Понятие и классификация банковской инфраструктуры*(1)
В термине "банковская инфраструктура" ключевым является слово "инфраструктура", в связи с этим проанализируем его этимологию.
"Инфраструктура" (от лат. infra - под + структура) - составная часть общего устройства экономической или политической жизни, носящая подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивающая нормальную деятельность экономической или политической системы в целом. Различают производственную, социальную, рыночную и другие инфраструктуры.
Предметом настоящей работы является банковская инфраструктура. В юридической литературе обычно под ней понимают организации, обеспечивающие жизнедеятельность банков и банковской системы в целом: Агентство по страхованию вкладов (АСВ), бюро кредитных историй (БКИ), банковские ассоциации и союзы, коллекторские агентства. Однако в ряде работ этот состав усекается или, наоборот, расширяется. Дополнительно в банковскую инфраструктуру ученые включают микрофинансовые организации, кредитных брокеров, факторинговые компании, валютные биржи, центральный депозитарий, банковские рейтинговые агентства, Финансового омбудсмена [1-3]. Коллекторские агентства, напротив, предлагается исключить из состава банковской инфраструктуры, поскольку на практике они занимаются получением долгов не только с банковской клиентуры, но и с других должников [4].
Свой вклад в наполнение состава банковской инфраструктуры выразил и законодатель. Анализируя основные задачи упомянутого ранее заявления Правительства РФ и Банка России по изменению модели развития банковского сектора, мы среди прочего видим: "...развитие системы регистрации залогов, бюро кредитных историй, платежной и расчетной систем, института центрального контрагента и иных инфраструктурных институтов".
Пестрота концепций не позволяет создать целостную картину банковской инфраструктуры. В связи непрекращающимися в ней трансформационными процессами назрела критическая необходимость глубокого анализа банковской инфраструктуры, ибо как можно что-либо развивать, имея лишь смутное представление о явлении?
В начале нашего исследования укажем, что проблема состава банковской инфраструктуры может быть благополучно разрешена с помощью укоренившегося в науке подхода к определению ее дефиниции. Сквозным смыслом известных концепций является признание вспомогательной, обслуживающей роли субъектов банковской инфраструктуры, связанной с обеспечением жизнедеятельности банковской системы. Основываясь на этом, мы заключаем, что банковская инфраструктура - это совокупность субъектов, обеспечивающих условия для эффективного осуществления банковских операций и функционирования банковской системы.
Очерчивая круг субъектов банковской инфраструктуры, мы будем придерживаться критерия, выдвинутого Г.А. Тосуняном, который ограничил возможность отнесения к ним лишь тех организаций, основная функция которых состоит в решении вопросов, имеющих непосредственное отношение к деятельности этой системы [5]. Под непосредственным отношением, на наш взгляд, следует понимать не исключительную, а преимущественную ориентированность субъекта на обслуживание банковской деятельности и системы.
С этих позиций оценим потенциальных субъектов банковской инфраструктуры.
Прежде всего, мы полагаем обоснованным включение в число субъектов банковской инфраструктуры АСВ, БКИ, банковских ассоциаций и союзов. Принимая во внимание наш взгляд относительно банковской системы в широком смысле (представляющей совокупность мегарегулятора - Банка России; субъектов, осуществляющих банковские операции, - кредитных и квазибанковских организаций; обособленных подразделений иностранных банков - представительств и субъектов банковской инфраструктуры) [6], полагаем последовательным дополнить банковскую инфраструктуру союзами и ассоциациями квазибанковских организаций и субъектов собственно банковской инфраструктуры (к числу которых можно отнести, например, Ассоциацию по развитию коллекторского бизнеса, Национальную ассоциацию кредитных брокеров).
Представляется ошибочным отнесение к банковской инфраструктуре микрофинансовых организаций, платежных агентов, поскольку они не отвечают фундаментальному свойству инфраструктуры: не обслуживают банковскую деятельность, а являются ее самостоятельными участниками.
Рассмотрим возможность причисления других субъектов к элементам банковской инфраструктуры.
Стремительное развитие рынка кредитования поставило перед банками новую задачу, для решения которой они не создавались - возникла необходимость проводить постоянную работу по возврату размещенных денежных средств. Часть российских банков решает эту проблему самостоятельно, другие обращаются за помощью к организациям, специализирующимся на взыскании просроченной задолженности, - коллекторским агентствам. Сегодня в России рынок коллекторских услуг фактически сформирован [7]. Учитывая имеющиеся проблемы со статистикой, оценить его реальные масштабы, тем более сегментацию, затруднительно. Однако экспертные оценки специалистов позволяют предположить, что от 70 до 80% проблемных долгов, с которыми работают коллекторские компании, приходятся на кредиты и прочие активы банков.
Таким образом, коллекторы выполняют важную роль с позиции элемента банковской инфраструктуры, снижая объемы просроченной задолженности и предотвращая кризис ликвидности.
Бурный рост кредитных квазибанковских организаций привел к тому, что в последнее время они также все чаще стали обращаться к услугам коллекторов. Знаковым событием стало подписание 4 июня 2013 г. представителями коллекторского и микрофинансового бизнеса соглашения, определяющего принципы сотрудничества в сфере взыскания. Документ получил название "Кодекс этики и стандарты работы с просроченной задолженностью на рынке микрофинансовых организаций". Он призван установить общие правила взаимодействия коллекторов и микрофинансовых организаций и оградить клиентов последних от неправомерных действий взыскателей*(2). Таким образом, важным фактором, который детерминирует банковскую инфраструктуру России, является ее распространение на квазибанковские организации.
Большую роль в инфраструктурной составляющей кредитного рынка играют кредитные брокеры. Институт кредитного брокера выгоден банкам - потенциальным кредиторам. По точному замечанию Е.Г. Хоменко, сотрудничество банка с кредитным брокером снижает риск работы банка "вхолостую". Кредитный брокер проводит первичный анализ потенциального заемщика, подтверждает его кредитоспособность, формирует кредитное досье. Таким образом, банк получает возможность в значительной степени сократить сроки рассмотрения кредитной заявки, расширить круг клиентов, минимизировать расходы, связанные с подготовкой документов, необходимых для выдачи кредита, а также иные операционные и трудовые расходы.
В настоящий момент имеет место активное предложение данного вида услуг, что свидетельствует о востребованности развития института кредитного брокера [8].
Финансовый омбудсмен может быть определен как постоянно действующий общественный орган внесудебного разрешения споров, возникающих между финансовыми организациями и их клиентами - физическими лицами.
С 1 октября 2010 г. по 30 ноября 2013 г. Финансовый омбудсмен рассмотрел обращения в отношении 201 финансовой организации, из которых кредитных организаций - 127, иных финансовых организаций - 74 (коллекторские агентства, страховые компании, микрофинансовые организации, БКИ)*(3). Таким образом, институт Финансового омбудсмена изначально ориентирован функционировать в качестве субъекта инфраструктуры финансовой системы. Собственно, это вытекает из названия данного института.
Можно добавить, что в некоторых странах этот независимый посредник, действительно, является банковским. Например, предмет рассмотрения Швейцарского банковского омбудсмена - жалобы физических лиц к швейцарским банкам [9].
В связи с этим представляется, что реализация российского проекта Финансового омбудсмена не предполагает низведение его роли до субъекта исключительно банковской инфраструктуры.
Представление о валютных биржах как инфраструктурном субъекте банковской системы России, на наш взгляд, также существенно умаляет их значение. В последние годы вектор их развития резко изменился. Московская Биржа в далеком уже 1992 г. начиналась именно с валютного рынка, и до 2010 г. этот рынок действительно был банковским. В конце 2010 г. было принято историческое решение о том, что на биржевом валютном рынке существуют не только собственные сделки банков, но и клиентские сделки, по которым банки выступают в роли брокеров. В декабре 2012 г. доступ к участию на валютном рынке получили профессиональные участники фондового рынка. Поэтому сегодня прямыми участниками валютного рынка могут быть банки, брокеры, дилеры и доверительные управляющие*(4). Кроме того, в 2006-2012 гг. был принят ряд важных законодательных актов, упрощающих интеграционные процессы и работу иностранных инвесторов на российском рынке. Суть проекта - запуск механизма взаимодействия центральных банков и валютных (фондовых) бирж СНГ, позволяющего коммерческим банкам этих государств стать непосредственными участниками единого валютного пространства. В первом квартале 2013 г. на валютном рынке Московской биржи уже работало 150 клиентов-нерезидентов из 12 стран, в том числе из Казахстана, Белоруссии, Украины, Латвии и Эстонии [10].
Создание интегрированного валютного рынка, расширение состава его участников, возможность использования инфраструктуры соседних стран и наличие прямых котировок национальных валют позволяют говорить о валютной бирже как полноценном звене инфраструктуры финансового рынка.
Центральный депозитарий допустимо отнести к учетной инфраструктуре фондового рынка. Сегодня в большинстве стран с развитым финансовым рынком действует институт центрального депозитария. Для России создание центрального депозитария - новый этап развития инфраструктуры рынка ценных бумаг, характеризующийся упрощением расчетов, эффективностью учета, снижением рисков и издержек всех его участников. Однако потенциальное макроэкономическое значение центрального депозитария видится в придании нового качественного уровня инфраструктуре всего финансового рынка, повышении эффективности и надежности его функционирования, снижении издержек его участников, привлечении иностранных инвесторов на национальные финансовые рынки [11].
Представляется верным в этом же ключе оценить и инфраструктурное значение платежных систем, а также рейтинговых агентств. Как прямо указывает Комитет по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов в докладе "Принципы для инфраструктур финансового рынка", социально значимые платежные системы составляют наряду с Центральным депозитарием ценных бумаг, Системой расчетов по ценным бумагам, Центральным контрагентом и Торговым репозиторием инфраструктуру финансового рынка.
Платежная система как инфраструктура финансового рынка обеспечивает клиринг, расчеты и учет по денежно-кредитным и другим финансовым операциям, таким как платежи, ценные бумаги и контракты по производным инструментам (включая контракты на товары). Платежные системы разных стран могут существенно различаться по организации, функциям и структуре, включать как кредитные, так и иные организации. Платежная система может принадлежать и эксплуатироваться центральным банком или частным сектором*(5).
Заметим, что Банк России также осуществляет деятельность оператора системно-значимой платежной системы и в этом качестве может быть также отнесен к инфраструктуре финансового рынка.
Рейтинговые агентства - важнейший элемент инфраструктуры финансового рынка. Рейтинги, присвоенные рейтинговыми агентствами, служат ориентирами для инвесторов при принятии инвестиционных решений, при оценке возможных рисков вложений в те или иные финансовые инструменты. Для банков-кредиторов - это один из ключевых показателей кредитоспособности заемщиков. Для банков-заемщиков - это возможность получения дешевых финансовых ресурсов. Для суверенных заемщиков - это возможность доступа к широкой международной финансовой помощи, к относительно дешевым и надежным международным источникам капитала. В глобальном масштабе цели деятельности рейтинговых агентств заключаются в создании стабильного, прозрачного и интегрированного финансового рынка [12].
Проведенный анализ свидетельствует о происходящей эволюции субъектов сугубо банковской инфраструктуры в инфраструктуру финансового рынка.
Дальнейшие искания в данной научной области позволили нам обнаружить некоторых субъектов банковской инфраструктуры, функционирующих на протяжении многих лет, но не идентифицированных в качестве таковых пытливыми исследователями. Речь идет об арбитражных управляющих, аккредитованных при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций.
Отметим, что в соответствии со ст. 50.20 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"*(6) конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций могут выступать АСВ либо конкурсные управляющие, аккредитованные при Банке России.
Конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, утверждаются конкурсные управляющие, аккредитованные при Банке России.
Кроме этого, в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"*(7) конкурсный управляющий при банкротстве кредитных организаций осуществляет функции ликвидатора кредитора организации. Конкурсный управляющий при банкротстве кредитных организаций назначается в кредитную организацию, не имевшую лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц.
По состоянию на 25 октября 2013 г. в Реестре арбитражных управляющих, аккредитованных при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, числится 41 арбитражный управляющий*(8). По данным ЦБ РФ на 1 ноября 2013 г., они проводят ликвидационные мероприятия в восьми кредитных организациях*(9).
Таким образом, можно сделать вывод, что конкурсные управляющие при банкротстве кредитных организаций выступают в качестве субъекта инфраструктуры банковской системы, обеспечивая ее эффективное функционирование путем своевременного и наименее безболезненного вывода "нездоровых" элементов.
Установление этого факта позволяет нам выделить особенность субъектного состава банковской инфраструктуры. Мы зафиксировали ее еще в определении банковской инфраструктуры, но не стали до поры акцентировать на этом внимание. Сейчас резонно вернуться к данному вопросу.
Итак, мы определи банковскую инфраструктуру как совокупность именно "субъектов", а не организаций, имея в виду, что в ее состав могут входить не только юридические лица, но и субъекты профессиональной деятельности и индивидуальные предприниматели. Один наглядный пример субъекта профессиональной деятельности мы только что продемонстрировали. В качестве индивидуальных предпринимателей в банковской инфраструктуре могут выступать коллекторы*(10). Такая практика есть в отдельных регионах при небольших суммах взысканий. Кроме того, в качестве индивидуальных предпринимателей действуют кредитные брокеры*(11). Таким образом, мы сознательно отказались от употребления расхожего термина "организация банковской инфраструктуры", полагая, что последняя не вписывается в рамки исключительно коллективных образований и в силу своей "вторичной", обслуживающий роли представляет поле для осуществления предпринимательской деятельности и физическим лицам.
Поскольку к числу субъектов банковской системы России мы отнесли квазибанковские организации, постольку последовательным будет и включение в банковскую инфраструктуру СРО потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций.
Государство не способно в полной мере выполнять функции развития предпринимательских отношений. Поиск баланса между интересами государства и предпринимателями может быть найден путем введения различных видов саморегулирования, что и происходит в настоящее время [13]. Как специализированные формы организации и обеспечения квазибанковской деятельности СРО разрабатывают стандарты деятельности своих членов, представляют их интересы, организуют профессиональное обучение, аттестацию работников, третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами СРО, и др.
Таким образом, в рамках инфраструктуры национальной банковской системы СРО кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций содействуют развитию квазибанковского предпринимательства.
Необходимо отметить, что в последние годы конкретное воплощение в нормах права начала приобретать тенденция гармонизации регулирования деятельности кредитных и квазибанковских организаций. В частности, с 1 сентября 2013 г. Банк России получил право осуществлять помимо банковского регулирования и надзора регулирование и контроль за деятельностью нефинансовых кредитных организаций: микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов.
В то же время саморегулирование деятельности перечисленных выше организаций построено на разных принципах: например, кредитные кооперативы обязаны вступить в СРО, микрофинансовые организации делают это на добровольных началах, для кредитных организаций саморегулирование до настоящего времени не предусмотрено.
В связи с этим участники различных сегментов банковского рынка высказывают обоснованные предложения о необходимости создания саморегулируемых организаций для кредитных организаций, приводя в пример и положительный зарубежный опыт функционирования саморегулирования в банковской практике [14].
Таким образом, в самое ближайшее время саморегулируемые организации могут стать важным элементом банковской инфраструктуры. Позитивным преимуществом этого представляется унификация форм содействия, представительства, регулирования и надзора за субъектами предпринимательской деятельности в банковской системе России. Однако даже при отсутствии угрозы чрезмерного саморегулирования со стороны крупных и структурно сложных институтов может иметь место противодействие новому тренду. Опыт имплементации положений Базель-2, предоставляющего широкие возможности банкам в части саморегулирования, показал, что ожидание спонтанных изменений не более чем иллюзия [15]. Стимулы к самоуправлению должны сочетаться со строгими и четкими правилами его осуществления в банковской деятельности.
В числе последних назовем потенциальных субъектов банковской инфраструктуры - СРО коллекторов и кредитных брокеров, появление которых предполагается после принятия законов, регламентирующих деятельность субъектов взыскания просроченной задолженности и операторов внебиржевых рынков.
Уяснив круг субъектов и особенности современной банковской инфраструктуры, необходимо представить различные подходы к их классификации.
Итак, банковская инфраструктура - интегративная категория, чье многообразие поддается подразделению на группы.
Банковскую инфраструктуру можно подразделить на:
субъектов, обеспечивающих условия для эффективного функционирования банковской системы (АСВ, банковские союзы и ассоциации, саморегулируемые организации кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций, конкурсные управляющие при банкротстве кредитных организаций);
субъектов, обеспечивающих условия для эффективного осуществления банковских операций (БКИ, коллекторские агентства, кредитные брокеры, Центральный каталог кредитных историй).
Инфраструктура банковской системы необходима для удовлетворения интересов общества, повышения стабильности и укрепления доверия к банковской системы, защите и представлению интересов кредитных и квазибанковских организаций в целом.
Инфраструктура банковских операций не наделена обеспечительной функцией по отношению ко всей банковской системе, вместе с тем данные институты формируют эффективные условия для осуществления банковской деятельности и доведению банковских продуктов до потребителей.
Возможность признания деятельности субъекта банковской инфраструктуры предпринимательской позволяет вычленить субъектов, являющихся субъектами предпринимательской деятельности (АСВ, БКИ, банковские ассоциации и союзы, коллекторские агентства, кредитные брокеры), и субъектов, не наделенных таким статусом (конкурсные управляющие при банкротстве кредитных организаций, СРО кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций).
Предпринимательская деятельность субъектов банковской инфраструктуры тяготеет к двум целевым полюсам. Субъекты первого - БКИ, коллекторские агентства, кредитные брокеры осуществляют предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли. Вторые - АСВ, банковские ассоциации и союзы, функционируя в статусе некоммерческих организаций, не имеют извлечение прибыли в качестве цели и осуществляют предпринимательскую деятельность, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствуют этим целям.
Символично, что характер деятельности субъекта банковской инфраструктуры определяется его субординацией в банковской системе.
Мы также не исключаем подразделения банковской инфраструктуры на:
внутреннюю - выполнение инфраструктурной роли основными субъектами банковской системы. Например, Банк России выполняет инфраструктурные функции посредством ведения Центрального каталога кредитных историй и осуществления функций оператора платежной системы. Кредитные организации могут являться операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры. Расчетные небанковские кредитные организации могут осуществлять функции уполномоченной расчетной небанковской кредитной организации при осуществлении расчетов по кредитным и (или) депозитным операциям Банка России.
К субъектам банковской системы, совмещающим банковскую деятельность и инфраструктурные функции, предъявляются повышенные требования (например, в отношении финансового положения, собственных средств, технической защищенности, состава участников, квалификации руководящих органов, внутреннего контроля, управления рисками, раскрытия информации, страхования ответственности, совмещения видов деятельности и др.)*(12);
внешнюю - создание специализированных субъектов, выполняющих исключительно инфраструктурные функции (БКИ, банковские ассоциации и союзы и др.).
В заключение добавим, что названные субъекты банковской инфраструктуры, составляющие упомянутые классификации, соответствуют настоящему периоду развития банковской системы и, учитывая выявленные особенности, с течением времени могут изменить свою роль. Учитывая конвергенцию регулирования деятельности кредитных и квазибанковских организаций, с большей степенью вероятности можно предположить трансформацию собственно банковской инфраструктуры (АСВ, коллекторов и кредитных брокеров) в инфраструктуру кредитных и квазибанковских кредитных организаций. Фактор взаимного влияния, возможно, обусловит введение требования обязательного членства в СРО для кредитных и микрофинансовых организаций по аналогии с кредитными кооперативами.
Список литературы
1. Алексеева Д.Г. Банковская безопасность: правовые проблемы: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 17.
2. Рождественская Т.Э. Теоретико-правовые основы банковского надзора в Российской Федерации: дис. д-ра юрид. наук. М., 2012. С. 62.
3. Банковское право: учебник для бакалавров / отв. ред. Л.Г. Ефимова, Д.Г. Алексеева. М.: Проспект, 2014. С. 32.
4. Ефимова Л.Г. Банковское право. Т. 1: Банковская система Российской Федерации. М.: Статут, 2010. С. 25.
5. Тосунян Г.А. Государственное управление в области финансов и кредита в России: учеб. пособие. М.: Дело. 1997. С. 21-24, 107-128.
6. Тарасенко О.А. Законодательный и доктринальный подходы к определению банковской системы России // Право и экономика. 2013. N 3. С. 27-32.
7. Уральский А. Коллекторов призовут к порядку // ЭЖ-Юрист. 2011. N 30. С. 10.
8. Хоменко Е.Г. Кредитный брокер - посредник между банком и заемщиком // Предпринимательское право. 2013. N 1. С. 46-50.
9. Певницкий С.Г. Регулирование банковской деятельности в Швейцарии: институциональный аспект // Международное публичное и частное право. 2013. N 2. С. 36-39.
10. Марич И.Л. Интеграционные проекты биржевой индустрии: создание интегрированного валютного рынка СНГ // Журнал российского права. 2013. N 10. С. 128-134.
11. Шадрина Е.Г. Комментарий к Федеральному закону от 7 декабря 2011 г. N 414-ФЗ "О центральном депозитарии" (постатейный) / под ред. Н.В. Елизаровой.
12. Кудряшов В.В. Некоторые проблемы международно-правового регулирования кредитных рейтинговых агентств // Российская юстиция. 2010. N 6. С. 23-28.
13. Лескова Ю.Г. Саморегулирование как правовой способ организации предпринимательских отношений: проблемы теории и практики: автореф. д-ра юрид. наук. М., 2013. С. 14.
14. Курганова О.В. Становление и развитие банковской инфраструктуры России: дис. ... канд. экон. наук. М., 2003. С. 156.
15. Международная финансовая система: вызовы XXI века: монография / Б. Бошесн, Пита Д.Т. Каиседо, Пита Л.А. Каиседо и [др.]; ред. и пер.: М.А. Шаповалов. М.: Буки Веди, 2013. С. 87.
Аннотация
В качестве одной из современных задач Правительства РФ и Банка России по изменению модели развития банковской системы называется формирование инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и базирующейся на использовании передовых банковских технологий. Указанная задача предполагает наличие четкой концепции состава банковской инфраструктуры. Однако до настоящего времени ни в нормах права, ни в доктрине, ни в практике не предпринимались попытки построения целостной картины этой интегративной категории. Указанные причины предопределяют актуальность настоящей статьи.
О.А. Тарасенко,
докторант кафедры предпринимательского права
Московского государственного юридического университета
имени О.Е. Кутафина (МГЮА),
кандидат юридических наук,
специалист по банковскому и предпринимательскому праву
"Право и экономика", N 5, май 2014 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Данная статья подготовлена в рамках Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО "Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина" (МГЮА).
*(2) Режим доступа: www.prodolgi.com (дата обращения: 11.11.2013).
*(3) Режим доступа: http://arb.ru/upload/files/ombudsmen/InfoBull-35.pdf (дата обращения: 03.12.2013).
*(4) Марич И. Биржа постепенно придет к круглосуточным валютным торгам. Режим доступа: http://moex.com/n3032/?nt=109 (дата обращения: 12.11.2013).
*(5) Письмо Банка России от 29 июня 2012 г. N 94-Т "О документе Комитета по платежным и расчетным системам "Принципы для инфраструктур финансового рынка" // Вестник Банка России. 2012. N 38-39.
*(6) СЗ РФ. 1999. N 9. ст. 1097.
*(7) СЗ РФ. 1996. N 6. ст. 492.
*(8) Режим доступа: www.cbr.ru/credit/likvidbase/Register/print.asp?file=rs_arbitrazh.htm (дата обращения: 13.11.2013).
*(9) Режим доступа: file:///C:/Users/Apple/AppData/Local/Temp/Temp1_lik01112013.zip/ lik01112013.htm (дата обращения: 13.11.2013).
*(10) Например, коллекторскую деятельность осуществляют ИП Матвеев Александр Владимирович // Режим доступа: www.enabling.ru/business (дата обращения: 14.11.2013); ИП Солодков Владимир Николаевич // Режим доступа: http://collector.tomsk.ru (дата обращения: 14.11.2013).
*(11) Например, в Реестр сертифицированных кредитных брокеров Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов включены: ИП Бурлаков Владислав Николаевич, ИП Катышева Наталья Леонидовна // Режим доступа: http://bankir.ru/bank/reestr-specialistov-akbr#ixzz2kcB27QK8 (дата обращения: 14.11.2013).
*(12) См., например: Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 414-ФЗ "О центральном депозитарии" // СЗ РФ. 2011. N 50. ст. 7356.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Понятие и класификация банковской инфраструктуры
Автор
О.А. Тарасенко - докторант кафедры предпринимательского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Кандидат юридических наук. Специалист по банковскому и предпринимательскому праву.
Родилась 20 ноября 1975 г. В 1998 г. с отличием окончила дневное отделение МГЮА.
Автор 60 научных работ (включая учебники, комментарии к законам, научные статьи и доклады), в том числе: "Небанковские кредитные организации: особенности создания и деятельности: монография" (в соавт.) (М., 2013) - удостоен 1-го места в номинации "Лучший комплект/серия изданий для подготовки магистров в МГЮА"; "Банковское право: учебник" (в соавт.) (М., 2012) - удостоен 1 -го места в номинации "Лучший учебник для подготовки магистров в МГЮА"; ряда работ, опубликованных в зарубежных изданиях: "Die russische Vneshekonombank-eine staatliche Bank mit SonderstellungimrussischenBankensystem" (статья на немецком языке) (WIRO. 2012. N 2); "Das moderne Bankensystem der Russischen Foderation" (доклад на немецком языке) (Evgeny P. Ishenko, Detlev W. Beling. Die Woche des russischen Rechts, Potsdam, 10-15.05.2010 (mit Moskauer Staatlichen Juristishen O.E. Kutafin Akademie) (Universitat Potsdam, 2011). Статья "Небанковские кредитные организации: проблемы и перспективы" (Предпринимательское право. 2007. N 3) признана лучшей среди статей, опубликованных в журнале "Предпринимательское право" за 2007 г.
"Право и экономика", 2014, N 5