Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Административный регламент
Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства
См. справку об административных регламентах исполнения государственных функций и административных регламентах предоставления государственных услуг
I. Общие положения
1. Административный регламент Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства*(1) определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной миграционной службы*(2) и территориальных органов ФМС России по рассмотрению ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, исполнению указов Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, а также порядок взаимодействия ФМС России и территориальных органов ФМС России с федеральными органами исполнительной власти по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.
2. Исполнение государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 746 "Об утверждении положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища"*(3).
3. ФМС России и территориальные органы ФМС России при рассмотрении ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища руководствуются:
Конституцией Российской Федерации*(4).
Международными договорами:
Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года*(5);
Международным пактом о гражданских и политических правах, принятым Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. (ратифицирован 18 сентября 1973 г. с заявлением по статье 48 (1) *(6);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Международного пакта следует читать как "19 декабря 1966 г."
Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах, принятым Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года*(7);
Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. (ратифицирован 18 сентября 1973 г. с заявлением по статье 26 (1)*(8);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Международного пакта следует читать как "19 декабря 1966 г."
Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1979 г. (ратифицирована 19 декабря 1980 г.)*(9);
Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 21 декабря 1965 г. (ратифицирована 22 января 1969 г.)*(10);
Конвенцией о политических правах женщин, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1952 г. (ратифицирована 18 марта 1954 г. с оговоркой по статье VII)*(11);
Конвенцией о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 2 декабря 1949 года*(12);
Дополнительной конвенцией об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 года (ратифицирована 16 февраля 1957 г.)*(13);
Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года (ратифицирована 21 января 1987 г.)*(14);
Конвенцией о статусе беженцев 1951 года и Протоколом, касающимся статуса беженцев, 1967 года*(15);
Федеральными законами:
от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах"*(16);
от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации "*(17);
от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"*(18);
от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"*(19);
от 28 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"*(20);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "18 июля 2006 г."
от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"*(21);
статьей 464 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ)*(22);
статьей 322 Уголовного кодекса Российской Федерации (от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ)*(23).
Указами Президента Российской Федерации:
от 14 ноября 2002 г. N 1318 "Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации"*(24);
от 11 августа 2003 г. N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации"*(25);
от 11 июля 2004 г. N 865 "Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации"*(26);
от 19 июля 2004 г. N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы"*(27).
Приказами:
МВД России от 2 декабря 2005 г. N 983 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной миграционной службы"*(28);
МВД России, МЧС России, Минобороны России, МНС России, Минюста России, ГТК России, СВР России, Федеральной службы воздушного транспорта России, ФСЖВ России, ФМС России, ФСБ России, ФСНП России, ФСО России, ФПС России, ФАПСИ от 17 ноября 1999 г. N643/531/549/АП-3-24/364/331/786/82/112/363/96/423/413/357/620/18 9 "Об утверждении Положения о порядке формирования и ведения информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации"*(29).
4. Прием ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища осуществляется территориальными органами ФМС России.
5. Рассмотрение ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища осуществляется ФМС России.
6. ФМС России при рассмотрении ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища взаимодействует с:
Министерством внутренних дел Российской Федерации (МВД России);
Министерством иностранных дел Российской Федерации (МИД России);
Федеральной службой безопасности Российской Федерации (ФСБ России);
Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.
II. Административные процедуры
7. В зданиях территориальных органов ФМС России, участвующих в исполнении государственной функции, должны быть помещения для ожидания и приема лиц, ходатайствующих о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, имеющие стулья, столы (стойки) для возможности оформления документов, а также туалет и гардероб. В летнее время (с июня по август) в зависимости от климатических условий должен работать кондиционер.
Помещение, где проводится прием заявителей и собеседование с ними, должно отвечать условиям конфиденциальности.
Должны быть созданы условия для обслуживания инвалидов: помещения оборудованы пандусами, специальными ограждениями и перилами, обеспечивающими беспрепятственное передвижение и разворот инвалидных колясок, размещение столов для инвалидов в стороне от входа с учетом беспрепятственного подъезда и поворота колясок.
Заявители должны обладать информацией о фамилии, имени, отчестве и должности сотрудников, которые их обслуживают. Для этого сотрудники обеспечиваются личными идентификационными карточками и (или) настольными табличками.
Информация о государственной функции предоставляется территориальными органами ФМС России непосредственно в помещениях для ожидания в виде информационных стендов, а также по телефону, электронной почте, посредством размещения информации на официальных интернет-сайтах*(30) ФМС России и ее территориальных органов.
Электронный адрес для направления обращений в ФМС России, а также информация о месте нахождения территориальных органов ФМС России, почтовом и электронном адресах для направления обращений, контактных телефонах размещена на интернет-сайте ФМС России по электронному адресу: www.fms.gov.ru.
8. Основными требованиями к информированию заявителей являются:
достоверность предоставляемой информации;
четкость в изложении информации;
полнота информирования;
наглядность форм предоставляемой информации;
удобство и доступность получения информации;
оперативность предоставления информации.
9. На стендах территориальных органов ФМС России, участвующих в исполнении государственной функции, а также на интернет-сайтах ФМС России и ее территориальных органов размещается следующая информация:
порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища;
режим работы соответствующего территориального органа ФМС России;
адреса интернет-сайтов ФМС России и ее территориальных органов;
номера телефонов и адреса электронной почты справочных служб ФМС России и ее территориальных органов;
порядок исполнения настоящей государственной функции.
Размещаются следующие формы документов:
форма ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища (приложение N 1 к Административному регламенту);
форма анкеты лица, ходатайствующего о предоставлении Российской Федерацией политического убежища (приложение N 1 к Ходатайству о предоставлении Российской Федерацией политического убежища);
форма опросного листа лица, ходатайствующего о предоставлении Российской Федерацией политического убежища (приложение N 2 к Ходатайству о предоставлении Российской Федерацией политического убежища).
10. Информация по электронной почте или через интернет-сайт предоставляется в режиме вопросов-ответов каждому заявителю, задавшему вопрос, не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем получения вопроса.
11. Консультирование заявителей о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища проводится в рабочее время. Обеспечиваются личные консультации, письменные консультации и консультации по телефону.
Заявитель может выбрать два варианта получения личной консультации: в режиме общей очереди или по телефону.
Сотрудник, осуществляющий индивидуальное устное консультирование, должен принять все необходимые меры для дачи полного и оперативного ответа на поставленные вопросы, в том числе с привлечением других сотрудников. Время ожидания заинтересованного лица при индивидуальном устном консультировании не может превышать 30 минут.
Индивидуальное устное консультирование каждого заинтересованного лица сотрудник территориального органа ФМС России осуществляет не более 10 минут.
В случае если для подготовки ответа требуется продолжительное время, сотрудник, осуществляющий индивидуальное устное консультирование, может предложить заинтересованным лицам обратиться за необходимой информацией в письменном виде либо назначить другое удобное для заинтересованных лиц время для устного консультирования.
Для обеспечения индивидуального устного консультирования в подразделениях выделяются отдельные сотрудники.
При устном обращении заинтересованных лиц (по телефону или лично) сотрудники, осуществляющие прием и консультирование, дают ответ самостоятельно. Если сотрудник, к которому обратился заявитель, не может ответить на вопрос самостоятельно, то он может предложить заявителю обратиться письменно либо назначить другое удобное для заинтересованного лица время для получения информации.
При ответе на телефонные звонки сотрудник, осуществляющий прием и информирование, сняв трубку, должен назвать фамилию, имя, отчество, занимаемую должность и наименование территориального органа ФМС России. Во время разговора необходимо произносить слова четко, избегать "параллельных разговоров" с окружающими людьми и не прерывать разговор по причине поступления звонка на другой аппарат. В конце консультирования сотрудник, осуществляющий прием и консультирование, должен кратко подвести итоги и перечислить меры, которые надо принять (кто именно, когда и что должен сделать).
В случае получения запроса на письменную консультацию заявителя подразделение обязуется ответить на него в срок до 30 дней.
Ответы на письменные обращения направляются в письменном виде и должны содержать: ответы на поставленные вопросы, фамилию, инициалы и номер телефона исполнителя. Ответ подписывается руководителем территориального органа ФМС России или лицом, исполняющим его обязанности*(31).
Основания для отказа в принятии к рассмотрению ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища и в предоставлении политического убежища
12. Ходатайство о предоставлении Российской Федерацией политического убежища не принимается к рассмотрению и политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется, если:
лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;
лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;
лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;
лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации "О беженцах";
лицо представило заведомо ложные сведения;
лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;
лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Условия и сроки исполнения государственной функции
13. Исполнение государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которые ищут убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.
14. При обращении с ходатайством о предоставлении Российской Федерацией политического убежища иностранный гражданин или лицо без гражданства представляет:
иностранный гражданин - паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
лицо без гражданства - документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, либо разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные на территории Российской Федерации;
две личные фотографии в черно-белом или цветном исполнении размером 35x45 мм с четким изображением лица строго в анфас без головного убора.
Допускается представление фотографий в головных уборах, не скрывающих овал лица, гражданами, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов.
Для заявителей, постоянно носящих очки, обязательно фотографирование в очках без тонированных стекол.
При наличии технической возможности фотографирование и получение фотографий может быть произведено непосредственно в территориальном органе ФМС России.
Непредставление заявителем документов, удостоверяющих личность, не может служить основанием для отказа в приеме ходатайства.
Заявитель, у которого отсутствуют документы, удостоверяющие личность, должен объяснить причину их отсутствия и представить другие документы или свидетельские показания, прямо или косвенно подтверждающие его личность.
15. Конечным результатом исполнения государственной функции является рассмотрение в установленном порядке ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.
16. Заявителям обеспечиваются комфортные условия прохождения формальностей, связанных с подачей ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, прохождением индивидуального собеседования, в том числе, гарантируются надлежащим образом оборудованные помещения, обеспечивающие условия конфиденциальности, удобные графики работы органов, участвующих в исполнении государственной функции.
17. Прием письменных ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища производится территориальными органами ФМС России по месту пребывания заявителя на территории Российской Федерации.
18. Часы приема сотрудников территориального органа ФМС России, участвующих в исполнении государственной функции, которые непосредственно взаимодействуют с заявителями:
Дни недели |
Время приема |
Понедельник |
10.00-17.00, 13.00-13.45 - обеденный перерыв |
Вторник |
10.00-17.00, 13.00-13.45 - обеденный перерыв |
Среда |
10.00-17.00, 13.00-13.45 - обеденный перерыв |
Четверг |
10.00-17.00, 13.00-13.45 - обеденный перерыв |
Пятница |
Прием не осуществляется |
Суббота |
Выходной день |
Воскресенье |
Выходной день |
Часы работы иных сотрудников устанавливаются согласно служебному распорядку соответствующего территориального органа ФМС России. Руководитель территориального органа ФМС России в зависимости от ситуации перераспределяет в течение дня сотрудников, осуществляющих прием заявителей.
19. Ходатайство о предоставлении Российской Федерацией политического убежища подается заявителем лично в течение семи дней по прибытии на территорию Российской Федерации или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства.
20. Ходатайство о предоставлении Российской Федерацией политического убежища подается на имя Президента Российской Федерации.
21. Прием ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища производится по возможности в день обращения заявителя.
Лицам, не владеющим русским языком, по возможности предоставляются услуги переводчика.
Дата и время приема ходатайства могут быть согласованы с заявителем по телефону. Для этого территориальные органы ФМС России, участвующие в исполнении государственной функции, информируют иностранных граждан и лиц без гражданства о номерах телефонов, по которым можно осуществить предварительную запись.
При отсутствии в день обращения заявителя переводчика, членов семьи, прибывших с заявителем, либо документов, удостоверяющих его личность, дата и время приема ходатайства может быть согласована с заявителем, в том числе по телефону.
При определении времени приема по телефону сотрудник обязан назначить время на основе графика уже запланированного времени приема заявителей и времени, удобного заявителю.
22. Ходатайство заполняется на русском языке. Если заявитель не может заполнить ходатайство самостоятельно, то оно заполняется ответственным сотрудником территориального органа ФМС России. Личная подпись заявителя в ходатайстве заверяется уполномоченным на это сотрудником территориального органа ФМС России.
23. После заполнения ходатайства с заявителем проводится индивидуальное собеседование, заполняются анкета и опросные листы.
В случае необходимости с заявителем проводятся дополнительные собеседования с заполнением опросных листов. Дата проведения дополнительных собеседований определяется территориальным органом ФМС России. Перерыв между первым и дополнительным собеседованием не должен превышать 2 рабочих дней.
Время приема ходатайства, проведения индивидуального собеседования и заполнения анкеты и опросного листа не должно превышать 4 часов с перерывами после каждого часа по 15 минут.
24. Помещения для приема посетителей должны быть размещены на нижних этажах зданий территориальных органов ФМС России, участвующих в исполнении государственных функций, для посетителей организуется отдельный вход.
Прием заявителей и документов, необходимых для подачи ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, заполнение ходатайства и проведение индивидуальных собеседований осуществляются в специально оборудованных помещениях, отвечающих условиям конфиденциальности.
Последовательность административных процедур
25. Иностранные граждане и лица без гражданства, желающие получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязаны в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих им вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган ФМС России (приложение N 2 к Административному регламенту) по месту своего пребывания с письменным ходатайством.
26. При подаче ходатайства заявитель вправе представлять любые документы в обоснование своего ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.
Сотрудник территориального органа ФМС России, ответственный за прием ходатайства, принимает документы, удостоверяющие личность заявителя, делает их ксерокопию, проверяет тождественность личности предъявителя с лицом, изображенным на фотографии в документе.
27. После заполнения ходатайства сотрудником территориального органа ФМС России, ответственным за прием ходатайства, проводится опрос заявителя с заполнением анкеты, которая является составной частью ходатайства.
На первую страницу анкеты наклеивается фотография заявителя.
Анкета заполняется на русском языке сотрудником территориального органа ФМС России со слов заявителя. Каждая страница анкеты подписывается заявителем.
В анкете должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о мотивах обращения за предоставлением политического убежища в Российской Федерации, а также необходимые автобиографические сведения.
28. После заполнения анкеты и пятнадцатиминутного перерыва с заявителем проводится индивидуальное собеседование. Все задаваемые заявителю вопросы и ответы на них фиксируются в опросном листе, который является составной частью ходатайства.
Вопросы должны касаться мотивов обращения заявителя за предоставлением Российской Федерацией политического убежища. Каждая страница опросного листа подписывается заявителем.
29. Ходатайство, анкета, опросные листы и другие документы, представленные заявителем в обоснование ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, формируются в личное дело заявителя.
Личному делу присваивается номер, который соответствует порядковому номеру обращения с ходатайством о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.
30. Каждое обращение с ходатайством о предоставлении Российской Федерацией политического убежища регистрируется в Книге учета обращений с ходатайством о предоставлении Российской Федерацией политического убежища (приложение N 3 к Административному регламенту).
31. После подачи ходатайства заявитель подлежит обязательной дактилоскопической регистрации в установленном порядке.
Обязательную дактилоскопическую регистрацию заявителя проводит уполномоченный сотрудник территориального органа ФМС России по месту подачи заявителем ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.
32. После индивидуального собеседования с заявителем, заполнения анкеты и опросного листа ответственный за прием ходатайства сотрудник территориального органа ФМС России устанавливает наличие (или отсутствие) оснований, при которых ходатайство о предоставлении Российской Федерацией политического убежища не принимается к рассмотрению, оценивает полученную информацию и представляет руководителю территориального органа ФМС России мотивированное заключение.
В заключении отражаются основные биографические данные заявителя, его доводы в обоснование ходатайства, информация о внутриполитическом положении в стране происхождения заявителя, а также выводы и предложения о возможности принятия ходатайства к рассмотрению.
Руководитель территориального органа ФМС России рассматривает заключение и принимает решение о целесообразности направления ходатайства для рассмотрения в ФМС России либо о наличии оснований для отказа в приеме ходатайства к рассмотрению.
Не принимаются к рассмотрению ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища при наличии оснований, указанных в пункте 12 Административного регламента.
При наличии таких оснований заявителю в течение пяти рабочих дней со дня поступления ходатайства вручается или направляется уведомление с указанием причин отказа в приеме к рассмотрению ходатайства.
33. В случае принятия ходатайства к рассмотрению заявителю на период рассмотрения ходатайства выдается Справка о законном пребывании иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища (приложение N 4 к Административному регламенту).
Справка наряду с документами, удостоверяющими личность заявителя, является подтверждением его законного пребывания на территории Российской Федерации.
34. Сведения об иностранных гражданах и лицах без гражданства, подавших ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, заносятся в государственную информационную систему миграционного учета.
35. Выдача справок регистрируется в Книге учета обращений с ходатайством о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.
Справка оформляется на бланке территориального органа ФМС России, в верхнем левом углу которого расположен угловой штамп с реквизитами территориального органа ФМС России. Там же проставляются дата выдачи и порядковый номер справки.
Выдаваемой справке присваивается порядковый номер, под которым она зарегистрирована в Книге учета обращений с ходатайством о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.
В реквизите "Настоящая справка выдана" указываются фамилия, имя (имена), отчество заявителя в дательном падеже.
В реквизите "Гражданство" указывается гражданская принадлежность заявителя, подтвержденная паспортом иностранного гражданина либо иным документом, установленным федеральным законом или признаваемым в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
При наличии у заявителя документа, выданного иностранным государством и признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, либо разрешения на временное проживание или вида на жительство, выданных на территории Российской Федерации, в реквизите "Гражданство" указывается "Лицо без гражданства".
В справке также проставляются: дата принятия к рассмотрению ходатайства, наименование и номер контактного телефона территориального органа ФМС России, принявшего ходатайство к рассмотрению, номер личного дела заявителя.
В реквизите "Документ, удостоверяющий личность" указываются наименование документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, и его реквизиты (кем выдан, номер, дата выдачи, срок действия).
На оборотной стороне справки в реквизите "С ним находятся" перечисляются члены семьи заявителя, пребывающие с ним в Российской Федерации (фамилия, имя (имена), отчество; дата рождения; степень родства; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность члена семьи (его реквизиты).
Далее проставляются дата выдачи справки и срок ее действия.
Указывается должность и специальное звание руководителя территориального органа ФМС России, проставляется подпись руководителя и делается ее расшифровка (имя, отчество, фамилия).
Подпись руководителя территориального органа ФМС России заверяется печатью территориального органа ФМС России.
При необходимости срок действия справки может быть продлен, о чем делается соответствующая запись, которая заверяется подписью руководителя территориального органа ФМС России и печатью территориального органа ФМС России.
36. При наличии достаточных оснований для рассмотрения ходатайство направляется в ФМС России для его рассмотрения. К ходатайству приобщаются заключение территориального органа ФМС России о целесообразности направления ходатайства для рассмотрения в ФМС России и материалы личного дела заявителя.
Днем принятия к рассмотрению ходатайства считается день поступления в ФМС России всех необходимых для его рассмотрения материалов.
37. ФМС России:
направляет в территориальные органы ФМС России список стран с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области прав человека, ежегодно представляемый МИД России;
рассматривает поступившее ходатайство и приложенные к нему материалы;
запрашивает заключения МИД России, МВД России и ФСБ России, с этой целью направляет в эти инстанции копии ходатайства и материалов личного дела заявителя;
после рассмотрения ходатайства и получения заключений МИД России и ФСБ России направляет в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации все материалы со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления заявителю политического убежища Российской Федерацией.
Срок рассмотрения ходатайства в МИД России, ФСБ России и ФМС России не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов.
38. В случае подписания Президентом Российской Федерации Указа о предоставлении Российской Федерацией лицу политического убежища ФМС России в семидневный срок со дня издания Указа уведомляет лицо через свои территориальные органы о принятом решении.
В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства территориальный орган ФМС России вручает или направляет лицу уведомление о том, что его дальнейшее пребывание на территории Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
39. Лицу, получившему политическое убежище, а также членам его семьи территориальным органом ФМС России по месту обращения лица с ходатайством выдается Свидетельство о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства Российской Федерацией политического убежища (приложение N 5 к Административному регламенту).
Выдаваемому свидетельству присваивается порядковый номер, под которым он зарегистрирован в Книге учета обращений иностранных граждан и лиц без гражданства с ходатайством о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.
В реквизите "Настоящее свидетельство выдано" указываются фамилия, имя (имена), отчество заявителя в дательном падеже.
В реквизите "Гражданство" указывается гражданская принадлежность владельца, подтвержденная паспортом иностранного гражданина либо иным документом, установленным федеральным законом или признаваемым в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
При наличии у заявителя документа, выданного иностранным государством и признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, либо разрешения на временное проживание или вида на жительство, выданных на территории Российской Федерации, в реквизите "Гражданство" указывается "Лицо без гражданства".
В свидетельстве указываются дата и номер указа Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.
В реквизите "Паспорт (иной документ, удостоверяющий личность)" указываются наименование документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, и его реквизиты (кем выдан, номер, дата выдачи, срок действия).
Далее в свидетельство вписываются данные о членах семьи лица, получившего политическое убежище, которым также предоставлено политическое убежище.
В реквизите "Свидетельство выдано" указывается наименование территориального органа ФМС России.
Далее проставляется дата выдачи свидетельства.
Указывается должность и специальное звание руководителя территориального органа ФМС России, проставляется подпись руководителя и делается ее расшифровка (имя, отчество, фамилия).
Подпись руководителя территориального органа ФМС России заверяется печатью территориального органа ФМС России.
При выдаче свидетельства справка о законном пребывании иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища изымается выдавшим ее территориальным органом ФМС России.
40. Лицу, получившему политическое убежище, и членам его семьи территориальным органом ФМС России в установленном порядке оформляется вид на жительство.
Утрата права на предоставление политического убежища или лишение лица политического убежища
41. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:
возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;
выезда на жительство в третью страну;
добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;
приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.
42. Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по представлению ФМС России на основании заключений МИД России и ФСБ России.
Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.
43. Лицо может быть лишено предоставленного ему политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
Лишение политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.
Контроль за исполнением государственной функции
44. ФМС России осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов ФМС России, при выявлении нарушений Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 746, и Административного регламента пересматривает их решения.
45. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по исполнению государственной функции сотрудниками территориальных органов ФМС России, осуществляется их непосредственными руководителями, а также уполномоченными должностными лицами территориальных органов, ответственными за организацию работы по исполнению государственной функции.
46. Руководители территориальных органов ФМС России организуют работу по приему и рассмотрению ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, принимают меры к совершенствованию форм и методов служебной деятельности, обучению подчиненных, несут персональную ответственность за соблюдение законности.
47. Сотрудник, осуществляющий прием и рассмотрение ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, несет персональную ответственность за соблюдение срока, правильность и полноту рассмотрения ходатайств.
48. Обязанности сотрудников ФМС России и ее территориальных органов по исполнению Административного регламента закрепляются в их должностных инструкциях.
49. Текущий контроль осуществляется путем проведения должностным лицом, ответственным за организацию работы по исполнению государственной функции, проверок соблюдения сотрудниками положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается руководителями территориальных органов ФМС России.
50. Периодичность осуществления контроля за исполнением государственной функции территориальными органами ФМС России устанавливается руководителем ФМС России.
Контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции включает в себя проведение проверок, направленных на выявление и устранение причин и условий, вследствие которых были нарушены права и свободы граждан, а также рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения граждан, содержащих жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц территориальных органов ФМС России.
51. Проверка соответствия полноты и качества исполнения государственной функции предъявляемым требованиям осуществляется на основании ведомственных нормативных актов (приказов, распоряжений), а также указаний ФМС России.
Порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принимаемых) в ходе исполнения государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства
52. Действия (бездействие) должностных лиц ФМС России заявитель вправе обжаловать в установленном порядке руководителю ФМС России или в суд.
53. Заявитель вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ФМС России в установленном порядке в суд или в Федеральную миграционную службу.
54. Заявитель вправе обратиться с жалобой на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ФМС России в ФМС России лично или письменно.
Заявитель в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает наименование органа, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии); почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ; излагает суть жалобы; ставит личную подпись и дату.
Дополнительно в обращении могут быть указаны наименование органа, должность, фамилия, имя (имена), отчество должностного лица (при наличии информации), действия (бездействие) которого обжалуется; суть обжалуемых действий (бездействия); обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы; иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить. В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
55. В период рассмотрения жалобы на действия (бездействие) должностных лиц ФМС России или территориального органа ФМС России продлевается срок временного пребывания иностранного гражданина на основании его письменного заявления, поданного в произвольной форме, с представлением документа, подтверждающего его обращение в суд, или копии жалобы в ФМС России с отметкой о ее приеме к рассмотрению или с приложением квитанции о заказном почтовом отправлении.
Срок временного пребывания продлевается на срок рассмотрения жалобы, но не более чем на три месяца. Решение о продлении срока временного пребывания принимается руководителем территориального органа ФМС России.
Отметка о продлении срока временного пребывания иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, проставляется в миграционную карту. Иностранному гражданину, имеющему визу, продлевается срок ее действия.
Иностранному гражданину, не имеющему документов, удостоверяющих личность, на период рассмотрения жалобы продлевается срок действия Справки о законном пребывании иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища (если данная справка была выдана заявителю в связи с принятием его ходатайства к рассмотрению).
56. Жалоба иностранного гражданина, поданная в ФМС России, рассматривается в установленном порядке уполномоченным подразделением ФМС России.
57. По результатам рассмотрения жалобы уполномоченным должностным лицом ФМС России принимается решение об удовлетворении требований заявителя или об отказе в удовлетворении жалобы.
Копия решения направляется в территориальный орган ФМС России, вынесший обжалуемое решение, и иностранному гражданину в течение трех рабочих дней.
58. После получения копии решения ФМС России территориальный орган ФМС России в течение трех рабочих дней исполняет решение ФМС России.
______________________________
*(1) Далее - "Административный регламент".
*(2) Далее - "ФМС России".
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации. 1997, N 30, ст. 3601; 2003. N 49, ст. 4755; 2007, N 31, ст. 4020.
*(4) "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 152; 1996, N 7, ст. 676; 2001, N 24, ст. 2421; 2003, N 30, ст. 3051; 2004, N 13, ст. 1110; 2005, N 42, ст. 4212; 2006, N 29, ст. 3119; 2007, N 1, ст. 1; 2007, N 30, ст. 3745.
*(5) "Российская газета" от 5 апреля 1995 г.
*(6) Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик, 1976, N 17, ст. 291.
*(7) Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик, 1976, N 17, ст. 291.
*(8) Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик, 1976, N 17, ст. 291; Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994, N 12, ст. 1-5.
*(9) Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик, 1982, N 25, ст. 464.
*(10) Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик, 1969, N 25, ст. 219.
*(11) Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI. - М., 1957, ст. 290-294.
*(12) Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI. - М., 1957, ст. 280-290.
*(13) Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. 1957, N 8, ст. 224.
*(14) Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. 1987, N 45, ст. 747.
*(15) Бюллетень международных договоров, 1993, N 9, ст. 6-28.
*(16) Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Суда РСФСР. 1993. N 12. ст. 425; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997. N 26. ст. 2956; 1998, N 30, ст. 3613; 2000. N 33, ст. 3348; N 45, ст. 4537; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27. ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2006, N 31, ст. 3420; 2007. N 1, ст. 29.
*(17) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3806; 2001, N 11, ст. 1002; 2002, N 30, ст. 3032; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1687; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 31, ст. 3420; 2007, N 24, ст. 2832.
*(18) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2002, N 30, ст. 3032; 2003, N 27, ст. 2700; 2003, N 46, ст. 4437; 2004, N 35, ст. 3607; 2004, N 45, ст. 4377; 2006, N 30, ст. 3286; 2006, N 31, ст. 3420; 2007, N 1. ст. 21.
*(19) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451.
*(20) Собрание законодательства Российской Федерации. 2006, N 30, ст. 3285.
*(21) Собрание законодательства Российской Федерации. 2006, N 19, ст. 2060.
*(22) Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921.
*(23) Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2003, N 27, ст. 2712; 2003, N 50, ст. 4848.
*(24) Собрание законодательства Российской Федерации, 18.11.2002, N 46, ст. 4570; 2003, N 48, ст. 4659; 2006, N 15, ст. 1584.
*(25) Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3254; 2004, N 28, ст. 2883; 2005, N 36, ст. 3665; 2005, N 49, ст. 5200; 2006, N 25, ст. 2699; 2006, N 31, ст. 3463; 2007, N 1, ст. 205.
*(26) Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 28, ст. 2880; 2005, N 19, ст. 1782; 2005, N 43, ст. 4371; 2007, N 5, ст. 637.
*(27) Собрание законодательства Российской Федерации. 2004, N 30, ст. 3150; 2005, N 19, ст. 1786; 2005, N 52, ст. 5687, 2006, N 32, ст. 3534; 2007, N 13, ст. 1540; 2007, N 19, ст. 2342; 2007, N 20, ст. 2393.
*(28) Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 декабря 2005 года, регистрационный N 7269. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2005, N 51.
*(29) Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 декабря 1999 года, регистрационный N 2035. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, N 4.
*(30) Далее - "интернет-сайт".
*(31) Далее - "руководитель".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.