания промышленного назначения;
- бывшие промышленные пространства с их огромными площадями и высокими потолками используются не только для жилья, но и для организации многофункциональных культурных центров с выставочными залами, кафе, ресторанами, офисами, концертными площадками;
- примерами европейских лофтов, существующих в формате культурных центров, сдающих часть своих помещений под офисы, шоу-румы, рестораны, ателье, танцевальные студии и т. д., являются CABLE FACTORY в Хельсинки, MELKWEG в Амстердаме, TEA FACTORY в Лондоне, SUPERSTUDIO в Милане, лофт Rizzordi Art Foundation и креативное пространство "Ткачи" в Санкт-Петербурге, Винзавод, ArtPlay, Flacon, Даниловская мануфактура и Красный октябрь в Москве, "Лофт" в Екатеринбурге, "ЕрмиловЦентр" в Харькове, Loft Bar в Краснодаре;
- каждый из этих проектов представляет собой переоборудованное дизайнерами и архитекторами индустриальное пространство (данная информация получена с сайта http://ru.wikipedia.org/);
- в настоящее время стиль "ЛОФТ" становится популярным и в России;
- в Москве, Петербурге, Чебоксарах и Екатеринбурге уже построены (и находятся на стадии проектирования) бизнес-центры и жилые комплексы в этом стиле;
- имеющаяся в сети Интернет информация свидетельствует о том, что слово "ЛОФТ" широко используется в деловой и социально-культурной среде в качестве обозначения одного из стилей современного архитектурного и дизайнерского искусства;
- в зданиях ОАО "МУЗА" (бывшего завода музыкальных инструментов "Муза") расположился один из лофт-центров Санкт-Петербурга - "АРТМУЗА";
- это творческий кластер общей площадью 13000 квадратных метров, где разместились и плодотворно работают несколько художественных галерей, дизайнстудий, модных домов, рекламных агентств, креативных пространств, студий интерьера, институтов бизнес-арта, мастерских художников и скульпторов;
- в марте 2013 года на электронный адрес ОАО "МУЗА" поступило уведомление о нарушении прав АНО "Лофт Проект ЭТАЖИ", которое выразилось в том, что ОАО "МУЗА" в своей деятельности, в том числе в рекламе, в информационных поводах, событиях, документации, материалах, информационно-коммуникационной сети Интернет (социальных сетях, сайтах, поисковых системах и т.п.) использует слово "ЛОФТ";
- в связи с изложенным правовая охрана товарному знаку "ЛОФТ LOFT" по свидетельству N494792 на имя Автономной некоммерческой организацией услуг в области культуры и просвещения "Лофт Проект ЭТАЖИ" предоставлена с нарушением требований пункта 1 статьи 1483 Кодекса, так как данный товарный знак не обладает различительной способностью, а также состоит из элементов, вошедших во всеобщее употребление и являющихся общепринятыми терминами.
На основании изложенного лицо, подавшее возражение, просит признать правовую охрану товарного знака по свидетельству N494792 недействительной полностью.
К возражению приложены следующие документы:
- копия товарного знака по свидетельству N494792 [1];
- распечатка информации с сайтов http://ru.wikipedia.org/, http://loft.com.ua, http://www.master-service.nj/desigri/stvles/loft [2];
- копия уведомления Адвокатской консультации N82 [3];
- письмо от адвоката Никитина И.М. от 26.03.2014 [4].
Правообладатель товарного знака по свидетельству N494792, ознакомившись в установленном порядке с возражением, на заседании коллегии палаты по патентным спорам, состоявшемся 22.09.2014, выразил несогласие с доводами возражения, а также представил Заключение о филологических аспектах словесного обозначения кандидата филологических наук Т.С. Маркарова [5] и Отчет о результатах пилотажного исследования на предмет знания термина "Лофт" [6].
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, коллегия палаты по патентным спорам считает доводы возражения неубедительными.
С учетом даты (29.02.2012) приоритета товарного знака по свидетельству N494792 правовая база для оценки его охраноспособности включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента N 32 от 05.03.2003, зарегистрированным Минюстом России 25.03.2003, N 4322 (далее - Правила).
Согласно пункту 2 статьи 1513 Кодекса возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку по основаниям, предусмотренным, в частности, подпунктами 1-4 пункта 2 статьи 1512 настоящего Кодекса, могут быть поданы в палату по патентным спорам заинтересованным лицом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 1512 Кодекса предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение всего срока действия исключительного права на товарный знак, если правовая охрана была ему предоставлена с нарушением требований пунктов 1 - 5, 8 и 9 статьи 1483 настоящего Кодекса.
Согласно положениям подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью, или состоящих только из элементов, вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида, либо являющихся общепринятыми символами и терминами.
Согласно пункту 2.3.1 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, могут относиться, в частности, обозначения, представляющие собой отдельные буквы, цифры, не имеющие характерного графического исполнения, сочетания букв, не имеющие словесного характера; линии, простые геометрические фигуры, а также их сочетания, не образующие композиций, дающих качественно иной уровень восприятия, отличный от восприятия отдельных входящих в них элементов.
В соответствии с пунктом 2.3.2.1 Правил под обозначением, вошедшим во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида, понимается обозначение, используемое для определенного товара, которое в результате его длительного применения для одного и того же товара или товара того же вида различными производителями стало указанием конкретного вида товара.
Согласно пункту 2.3.2.3 Правил к общепринятым терминам относятся лексические единицы, характерные для конкретных областей науки и техники.
Оспариваемый товарный знак по свидетельству N494792 с приоритетом от 29.02.2012 представляет собой словесное обозначение "ЛОФТ LOFT", выполненное стандартным шрифтом буквами русского и латинского алфавитов, соответственно. Словесные элементы размещены на двух строках друг под другом.
Правовая охрана товарному знаку по свидетельству N494792 предоставлена в отношении широкого перечня товаров и услуг 09, 14, 21, 28, 35, 36, 41, 42, 45 классов МКТУ.
Согласно доводам возражения, обозначение "ЛОФТ LOFT", зарегистрированное в качестве товарного знака по свидетельству N494792, не обладает различительной способностью, вошло во всеобщее употребление как обозначение товара (услуг) определенного вида и является общепринятым термином.
Словесный элемент "ЛОФТ" представляет собой транслитерацию буквами русского алфавита слова "LOFT", которое переводится с английского на русский язык следующим образом: 1. чердак; комната наверху; 2. сеновал (расположенный наверху, под крышей сарая); 3. голубятня; голубиная стая; 4. амер. верхний этаж, помещения на верхних этажах торгового помещения или склада (см.
http://slovari.yandex.ru/loft).
Таким образом, являясь лексической единицей английского языка, элемент "LOFT" ("ЛОФТ") сам по себе способен вызывать достаточные и необходимые ассоциации для запоминания его потребителями. В этой связи довод об отсутствии у данного элемента различительной способности является неубедительным.
Что касается отсутствия различительной способности в силу того, что слово "LOFT"/"ЛОФТ" используется в качестве обозначения архитектурного стиля, в котором сочетаются атрибуты промышленного и жилого дизайна, а также в качестве названия зданий, которые были переоборудованы под жилые или общественные помещения из промышленных предприятий, коллегия палаты по патентным спорам отмечает следующее.
Информация об использовании слов "LOFT"/"ЛОФТ" в приведенных значениях широко представлена в сети Интернет [2]. Это изначально американское понятие, возникшее в 30-х годах прошлого столетия в Нью-Йорке, когда освобождавшиеся площади бывших заводов и фабрик стали предоставлять в аренду частным лицам. Низкие арендные цены привлекли людей искусства, которые стали использовать помещения сначала как художественные студии, а затем как оригинальное жилище. Вскоре лофты из оригинального и творческого жилья превратились в элитные апартаменты. Бывшие промышленные пространства с их огромными площадями и высокими потолками используются в настоящее время не только для жилья, но и для организации многофункциональных культурных центров с творческими залами, кафе, концертными площадками, офисами. Архитектурный и дизайнерский стиль "LOFT"/"ЛОФТ" характеризуется определенными признаками (используются определенные архитектурные детали, цветовая гамма и мебель).
Однако анализ перечня товаров и услуг 09, 14, 21, 28, 35, 36, 41, 42, 45 классов МКТУ, в отношении которых предоставлена правовая охрана товарному знаку по свидетельству N494792, показал, что они не имеют отношения ни к недвижимости, ни к услугам в области дизайна и архитектуры. При этом лицом, подавшим возражение, не проиллюстрировано широкое использование слова "LOFT"/"ЛОФТ" разными лицами в отношении оспариваемого перечня товаров и услуг.
Что касается довода возражения о том, что "LOFT"/"ЛОФТ" - это термин, то следует указать, что термин - это лексическая единица, характерная для конкретных областей науки и техники.
С учетом семантики слова "LOFT"/"ЛОФТ" можно заметить, что данное обозначение характерно для услуг, связанных с недвижимостью, архитектурой и дизайном. Однако, как отмечалось выше, перечень товарного знака по свидетельству N494792 таких товаров и услуг не содержит.
Мнение о том, что обозначение вошло во всеобщее употребление также должно быть связано с конкретными позициями товаров и услуг. При этом, при признании обозначения вошедшим во всеобщее употребление как обозначения товаров/услуг определенного вида, необходимо учитывать наличие совокупности следующих признаков: применение обозначения в качестве названия (наименования) одного и того же товара/услуги или товаров/услуг того же вида, выпускаемых различными производителями; применение обозначения длительное время; использование обозначения в качестве названия (наименования) товара/услуги специалистами соответствующих отраслей производства, работниками торговли, потребителями.
Вместе с тем, материалы возражения не содержат документов, подтверждающих наличие признаков, характеризующих товарный знак "ЛОФТ LOFT" как обозначение, вошедшее во всеобщее употребление для обозначения каких-либо товаров и услуг оспариваемого перечня.
Иной аргументации, позволяющей соотнести слово "LOFT"/"ЛОФТ" с товарами и услугами, указанными в перечне товарного знака по свидетельству N494792, лицом, подавшим возражение, не представлено. При этом лицо, подавшее возражение, не присутствовало на заседании коллегии палаты по патентным спорам по рассмотрению возражения от 15.04.2014, в связи с чем коллегия не имела возможности получить пояснения относительно доводов возражения.
В силу вышеуказанного, доводы возражения о несоответствии товарного знака по свидетельству N494792 требованиям, регламентированным пунктом 1 статьи 1483 Кодекса, являются недоказанными.
Учитывая вышеизложенное, палата по патентным спорам пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения: отказать в удовлетворении возражения от 15.04.2014, оставить в силе правовую охрану товарного знака по свидетельству N494792.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 13 ноября 2014 г. по заявке N 2012705774
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru