Новый порядок аттестации педагогических работников
Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 N 276 (далее - Порядок). Документ определяет правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников. Порядок вступил в силу с 15 июня 2014 года (по истечении 10 дней после официального опубликования в "Российской газете", N 124, от 04.06.2014). Одновременно с этим признан утратившим силу Приказ Минобрнауки РФ от 24.03.2010 N 209 "О Порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений". В представленной статье расскажем о нюансах проведения аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, а также в целях установления квалификационной категории.
Общие положения о проведении аттестации
На кого распространяется действие Порядка? Согласно п. 1 Порядка данный документ применяется к педагогическим работникам организаций, замещающим следующие должности, поименованные в подразд. 2 разд. 1 Номенклатуры должностей педагогических работников*(1):
- воспитатель;
- инструктор-методист;
- инструктор по труду;
- инструктор по физической культуре;
- концертмейстер;
- логопед;
- мастер производственного обучения;
- методист;
- музыкальный руководитель;
- педагог дополнительного образования;
- педагог-библиотекарь;
- педагог-организатор;
- педагог-психолог;
- преподаватель;
- преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности;
- руководитель физического воспитания;
- социальный педагог;
- старший вожатый;
- старший воспитатель;
- старший инструктор-методист;
- старший методист;
- старший педагог дополнительного образования;
- старший тренер-преподаватель;
- тренер-преподаватель;
- тьютор;
- учитель;
- учитель-дефектолог;
- учитель-логопед.
Следует отметить, что аттестация педагогических работников должна проводиться и в тех случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем совмещения должностей наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором.
Обратите внимание! Приказом Минобрнауки РФ N 276 расширен перечень работников, которые освобождаются от прохождения обязательной аттестации.
В пункте 22 Порядка установлено, что аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники:
а) работники, имеющие квалификационные категории;
б) лица, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;
в) беременные женщины;
г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
е) работники, отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.
Вместе с тем аттестация возможна:
- для женщин, находившихся в отпуске по беременности и родам, а также для лиц, находившихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, - не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков;
- для педагогических работников, отсутствовавших на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием, - не ранее чем через год после их выхода на работу.
Каковы цели, задачи и основные принципы проведения аттестации? Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории (п. 2 Порядка, ч. 1 ст. 49 Федерального закона N 273-ФЗ*(2)).
Основные задачи проведения аттестации перечислены в п. 3 Порядка. К ним относятся:
- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
- повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
- обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.
Что касается основных принципов проведения аттестации, то в соответствии с п. 4 Порядка это:
- коллегиальность;
- гласность;
- открытость.
Названные принципы позволяют обеспечить объективное отношение к педагогическим работникам, а также не допустить дискриминации при проведении аттестации.
Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям
Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия таких работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями (п. 5 Порядка, ч. 2 ст. 49 Федерального закона N 273-ФЗ).
Аттестационная комиссия организации создается распорядительным актом работодателя. В ее состав входят председатель комиссии, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии. В комиссию в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).
Проведение аттестации педагогических работников должно осуществляться в соответствии с распорядительным актом работодателя, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, и график ее проведения. Работодатель должен ознакомить работников с этим актом под подпись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации по графику.
Непосредственно для проведения аттестации работодателю необходимо внести в аттестационную комиссию организации представление на каждого педагогического работника, содержащее следующие сведения:
- фамилию, имя и отчество (при наличии);
- наименование должности на дату проведения аттестации;
- дату заключения по этой должности трудового договора;
- уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;
- информацию о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;
- результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);
- мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.
Работодатель должен ознакомить педагогического работника с представлением под подпись не позднее чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию организации дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу).
К сведению. При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.
Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии организации с участием педагогического работника.
В случае отсутствия педагогического работника в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии организации:
- по уважительным причинам - аттестация переносится на другую дату и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем работодатель знакомит работника под подпись не менее чем за 30 календарных дней до даты проведения новой аттестации;
- без уважительной причины - аттестационная комиссия организации проводит аттестацию в его отсутствие.
По результатам аттестации комиссия принимает одно из следующих решений:
- работник соответствует занимаемой им должности (указывается должность педагогического работника);
- работник не соответствует занимаемой должности (также указывается его должность).
В соответствии с п. 19 Порядка результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол, подписываемый председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии организации, присутствовавшими на заседании. Протокол с представлениями, дополнительными сведениями, представленными самими педагогическими работниками, характеризующими их профессиональную деятельность (в случае их наличия), должен храниться у работодателя.
Секретарь комиссии не позднее двух рабочих дней со дня проведения аттестации составляет выписку из протокола на педагогического работника, прошедшего аттестацию. Такая выписка содержит сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, принятом аттестационной комиссией решении.
Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под подпись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.
К сведению. Аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в подразделе "Требования к квалификации" раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н) и в профессиональных стандартах, но обладающих достаточными практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.
Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории
В отличие от проведения аттестации педагогических работников в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям, аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию.
Обратите внимание! Согласно п. 2 Приказа Минобрнауки РФ N 276 квалификационные категории, установленные педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до утверждения Порядка, сохраняются в течение срока, на который они были установлены.
По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория сроком на пять лет. При этом срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.
К сведению. Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе в иную организацию, в том числе расположенную в другом субъекте РФ.
Положениями п. 25 Порядка и ч. 3 ст. 49 Федерального закона N 273-ФЗ предусмотрено, что аттестация педагогических работников осуществляется:
- для организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, - аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся;
- для организаций, находящихся в ведении субъектов РФ, муниципальных и частных организаций - аттестационными комиссиями, которые формируются уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ.
При формировании аттестационных комиссий определяются:
- состав (в состав аттестационных комиссий должен включаться представитель соответствующего профессионального союза);
- регламент работы;
- условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.
По правилам п. 27, 28 Порядка аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, в которых указываются квалификационные категории и должности, по которым работники желают пройти аттестацию. При этом заявление может быть:
- подано непосредственно в аттестационную комиссию;
- направлено в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении;
- направлено с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета.
Обратите внимание! Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.
Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения. В течение этого времени:
- определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;
- осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения аттестации.
К сведению. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.
Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии. При неявке педагогического работника на заседание комиссии аттестация проводится в его отсутствие.
В пункте 36 Порядка перечислены основания для установления работникам первой квалификационной категории:
- стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ N 662*(3);
- выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
- личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации.
В соответствии с п. 37 Порядка высшая квалификационная категория устанавливается педагогическим работникам на основе:
- достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
- достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, осуществляемого в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ N 662;
- выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
- личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
- активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
По результатам аттестации комиссия принимает одно из следующих решений:
- установить работнику первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой ему устанавливается квалификационная категория);
- отказать работнику в установлении первой (высшей) квалификационной категории (также отражается соответствующая должность).
В пункте 41 Порядка установлено, что решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании. Данное решение вступает в силу со дня его вынесения.
При принятии аттестационной комиссией в отношении педагогического работника, имеющего первую квалификационную категорию, решения об отказе в установлении ему высшей квалификационной категории за ним сохраняется первая квалификационная категория до истечения срока ее действия (п. 42 Порядка).
К сведению. Педагогические работники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия комиссией соответствующего решения.
На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения таких решений, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в Интернете.
В заключение отметим, что педагогические работники вправе обжаловать результаты как аттестации в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям на основе оценки профессиональной деятельности, так и аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) в соответствии с законодательством РФ (п. 21, 45 Порядка).
Г.И. Демидов,
эксперт журнала
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678.
*(2) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
*(3) Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"