Согласно ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органы государственной власти заключают сделки с финансовыми организациями на такие услуги, как открытие и ведение банковских счетов, осуществление расчетов по этим счетам производится независимо от суммы сделки только по результатам открытого конкурса или аукциона в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". По действующему законодательству средства в рамках мер социальной поддержки перечисляются гражданам на открытые ими в финансовых организациях счета.
Необходимо ли в данном случае органу государственной власти проводить конкурентную процедуру выбора банковской организации?
Действительно, согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды заключают независимо от суммы сделки договоры с финансовыми организациями только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона, проводимых в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ для оказания перечисленных в этой норме финансовых услуг, в том числе открытие и ведение банковских счетов, осуществление расчетов по этим счетам. Данная норма не предусматривает каких-либо исключений для договоров о проведении расчетов в пользу третьих лиц - граждан Российской Федерации.
Заметим, что договор в пользу третьего лица, по смыслу ст. 430 ГК РФ, не является отдельным видом договора, то есть договор любого вида, предусмотренный второй частью Гражданского кодекса РФ, может быть заключен в пользу третьего лица, при этом к нему применяются те же правила, что и к договору, заключенному каждой стороной в свою пользу. Договоры о проведении расчетов, как следует из п. 2 ст. 779 ГК РФ, относятся к договорам оказания услуг. В связи с этим следует также учитывать, что заключение органами государственной власти договоров на оказание услуг в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 5 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) подпадает под действие этого Закона. Исключения - отношения, к которым не применяется Закон N 44-ФЗ, перечислены в ч. 2 ст. 1 этого Закона, но такого случая, как договор о проведении расчетов в пользу третьего лица, среди них не упомянуто.
Таким образом, на наш взгляд, ч. 1 ст. 18 Закона N 135-ФЗ, подтверждая, что заключение договоров о проведении расчетов по банковским счетам подпадает под действие Закона N 44-ФЗ, ограничивает при этом право заказчика на выбор способа закупки (ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ), зависящий в ряде случаев от суммы заключаемого договора (ч. 2 ст. 72, п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Подчеркнем, что сказанное является нашим экспертным мнением. Напомним, что Закон N 44-ФЗ вступил в силу только 1 января 2014 года. Поэтому какая-либо правоприменительная практика по нему отсутствует, официальных разъяснений по данному вопросу, насколько нам известно, также еще не издавалось. Можно попытаться обратиться к практике, складывавшейся в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", на который ранее давалась ссылка в ч. 1 ст. 18 Закона N 135-ФЗ. Примеров практики по ситуации, полностью аналогичной описанной в вопросе, нам найти не удалось, однако есть правоприменительная практика по схожему вопросу, касающемуся так называемых "зарплатных проектов", которая складывалась неоднозначно, подробнее об этом смотрите в следующем материале: Вопрос: Оформление зарплатных карт - бесплатное, а за обслуживание карт работники учреждения (орган исполнительной власти) будут платить самостоятельно. Должен ли проводиться конкурс (ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ) на заключение зарплатного проекта с кредитной организацией? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2012 г.). Безусловно, в настоящее время действуют уже иные нормы, изменениям подвергалась и сама ч. 1 ст. 18 Закона N 135-ФЗ, и мы полагаем, что сделанный нами вывод прямо вытекает из существующих норм. Тем не менее подтвердить его правильность может только практика, в случае возникновения спора окончательно разрешить его сможет только суд. При этом следует учесть, что неоднозначность вышеупомянутой практики вытекала, в том числе, из различной трактовки условий конкретных договоров (контрактов), поэтому, вероятно, и в настоящее время решение суда может зависеть от содержания заключаемого контракта.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
30 мая 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.