Алгоритм действий: проводим специальную оценку условий труда
С 1 января 2014 года все работодатели обязаны вместо аттестации рабочих мест проводить специальную оценку условий труда (далее - спецоценка). Напомним, что ранее необходимо было проводить аттестацию рабочих мест (в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.11 N 342н, далее - Порядок проведения аттестации).
По результатам спецоценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.13 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее - Закон N 426-ФЗ), а также гарантии и компенсации сотрудникам, работающим во вредных или опасных условиях.
Что изменилось с приходом нового порядка? Вправе ли компания рассчитывать на некоторую отсрочку, если аттестация проводилась совсем недавно? И как отразятся результаты спецоценки на деятельности компании?
Что нужно сделать | Комментарий РНК |
Определить, должна ли компания проводить специальную оценку условий труда | Спецоценка представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также определения уровня их воздействия на работника (ч. 1 ст. 3 Закона N 426-ФЗ). Проводить спецоценку обязаны работодатели за счет собственных средств (ст. 212 ТК РФ и ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). Следовательно, спецоценку проводят все компании и индивидуальные предприниматели, имеющие в штате наемных работников. Предприниматели без наемного персонала могут не проводить спецоценку, поскольку не являются работодателями. Также не проводят спецоценку физические лица, не зарегистрированные в качестве ИП, нанявшие работников (ст. 3 Закона N 426-ФЗ) |
Определить, когда нужно провести спецоценку | Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). При этом результаты проведенной ранее аттестации действительны. Получается, если до 1 января 2014 года работодатель проводил аттестацию рабочего места, в течение пяти лет с момента ее проведения можно не проводить спецоценку (п. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ). Но в некоторых случаях работодателю необходимо проводить внеплановую спецоценку (ст. 17 Закона N 426-ФЗ). В частности, если вынесено соответствующее предписание инспектора по труду (в связи с нарушениями требований охраны труда), из-за изменения технологического процесса, сырья, материалов и средств спецзащиты, а также при возникновении несчастного случая на производстве или профзаболевания работника. Также внеплановую спецоценку нужно провести, если рабочее место создано недавно. Такая проверка проводится не позднее полугода с момента его создания (ст. 17 Закона N 426-ФЗ). Также нужно провести внеплановую спецоценку рабочих мест, созданных в 2013 году, в отношении которых не была проведена аттестация. Дело в том, что аттестацию можно было провести в течение года с момента создания рабочего места (п. 4 Порядка проведения аттестации). Получается, что некоторые рабочие места на момент изменения законодательства могли быть не аттестованы - вот именно в отношении них и нужно провести спецоценку |
Создать комиссию по спецоценке | Порядок создания комиссии по спецоценке установлен статьей 9 Закона N 426-ФЗ. Так, число членов комиссии должно быть нечетным. В состав комиссии включаются представители работодателя (в том числе специалист по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом работодателя. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель. Комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться спецоценка |
Выяснить, в отношении каких рабочих мест должна проводиться спецоценка | Ранее существовал перечень рабочих мест, которые необходимо было аттестовывать (п. 4 Порядка проведения аттестации). В него входили рабочие места, связанные: - с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами; - их эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом; - источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника; - использованием электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента; - хранением, перемещением или применением сырья и материалов. Для специальной оценки таких ограничений нет. Значит, ее необходимо проводить независимо от наличия или отсутствия указанных факторов. Однако от проведения спецоценки освобождены рабочие места надомников и дистанционных работников (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ). Правительство РФ утвердило перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых спецоценка проводится в особом порядке. Перечень включает в себя рабочие места на морских и воздушных судах, а также рабочие места некоторых медработников, тренеров и спортсменов, творческих работников, верхолазов, водолазов, лиц, занятых на подземных работах и пр. (постановление Правительства РФ от 14.04.14 N 290). Особые обстоятельства должны быть установлены Минтрудом России до 1 января 2015 года |
Выбрать специализированную компанию для проведения спецоценки | Спецоценку вправе проводить лишь специализированные организации, которые отвечают требованиям статьи 19 Закона N 426-ФЗ (письмо Минтруда России от 22.01.14 N 15-1/В-30): - указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведения специальной оценки условий труда; - наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда; - наличие не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям; - наличие в качестве структурного подразделения аккредитованной испытательной лаборатории (центра). Такие компании должны быть включены в специальный реестр (ст. 21 Закона N 426-ФЗ). При этом организации, которые ранее оказывали услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда и являются аккредитованными в соответствии с прежним порядком, вправе начиная с 2014 года проводить спецоценку без учета требований, установленных новым законом |
Провести спецоценку | В ходе спецоценки эксперты специализированной организации исследуют рабочие места на наличие или отсутствие вредных или опасных производственных факторов. Для этого проводят идентификацию рабочих мест (ст. 10 Закона N 426-ФЗ) - сопоставление и установление совпадений имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и опасных производственных факторов (утв. приказом Минтруда России от 24.01.14 N 33н). Результаты идентификации утверждает комиссия. Рабочие места, на которых выявлены вредные или опасные факторы, подвергаются испытаниям и измерениям. По их итогам каждому рабочему месту присваивается класс условий труда. Всего таких классов четыре: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: 1-й, 2-й, 3-й и 4-й степени. Рабочие места, на которых подобные факторы не выявлены, заносятся в декларацию, которая представляется в трудовую инспекцию (ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Приказ Минтруда России от 07.02.14 N 80н, устанавливающий форму и порядок подачи декларации, в настоящее время находится на регистрации в Минюсте |
Оформить результаты спецоценки | По окончании спецоценки комиссия составляет отчет (форма отчета утв. приказом Минтруда России от 24.01.14 N 33н). В частности, в отчете отражается перечень рабочих мест с указанием выявленных вредных или опасных факторов, протоколов испытаний и измерений. К отчету также прикладывается заключение эксперта. С отчетом работодатель в течение 30 календарных дней с даты его утверждения должен ознакомить под подпись каждого работника (ч. 5 ст. 15 Закона N 426-ФЗ). В этот же период сводные данные спецоценки необходимо разместить на официальном сайте компании (п. 6 ст. 15 Закона N 426-ФЗ) |
Учесть при налогообложении прибыли расходы на оплату услуг организации, проводящей спецоценку | Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). По мнению ФНС России, к таким расходам можно отнести затраты на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (письмо от 06.09.11 N ЕД-4-3/14453@). В связи с тем что с 2014 года аттестация рабочих мест заменена на спецоценку условий труда, по мнению автора, логикой налоговой службы можно руководствоваться и при отнесении к налоговым расходам затрат на проведение такой спецоценки. Однако официальной позиции ведомств и судебной практики по этому вопросу найти не удалось |
Рассчитать дополнительные тарифы по взносам во внебюджетные фонды на основании результатов спецоценки | По результатам спецоценки работодатель определяет тариф дополнительного страхового взноса (ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.09 N 212-ФЗ). Такие тарифы дифференцированы в зависимости от класса условий труда (письмо ПФР от 12.02.14 N НП-30-26/1707). Так, максимальный тариф составляет 8% - для опасных условий труда (4-й подкласс условий труда). Для работников, занятых во вредных условиях труда, тариф составляет от 2 до 7% (в зависимости от подкласса). Если условия труда признаны допустимыми или оптимальными (1-й и 2-й подклассы), то тариф дополнительных взносов равен нулю. Кроме того, результаты спецоценки необходимо отразить в таблице 10 формы-4 ФСС (утв. приказом Минтруда России от 19.03.13 N 107н) |
Предоставить работникам трудовые гарантии в соответствии с результатами спецоценки | Для работников, условия труда которых по результатам спецоценки отнесены к вредным (3-я или 4-я степень) или к опасным (2-я степень), устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ). Кроме того, таким работникам работодатель обязан предоставлять дополнительный отпуск (ст. 117 ТК РФ). Продолжительность отпуска устанавливается трудовым договором на основании отраслевого или межотраслевого соглашения (коллективного договора) и не может быть менее 7 дней. Конкретный размер оплаты труда "за вредность" устанавливается в каждом отдельном случае на основании локального акта или коллективного договора и не может составлять менее 4% тарифной ставки оклада (ст. 147 ТК РФ). Отметим, что если особые условия труда подтверждены результатами спецоценки, оплату дополнительного отпуска, повышенную зарплату и компенсацию за увеличенную рабочую неделю можно будет учесть в расходах при налогообложении прибыли (письмо Минфина России от 07.03.14 N 03-03-06/1/10060) |
Комментарий эксперта
Ольга Тарасенко, менеджер отдела кадрового делопроизводства ЗАО "Актион-Медиа"
Если спецоценка условий труда не проводилась, работодателя могут привлечь к административной ответственности по статье 5.27 КоАП РФ. Размер штрафа составляет:
- для должностных лиц и ИП - от 1000 до 5000 руб.;
- для юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.
Также возможна дисквалификация должностного лица и приостановление деятельности на срок до 90 суток.
С 2015 года санкции будут выше (Федеральный закон от 28.12.13 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"). Штрафы составят (ст. 5.27.1 КоАП РФ):
- для должностных лиц и ИП - от 5000 до 40 000 руб.;
- для юридических лиц - от 60 000 до 200 000 руб.
Вместо штрафа должностных лиц могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет, а деятельность ИП и организаций приостановить на срок до 90 суток.
Отмечу также, что отсутствие результатов спецоценки может послужить доказательством вины работодателя при возникновении несчастного случая. При этом руководителю грозит уголовная ответственность (ст. 143 УК РФ).
"Российский налоговый курьер", N 11, июнь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99