Под грифом "секретно"
Престижность компании, ее выживаемость на рынке, прибыльность часто зависят от уникальных технологий, бизнес-идей, ноу-хау. Разумеется, коммерсанты стараются защитить свои разработки, засекречивая данные и придавая им статус коммерческой тайны.
Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю увеличить доходы фирмы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке или получить иную выгоду. Примерно такое определение содержится в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ "О коммерческой тайне".
Разглашение информации, представляющей собой коммерческую тайну, - действие или бездействие, в результате которых закрытые сведения в любой возможной форме - устной, письменной или другой, в том числе с использованием технических средств, становятся известными третьим лицам (п. 9 ст. 3 Закона о коммерческой тайне).
Секретная информация - это сведения, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность, это могут быть производственные, технические, экономические, организационные и другие данные, в том числе и результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также информация о способах осуществления профессиональной деятельности.
Так как же выглядит режим защиты информации? Прежде всего необходимо определить перечень данных, составляющих коммерческую тайну. Затем ограничить доступ к этой информации. Требуется начать вести учет сотрудников, у которых открыт доступ к засекреченным данным.
Обратите внимание, в трудовых контрактах с сотрудниками и гражданско-правовых договорах с контрагентами необходимо прописать порядок использования конфиденциальных сведений.
Ну и наконец, на секретные материалы нужно нанести гриф "Коммерческая тайна" с реквизитами ее правообладателя. Это следует из пункта 2 статьи 10 Закона о коммерческой тайне. Срок охраны не ограничен. Он может длиться до тех пор, пока обеспечивается режим конфиденциальности.
Персональный подход
Какие меры нужно предпринять, чтобы не подлежащая разглашению информация была защищена, а работодатель мог требовать от сотрудников соблюдения режима конфиденциальности?
Первое, что нужно сделать, это разработать и утвердить Положение о защите коммерческой тайны. С этим документом нужно под роспись ознакомить весь персонал фирмы. В нем необходимо предусмотреть:
- перечень сведений, составляющих коммерческую тайну;
- список работников, допущенных к секретным данным;
- правила допуска;
- способы работы с информацией, составляющей тайну;
- правила хранения данных, являющихся секретными;
- ответственность за разглашение тайны.
Кроме этих правил, следует создать условия для обеспечения защиты закрытых сведений. Хранить носители, содержащие конфиденциальную информацию, нужно в сейфе. Доступы к персональному компьютеру и локальной сети осуществлять только по индивидуальному логину и паролю.
Обязанность не разглашать секреты производства следует прямо предусмотреть трудовым договором или приложением к нему, а при необходимости - и должностной инструкцией. При этом, исходя из перечня секретной информации, утвержденного Положением о защите коммерческой тайны, нужно определить, какие именно сведения о технологии процесса, какие результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и прочее не подлежат распространению.
Имейте в виду, что именно на работодателя возлагается обязанность доказать, что содержание договоров, отчетов и другой документации включает информацию, составляющую коммерческую тайну, в случае разглашения этих сведений сотрудником. Суд может рассмотреть ситуацию не в пользу организации при отсутствии конкретных указаний, какие сведения работник должен считать закрытыми. А также без подтверждения осуществления мер по охране данных суд вынесет решение об отсутствии обстоятельств, указывающих на неправомерное использование работником конфиденциальной информации. То есть сам факт разглашения коммерческой тайны в этих случаях будет считаться недоказанным (определение Московского областного суда от 28.08.2012 г. по делу N 33-16473).
Nota bene. Обязанность не разглашать секреты производства следует прямо предусмотреть трудовым договором или приложением к нему, а при необходимости - и должностной инструкцией. При этом, исходя из перечня секретной информации, утвержденного Положением о защите коммерческой тайны, нужно определить, какие именно сведения не подлежат распространению.
Условия договора
В гражданско-правовых отношениях дело с защитой секретов предприятия обстоит несколько сложнее. Запрет разглашать секретные данные действует, однако из-за слегка размытой формулировки статьи 727 Гражданского кодекса утечка все-таки может случиться. Федеральный закон от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ внес изменение в часть первую этой статьи. И с 1 октября 2014 года "если сторона благодаря исполнению своего обязательства по договору подряда получила от другой стороны информацию о новых решениях и технических знаниях, в том числе не защищаемых законом, а также сведения, в отношении которых их обладателем установлен режим коммерческой тайны", то она не вправе "сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны". Эта поправка должна помочь при необходимости обладателю конфиденциальных сведений защитить свои права и возместить причиненный ущерб.
Итак, организация предпринимает необходимые меры для защиты секретов производства: определяет перечень сведений, ограничивает доступ к ним, ведет учет лиц, которые ознакомлены с ними, наносит на материалы гриф "Коммерческая тайна". Казалось бы, все обязательные меры реализованы. Но при заключении гражданско-правовых договоров есть некоторые нюансы, о которых необходимо помнить.
Важно достигнуть соглашения по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Одним из них является предмет сделки.
Например, деловые партнеры договорились о выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, тогда они обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов. Для этого в контракте нужно определить конкретный объем данных, признаваемых конфиденциальными (ст. 771 ГК РФ).
В лицензионном договоре должны быть указания на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, право на использование которых предоставляется лицензиату, а также способы их использования (ст. 1235 ГК РФ).
Причем исключительное право на предмет договора должно быть подтверждено правообладателем.
То есть сначала организация определяет перечень закрытых сведений, маркирует соответствующую документацию грифом секретности и так далее, и только потом заключает договор по существенным условиям. Чтобы не получилось так, что в случае спора суд счел контракт недействительным при отсутствии юридического факта введения режима коммерческой тайны в отношении закрытых сведений (постановление Суда по интеллектуальным правам от 02.10.2013 г. N С01-95/2013 по делу N А40-7539/13).
Нарушение режима тайны влечет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность (ст. 14 Закона о коммерческой тайне).
Nota bene. В гражданско-правовых отношениях дело с защитой секретов предприятия обстоит несколько сложнее. Запрет разглашать секретные данные действует, однако из-за слегка размытой формулировки статьи 727 Гражданского кодекса утечка все-таки может случиться.
Е. Егорова,
редактор-эксперт журнала "Практическая Бухгалтерия"
"Расчет", N 6, июнь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru