Предприятие имеет несколько филиалов (обособленных подразделений) и несколько операционных касс. Кроме основной деятельности осуществляет деятельность платежного агента. В соответствии с п. 4.6 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У предприятие обязано вести две кассовые книги по каждой операционной кассе. В середине отчетного периода функции по ведению бухгалтерского учета были переданы из одного филиала в другой.
Будет ли являться нарушением отражение номеров кассовых ордеров в кассовых книгах не в хронологическом порядке, если в целом по филиалу (обособленному подразделению) нумерация ведется в хронологическом порядке?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Нарушения порядка ведения кассовых операций и правил составления документов в рассматриваемой ситуации не происходит.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.
Согласно п. 15 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
Номера и даты выписки приходных и расходных кассовых ордеров следует проставлять строго по порядку их оформления и регистрации, то есть документы должны иметь сквозную нумерацию в хронологическом порядке, а конкретный порядок документооборота определяется организацией самостоятельно.
Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России определен Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (далее - Указание N 3210-У).
В силу п. 4.1 Указания N 3210-У кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами, расходными кассовыми ордерам.
В соответствии с п. 4.6 Указания N 3210-У поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге.
Платежный агент, банковский платежный агент (субагент) для учета наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), ведет отдельную кассовую книгу.
Записи в кассовой книге осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру, расходному кассовому ордеру, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).
Унифицированные формы приходного кассового ордера (форма N КО-1), расходного кассового ордера (форма N КО-2), кассовой книги (форма N КО-4), а также указания по их заполнению утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 (далее - Постановление N 88).
Положения Указания N 3210-У и Постановления N 88 не устанавливают требования о том, что в кассовой книге номера приходных и расходных кассовых ордеров должны иметь сквозную нумерацию в хронологическом порядке, следовательно, нарушения порядка ведения кассовых операций и правил составления документов в рассматриваемой ситуации не происходит.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
30 июля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.