Альтернативная гражданская служба: оформляем трудовые отношения
Организации, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, могут принимать на работу призывников для прохождения альтернативной гражданской службы. На таких работников распространяется трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права. Однако у трудовых отношений с "альтернативщиками" есть и множество особенностей, о которых следует знать работодателю.
В нашей стране каждый мужчина в возрасте от 18 до 27 лет обязан проходить военную службу по призыву (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"). Однако если несение военной службы противоречит его убеждениям (например, пацифистским) или вероисповеданию, либо он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни и занимается традиционным хозяйствованием или традиционными промыслами, военная служба может быть заменена на альтернативную. Право на подобный отказ гражданина от военной службы (по убеждениям, вероисповеданию и в других случаях), а также на замену военной службы альтернативной закреплено в ч. 3 ст. 59 Конституции России. Эта законодательная норма соответствует Международному пакту о гражданских и политических правах (пакт ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-VIII и вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г.).
Альтернативная гражданская служба (далее - АГС) - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву (ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" далее - Закон N 113-ФЗ).
Может ли ваша организация принять на работу "альтернативщика"? Как оформить с ним трудовые отношения? Можно ли уволить работника, проходящего альтернативную гражданскую службу? Кадровику полезно знать ответы на эти вопросы, чтобы не попасть впросак.
Где и в какой должности можно проходить альтернативную службу?
Граждане могут проходить альтернативную гражданскую службу индивидуально или в составе групп и формирований в организациях, подведомственных органам исполнительной власти (как федеральных, так и субъектов РФ), а также в организациях Вооруженных Сил РФ в качестве гражданского персонала (п. 4 "Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256 - далее Положение об АГС).
Порядок организации АГС установлен Постановлением Правительства РФ от 11.12.2003 N 750 "Об организации альтернативной гражданской службы" (вместе с "Правилами представления федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложений, связанных с организацией альтернативной гражданской службы, а также принятия специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решений по вопросам участия указанных органов в организации альтернативной гражданской службы") и Указом Президента РФ от 21.07.2003 N 793 "Вопросы организации альтернативной гражданской службы".
Специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы являются Министерство труда и социальной защиты РФ, Федеральная служба по труду и занятости и Министерство обороны РФ.
Организации, заинтересованные в том, чтобы привлекать на работу граждан для прохождения АГС, направляют в установленном законом порядке свои предложения о видах работ, которые могут выполняться "альтернативщиками", и указывают, какое количество граждан может быть принято для выполнения этих работ. Минздравсоцразвития РФ по результатам исследования рынка труда, потребностей органов исполнительной власти и Вооруженных Сил РФ регулярно формирует перечни работ и списки организаций.
Так, например, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.02.2014 N 110н утвержден перечень видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и список организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы. Действовавший ранее Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.02.2011 N 135н признан утратившим силу. В новом перечне отсутствуют такие входившие в ранее утвержденный перечень профессии, как, например, авиационный механик (техник) по планеру и двигателям, авиационный механик (техник) по приборам и электрооборудованию, бортмеханик, возчик, конюх. В то же время перечень дополнен новыми профессиями (кочегар производственных печей, лифтер, моторист (машинист), дезактиваторщик, помощник шкипера и другие) и должностями (артист оркестра, зубной врач, инженер по охране труда).
Следует добавить, что в соответствии с п. 2 ст. 21 Закона N 113-ФЗ гражданин, проходящий альтернативную службу, не имеет права занимать руководящие должности.
Помимо работ и должностей Перечень содержит сведения об организациях, в которых предусматривается прохождение альтернативной службы. В нем указаны наименования организаций, их подчиненность федеральному или региональному органу исполнительной власти и адрес (например, находящееся в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Управление федеральной почтовой связи Республики Башкортостан - филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", расположенный по адресу 450000, г. Уфа, ул. Ленина, д. 28).
Прием на работу
Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также являться основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения (п. 6 ст. 4 Закона N 113-ФЗ).
На работников, проходящих альтернативную гражданскую службу, распространяется трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права с некоторыми особенностями (ч. 1 ст. 349 ТК РФ, п. 3 ст. 1 Закона N 113-ФЗ).
Направляя гражданина на прохождение АГС, военный комиссариат выдает ему удостоверение и учетную карту (п. 9 Положения об АГС). Удостоверение - это документ, подтверждающий статус "альтернативщика". Каждое удостоверение имеет уникальный номер и относится к документам строгой отчетности. Учетная карта представляет собой основной документ учета прохождения гражданином альтернативной гражданской службы. Формы бланков удостоверения и учетной карты, их описание, инструкции по заполнению, выдаче и учету утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.10.2004 N 167 "Об удостоверении гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, и учетной карте гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу". Учетная карта - своего рода аналог личной карточки, который создан с учетом особенностей прохождения альтернативной службы. В ней содержится личная информация о гражданине, проходящем АГС, наименование организации, в которую он направлен, даты убытия и прибытия в организацию, информация об отпусках, о переводах гражданина на другое место службы, о периодах, которые не включаются в стаж службы, а также запись об увольнении. Страницы 1-4 учетной карты заполняются должностным лицом военного комиссариата, а страницы 5-18 - должностным лицом организации, в которой гражданин проходит альтернативную гражданскую службу (п. 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета учетной карты гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.10.2004 N 167).
Вместе с удостоверением и учетной картой в военном комиссариате гражданин получает предписание на убытие к месту прохождения АГС, в котором указывается организация, в которую он направлен, и срок прибытия в эту организацию (п.п. 31, 32 Положения об АГС). В этот же день военный комиссариат уведомляет организацию, в которую направляется работник, о дате его прибытия.
Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на бесплатный проезд к месту ее прохождения (п. 8 ст. 19 Закона N 113-ФЗ).
Гражданин обязан прибыть к месту прохождения службы в срок, указанный в предписании. Если гражданин не прибыл в установленный срок, руководитель организации обязан немедленно уведомить об этом направивший гражданина военный комиссариат, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация-работодатель (п. 38 Положения об АГС).
По прибытии в организацию гражданин предъявляет работодателю документы, предусмотренные п. 39 Положения об АГС:
- предписание;
- паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий;
- удостоверение и учетную карту;
- проездные документы на проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы;
- трудовую книжку, за исключением случая, когда трудовой договор заключается впервые;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (при наличии);
- документы об образовании, квалификации или владении специальными знаниями (при наличии);
- документы воинского учета.
Работодатель проставляет в учетной карте гражданина отметку о его прибытии (п. 6 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета учетной карты гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.10.2004 N 167) и заключает с ним трудовой договор. Так как альтернативная гражданская служба имеет свою продолжительность (ее срок составляет 21 месяц, а для тех, кто работает в Вооруженных Силах РФ на гражданских должностях, - 18 месяцев), работодатель обязан заключить с работником срочный трудовой договор (п. 11 ст. 59 ТК РФ, ст. 5 и п. 2 ст. 16 Закона N 113-ФЗ, ст. 6 Положения об АГС). При этом работник не имеет права отказываться от заключения срочного трудового договора (п. 2 ст. 21 Закона N 113-ФЗ).
Обратите внимание: началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день убытия его к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата (п. 3 ст. 5 Закона N 113-ФЗ и п. 5 Положения об АГС). Дата заключения трудового договора может отличаться от даты начала службы, поскольку иногда на то, чтобы добраться к месту работы (прохождения АГС), может потребоваться некоторое время.
В трёхдневный срок с момента заключения трудового договора работодатель обязан уведомить об этом направивший гражданина военный комиссариат, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация (п. 2 ст. 16 Закона N 113-ФЗ; п. 40 Положения об АГС).
Испытательный срок при приеме на работу для гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, не устанавливается (п. 41 Положения об АГС).
Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя (по унифицированной форме N Т-1, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004, или другой форме, утвержденной организацией), изданным на основании заключенного трудового договора (ст. 68 ТК РФ). В графе "Условия приема на работу, характер работы" следует отразить, что сотрудник принят для прохождения альтернативной гражданской службы. В графе "Основание" указывают реквизиты трудового договора, а не предписания, ведь, согласно ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения могут возникнуть между работником и работодателем только на основании трудового договора, даже если он заключен в результате направления на работу уполномоченным на это в соответствии с федеральным законом органом. Образец приказа приведен в приложении.
Приказ о приеме на работу объявляется работнику под роспись. Затем вносятся соответствующие записи в трудовую книжку и личную карточку работника. Если трудовой договор заключается впервые, работодатель должен оформить трудовую книжку и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования работника (ст. 65 ТК РФ). Также работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.
Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обязаны состоять на воинском учете по месту пребывания (п. 1 ст. 21 Закона N 113-ФЗ). Воинский учет граждан в организациях ведется в соответствии с "Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях", утвержденными Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008.
Рабочее время и время отдыха
Продолжительность рабочего времени граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (п. 1 ст. 20 Закона N 113-ФЗ).
Гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, исполняет свои трудовые обязанности без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени, если он участвует в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем органа исполнительной власти, в подведомственной организации которого гражданин проходит альтернативную гражданскую службу (п. 43 Положения об АГС). В этом случае время исполнения гражданином трудовых обязанностей учитывается работодателем в сутках. За каждые трое суток участия в указанных мероприятиях гражданину предоставляются двое суток отдыха. Отдых предоставляется, как правило, по окончании этих мероприятий.
Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, предоставляются отпуска в порядке, установленном ТК РФ. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно (ст. 17 Закона N 113-ФЗ, п.п. 51, 52 Положения об АГС). Предоставление отпуска оформляется приказом, соответствующие записи вносятся в учетную карту и личную карточку работника.
При убытии "альтернативщика" из организации (в основной, дополнительный или учебный отпуск) должностное лицо работодателя выдает ему отпускной билет, в котором указан вид и продолжительность отпуска (в сутках), дата возращения и сведения о проездных документах. Форма билета утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.04.2005 N 261 "Об утверждении формы отпускного билета гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, и формы предписания на убытие к новому месту прохождения альтернативной гражданской службы". Проездные документы к месту жительства и обратно при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска (один раз в год) приобретаются за счет средств работодателя (п. 8 ст. 19 Закона N 113-ФЗ).
Обучение
В отличие от военнослужащих, "альтернативщики" имеют право обучаться во внерабочее время в образовательных учреждениях по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения. Им предоставляются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ для лиц, совмещающих работу с обучением. При этом "альтернативщикам" не может быть установлена (установлено) сокращенная рабочая неделя (сокращенное рабочее время) (п. 6 ст. 19 Закона N 113-ФЗ).
Работодатель также может по собственной инициативе организовывать обучение для граждан, проходящих альтернативную службу, в случае производственной необходимости (например, при внедрении новой технологии или при отсутствии у "альтернативщика" необходимых навыков) (п. 4 ст. 6 Закона N 113-ФЗ).
Перевод к другому работодателю
Работник, проходящий альтернативную службу, не имеет права по собственному желанию перевестись на работу к другому работодателю. Перевод возможен лишь по основаниям, перечисленным в п. 44 Положения об АГС:
- ликвидация организации;
- сокращение штатной численности организации;
- производственная необходимость;
- наличие подтвержденных медицинским заключением противопоказаний для выполнения работы, предусмотренной трудовым договором, и невозможность перевода на другую работу в этой организации;
- наличие подтвержденных медицинским заключением противопоказаний для проживания в местности, где проходит альтернативная гражданская служба;
- иные случаи (по решению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации).
Алгоритм перевода "альтернативщика" подробно изложен в пунктах 45-50 Положения об АГС и в "Административном регламенте исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по принятию решения о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую", утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 08.11.2010 N 971н.
Сначала организация-работодатель информирует о необходимости перевода исполнительный орган, в ведении которого она находится. Исполнительный орган готовит представление о переводе и направляет его в Федеральную службу по труду и занятости. Федеральная служба принимает решение о необходимости перевода и информирует о нем оба исполнительных органа (тот, в чьем ведении находится организация, где работает "альтернативщик", и тот, в чьем ведении находится организация, куда он будет переведен).
На основании указанного решения исполнительный орган, из подведомственной организации которого переводится "альтернативщик", издает приказ о переводе гражданина, а другой исполнительный орган информирует подведомственную ему организацию, что в нее будет переведен работник.
Организация-работодатель расторгает с "альтернативщиком" срочный трудовой договор, производит полный расчет, выдает трудовую книжку и учетную карту (внеся в нее соответствующие записи), а также уведомляет организацию, в которую переводится работник, о сроке его прибытия, а военные комиссариаты (тот, который направил гражданина на АГС, и военный комиссариат по новому месту прохождения службы) и Федеральную службу по труду и занятости - о переводе гражданина на новое место альтернативной гражданской службы.
Работодатель выдает гражданину под роспись предписание на убытие к новому месту прохождения альтернативной гражданской службы, в котором указаны дата убытия работника и дата, когда он должен прибыть к новому работодателю. Форма предписания утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.04.2005 N 261 "Об утверждении формы отпускного билета гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, и формы предписания на убытие к новому месту прохождения альтернативной гражданской службы".
"Альтернативщик" имеет право на бесплатный проезд к новому месту службы (п. 8 ст. 19 Закона N 113-ФЗ). Время нахождения гражданина в пути подтверждается проездными и другими документами и засчитывается в срок его альтернативной гражданской службы. По прибытии гражданина для дальнейшего прохождения службы новый работодатель оформляет документы аналогично тому, как мы описывали выше при приеме на работу.
Исчисление стажа
Срок альтернативной гражданской службы составляет 21 месяц, а для тех, кто работает в Вооруженных Силах РФ на гражданских должностях - 18 месяцев (ст. 5 Закона N 113-ФЗ, ст. 6 Положения об АГС).
В срок альтернативной гражданской службы не засчитываются:
- прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);
- время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;
- время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;
- время отстранения от работы по причине алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (п. 5 ст. 5 Закона N 113-ФЗ; п. 7 Положения об АГС).
Информация о периодах, не входящих в срок альтернативной гражданской службы, и документы, подтверждающие их наличие, должны быть представлены работодателем органу исполнительной власти. Рассмотрев их, орган исполнительной власти издает приказ, в котором определяет период, не засчитанный в срок АГС, и доводит его до сведения работодателя (п. 55 Положения об АГС). Работодатель, в свою очередь, вносит соответствующие записи в учетную карту гражданина (п. 8 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета учетной карты гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.10.2004 N 167).
Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности. Также засчитывается в стаж, дающий право на соответствующие надбавки, гарантии и компенсации:
- время работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- время работы в других районах и местностях, где установлены районные коэффициенты;
- время службы на должностях и по профессиям, связанным с выполнением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда (ч. 2 ст. 19 Закона N 113-ФЗ).
Медицинское освидетельствование
С 1 января 2014 года вступило в силу Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе). Согласно ему медицинское освидетельствование граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, организуется военным комиссаром (п. 79) и осуществляется военно-врачебной комиссией (пп. "а" п. 3) для определения категории годности к службе (пп. "д" п. 3).
Так же как и граждане, призываемые на военную службу, "альтернативщики" проходят медицинское обследование (п. 28 Положения об АГС).
Обследование может проводиться не только перед направлением гражданина в организацию, но и во время его работы, ведь по разным причинам состояние здоровья работника может ухудшиться в любой момент и препятствовать выполнению служебных обязанностей.
В этом случае по заявлению гражданина проводится дополнительное медицинское освидетельствование (эта обязанность возложена на Министерство здравоохранения РФ совместно с Министерством обороны РФ - п. 80 Положения о военно-врачебной экспертизе).
По завершении обследования военно-врачебная комиссия выносит заключение о годности к военной службе по категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (п.п. 18, 81 того же Положения).
Стоит отметить, что требования к состоянию здоровья граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, аналогичны требованиям, предъявляемым к гражданам, проходящим военную службу по призыву (п. 83 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Другие особенности трудовых отношений с "альтернативщиками"
Помимо ограничений, которые мы уже рассматривали выше, п. 2 ст. 21 Закона N 113-ФЗ запрещает гражданам, проходящим альтернативную службу:
- отказываться от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них срочным трудовым договором;
- участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций;
- совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;
- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться социальными гарантиями;
- покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителем работодателя;
- оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную гражданскую службу, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.
Контролировать качество исполнения "альтернативщиками" трудовых обязанностей и принимать меры по привлечению недобросовестных работников к ответственности должна организация-работодатель (п. 4 ст. 6 Закона N 113-ФЗ).
Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ с учетом особенностей, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы (ст. 22 Закона N 113-ФЗ).
Так, за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы предусмотрена уголовная ответственность: штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арест на срок до шести месяцев (ч. 2 ст. 328 Уголовного кодекса РФ).
Расторжение трудового договора
По истечении срока альтернативной гражданской службы работник подлежит увольнению (п. 2 ст. 23 Закона N 113-ФЗ). Окончанием альтернативной гражданской службы считается день прекращения работодателем срочного трудового договора (п. 5 Положения об АГС).
Порядок действий должностных лиц при прекращении АГС подробно изложен в ст. 23 Закона N 113-ФЗ, п. 55-71 Положения об АГС.
Фактически по истечении срока АГС необходимо выполнить два действия: прекратить альтернативную гражданскую службу и расторгнуть срочный трудовой договор с работником.
Работодатель направляет в орган исполнительной власти "представление о прекращении альтернативной гражданской службы в связи с увольнением гражданина с альтернативной гражданской службы" и прилагает к нему необходимые документы в соответствии с п. 59 Положения об АГС.
Решение о прекращении АГС принимается органом исполнительной власти, которому подведомственна организация, где гражданин проходит службу. Решение (приказ) должностного лица этого органа является основанием для прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином, проходящим АГС.
Работодатель издает соответствующий приказ, вносит записи в личную карточку и трудовую книжку работника, выдает трудовую книжку работнику в день увольнения и производит с ним окончательный расчет.
Записи о прекращении АГС и расторжении трудового договора вносятся и в учетную карту гражданина (п.п. 9, 10 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета учетной карты гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.10.2004 N 167).
Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на бесплатный проезд к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы (п. 8 ст. 19 Закона N 113-ФЗ, п. 68 Положения об АГС).
Работодатель после прекращения срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, обязан в течение трех рабочих дней уведомить об этом соответствующий исполнительный орган и военный комиссариат, в котором гражданин состоит на воинском учете (п. 7 ст. 23 Закона N 113-ФЗ, п. 69 Положения об АГС). Исполнительный орган в свою очередь информирует Федеральную службу по труду и занятости.
За гражданином, работавшим до направления на альтернативную гражданскую службу в государственной или муниципальной организации, в течение трех месяцев после его увольнения с альтернативной гражданской службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии - на другую равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника, другой организации (п. 4 ст. 19 Закона N 113-ФЗ).
Гражданин, проходящий альтернативную службу, не имеет права расторгать срочный трудовой договор по своей инициативе (п. 2 ст. 21 Закона N 113-ФЗ).
Досрочному увольнению он подлежит в следующих случаях, предусмотренных п. 2 ст. 23 Закона N 113-ФЗ:
- если гражданин признан военно-врачебной комиссией не годным или ограниченно годным к военной службе;
- если гражданин начал осуществлять полномочия члена Совета Федерации ФС РФ, высшего должностного лица субъекта РФ, избран депутатом Государственной Думы / регионального органа власти / органа местного самоуправления или главой муниципального образования;
- если гражданин осужден к лишению свободы и приговор суда вступил в законную силу.
Альтернативная гражданская служба гражданина прекращается в случае его смерти (гибели) в день, следующий за днем смерти (гибели), а в случаях признания гражданина в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим - в день, следующий за днем вступления в законную силу соответствующего решения суда (п. 4 ст. 23 Закона N 113-ФЗ).
Как видим, трудовые отношения с гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, довольно подробно регламентированы действующим законодательством. Знание особенностей их службы позволит работодателю избежать недоразумений как с самими "альтернативщиками", так и с контролирующими органами.
Приложение
/-----------\
| Код |
|-----------|
Форма по ОКУД| 0301001 |
Общество с ограниченной ответственностью "Заря" |-----------|
(ООО "Заря") по ОКПО| 24759384 |
----------------------------------------------- \-----------/
наименование организации
/-----------------------------\
| Номер |Дата составления|
| документа | |
|------------+----------------|
Приказ | 108-к | 15.09.2014 |
(распоряжение) \-----------------------------/
о приеме работника на работу
/-------------------\
| Дата |
Принять на работу | |
/-------+-------------------|
| с | 15.09.2014 |
|-------+-------------------|
| по | 14.06.2016 |
\---------------------------/
/-------------------\
| Табельный номер |
|-------------------|
Зайцева Дмитрия Борисовича | 408 |
------------------------------------------------------------------------/
фамилия, имя, отчество
в технический отдел
-----------------------------------------------------------------------
структурное подразделение
на должность слесаря-электрика по ремонту электрооборудования
-------------------------------------------------------------------------
должность (специальность, профессия), разряд, класс (категория)
квалификации
-------------------------------------------------------------------------
для прохождения альтернативной гражданской службы
-------------------------------------------------------------------------
условия приема на работу, характер работы
с тарифной ставкой (окладом) 18 000 руб. 00 коп.
--------------- ----
цифрами
надбавкой _______________ руб.____коп.
цифрами
с испытанием на срок - месяца (ев)
-----------------------------
Основание:
Трудовой договор от "15" сентября 2014 г. N 256
-- --------------- -- ----
Генеральный
Руководитель организации директор Семенов В.П. Семенов
------------ -------------- --------------------
должность личная подпись расшифровка подписи
С приказом (распоряжением) Зайцев "15" сентября 2014 г.
работник ознакомлен: -------------------- -- ---------- --
личная подпись
В дело N 04-02
Скокова 15.09.2014
М. Лапина,
Уфа
"Кадровик.ру", N 8, август 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик.ру"
Издатель: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Институт профессионального развития Национального союза кадровиков"