18 мая 2009 г.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 254 "О порядке предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 18, ст. 2239).
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 г.
Председатель Правительства |
В. Путин |
Москва
31 декабря 2008 г.
N 1091
Правила
предоставления в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений
(утв. постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 1091)
18 мая 2009 г.
1. Настоящие Правила определяют порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений (далее - субсидии).
2. Субсидии предоставляются на цели софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с компенсацией части страховой премии, уплаченной сельскохозяйственными товаропроизводителями по договорам страхования на случай утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур (зерновых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля, овощей), урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений (виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации хмеля, чая) в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (засуха, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльные, песчаные бури, землетрясение, лавина, сель, половодье, переувлажнение почвы) (далее - сельскохозяйственное страхование).
3. Субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:
а) наличие утвержденной региональной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, предусматривающей государственную поддержку сельскохозяйственного страхования;
б) наличие в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и (или) нормативных правовых актах муниципальных образований о местных бюджетах бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, связанных с государственной поддержкой сельскохозяйственного страхования;
в) исключен.
См. текст подпункта "в" пункта 3
4. Субсидии предоставляются при соблюдении следующих требований в области оказания услуг по сельскохозяйственному страхованию:
а) заключение договора страхования в следующие сроки:
в отношении однолетних сельскохозяйственных культур, включая озимые, - до окончания их сева (посадки);
в отношении многолетних насаждений - до начала их цветения;
б) применение следующих утверждаемых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации документов:
методика определения страховой стоимости урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений;
методика определения размера утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений;
ставки для расчета субсидий при определении размера страховой премии (страхового взноса), подлежащего субсидированию.
5. Субсидии предоставляются при соблюдении страховой организацией следующих условий:
а) наличие рейтинга надежности (финансовой устойчивости) одного из международных рейтинговых агентств не ниже уровня "ВВ-" по классификации рейтинговых агентств "Фитч Рейтингс" (Fitch Ratings) или "Стандарт энд Пурс" (Standard & Poor`s), либо не ниже уровня "Ва3" по классификации рейтингового агентства "Мудис Инвесторс Сервис" (Moody`s Investors Service), либо рейтинга одного из российских рейтинговых агентств категории (класса), соответствующего уровню удовлетворительной надежности (финансовой устойчивости);
б) стоимость чистых активов страховой организации составляет не менее 850 млн. рублей на начало года, предшествующего году заключения договора страхования;
в) доля поступлений страховой и перестраховочной премий по сельскохозяйственному страхованию в структуре страхового портфеля составляет не более 20 процентов общего объема поступлений страховой и перестраховочной премий за предшествующий календарный год;
г) превышение не менее чем на 30 процентов фактического размера маржи платежеспособности над нормативным размером (по данным за первое полугодие года, предшествующего году заключения договора страхования).
6. В случае заключения договора страхования со страховой организацией, не соблюдающей условия, указанные в пункте 5 настоящих Правил, средства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставляются сельскохозяйственному товаропроизводителю при перестраховании страховой организацией не менее 30 процентов принимаемого по такому договору страхования риска в страховой организации, соблюдающей указанные условия.
7. Федеральная служба страхового надзора представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации сведения о соблюдении страховыми организациями условий, указанных в пункте 5 настоящих Правил, в порядке, определенном указанными Министерством и Службой.
С учетом этих сведений Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ежегодно, до 1 декабря, информирует орган, уполномоченный высшим органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), о страховых организациях, соблюдающих указанные условия, для доведения соответствующей информации до сельскохозяйственных товаропроизводителей.
8. Предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, осуществляется в случае представления в уполномоченный орган следующих документов:
а) справка о размере средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, составленная на основании договора страхования и платежного поручения об уплате сельскохозяйственным товаропроизводителем страховой премии (страхового взноса) по договору страхования, по форме и в сроки, установленные Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
б) копия договора страхования;
в) копия платежного поручения об уплате сельскохозяйственным товаропроизводителем страховой премии (страхового взноса) по договору страхования.
9. Уполномоченный орган на основании документов, указанных в пункте 8 настоящих Правил, в порядке и сроки, установленные Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, направляет указанному Министерству сводные данные для расчета объема субсидий.
10. Объем субсидий, устанавливаемый бюджету субъекта Российской Федерации, определяется по формуле:
где:
- объем субсидий i-му субъекту Российской Федерации;
- объем субсидий, предусмотренный в федеральном бюджете на очередной финансовый год;
n - количество субъектов Российской Федерации, соблюдающих условия, указанные в пункте 3 настоящих Правил;
- уровень расчетной бюджетной обеспеченности i-го субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, рассчитанный в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации";
- средневзвешенный размер страхового тарифа по i-му субъекту Российской Федерации, который рассчитывается по следующей формуле:
где:
- начисленная страховая премия по i-му субъекту Российской Федерации за год, предшествующий текущему финансовому году;
- страховая сумма по i-му субъекту Российской Федерации за год, предшествующий текущему финансовому году;
- страховая сумма, которая рассчитывается по следующей формуле:
где:
- стоимость валовой продукции растениеводства по i-му субъекту Российской Федерации, которая определяется на основе данных Федеральной службы государственной статистики за 3 года, предшествующих отчетному финансовому году;
- доля застрахованных посевных (посадочных) площадей в общей посевной (посадочной) площади i-го субъекта Российской Федерации, определенная соглашением между высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации о реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
11. Распределение субсидий между субъектами Российской Федерации утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующие цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 419 в пункт 12 настоящих Правил внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
12. Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, связанного с компенсацией части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений (далее - уровень софинансирования), определятся по следующей формуле:
где:
- уровень софинансирования i-го субъекта Российской Федерации;
0,5 - средний уровень софинансирования.
Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 95 процентов и ниже 5 процентов расходного обязательства.
Значения уровней софинансирования на очередной финансовый год утверждаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
В 2009 году уровень софинансирования для субъекта Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которого после распределения дотаций на 2009 год в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации" составляет менее 3-кратного превышения среднего по Российской Федерации уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, не может быть установлен выше 95 процентов и ниже 40 процентов расходного обязательства.
13. Предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании заключенного между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и уполномоченным органом соглашения о предоставлении субсидий, предусматривающего:
а) адресное предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии;
б) сведения об объеме субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации;
в) целевое назначение субсидии;
г) сведения об объеме средств, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах, направляемых на сельскохозяйственное страхование с учетом установленного уровня софинансирования;
д) доля застрахованных площадей посевов сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений в общей площади посевов сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений субъекта Российской Федерации, определенная соглашением, указанным в пункте 10 настоящих Правил;
е) представление уполномоченным органом отчетов об исполнении им обязательств, вытекающих из соглашения о предоставлении субсидий, в том числе отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов, связанных с государственной поддержкой сельскохозяйственного страхования, а также о достигнутых значениях показателя эффективности использования субсидий;
ж) ответственность сторон за нарушение условий соглашения о предоставлении субсидий;
з) иные условия, определяемые по соглашению сторон.
14. Форма соглашения, указанного в пункте 13 настоящих Правил, утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
15. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с заявками, представляемыми уполномоченными органами по форме и в срок, установленные Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
16. Средства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, и средства бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям в размере не менее 50 процентов уплаченной ими страховой премии (страховых взносов) по договору страхования.
17. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет информационное взаимодействие с объединениями страховых организаций по вопросам сельскохозяйственного страхования.
18. В целях контроля за эффективностью использования предоставленных субсидий уполномоченный орган представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации:
а) выписку из закона (решения) субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (местного бюджета), подтверждающую включение в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет) бюджетных ассигнований на компенсацию части затрат по сельскохозяйственному страхованию, - в срок, установленный Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
б) отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых является субсидия, - по форме и в срок, установленные Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
в) отчет о выполнении показателей эффективности использования субсидий, предусмотренных соглашением, указанным в пункте 10 настоящих Правил, - по форме и в срок, установленные Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
19. В случае несоблюдения субъектом Российской Федерации уровня софинансирования, предусмотренного указанным в пункте 13 настоящих Правил соглашением, и сроков представления установленной отчетности Министерство сельского хозяйства Российской Федерации вправе приостановить перечисление субсидии, о чем информирует уполномоченный орган с указанием причин и необходимого срока устранения нарушений.
В случае неустранения субъектом Российской Федерации допущенных нарушений в установленные сроки Министерство сельского хозяйства Российской Федерации вправе перераспределить неиспользованный объем субсидий между другими субъектами Российской Федерации, имеющими право на получение субсидии в соответствии с настоящими Правилами.
20. В случае отсутствия в пределах финансового года потребности в субсидиях на основании письменного обращения уполномоченного органа Министерство сельского хозяйства Российской Федерации вправе перераспределить неиспользованный объем субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации, имеющими право на получение субсидий в соответствии с настоящими Правилами.
21. Эффективность использования субсидий оценивается ежегодно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основании доли застрахованных площадей посевов сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений в общей площади посевов сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений по субъекту Российской Федерации по сравнению с этим показателем, определенным соглашением, указанным в пункте 10 настоящих Правил.
22. В случае если установлено, что в отчетном финансовом году субъект Российской Федерации не достиг показателя эффективности использования субсидий, установленного пунктом 21 настоящих Правил, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации вправе принять решение о сокращении объема предоставляемых субсидий в году, следующем за отчетным финансовым годом, из расчета 1 процент объема субсидии за каждый процентный пункт снижения значения показателя эффективности, а также о перераспределении высвобождающегося объема субсидий между другими субъектами Российской Федерации в установленном настоящими Правилами порядке.
23. Cубсидии в случае их нецелевого использования подлежат взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
24. Решение о приостановлении перечисления (сокращения объема) субсидии не принимается в случае, если условия предоставления субсидий были не выполнены в силу объективных обстоятельств.
25. Остаток не использованных в текущем финансовом году субсидий, потребность в которых сохраняется, подлежит использованию в очередном финансовом году на соответствующие цели в порядке, установленном настоящими Правилами.
26. При установлении Министерством сельского хозяйства Российской Федерации отсутствия потребности субъектов Российской Федерации в субсидиях их остаток подлежит возврату в доход федерального бюджета. В случае неперечисления указанного остатка субсидий в доход федерального бюджета эти средства подлежат взысканию в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 419 в пункт 27 настоящих Правил внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
27. Действие пункта 5 настоящих Правил не распространяется на предоставление субсидий по договорам страхования озимых сельскохозяйственных культур посева 2008 года и по договорам страхования урожая и посадок многолетних насаждений, заключенных во втором полугодии 2008 года.
28. Ответственность за достоверность сведений, представляемых в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, и осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, возлагается на уполномоченные органы.
29. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 1091 "Об утверждении Правил предоставления в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 г.
Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 21 января 2009 г. N 7, в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 января 2009 г. N 3 ст. 391
Решением Верховного Суда РФ от 1 сентября 2009 г. N ГКПИ09-819, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24 ноября 2009 г. N КАС09-553, подпункты "а", "б", "в" пункта 5, пункт 6 Правил, утвержденных настоящим постановлением, признаны не действующими со дня вступления названного решения в законную силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 3 октября 2009 г. N 798
Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 419