Новое в Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей
Некоторым организациям, имеющим в своем штате водителей, возможно, придется пересмотреть их рабочий график. Дело в том, что с 5 июля 2014 года вступили в силу поправки, принятые Приказом Минтранса РФ от 24.12.2013 N 484 "О внесении изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. N 15" (далее - Приказ N 484). Этот приказ был разработан в целях совершенствования нормативной правовой базы Минтранса и зарегистрирован в Минюсте 10.06.2014 N 32636. В представленной статье расскажем о требованиях к составлению графиков работы, установлению рабочего времени и времени отдыха с учетом принятых изменений.
Статьей 329 ТК РФ предусмотрено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, а также условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Во исполнение данного требования законодательства Минтрансом было разработано Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей*(1) (далее - Положение).
Положением установлены особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовым договорам на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, осуществляющим перевозочную деятельность на территории РФ.
Обратите внимание! Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством РФ о труде.
Следует отметить, что работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей:
- с учетом мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных Положением;
- по согласованию с представительным органом работников в случаях, установленных коллективным договором, соглашениями.
Составление графиков работы (сменности)
При составлении графиков работы (сменности) необходимо учитывать особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением. При этом расписание и графики движения автомобилей во всех видах сообщения должны разрабатываться с учетом норм данного документа.
Согласно новой редакции п. 4 Положения графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени.
Графиками работы (сменности) устанавливаются:
- рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену;
- дни еженедельного отдыха.
Графики утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей.
Прежняя редакция п. 4 Положения предусматривала, что графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до их введения в действие. Как видим, такое требование из текста Положения исключено.
Однако по общему правилу, установленному в ст. 103 "Сменная работа" ТК РФ, графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие.
В пункте 5 Положения уточнено, что работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения и в тех случаях, когда при направлении водителей в дальние рейсы на междугородных перевозках, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы.
Установление рабочего времени
Исполнение водителем трудовых обязанностей в течение рабочего времени должно соответствовать:
- условиям трудового договора;
- правилам внутреннего трудового распорядка организации;
- графику работы (сменности).
Согласно п. 7 Положения нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. При этом нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:
- восьми часов - для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями;
- семи часов - для водителей, работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем.
В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода, равной одному месяцу.
Обратите внимание! Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Пункт 8 Положения содержит следующие условия:
- учетный период может устанавливаться продолжительностью до шести месяцев на перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ;
- продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Согласно п. 9 Положения продолжительность ежедневной работы (смены) водителей при суммированном учете рабочего времени не может превышать 10 часов. Вместе с тем Положение содержит ряд исключений из данного правила, согласно которым продолжительность смены может превышать 10 часов.
Так, в случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов (п. 10 Положения).
Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, то в рейс направляются два водителя и более. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.
Отметим, что до внесения Приказом N 484 изменений в абз. 2 п. 10 Положения речь шла только о двух водителях.
Кроме того, при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников (п. 11 Положения).
Еще одно исключение установлено в п. 12 Положения. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает девяти часов.
К сведению. Пунктом 3 Приказа N 484 установлено, что продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при перевозках на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях.
Положением допускается разделение рабочего дня на части. Согласно п. 13 данного документа водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.
Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через четыре часа после начала работы.
Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной согласно вышеназванным правилам Положения.
Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Обратите внимание! До внесения изменений в абз. 4 п. 13 Положения им было установлено, что перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.
Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.
Положением предусмотрена возможность установления ненормированного рабочего дня. По правилам п. 14 Положения ненормированный рабочий день может устанавливаться:
- водителям легковых автомобилей (кроме такси);
- водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
Обратите внимание! Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.
В пункте 15 Положения перечислены периоды, из которых состоит рабочее время водителя. К ним относятся, в частности:
- время управления автомобилем;
- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
- подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
- время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
К сведению. До внесения Приказом N 484 поправок в Положение включение в периоды, из которых состоит рабочее время водителя, времени следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно предусмотрено не было.
- время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
- время простоев не по вине водителя;
- время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
- время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем. Время охраны груза и автомобиля засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30% (п. 21 Положения). Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя и более водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю;
- время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей. Время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50% (п. 22 Положения). Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
К сведению. Возможность направления в рейс более двух водителей предусмотрена пп. 2 п. 9, п. 8 Приказа N 484.
Отметим, что согласно п. 20 Положения работодатель устанавливает с учетом мнения представительного органа работников организации:
- состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время;
- продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя.
Следует помнить, что время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать девяти часов, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 м и перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов - восьми часов.
Однако при суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю (п. 17 Положения). При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.
Кроме того, на основании п. 18 Положения при суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем.
Прежняя редакция данного пункта предполагала, что при введении суммированного учета рабочего времени суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не может превышать 90 часов. Теперь такое условие из текста Положения исключено.
Согласно п. 19 Положения на междугородных перевозках после первых четырех часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые два часа.
Обратите внимание! До внесения Приказом N 484 поправок п. 19 Положения было предусмотрено, что на междугородных перевозках специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем предоставляется не после четырех, а после трех часов.
В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.
К сведению. Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля.
Пункт 23 Положения содержит уточнение, что сверхурочные работы допускаются в случаях и порядке, которые предусмотрены ст. 99 ТК РФ.
Напомним, что согласно данной статье сверхурочной работой признается работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени - ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия в следующих случаях:
- при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть исполнена в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если он несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;
- при проведении временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников;
- для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этом случае работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.
В части 2 ст. 99 ТК РФ перечислены случаи, в которых допускается привлечение работодателем работника к сверхурочной работе без его согласия. Итак, без согласия работника возможно его привлечение к сверхурочной работе в следующих случаях:
1) при проведении работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
2) при выполнении общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, систем газоснабжения, теплоснабжения, освещения, транспорта, связи;
3) при проведении работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (при пожаре, наводнении, голоде, землетрясении, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
В других случаях привлечение работника к сверхурочным работам допускается с его письменного согласия и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов. При этом несоблюдение такой нормы допускается в случаях, предусмотренных пп. 1, 3 ч. 2 ст. 99 ТК РФ.
В любом случае сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ст. 99 ТК РФ, п. 23 Положения). При этом работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.
Установление времени отдыха
Абзацем 1 п. 24 Положения установлено, что водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.
Согласно Приказу N 484 данный абзац был дополнен условием, предусматривающим, что такой перерыв для отдыха и питания должен быть не менее 30 минут.
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более восьми часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут.
Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.
На основании п. 25 Положения продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Пунктом 12 Приказа N 484 п. 25 Положения был дополнен новыми абзацами.
Так, при суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии - с иным представительным органом работников.
На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели работнику предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха.
В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов.
Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли по крайней мере два водителя, каждый водитель должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.
На междугородных перевозках при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, оборудованные дорожными знаками 5.29, 6.4, 7.9, 7.11, водитель вправе с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха, установленных Положением, следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного вышеуказанными дорожными знаками.
К сведению. Названные дорожные знаки приведены в приложении 1 к Постановлению Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения":
- 5.29 "Зона регулируемой стоянки" (место, с которого начинается территория (участок дороги), где стоянка разрешена и регулируется с помощью табличек и разметки);
- 6.4 "Парковка (парковочное место)";
- 7.9 "Гостиница или мотель";
- 7.11 "Место отдыха".
Согласно п. 26 Положения еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.
Порядок установления выходных дней при суммированном учете рабочего времени уточнен в п. 27 Положения: выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.
К сведению. Пунктом 11 Приказа N 484 из текста Положения исключены абз. 3 п. 25 и п. 28. Абзацем 3 п. 25 Положения было установлено, что на междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы. Пункт 28 предусматривал, что на междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов. Теперь вопросы установления продолжительности еженедельного отдыха регулируются п. 25 Положения, изложенным в новой редакции Приказом N 484.
Следует отметить, что привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных ст. 113 ТК РФ, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, а в других случаях - с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников. Такое правило установлено п. 28 Положения (до внесения поправок - п. 29).
Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных ст. 113 ТК РФ. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода (п. 29 Положения).
В заключение перечислим основные новшества, введенные Приказом N 484:
- рабочее время водителя включает также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
- водителям, осуществляющим перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает девяти часов;
- на междугородных перевозках после первых четырех часов (ранее - трех часов) непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути;
- при осуществлении трудовой деятельности всем водителям автомобилей должен предоставляться перерыв для отдыха и питания в середине рабочей смены продолжительностью не менее 30 минут.
Г.И. Демидов,
эксперт журнала "Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждено Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)