Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1039 "О Правилах оповещения органов исполнительной власти при запуске космического аппарата с ядерным источником энергии, а также оповещения органов местного самоуправления и оказания при необходимости помощи населению в случае аварийного возвращения такого аппарата на Землю"

 

В соответствии со статьей 43 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила оповещения органов исполнительной власти при запуске космического аппарата с ядерным источником энергии, а также оповещения органов местного самоуправления и оказания при необходимости помощи населению в случае аварийного возвращения такого аппарата на Землю.

2. Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществлять координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по оповещению населения о возникновении аварийной ситуации на борту космического аппарата с ядерным источником энергии, сбору, обобщению и анализу информации о складывающейся обстановке, прогнозированию масштабов и последствий разрушения этого аппарата, а также по ликвидации последствий его аварийного возвращения на Землю.

3. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству обороны Российской Федерации, Российскому космическому агентству, Российской академии наук, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по связи и информатизации, Государственному комитету Российской Федерации по охране окружающей среды совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 1998 году разработать и представить в Правительство Российской Федерации концепцию создания единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций космического характера.

4. В случае создания и обоснования безопасного использования летательных аппаратов с ядерными источниками энергии для полетов в атмосфере Земли, которые не могут осуществляться с использованием неядерных источников энергии, Министерству Российской Федерации по атомной энергии по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и представить в Правительство Российской Федерации проект положения о реагировании на аварийные ситуации с летательными аппаратами, имеющими на борту ядерную установку или радиационный источник, и ликвидации последствий таких аварий.

 

Председатель Правительства
Российской Федерации

В.Черномырдин

 

Правила
оповещения органов исполнительной власти при запуске космического аппарата с ядерным источником энергии, а также оповещения органов местного самоуправления и оказания при необходимости помощи населению в случае аварийного возвращения такого аппарата на Землю
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1039)

 

I. Общие положения

 

1. Настоящие Правила определяют порядок, содержание и схему оповещения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при чрезвычайной ситуации с космическим аппаратом, имеющим на борту ядерный источник энергии, а также основные направления деятельности указанных органов по оказанию в случае необходимости помощи населению.

2. В соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" настоящие Правила не распространяются на космические аппараты с ядерными источниками энергии военного назначения.

3. На космических аппаратах используются ядерные источники энергии двух типов:

энергетические установки с ядерным реактором (реакторные ядерные источники энергии);

энергетические установки с радиоактивными изотопами и источники ионизирующих излучений на радиоактивных изотопах (радиоизотопные ядерные источники энергии).

4. Чрезвычайные ситуации при запуске космического аппарата с ядерным источником энергии могут быть двух видов:

чрезвычайная ситуация при отказах ракеты-носителя на старте или на участке полета (участок выведения космического аппарата на орбиту);

чрезвычайная ситуация при отказах космического аппарата на участке доразгона с низкой орбиты на высокую орбиту или на межпланетную траекторию полета. Особой разновидностью этой чрезвычайной ситуации является преждевременный сход с высоких орбит космического аппарата с ядерным источником энергии в результате столкновения с космическим мусором и последующий вход этого космического аппарата в атмосферу Земли.

5. При чрезвычайной ситуации при отказах ракеты-носителя на старте или на участке полета происходит баллистическое падение космического аппарата с ядерным источником энергии на поверхность Земли в составе ракеты-носителя под головным обтекателем или в составе ракеты-носителя без головного обтекателя, либо падение космического аппарата с ядерным источником энергии после разрушения ракеты-носителя, либо падение ядерного источника энергии после разрушения ракеты-носителя и космического аппарата.

6. При чрезвычайной ситуации при отказах космического аппарата на участке доразгона космического аппарата с низкой орбиты на высокую орбиту или на межпланетную траекторию полета происходит орбитальный вход космического аппарата в атмосферу Земли, разрушение космического аппарата, отдельных элементов ядерного источника энергии и падение на поверхность Земли частей ядерного источника энергии.

7. При чрезвычайной ситуации, вызванной столкновением космического аппарата с ядерным источником энергии с космическим мусором, происходит его частичное разрушение, вход ядерного источника энергии в атмосферу Земли, разрушение ядерного источника энергии и падение на поверхность Земли частей ядерного источника энергии.

8. Для реакторных ядерных источников энергии в зависимости от вида чрезвычайной ситуации и момента аварии на траектории полета ракеты-носителя характерны различные состояния реактора: сохранение целостности реактора, деформация реактора, разрушение отдельных элементов реактора и полное разрушение реактора.

9. Для радиоизотопных ядерных источников энергии при всех видах чрезвычайных ситуаций характерно сохранение целостности и герметичности элементов ядерного источника энергии.

 

II. Оповещение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

 

10. До запуска космического аппарата с ядерным источником энергии председатель государственной комиссии по пуску космического аппарата направляет согласно приложению N 1:

уведомление о месте, дате и времени запуска, трассе полета ракеты-носителя, проходящей по территории Российской Федерации, а также описание ядерного источника энергии с оценкой безопасности - в федеральные органы исполнительной власти и в Межведомственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МВК) для уведомления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может произойти падение космического аппарата;

уведомление о дате запуска космического аппарата, а также описание ядерного источника энергии с оценкой безопасности - в Министерство иностранных дел Российской Федерации для оповещения Генерального секретаря ООН в соответствии с принципами, касающимися использования ядерных источников энергии в космосе, одобренными резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 47/68 от 14 декабря 1992 г.

11. В случае возникновения чрезвычайной ситуации при отказе ракеты-носителя на старте или на участке полета председатель государственной комиссии по пуску космического аппарата направляет уведомление о моменте аварии, предполагаемом районе падения ракеты-носителя, космического аппарата и ядерного источника энергии, возможном характере разрушения ракеты-носителя, космического аппарата и ядерного источника энергии - в Межведомственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые доводят соответствующую информацию до органов местного самоуправления, согласно приложению N 2.

При запуске космического аппарата с ядерным источником энергии с космодрома Байконур в случае возникновения чрезвычайных ситуаций при отказах ракеты-носителя на старте или на начальном участке полета, приводящих к падению ракеты-носителя, космического аппарата и ядерного источника энергии на территорию Республики Казахстан, председатель государственной комиссии по пуску космического аппарата направляет уведомление в Министерство иностранных дел Российской Федерации для оповещения Казахстанской Стороны.

12. В случае возникновения чрезвычайной ситуации при отказах космического аппарата на участке доразгона с низкой орбиты на высокую орбиту или на межпланетную траекторию полета оповещение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также иностранных государств и международных организаций осуществляется по схеме согласно приложению N 3.

Председатель государственной комиссии по пуску космического аппарата направляет в Межведомственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций уведомление о чрезвычайной ситуации с указанием параметров полета космического аппарата в момент аварии для последующего ведения обстановки, прогнозирования последствий аварии и подготовки мероприятий по их ликвидации.

Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций оповещает:

федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и через них - органы местного самоуправления - при падении космического аппарата с ядерным источником энергии на территорию Российской Федерации;

через Министерство иностранных дел Российской Федерации Генерального секретаря ООН (в соответствии с принципами, касающимися использования ядерных источников энергии в космосе, одобренными резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 47/68 от 14 декабря 1992 г.), Международное агентство по атомной энергии (в соответствии с Конвенцией об оперативном оповещении о ядерной аварии) и иностранные государства (в соответствии с международными договорами Российской Федерации) - при падении космического аппарата с ядерным источником энергии за пределами территории Российской Федерации.

13. При преждевременном сходе космических аппаратов с ядерными источниками энергии с высоких орбит и последующем орбитальном входе этого космического аппарата в атмосферу Земли Центральный научно-исследовательский институт машиностроения (ЦНИИМаш) Российского космического агентства на основе анализа данных, полученных из Центра контроля космического пространства (ЦККП) и Министерства Российской Федерации по атомной энергии, направляет в Межведомственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций уведомление о чрезвычайной ситуации для последующего ведения обстановки и прогнозирования последствий аварии. Оповещение выполняется Межведомственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил в зависимости от места падения космического аппарата с ядерным источником энергии.

14. Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляет ведение обстановки и прогнозирование последствий аварийного возвращения на Землю космического аппарата с ядерным источником энергии, запущенного иностранным государством, по данным, полученным из Министерства иностранных дел Российской Федерации на основе уведомления запускающим государством Генерального секретаря ООН. При падении иностранного космического аппарата с ядерным источником энергии на территорию Российской Федерации оповещение выполняется Межведомственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с настоящими Правилами.

15. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий направляет в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендации по организации защиты населения в районе падения аварийного объекта, а также рекомендации по определению и контролю радиационной обстановки.

16. Министерство Российской Федерации по атомной энергии направляет в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации описания внешнего вида ядерного источника энергии и его частей, а также информацию об уровнях ионизирующих излучений от них, рекомендации по поиску ядерного источника энергии и его частей, их сбору и транспортировке в пункты хранения и утилизации.

17. Министерство обороны Российской Федерации организует оповещение воинских частей для мониторинга радиационной обстановки в местах дислокации войск.

18. Министерство здравоохранения Российской Федерации направляет в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендации по соблюдению населением норм радиационной безопасности, по использованию пищевых продуктов и воды в районе падения аварийного объекта.

19. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают своевременное предоставление информации, полученной в соответствии с пунктами 11, 12, 15, 16 и 18 настоящих Правил, органам местного самоуправления.

20. Проекты рекомендаций и описаний, направляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, составляются соответствующими федеральными органами исполнительной власти на этапе получения разрешения на запуск космического аппарата с ядерным источником энергии.

21. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности осуществляет контроль за реализацией в полном объеме мероприятий по ликвидации и уменьшению последствий чрезвычайной ситуации и оказанию помощи населению в части соблюдения правил и норм ядерной и радиационной безопасности.

22. Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды осуществляет контроль за реализацией в полном объеме мероприятий по ликвидации радиоактивного загрязнения в районе падения аварийного объекта, предоставлением достоверной информации о состоянии окружающей среды органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и населению.

 

III. Основные направления деятельности по оказанию помощи населению

 

23. Оказание в случае необходимости помощи населению предусматривает:

оповещение населения о возникновении чрезвычайной ситуации, постоянное информирование населения о ситуации в районе падения аварийного объекта и мерах по выполнению режима радиационной безопасности, выдачу рекомендаций и памяток по поведению на территории указанного района;

инструктирование населения о мерах предосторожности, необходимых для защиты здоровья;

развертывание сил и средств для обследования населения и проведения при необходимости дезактивационных работ.

24. Работы по мониторингу радиационной обстановки в районе падения аварийного объекта, поиску ядерного источника энергии, удалению ядерного источника энергии или его частей, обломков ракеты-носителя и космического аппарата, а также при необходимости дезактивационные работы на местности выполняются специальными подразделениями Министерства обороны Российской Федерации.

25. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления после получения уведомления от председателя государственной комиссии по пуску космического аппарата или от Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также документов (рекомендаций и описаний) от соответствующих федеральных органов исполнительной власти организуют выполнение определенных законодательством Российской Федерации мероприятий по защите населения и территории, в том числе:

устанавливают границы запретной зоны вокруг упавшего аварийного объекта и обеспечивают охрану запретной зоны и объекта;

обеспечивают соблюдение норм радиационной безопасности.

26. Обследование и учет населения, оказавшегося вблизи упавшего аварийного объекта, а также оказание помощи пострадавшему населению осуществляются силами и средствами организаций Министерства здравоохранения Российской Федерации.

27. Мониторинг окружающей среды после ликвидации последствий падения аварийного объекта осуществляется силами и средствами организаций Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с привлечением подразделений сети наблюдения и лабораторного контроля этого Министерства.

 

Приложение N 1

к Правилам оповещения органов

исполнительной власти при запуске

космического аппарата с ядерным источником

энергии, а также оповещения органов

местного самоуправления и оказания при

необходимости помощи населению в случае

аварийного возвращения такого аппарата

на Землю

 

Схема
оповещения федеральных органов исполнительной власти, а также оповещения Генерального секретаря ООН при подготовке к запуску космического аппарата с ядерным источником энергии

 

                                /--------------\
                          /----|     МВК      |
                          |     \--------------/
                          |
                          |
                          |     /--------------\
                          |----|  МЧС России  |
                          |     \--------------/
                          |
                          |
                          |     /--------------\
 /-----------------\      |     |  Минобороны  |
 |  Председатель   |      |----|    России    |
 | государственной |      |     \--------------/
 |комиссии по пуску|-----|
 |  космического   |      |     /--------------\
 |    аппарата     |      |     |   Минатом    |
 \-----------------/      |----|    России    |
          |               |     \--------------/
          |               |
          |               |
          |               |     /--------------\
          |               |     | Госатомнадзор|
          |               |----|    России    |
          |               |     \--------------/
          |               |
          |               |
          |               |     /--------------\
                         |     |  Минздрав    |
 /-----------------\      |----|   России     |
 |                 |      |     \--------------/
 |   МИД России    |      |
 |                 |      |
 |                 |      |     /--------------\
 \-----------------/      |----|  Росгидромет |
          |               |     \--------------/
          |               |
          |               |
                         |
 /-----------------\      |     /--------------\
 |   Генеральный   |      |     |Госкомэкология|
 |  секретарь ООН  |      \----|    России    |
 \-----------------/            \--------------/

 

Приложение N 2

к Правилам оповещения органов

исполнительной власти при запуске

космического аппарата с ядерным источником

энергии, а также оповещения органов

местного самоуправления и оказания при

необходимости помощи населению в случае

аварийного возвращения такого аппарата

на Землю

 

Схема
оповещения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и оказания в случае необходимости помощи населению при чрезвычайной ситуации на старте и на участке полета ракеты-носителя космического аппарата с ядерным источником энергии

 

                                 /--------------\
                                 |  Минобороны  |
                          /-----|    России    | - - -\
                          |      \--------------/
                          |                            |
                          |
                          |      /--------------\      |
                          |-----|      РКА     |
                          |      \--------------/      |      /----------------\
                          |                                   |  Ликвидация    |
                          |                            | - - |  последствий   | -\
 /------------------\     |      /--------------\             \----------------/
 |                  |     |      |    Минатом   |      |                           |
 |      МВК         |     |-----|    России    | - - -|
 |                  |     |      \--------------/                                  |
 \------------------/     |                            |
                         |                                    /----------------\  |
          |               |      /--------------\      |       |     Органы     |
          |               |      |  МЧС России  | - - -|       | исполнительной | |
          |               |-----|              |      | - - -|власти субъектов|
 /------------------\     |      \--------------/              |   Российской   |  |
 |   Председатель   |-----+----------------------------+------|    Федерации   |
 |  государственной |     |      /--------------\              \----------------/  |
 | комиссии по пуску|     |      |Госатомнадзор |      |                |
 |   космического   |     |-----|    России    |                       |          |
 |     аппарата     |----|      \--------------/      |                |
 \------------------/     |                                             |          |
          |               |                            |                |
          |               |      /--------------\                       |          |
          |               |      |   Минздрав   |      |                
          |               |-----|    России    | - - -|        /--------------\   |
          |               |      \--------------/               |    Органы    |
          |               |                            |- - - -|   местного   |   |
          |               |                                     |самоуправления|
          |               |      /--------------\      |        \--------------/   |
          |               |-----|  МВД России  | - - -|
          |               |      \--------------/                                  |
          |               |                            |
          |               |                                    /----------------\  |
          |               |      /--------------\      |       |     Помощь     |
          |               |-----| Росгидромет  |      \ - - -|   населению    | /
                         |      \--------------/              \----------------/
 /------------------\     |
 |    МИД России    |     |
 |                  |     |      /--------------\
 \------------------/     |      |Госкомэкология|
                          \-----|    России    |
                                 \--------------/

 

Приложение N 3

к Правилам оповещения органов

исполнительной власти при запуске

космического аппарата с ядерным источником

энергии, а также оповещения органов

местного самоуправления и оказания при

необходимости помощи населению в случае

аварийного возвращения такого аппарата

на Землю

 

Схема
оповещения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и оказания в случае необходимости помощи населению, а также оповещения Генерального секретаря ООН, МАГАТЭ и иностранных государств при орбитальном входе космического аппарата с ядерным источником энергии в атмосферу Земли

 

                                 /--------------\
                                 |  Минобороны  |
                          /-----|    России    | - - -\
                          |      \--------------/
                          |                            |
                          |
                          |      /--------------\      |
                          |-----|      РКА     |
                          |      \--------------/      |      /----------------\
 /------------------\     |                                   |  Ликвидация    |
 |   Председатель   |     |                            | - - |  последствий   | -\
 | государственной  |     |      /--------------\             \----------------/
 |комиссии по пуску |     |      |    Минатом   |      |                           |
 |   космического   |     |-----|    России    | - - -
 |     аппарата     |     |      \--------------/      |                           |
 \------------------/     |
                         |                            |       /----------------\  |
          |               |      /--------------\              |     Органы     |
          |               |      |  МЧС России  | - - -|       | исполнительной | |
 /------------------\     |-----|              |              |власти субъектов|
 |                  |     |      \--------------/      |       |   Российской   |  |
 |       МВК        |-----+-----------------------------------|    Федерации   |
 |                  |----|      /--------------\      | - - -\----------------/  |
 \------------------/     |      |Госатомнадзор |      |
                         |-----|    России    |              /----------------\  |
                |         |      \--------------/      |       |                |
                |         |                                    |Органы местного |  |
 /----------\   |         |                            | - - -|самоуправления  | 
 |          |   |         |      /--------------\              |                |  |
 | ЦНИИМаш  |   |         |      |   Минздрав   |              \----------------/
 |          |   |         |-----|    России    | - - -|                           |
 \----------/   |         |      \--------------/
               |         |                            |                           |
      |         |         |
      |         |         |      /--------------\      |                           |
      |         |         |-----|  МВД России  | - - -|
 /----------\   |         |      \--------------/                                  |
 |          |   |         |                            |
 |   ЦККП   |   |         |                                    /----------------\  |
 |          |   |         |      /--------------\      |       |     Помощь     |
 \----------/   |         |-----| Росгидромет  |      \ - - -|   населению    | /
                |         |      \--------------/              \----------------/
                |         |
                |         |
                         |      /--------------\
 /-------------------\    |      |Госкомэкология|
 |                   |    \-----|    России    |
 |    МИД России     |           \--------------/
 |                   |
 |                   |----------------------------------------------------\
 \-------------------/                                                   
                            /-------------\   /-------------\   /-------------\
                            | Генеральный |   | Иностранные |   |             |
                            |секретарь ООН|   | государства |   |    МАГАТЭ   |
                            \-------------/   \-------------/   \-------------/

 


Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1039 "О Правилах оповещения органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" при запуске космического аппарата с ядерным источником энергии, а также оповещения органов местного самоуправления и оказания при необходимости помощи населению в случае аварийного возвращения такого аппарата на Землю"


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования


Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 2 сентября 1997 г. N 169, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 августа 1997 г. N 34, ст. 3983


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2019 г. N 1274

Изменения вступают в силу с 29 октября 2019 г.


Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2012 г. N 882

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления


Постановление Правительства РФ от 5 ноября 2009 г. N 898

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления