Изменения в ТК РФ в части выплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск
Вопрос: 2 апреля 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 02.04.2014 N 55-ФЗ "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 55-ФЗ). Указанный документ внес поправки в ст. 139 ТК РФ. Прокомментируйте их, пожалуйста.
Федеральный закон N 55-ФЗ внес изменения в ст. 139 ТК РФ, согласно которым средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней). До 2 апреля 2014 года среднемесячное число календарных дней было равно 29,4.
Вопрос: С чем связано данное новшество? Вроде бы число дней в году не поменялось.
Количество дней в году осталось прежним, но изменилось количество праздничных дней в году. Среднемесячное число календарных дней - расчетная величина, которая зависит от числа праздничных дней в году. Напомним, что она равна:
- 29,6 - при 10 праздничных днях в году;
- 29,4 - при 12 праздничных днях в году;
- 29,3 - при 14 праздничных днях в году;
Формула расчета следующая: (365,25 - 14) / 12 = 29,3. 365,25 - это среднее число календарных дней в году. При изменении количества праздничных дней в году соответствующие поправки и внесены в ст. 139 ТК РФ.
Вопрос: В настоящий момент изменения внесены только в ТК РФ. В Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" никаких поправок внесено не было. Должны ли бухгалтеры при расчете отпускных и компенсаций за неиспользованный отпуск пользоваться цифрой 29,3 или нужно ждать изменений в данном постановлении?
Изменения внесены в ТК РФ. Ими и надо пользоваться со 2 апреля 2014 года при расчете отпускных и компенсаций за неиспользованный отпуск.
Вопрос: Федеральным законом N 55-ФЗ не предусмотрено никаких переходных положений. Надо ли делать перерасчет отпускных, если отпуск работника пришелся на период с 24.03.2014 по 11.04.2014? Расчет отпускных был сделан 20.03.2014 исходя из среднемесячного числа календарных дней, равного 29,4.
Изменения, внесенные Федеральным законом N 55-ФЗ, вступили в силу со 2 апреля 2014 года. Никаких переходных положений не предусмотрено. Это означает, что даты начисления и выплаты отпускных не имеют никакого значения. Определяющим фактором является дата самого события, то есть дата начала отпуска. Если отпуск начинается 02.04.2014, для расчета отпускных берется среднемесячное число календарных дней, равное 29,3.
Все выплаты по отпускам, которые начались до 02.04.2014, рассчитываются исходя из среднемесячного числа календарных дней, равного 29,4.
Соответственно, в данном случае никаких перерасчетов делать не надо.
Вопрос: Нужно ли делать перерасчет, если отпуск работника был с 03.04.2014 по 30.04.2014, а расчет отпускных сделан исходя из среднемесячного числа календарных дней, равного 29,4?
В данном случае дата начала отпуска - 03.04.2014 - позже дня вступления в силу Федерального закона N 55-ФЗ. Соответственно, расчет отпускных надо делать исходя из среднемесячного числа календарных дней, равного 29,3.
Вопрос: Если неверно исходя из среднемесячного числа календарных дней, равного 29,4, была рассчитана компенсация за неиспользованный отпуск работнику, который уволился после 02.04.2014, тоже надо делать перерасчет?
Да. Уволившемуся работнику также нужно сделать перерасчет, если ему была неверно рассчитана компенсация за неиспользованный отпуск.
Вопрос: А если отпускные или компенсация за неиспользованный отпуск были начислены исходя из среднемесячного числа календарных дней, равного 29,4, а надо было рассчитать их исходя из показателя, равного 29,3, но перерасчет не будет сделан, то чем это грозит работодателю?
Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, осуществления выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Кроме того, в силу ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - в размере от 1 000 до 5 000 руб.;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 000 до 5 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток);
- на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет его дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
И.И. Шкловец,
заместитель руководителя Роструда
"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"