Основные направления налоговой политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов
Комитет по бюджету и налогам провел парламентские слушания на тему: "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". В дискуссии приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, Центробанка, Счетной палаты, бизнес-сообщества.
Выступление председателя Госдумы Сергея Нарышкина
Открыл слушания Председатель Госдумы Сергей Нарышкин. Он напомнил, что в прошлом году была, по сути, сломана многолетняя традиция, когда Основные направления налоговой политики просто "доводились до сведения" парламента и экспертного сообщества и исполнительная власть "ошибочно и вопреки Конституции" считала налоговую сферу своей монополией.
"С принятием закона о парламентском контроле все стало на свои места: лишь законодатель вправе решать, каким налогам быть, а каким нет", - отметил С. Нарышкин, добавив, что это вытекает из норм Конституции, которую с полным основанием можно отнести к важнейшим источникам налогового права.
В числе базовых конституционных принципов налогообложения С. Нарышкин назвал единство налоговой системы, равное налоговое бремя и недопустимость обратной силы законов, ухудшающих положение налогоплательщиков. "Четкость налоговых правил и практика их реального применения серьезно влияют на мнение людей не только о праве как таковом, но и о развитии демократии и правового государства", - сказал С. Нарышкин, подчеркнув, что налоговые законы должны быть актами прямого действия. Заметив, что успех в борьбе за инвестиции во многом зависит от стабильности национальной налоговой системы, Председатель Госдумы подверг критике действующий Налоговый кодекс, который, по его словам, в результате постоянной перенастройки системы превратился в "крайне нестабильный и путаный свод правил".
Выступление министра финансов Антона Силуанова
Министр финансов Антон Силуанов обозначил главные направления налоговой политики. Особое внимание, по его словам, должно быть уделено стимулирующей составляющей. Регионам предполагается предоставить право устанавливать налоговые каникулы для впервые зарегистрированных предпринимателей, перешедших на упрощенную или патентную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах. Такая норма будет действовать с 2015 до 2018 года.
Запланированы также налоговые льготы для Дальнего Востока и территорий опережающего развития. Прорабатывается вопрос о возвратном налоговом финансировании для регионов, вложивших средства в создание инфраструктуры, благоприятной для развития бизнеса. А. Силуанов высказался также за льготное налогообложение новых производств.
Вместе с тем, по словам министра, возможности установления новых льгот как на федеральном, так и на региональном уровне исчерпаны. Объем налоговых льгот составляет 1,8 трлн. рублей. "Если есть необходимость простимулировать ту или иную сферу деятельности или отрасль, мы должны вместе с новыми льготами предложить отмену старых", - сказал А. Силуанов. В частности, следует двигаться по пути отмены льгот по имущественным налогам.
В целях деофшоризации экономики подготовлен законопроект по налогообложению прибыли контролируемых иностранных компаний. Планируется ввести понятие бенефициарного собственника.
В нефтяной сфере планируется постепенно увеличивать внутреннее налогообложение, снижая экспортные пошлины.
Что касается налога на недвижимость, то его введение, по словам А. Силуанова, может растянуться еще на несколько лет.
Выступление председателя Счетной палаты РФ Татьяны Голиковой
Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова выступила на парламентских слушаниях, прошедших в Государственной Думе. Мероприятие было посвящено обсуждению проекта документа "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Татьяна Голикова сообщила, что существуют риски при реализации нового подхода к налогу на недвижимость физических лиц, обозначенного в проекте основных направлений налоговой политики.
К примеру, предполагается, что налог будет исчисляться исходя из кадастровой стоимости объектов. Между тем, уровень верификации сведений о кадастровой стоимости объектов капитального строительства и земельных участков, проведенной между ФНС и Росреестром, по состоянию на май 2013 г. составлял не более 50%. "Результаты контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой, показывают, что Государственный кадастр недвижимости, который ведут филиалы Федеральной кадастровой палаты Росреестра, содержит неполную, недостоверную и противоречивую информацию об адресах, площади и стоимости объектов капитального строительства и земельных участков", - отметила она.
Председатель Счетной палаты сказала, что дополнительной проработки требует вопрос изменения схемы уплаты акцизов на моторное топливо с 1 января 2017 г., указанное в проекте основных направлений налоговой политики. "Акциз на бензин 5 класса увеличивается на 14,3%. А на бензин 4 класса - на 22,3%. Акцизы на дизельное топливо 4 класса вырастут на 29%. Бензин и дизельное топливо 4 класса, поскольку они дешевле, больше потребляются в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. Рост акцизов в таких размерах может вызвать и рост инфляции, и рост цен, это требует дополнительной оценки", - обратила внимание Татьяна Голикова. Она отметила, что запланированное в проекте основных направлений налоговой политики существенное сокращение вывозной таможенной пошлины на сырую нефть повлечет за собой серьезное повышение ставки НДПИ и, соответственно, увеличение себестоимости нефти на внутреннем рынке с приближением к мировой. "В итоге, за все "заплатит" конечный потребитель, что соответственно, приведет к ухудшению ситуации с доходами населения. Кроме того, выравнивание цен на энергоресурсы для внутреннего и внешнего рынков способствует снижению конкурентоспособности отечественных производителей в сравнении с иностранными", - сказала Татьяна Голикова.
Председатель Счетной палаты отметила, что проект основных направлений налоговой политики не содержит предложений по исключению возможности руководства КГН манипулировать прибылью.
По мнению Татьяны Голиковой, решить данную проблему можно путем введения в эффективное действие принятого ещё два года назад закона о трансфертном ценообразовании. "Тогда внутри групп не будут искусственно создаваться убыточные предприятия. Это только, наверное, одно из многих предложений, которые следовало бы реализовать. Но окончательное решение по дальнейшей судьбе консолидированных групп налогоплательщиков принимать рано. Нужно посмотреть, как дальше будет работать этот закон, может, стоит подумать о том, чтобы объявить мораторий на образование новых консолидированных групп", - сообщила она.
Татьяна Голикова сказала, что проект основных направлений налоговой политики также не содержит мер по обеспечению бюджетной устойчивости бюджетов регионов, за исключением идеи об отмене всех налоговых льгот.
В связи с этим глава контрольного ведомства привела сведения о результатах проведенного Счетной палатой РФ и региональными контрольно-счетными органами мониторинга в отношении налоговых льгот.
Так, согласно мониторингу, 11 регионов выступили за оставление всех налоговых льгот, установленных федеральным законодательством, и только 8 - за их полную отмену. "В целом проведенный мониторинг показал, что большинство регионов высказались за единовременную отмену льгот по имущественным налогам организаций, установленных федеральным законодательством. Но при этом каких-то значимых доходов они не получат. Что же касается аналогичных налоговых льгот для физических лиц, вопрос об их единовременной отмене на федеральном уровне следует более детально проработать с субъектами федерации и муниципалитетами", - отметила Председатель Счетной палаты.
Выступление руководителя ФНС России Михаила Мишустина
Руководитель ФНС России Михаил Мишустин также принял участие в публичном обсуждении основных направлений налоговой политики.
15 мая в Государственной Думе РФ состоялись публичные слушания на тему "Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов".
Руководитель ФНС России Михаил Мишустин, обращаясь к участникам заседания, подчеркнул, что "выработка оптимальной налоговой политики, позволяющей даже в непростых экономических условиях формировать доходы бюджета страны, невозможна без публичного обсуждения и учета различных мнений и оценок всех участников этого процесса".
Современные положения налоговой политики, которые готовятся Минфином России, позволяют ежегодно улучшать качество работы по налоговому администрированию.
Так, в 2013 году ФНС России обеспечила прирост налоговых платежей в консолидированный бюджет страны на 3,4% - 11,3 трлн. рублей в условиях стагнации экономики, когда прирост ВВП в 2013 году замедлился до 1,3%.
"За январь-апрель 2014 года в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 4,2 трлн. рублей, что на 12,6% больше показателей аналогичного периода 2013 года. Наблюдается положительная динамика налоговых платежей по всем видам налогов (налог на прибыль - 110,7%, НДС - 120,5%, НДФЛ - 107,3%, акцизы - 109,4%, НДПИ - 116,4%, имущественные налоги - 108,3%)", - заявил М. Мишустин.
По итогам 2013 года почти на треть снизилось количество выездных проверок, продолжает сокращаться количество жалоб налогоплательщиков - юридических лиц: в 2013 году - на 7%, а за четыре года - в 1,5 раза. Нагрузка на судебную систему за эти годы снизилась в 1,4 раза.
В то же время повысилась эффективность судебной работы налоговых органов. В 2013 году 72% сумм требований юридических лиц было рассмотрено судами в пользу бюджета, а всего несколько лет назад этот показатель не превышал 44%.
Улучшение качества налогового администрирования подтверждают и международные исследования. Согласно рейтингу Всемирного Банка в 2013 году Россия переместилась со 105 на 64 место в разделе "налоговое администрирование", а в 2014 году Всемирный Банк улучшил позицию России до 56 места в рейтинге.
Говоря об основных направлениях налоговой политики, М. Мишустин подробно остановился на необходимости введения в налоговое законодательство понятия "Личный кабинет налогоплательщика" и закрепления за ним статуса официального полноценного "канала связи" между налогоплательщиком и налоговым органом. Сервис "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" был введен в эксплуатацию в 2011 году. Сегодня широкими возможностями сервиса активно пользуются более 7,8 млн. налогоплательщиков. В начале 2014 года заработал аналогичный сервис для юридических лиц.
"Это позволяет нам с уверенностью сказать, что принятие этой инициативы позволит значительно сократить время и снизить трудозатраты налогоплательщиков на взаимодействие с налоговыми органами; сократить издержки налогового органа на обработку и анализ документов и информации, поступающих от налогоплательщиков; а самое главное - обеспечить качественный уровень налоговых услуг", - подчеркнул Михаил Мишустин.
Среди других инициатив, которые напрямую влияют на налоговое администрирование и которые поддерживает ФНС России, М.В. Мишустин отметил введение института налогового консультирования. По замыслу авторов проекта из Российского союза налогоплательщиков, налоговые консультанты должны предоставлять качественные, грамотные, доступные и материально гарантированные услуги всем желающим, а не только крупным компаниям.
Важной инициативой М. Мишустин назвал введение института предварительного налогового разъяснения (контроля), который, с одной стороны, позволит налогоплательщику определиться с налоговыми последствиями сделки, разобраться в сложностях налогового законодательства, что сократит его налоговые риски, а с другой стороны, позволит налоговым органам проводить предварительный контроль деятельности налогоплательщика. Суть предварительного налогового разъяснения в том, что налогоплательщик до заключения контракта или соглашения вправе обратиться в налоговый орган с запросом о согласовании налоговых последствий сделок, представив необходимые документы.
"Также закрепление в налоговом законодательстве прямого запрета на злоупотребление правами в сфере налогообложения, а также механизма оценки обоснованности получаемой налогоплательщиком налоговой выгоды могут стать реальным правовым механизмом, препятствующим использованию фирм-"однодневок" и уклонению от уплаты налогов и сборов", - подчеркнул руководитель ФНС России.
Говоря о введении новой формы налогового контроля - горизонтального мониторинга, подразумевающего расширенное информационное взаимодействие налогоплательщиков с налоговыми органами, М. Мишустин отметил, что пилотный проект по горизонтальному мониторингу был запущен ФНС России в 2013 году: были заключены ряд соглашений об информационном взаимодействии между территориальными органами ФНС России и рядом крупнейших налогоплательщиков.
Такой подход направлен, прежде всего, на снижение налоговых рисков для налогоплательщиков, перераспределение внимания со стороны налоговых органов на недобросовестные компании, повышение уровня соблюдения налогового законодательства, возможность замены выездных налоговых проверок добросовестных налогоплательщиков новой формой контроля - постоянным налоговым мониторингом.
В заключение М. Мишустин отметил, что публичное обсуждение государственной политики в области налогов и сборов является основой для формирования прогнозируемой и стабильной налоговой системы, инвестиционной привлекательности российской экономики и развития деловой среды.
Выступление других участников
Андрей Макаров, председатель Комитета по бюджету и налогам, обратил внимание "на три глобальных вопроса":
- Первый - это концептуальное содержание основных направлений.
- Второй - это анализ того, что сделано.
- Третий - анализ тех предложений, которые там содержатся.
На этих трех разделах он подробно остановился в своем докладе.
"Принимать Основные направления налоговой политики в таком виде просто бессмысленно", - уверен председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, по мнению которого, следует объявить широкую налоговую амнистию, что снизит отток капитала и будет способствовать деофшоризации российской экономики.
Первый заместитель председателя Центробанка Ксения Юдаева, отметив, что современная налоговая политика должна стимулировать экономический рост за счет создания новых производств и отраслей, констатировала: задача по привлечению отечественных долгосрочных инвесторов до сих пор не решена. "Деньги у отечественных инвесторов есть, но нет инструментов и стимулов для привлечения их в российскую экономику", - сказала она.
Председатель Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский предложил увеличить поддержку и налоговые преференции для отечественных конкурентоспособных производств, что приведет к увеличению выпуска товаров, росту налогооблагаемой базы и кратному увеличению бюджетных доходов. "Наша налоговая система совершенно не конкурентоспособна. По оценкам Всемирного Банка, Россия занимает 152-е место по уровню налоговой нагрузки. Мы проигрываем всем, в том числе и партнерам по Таможенному союзу", - сказал И. Руденский.
По итогам обсуждения выработаны рекомендации.
"Налоговый вестник", N 6, июнь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1