Разъяснения Пленума Верховного суда по применению законодательства о воинской службе
В статье проанализирована судебная практика по применению законодательства о воинской обязанности, воинской службе и статусе военнослужащих. Представленный материал будет полезен для бухгалтерских служб и руководителей учреждений силовых министерств и ведомств.
Пленум Верховного суда в целях единообразия применения судами законодательства РФ о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих привел свои разъяснения в Постановлении от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (далее - Постановление N 8). В данном документе все вопросы объединены в тематические подборки, в которых рассмотрены:
- подсудность военными судами гражданских дел, дел об административных правонарушениях и материалов о грубых дисциплинарных проступках;
- заключение контракта о прохождении военной службы;
- назначение на воинские должности, зачисление военнослужащих в распоряжение командиров (начальников);
- выплата денежного довольствия и иные выплаты;
- реализация права на отдых;
- реализация права на жилище;
- предоставление социальных гарантий и компенсаций при исполнении обязанностей военной службы;
- материальная и иные виды ответственности военнослужащих;
- порядок увольнения с военной службы.
Более подробно мы остановимся только на некоторых разделах, которые касаются выплаты денежного довольствия и предоставления социальных гарантий и компенсаций при исполнении обязанностей военной службы.
Выплата денежного довольствия
В соответствии с ч. 1, 2 и 28 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ*(1) и п. 10 и 11 ст. 38 Федерального закона N 53-Ф3*(2) денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы. Оно подлежит выплате начиная с момента начала военной службы и по день исключения из списков личного состава воинской части в связи с окончанием военной службы.
Пленум Верховного суда в п. 17 Постановления N 8 обращает внимание на то, что денежное довольствие и другие выплаты считаются выданными военнослужащему в день их получения в финансовой службе воинской части (уполномоченном финансовом органе) либо в день поступления (зачисления) денежных средств на банковский (карточный) счет военнослужащего. Таким образом, ссылки на тот факт, что платежные поручения о перечислении денежных средств представлены в ОФК или отделения банка, не являются основанием того, что денежное довольствие выплачено.
Далее при рассмотрении вопросов, связанных с выплатой денежного довольствия военнослужащим, Пленум Верховного суда обращает внимание на ч. 24 и 28 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ. В соответствии с нормами, приведенными в данной статье, в период нахождения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжении командира (начальника) ему выплачиваются оклад по воинскому званию, оклад по последней занимаемой воинской должности и ежемесячная надбавка за выслугу лет в установленном порядке.
В случае прохождения военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, денежное довольствие выплачивается с учетом коэффициентов и процентных надбавок.
Обратите внимание! Истечение срока нахождения военнослужащего в распоряжении командира (начальника), предусмотренного п. 4 ст. 42 Федерального закона N 53-ФЗ и ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы*(3), не может являться основанием для прекращения выплаты военнослужащему денежного довольствия (п. 18 Постановления N 8).
В пункте 19 Постановления N 8 рассматривается вопрос выплаты денежного довольствия в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами. В частности, отмечается: необходимо учитывать, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 305*(4) военнослужащим, переведенным с их согласия на должности с меньшим окладом, производится выплата сохраненного оклада по прежней воинской должности при прохождении военной службы на той воинской должности, на которую они были назначены с сохранением указанного оклада. Назначение впоследствии на иную воинскую должность не влечет выплату военнослужащему ранее сохраненного оклада по прежней воинской должности.
Выплата компенсации за дни отдыха
В пункте 21 разд. "Право на отдых" Постановления N 8 Пленум Верховного суда обратил внимание на п. 3 ст. 11 Федерального закона N 76-ФЗ*(5). В силу норм данного пункта военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Таким образом, отказ в предоставлении компенсации при условии, что военнослужащий изъявил желание в ее получении, является необоснованным и нарушает права военнослужащего.
Напомним, что порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. В настоящее время для военнослужащих Вооруженных Сил, проходящих военную службу по контракту, денежная компенсация вместо предоставления дополнительных суток выплачивается на основании Приказа Министра обороны РФ от 14.02.2010 N 80. Эта компенсация предоставляется по просьбе указанных военнослужащих. Основаниями для выплаты являются:
- приказы должностных лиц от командира соединения (ему равного) и выше о привлечении военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени с указанием в них необходимости и периода проведения мероприятий;
- приказы командиров воинских частей (руководителей организаций) о выплате военнослужащим денежной компенсации с указанием количества дополнительных суток отдыха, за которые выплачивается денежная компенсация, и ее суммы, издаваемые на основании рапортов военнослужащих.
Данная денежная компенсация выплачивается за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, одновременно с выплатой денежного довольствия за месяц, следующий за месяцем окончания мероприятий. Кроме этого, ее необходимо отражать в расчетно-платежной (платежной) ведомости в отдельной графе.
В учете в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н, расходы на выплату такой компенсации относятся на подстатью 212 "Прочие выплаты" КОСГУ.
Социальные гарантии и компенсации
Исходя из п. 5 ст. 2 Федерального закона N 76-ФЗ право на социальные гарантии и компенсации имеют военнослужащие и члены их семей. При этом к членам семьи военнослужащего относятся:
- супруга (супруг);
- несовершеннолетние дети;
- дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
- дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
- лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В пункте 30 Постановления N 8 обращается внимание на то, что право на предоставление социальных гарантий и компенсаций членам семей военнослужащих непосредственно вытекает из факта исполнения военнослужащими обязанностей военной службы. Например, предоставление отпуска без сохранения заработной платы до 14 календарных дней в году регламентировано ст. 128 ТК РФ, социальных гарантий в области образования - п. 5 ч. 7 ст. 71 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Некоторые гарантии предоставляются при наступлении определенных условий, например, в случае смерти военнослужащего вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболеваний, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, в том числе при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом. Так, в частности, в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 13.01.2010 N 10 дополнительные гарантии и компенсации назначаются военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона РФ. Согласно п. 2 названного приказа военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и включенные в состав специальных сил и (или) сил Объединенной группировки, имеют право на ежемесячную надбавку к денежному довольствию в размере двух месячных окладов в соответствии с занимаемой воинской должностью. Таким образом, чтобы предоставить данную компенсацию, необходимо, чтобы наступили определенные условия.
Далее в п. 31 Постановления N 8 Пленум Верховного суда обращает внимание на п. 8 и 9 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ. На основании обозначенных пунктов в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, членам его семьи выплачиваются установленные этим законом пособия и компенсации. Так, исходя из п. 13 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ при установлении инвалидности вследствие военной травмы выплата ежемесячной компенсации производится в следующих размерах: 14 000 руб. - инвалиду I группы; 7 000 руб. - инвалиду II группы; 2 800 руб. - инвалиду III группы.
Выплата ежемесячной денежной компенсации в случае гибели (смерти) военнослужащего производится каждому члену семьи. При этом ее сумма рассчитывается путем деления суммы ежемесячной денежной компенсации, установленной для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы) (п. 9 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ). Например, семья погибшего военнослужащего, имеющего инвалидность I группы (включая его), состоит из четырех человек. Значит, каждому члену семьи будут ежемесячно выплачивать компенсацию в размере 3 500 руб. (14 000 руб. / 4 чел.).
Однако нужно учитывать причину гибели военнослужащего. Чтобы выплатить указанные пособия и компенсации, необходимо проверить, наступила ли гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы. Следует помнить, что при обстоятельствах, перечисленных в п. 2 ст. 37 Федерального закона N 53-ФЗ (например, в случае совершения военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы, деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным), названные лица не признаются погибшими (умершими), получившими увечье или заболевание при исполнении обязанностей военной службы. Значит, если судом будет признано, что смерть наступила по основаниям, приведенным в п. 2 ст. 37 Федерального закона N 53-ФЗ, в выплате пособия будет отказано.
Далее Пленум Верховного суда в п. 33 Постановления N 8 обращает внимание судов на предоставление гарантий и компенсаций военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В соответствии с разъяснениями, приведенными в данном пункте, нужно учитывать, что Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-1) распространяется на определенный круг лиц, непосредственно указанных в ст. 1 этого закона. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в Законе N 4520-1 не поименованы, в связи с чем на них действие ст. 33 "Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно" Закона N 4520-1 не распространяется.
В отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, действует специальная норма, предусмотренная п. 1.1 ст. 20 Федерального закона N 53-ФЗ. Согласно названной норме военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на территории субъектов РФ, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год по территории РФ к месту использования основного (каникулярного) отпуска и обратно.
При этом военнослужащие, проходящие военную службу по контракту за пределами территории РФ, имеют право на проезд на безвозмездной основе к месту использования основного (каникулярного) отпуска на территории РФ и обратно.
Материальная ответственность военнослужащих
Споры о материальной ответственности в судебной практике встречаются довольно часто. Поэтому Пленум Верховного суда выделил их в отдельную подборку.
В силу п. 1 и 4 ст. 8 Федерального закона N 161-ФЗ*(6) возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части. Приказ о привлечении к материальной ответственности может быть оспорен военнослужащим в соответствующий военный суд в порядке, установленном гл. 25 ГПК РФ.
Обжалование приказа о возмещении ущерба не приостанавливает удержаний денежных средств из денежного довольствия военнослужащего. При отмене приказа о возмещении ущерба удержанные денежные средства возвращаются военнослужащему.
Исходя из разъяснений, приведенных в п. 34 и 35 Постановления N 8, вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части.
Обратите внимание! Удержания из денежного довольствия военнослужащего по решению суда производятся на основании выданного судом исполнительного листа (п. 7 ст. 8 Федерального закона N 161-ФЗ).
Финансовым службам необходимо иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона N 161-ФЗ военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в течение трех лет со дня обнаружения ущерба. Днем обнаружения ущерба следует считать день, когда командиру воинской части (а в соответствующих случаях - вышестоящим в порядке подчиненности органам военного управления и воинским должностным лицам) стало известно о наличии материального ущерба, причиненного военнослужащим.
Возмещение ущерба, причиненного имуществу военнослужащими не при исполнении обязанностей военной службы или при исполнении таких обязанностей, но имуществу, не находящемуся в федеральной собственности и не закрепленному за воинскими частями, либо ущерба, причиненного физическим лицам, осуществляется в порядке, предусмотренном ГК РФ.
При этом следует помнить, что приведение военнослужащим себя в состояние опьянения, а также другие обстоятельства, перечисленные в п. 2 ст. 37 Федерального закона N 53-ФЗ, не освобождают его от ответственности, в том числе материальной, за нарушение обязанностей военной службы.
* * *
В заключение отметим, что представленный материал по рассмотрению судебных споров позволит финансовым органам разрешать спорные ситуации на месте, не доводя дело до разбирательств в суде.
М. Зарипова,
эксперт журнала
"Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
*(2) Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
*(3) Утверждено Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237.
*(4) Постановление Правительства РФ от 17.03.1999 N 305 "О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям при переводе их на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба".
*(5) Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
*(6) Федеральный закон от 12.07.1999 N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"