Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федеральной миграционной службы
от 29 февраля 2008 г. N 41
Административный регламент
по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации
21 мая 2010 г.
См. справку об административных регламентах исполнения государственных функций и административных регламентах предоставления государственных услуг
I. Общие положения
1. Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации*(1) определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной миграционной службы*(2), территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений, а также порядок взаимодействия ФМС России, территориальных органов и их структурных подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства*(3) вида на жительство в Российской Федерации*(4).
2. Предоставление государственной услуги по выдаче иностранным гражданам вида на жительство осуществляется в соответствии с:
Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"*(5);
Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы"*(6);
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 794 "Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство"*(7).
3. ФМС России, территориальные органы ФМС России и их структурные подразделения при выдаче вида на жительство также руководствуются:
Жилищным кодексом Российской Федерации*(8);
Налоговым кодексом Российской Федерации*(9);
Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"*(10);
Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"*(11);
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"*(12);
Федеральным законом 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"*(13);
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 года N 746 "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища"*(14);
Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации"*(15);
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. N 188 "О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство или разрешения на работу в Российской Федерации"*(16);
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 г. N 21 "Об утверждении Правил подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации"*(17).
4. В системе ФМС России государственная услуга по выдаче иностранным гражданам вида на жительство предоставляется территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями (отделами, отделениями, группами).
Решение о выдаче либо об отказе в выдаче вида на жительство, о продлении срока действия вида на жительство, а также об аннулировании вида на жительство принимается руководителями территориальных органов ФМС России или заместителями, которым данные полномочия делегированы в установленном порядке.
Функции приема, рассмотрения заявлений о выдаче вида на жительство, о продлении срока его действия, оформления и выдачи, осуществляют территориальные органы ФМС России и их структурные подразделения. Указанные полномочия закрепляются в Положении о территориальном органе ФМС России и Положении о структурном подразделении в соответствии с приказом МВД России от 2 декабря 2005 г. N 983 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной миграционной службы"*(18).
5. Территориальные органы ФМС России и их структурные подразделения*(19) при выдаче вида на жительство взаимодействуют с:
дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации;
органами внутренних дел Российской Федерации;
органами безопасности;
налоговыми органами Российской Федерации;
органами здравоохранения;
службой судебных приставов;
органами социального обеспечения,
жилищно-эксплуатационными организациями государственного, муниципального и частного жилищных фондов.
Процедуры взаимодействия с указанными органами и организациями определяются настоящим Административным регламентом, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и соответствующими соглашениями.
Приказом ФМС России от 21 мая 2010 г. N 123 в пункт 6 настоящего приложения внесены изменения
6. За выдачу или продление срока действия вида на жительство взимается государственная пошлина.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 333.28 Налогового кодекса Российской Федерации за выдачу или продление срока действия вида на жительство иностранному гражданину или лицу без гражданства уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении за выдачей вида на жительство плательщик (физическое лицо) уплачивает государственную пошлину до выдачи вида на жительство.
II. Требования к порядку предоставления государственной услуги
Порядок информирования о предоставлении государственной услуги
7. Информация о государственной услуге предоставляется непосредственно в помещениях территориальных органов ФМС России, участвующих в предоставлении государственной услуги, а также по телефону, электронной почте, посредством размещения информации на интернет-сайтах ФМС России и ее территориальных органов, публикаций в средствах массовой информации, издания информационных материалов (брошюр, буклетов, справочно-информационных карт).
Сведения о местонахождении, контактных телефонах, интернет-адресах, адресах электронной почты ФМС России и ее территориальных органов приводятся в приложении N 1 к Административному регламенту.
Основными требованиями к информированию заявителей являются:
достоверность предоставляемой информации;
четкость в изложении информации;
полнота информирования;
наглядность форм предоставляемой информации;
удобство и доступность получения информации;
оперативность предоставления информации.
8. На информационных стендах территориальных органов ФМС России и подразделений, участвующих в предоставлении государственной услуги, а также на интернет-сайте ФМС России и ее территориальных органов размещается следующая информация:
о порядке предоставления настоящей государственной услуги;
форма заявления о выдаче вида на жительство;
перечень документов, представляемых заявителем для получения вида на жительство;
блок-схема (приложение N 15 к Административному регламенту);
режим работы соответствующего подразделения;
адреса иных организаций, участвующих в процессе предоставления государственной услуги, включая адреса нахождения ближайших банковских учреждений, в которых можно произвести оплату государственной пошлины;
банковские реквизиты для оплаты государственной пошлины;
адреса официальных интернет-сайтов ФМС России и ее территориальных органов;
номер телефона и адреса электронной почты справочной службы ФМС России и ее территориальных органов;
номер телефона, по которому можно осуществить предварительную запись;
порядок получения консультаций (справок) о ходе предоставления государственной услуги.
9. Информирование о ходе предоставления государственной услуги осуществляется при личном обращении заявителя, с использованием почтовой, телефонной связи, при наличии технической возможности посредством электронной почты.
10. Заявители, представившие в территориальные органы ФМС России и подразделения документы для выдачи вида на жительство, в обязательном порядке информируются сотрудниками:
об основаниях отказа в выдаче вида на жительство;
о сроке рассмотрения заявления и порядке получения вида на жительство.
Порядок получения консультаций (справок) о предоставлении государственной услуги
11. Консультации (справки) предоставляются уполномоченными сотрудниками (федеральными государственными гражданскими служащими, работниками)*(20) при личном обращении лица, посредством официального интернет-сайта, телефона или электронной почты.
Консультации общего характера (о месте нахождения, графике работы) могут предоставляться с использованием средств автоинформирования. При автоинформировании обеспечивается круглосуточное предоставление справочной информации.
Консультации предоставляются по следующим вопросам:
о подразделениях, уполномоченных на прием заявления о выдаче вида на жительство и на его выдачу, включая информацию о месте их нахождения;
о перечне документов, представляемых для получения вида на жительство, и предъявляемых к ним требованиям;
о требованиях к документам, удостоверяющим личность иностранных граждан;
о размере государственной пошлины;
о времени приема заявлений и выдачи вида на жительство;
о сроке предоставления государственной услуги;
о порядке обжалования решений, принимаемых в ходе предоставления государственной услуги.
12. Консультирование получателей государственной услуги о порядке ее предоставления проводится в рабочее время.
Все консультации, а также предоставленные сотрудниками в ходе консультации документы, являются безвозмездными.
Заявитель может выбрать два варианта получения личной консультации: в режиме общей очереди или по записи (по телефону).
Определение времени проведения консультации по телефону является приоритетным способом организации консультирования.
Сотрудник, осуществляющий индивидуальное устное консультирование, должен принять все необходимые меры для дачи полного и оперативного ответа на поставленные вопросы, в том числе с привлечением других сотрудников. Время ожидания заинтересованного лица при индивидуальном устном консультировании не может превышать 30 минут.
Индивидуальное устное консультирование каждого заинтересованного лица сотрудник территориального органа ФМС России осуществляет не более 20 минут.
В случае если для подготовки ответа требуется продолжительное время, сотрудник, осуществляющий индивидуальное устное консультирование, может предложить заинтересованным лицам обратиться за необходимой информацией в письменном виде, либо назначить другое удобное для заинтересованных лиц время для устного консультирования.
Для обеспечения индивидуального устного консультирования в подразделениях выделяются отдельные сотрудники.
Звонки граждан принимаются в соответствии с графиком работы сотрудников и должностных лиц, которые непосредственно взаимодействуют с заявителем. Заявитель имеет право выбрать удобное для него время звонка.
При ответах на телефонные звонки сотрудник, осуществляющий прием и информирование, сняв трубку должен назвать фамилию, имя, отчество, занимаемую должность и наименование подразделения. Во время разговора необходимо произносить слова четко, избегать "параллельных разговоров" с окружающими людьми и не прерывать разговор по причине поступления звонка на другой аппарат.
Время разговора не должно превышать 10 минут.
При невозможности сотрудника, принявшего звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы телефонный звонок должен быть переадресован (переведен) на другое должностное лицо или же обратившемуся гражданину должен быть сообщен телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.
13. В случае поступления от гражданина запроса на получение письменной консультации территориальный орган ФМС России обязан ответить на него в срок до 15 дней со дня поступления запроса.
Ответы на письменные обращения направляются в письменном виде и должны содержать: ответы на поставленные вопросы, фамилию, инициалы и номер телефона исполнителя. Ответ подписывается руководителем территориального органа ФМС России или его заместителем.
Требования к местам для информирования
14. Места для информирования, предназначенные для ознакомления заявителей с информационными материалами, оборудуются:
информационными стендами;
стульями и столами для возможного оформления документов.
Требования к местам для ожидания
15. Площадь мест ожидания зависит от количества граждан, ежедневно обращающихся в территориальный орган ФМС России для получения государственной услуги.
Места ожидания должны соответствовать комфортным условиям для заявителей и оптимальным условиям работы сотрудников.
Должны быть созданы условия для обслуживания инвалидов: помещения оборудованы пандусами, специальными ограждениями и перилами, обеспечиваются беспрепятственное передвижение и разворот инвалидных колясок, размещение столов для инвалидов в стороне от входа с учетом беспрепятственного подъезда и поворота колясок.
16. Места ожидания в очереди на предоставление или получение документов оборудуются стульями, кресельными секциями, скамьями (банкетками).
Требования к местам приема заявителей
17. Помещения для предоставления услуги должны быть размещены на нижних этажах зданий подразделений, участвующих в предоставлении государственных услуг, для получателей услуги организуется отдельный вход.
Прием заявителей осуществляется в специально выделенных для этих целей залах обслуживания, при этом части помещения могут отделяться перегородками в виде окон (киосков). При отсутствии такой возможности помещение для непосредственного взаимодействия сотрудников с заявителями может быть организовано в виде отдельных рабочих мест.
18. Окна (кабинеты) приема заявителей должны быть оборудованы информационными табличками (вывесками) с указанием:
номера окна (кабинета);
фамилии, имени, отчества и должности сотрудника, осуществляющего предоставление государственной услуги;
времени перерыва на обед, технического перерыва.
19. Каждое рабочее место сотрудника должно быть оборудовано персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным базам данных, печатающим и сканирующим устройствами.
При организации рабочих мест должна быть предусмотрена возможность свободного входа и выхода сотрудников из помещения при необходимости.
20. Прием граждан сотрудниками территориальных органов ФМС России, участвующих в предоставлении государственной услуги, производится не менее четырех дней в неделю в дневное время.
В один из дней недели прием заявителей не проводится в целях организации работы с принятыми к рассмотрению заявлениями.
Дни недели |
|
Понедельник |
14.00-20.00 |
Вторник |
9.00-15.00 |
Среда |
прием заявителей не проводится |
Четверг |
14.00-18.00 |
Пятница |
9.00-15.00 |
Суббота |
вторая суббота месяца 10.00-12.00 |
Заявителям может быть предоставлено право подачи заявления в заранее установленное время (по предварительной записи).
21. Часы работы иных сотрудников устанавливаются согласно служебному распорядку соответствующего подразделения. Руководитель подразделения в зависимости от ситуации может перераспределять в течение дня сотрудников, осуществляющих прием заявителей, если это не приводит к увеличению времени ожидания приема граждан.
22. Прием граждан при наличии технической возможности ведется с помощью электронной системы управления очередью с учетом предварительной записи по телефону. При определении времени приема по телефону сотрудник назначает время на основе графика уже запланированного времени приема заявителей и времени, удобного заявителю.
Время ожидания в очереди для подачи документов устанавливается до 30 минут.
23. Время приема документов устанавливается до 15 минут.
Результат и срок предоставления государственной услуги
24. Результатом предоставления государственной услуги являются:
выдача иностранному гражданину вида на жительство;
принятие решения об отказе в выдаче вида на жительство и направление уведомления заявителю.
25. Заявление о выдаче вида на жительство может быть подано в территориальный орган ФМС России по разрешенному месту временного проживания на территории Российской Федерации.
26. Срок предоставления государственной услуги по заявлению иностранного гражданина о выдаче вида на жительство*(21) составляет шесть месяцев.
Срок предоставления государственной услуги по заявлению, поданному иностранным гражданином, являющимся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом*(22), составляет два месяца с даты подачи заявления.
III. Административные процедуры
Последовательность административных процедур
27. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
прием и регистрация заявлений;
рассмотрение заявлений;
оформление и выдача вида на жительство (отказ в выдаче вида на жительство);
выдача вида на жительство отдельным категориям иностранных граждан;
аннулирование вида на жительство;
оформление вида на жительство при его утрате или изменении имени и фамилии;
продление срока действия вида на жительство.
Осуществление административных процедур
Приказом ФМС России от 21 мая 2010 г. N 123 в пункт 28 настоящего приложения внесены изменения
28. Иностранный гражданин, проживающий на территории Российской Федерации на основании разрешения на временное проживание, оформленного в установленном порядке, вправе обратиться в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в территориальный орган ФМС России с заявлением.
Граждане государств - участников Содружества Независимых Государств и лица без гражданства, ранее состоявшие в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию до вступления в силу Федерального закона в порядке, не требующем получения визы, и по состоянию на 22 мая 2002 года*(23) имеющие разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации не менее одного года в виде отметки о регистрации по месту жительства в документе, удостоверяющем личность, либо в виде документа, подтверждающего факт регистрации по месту жительства*(24), подают заявление о выдаче вида на жительство в территориальный орган ФМС России по месту жительства.
29. Заявление подается дееспособным иностранным гражданином, достигшим 18-летнего возраста.
Заявление о выдаче вида на жительство иностранному гражданину, не достигшему 18-летнего возраста или признанному недееспособным, подается одним из родителей или законным представителем.
30. Заявление представляется в двух экземплярах на бланке установленной формы (приложение N 2 к Административному регламенту).
31. Бланк заявления заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машины, компьютера) на русском языке. При заполнении бланка не допускается использование сокращений слов и аббревиатур. Ответы на содержащиеся в бланке заявления вопросы должны быть исчерпывающими.
32. При подаче заявления иностранный гражданин представляет сотруднику, уполномоченному принимать заявления, документы, удостоверяющие его личность и гражданство, а также разрешение на временное проживание.
Приказом ФМС России от 21 мая 2010 г. N 123 в пункт 33 настоящего приложения внесены изменения
33. Оформленные на территории иностранных государств официальные документы, представляемые для получения вида на жительство, должны быть легализованы в установленном порядке в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Документы, составленные на иностранном языке, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода и подлинность подписи переводчика должны быть нотариально заверены.
34. Не принимается к рассмотрению заявление иностранного гражданина, если на день подачи заявления документ, удостоверяющий его личность и гражданство, и/или разрешение на временное проживание имеют (имеет) срок действия менее 6 месяцев.
35. Территориальные органы ФМС России рассматривают заявления с представленными заявителем надлежащим образом оформленными документами.
Прием и регистрация заявлений
36. Основанием для начала предоставления государственной услуги является подача иностранным гражданином в территориальный орган ФМС России заявления и необходимых документов.
37. Заявление подается лично дееспособным иностранным гражданином, имеющим разрешение на временное проживание и достигшим 18-летнего возраста, в территориальный орган ФМС России по разрешенному месту временного проживания.
Заявление подается не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.
Иностранный гражданин, являющийся участником Государственной программы, подает заявление не позднее чем за два месяца до истечения срока действия разрешения на временное проживание.
В отношении иностранного гражданина, не достигшего 18-летнего возраста, родители (один из родителей) которого, имеют вид на жительство в Российской Федерации, а также не достигшего 18-летнего возраста и не имеющего родителей или имеющего одного из родителей, являющегося гражданином Российской Федерации, либо достигшего 18-летнего возраста, признанного недееспособным, заявление подается одним из родителей или единственным родителем, опекуном, усыновителем, руководителем воспитательного или лечебного учреждения, учреждения социальной защиты населения либо иного аналогичного учреждения Российской Федерации, в котором иностранный гражданин находится на полном государственном обеспечении, в территориальный орган ФМС России по месту жительства родителя, опекуна, усыновителя или месту нахождения соответствующего учреждения.
38. Иностранный гражданин одновременно с подачей заявления, к которому прилагаются 4 личные фотографии размером 35x45 мм в черно-белом или цветном исполнении с четким изображением лица анфас без головного убора, в том числе 2 фотографии на несовершеннолетних детей, указанных в заявлении, представляет должностному лицу:
38.1. Документы, удостоверяющие личность и гражданство*(25).
38.2. Разрешение на временное проживание, оформленное в установленном порядке.
38.3. Документ, подтверждающий наличие у заявителя средств, обеспечивающих ему и членам его семьи при проживании в Российской Федерации прожиточный минимум*(26), или документ, подтверждающий его нетрудоспособность (справка о доходах физического лица, декларация о доходах с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособий, подтверждение о получении алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности или нетрудоспособность).
Указанные документы должны подтверждать наличие у заявителя средств на период, не превышающий одного года со дня получения вида на жительство.
38.4. Свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность ребенка, не достигшего 18-летнего возраста (паспорт - при его наличии).
38.5. Согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на проживание в Российской Федерации. Подпись ребенка на документе должна быть нотариально удостоверена.
38.6. Документ, подтверждающий наличие жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
38.7. Сертификат об отсутствии у заявителя (членов его семьи) ВИЧ-инфекции.
38.8. Документ, выданный полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, свидетельствующий о том, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
39. Иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты по следующим основаниям:
признанный нетрудоспособным и имеющий дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;
имеющий хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;
состоящий в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации, одновременно с документами, указанными в пункте 38 Административного регламента, представляет:
39.1. Признанный нетрудоспособным, имеющий дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих на территории Российской Федерации, - свидетельство о рождении и паспорт сына или дочери, а также документ, выданный полномочным учреждением здравоохранения Российской федерации или компетентным органом иностранного государства, подтверждающий нетрудоспособность заявителя (например: справку об инвалидности, выданную учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы либо компетентным органом иностранного государства, пенсионное удостоверение и др.).
39.2. Имеющий хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации, - свидетельство о рождении и паспорт нетрудоспособного родителя, а также документ, подтверждающий нетрудоспособность родителя (например: справку об инвалидности, выданную учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, пенсионное удостоверение).
39.3. Состоящий в браке с гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, - свидетельство о браке и паспорт супруга (супруги).
40. Участник Государственной программы одновременно с подачей заявления, к которому прилагаются 4 личные фотографии, соответствующие требованиям, указанным в пункте 38 Административного регламента, в том числе 2 фотографии на несовершеннолетних детей, указанных в заявлении, представляет:
40.1. Документы, удостоверяющие его личность и гражданство. При внесении в заявление сведений о несовершеннолетних детях представляются документы, удостоверяющие личность каждого ребенка, вписанного в заявление.
40.2. Разрешение на временное проживание, оформленное в установленном порядке.
40.3. Свидетельство участника Государственной программы.
41. При наличии у заявителя и его родственников разных фамилий родственные отношения доказываются соответствующими дополнительно представляемыми документами.
42. Оригиналы представленных заявителем документов, перечисленных в пунктах 38.3, 38.5, 38.7, 38.8 Административного регламента, приобщаются к заявлению, оригиналы документов, перечисленных в пунктах 38.1, 38.2, 38.4, 38.6, 39 и 40 Административного регламента, подлежат возврату, а их копии и нотариально удостоверенный перевод на русский язык приобщаются к заявлению.
43. При подаче заявления заявитель обеспечивает надлежащее заполнение установленных форм заявления и подготовку необходимого пакета документов с приложением копий.
44. Допускается представление фотографий в головных уборах, не скрывающих овал лица, гражданами, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов.
Для граждан, постоянно носящих очки, обязательно фотографирование в очках без тонированных стекол.
При наличии технической возможности фотографирование и получение фотографий может быть произведено непосредственно в помещении территориального органа ФМС России.
45. Сотрудник, осуществляющий прием заявителей, проверяет исполнение реквизитов заявления, наличие всех представленных документов, правильность их оформления и соответствие законным основаниям получения вида на жительство.
Максимальный срок выполнения действия составляет 30 минут.
Если необходимые документы отсутствуют или представленные документы не соответствуют предъявляемым требованиям, заявление к рассмотрению не принимается, а заявителю предлагается устранить выявленные недостатки.
По согласованию с заявителем определяется срок его обращения с готовым пакетом документов и может быть произведена предварительная запись на повторный прием.
46. При приеме заявления к рассмотрению факт проверки, а также подлинность подписи заявителя удостоверяется подписью уполномоченного сотрудника на бланке заявления.
На подписи сотрудника, принявшего заявление к рассмотрению, и на вклеенной в заявление фотографии заявителя проставляется печать территориального органа ФМС России, принявшего заявление.
Заявителю выдается Справка установленной формы (приложение N 3 к Административному регламенту), подтверждающая прием заявления к рассмотрению.
47. Сотрудник, принявший заявление к рассмотрению, вносит в журнал учета входящих документов запись о приеме документов, которая содержит:
порядковый номер записи;
дату приема документов;
данные о заявителе (фамилию и инициалы);
количество документов, представленных вместе с заявлением;
фамилию и инициалы специалиста, принявшего документы.
Регистрационный номер и дата приема заявления проставляются на бланке заявления.
Максимальный срок выполнения действия составляет 5 минут.
48. Заявитель информируется о сроке рассмотрения его заявления и порядке получения вида на жительство, а также об основаниях отказа в выдаче вида на жительство, установленных Федеральным законом.
Вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:
1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;
2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
3) подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;
4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;
8) не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;
9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;
11) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;
12) заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения вида на жительство, и этот брак признан судом недействительным;
13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.
Рассмотрение заявлений
49. Основанием для начала административной процедуры является поступление заявления и необходимых документов уполномоченному сотруднику.
50. Сотрудник, получивший заявление к исполнению, формирует отдельное учетное дело. Дело помещается в мягкую обложку, на которой указываются фамилия, имя, отчество заявителя и регистрационный номер.
Заявление участника Государственной программы приобщается к учетному делу данного иностранного гражданина, получившего разрешение на временное проживание.
51. Сотрудник, принявший заявление и прилагаемые документы к рассмотрению, проводит необходимую проверку для выявления оснований отказа в выдаче вида на жительство.
В этих целях в течение трех рабочих# со дня приема заявления к рассмотрению сотрудник направляет письменные запросы произвольной формы, подписанные руководителем территориального органа или его заместителем, в налоговые органы, органы здравоохранения, органы внутренних дел и другие заинтересованные органы для выявления оснований, препятствующих выдаче вида на жительство, и отнесенных к компетенции указанных органов. В письменных запросах указываются основные анкетные данные заявителя, место жительства или учета по месту пребывания, источник средств существования, место работы.
В территориальные органы безопасности вместо письменного запроса может быть направлен второй экземпляр заявления.
При рассмотрении заявлений о выдаче вида на жительство от иностранных граждан, имеющих разрешение на временное проживание в закрытых административно-территориальных образованиях, направляется запрос в органы, уполномоченные законодательством Российской Федерации разрешать проживание на указанных территориях*(27).
Указанные органы в пределах своей компетенции в двухмесячный срок представляют письменную информацию о наличии либо отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче вида на жительство.
Территориальные органы безопасности могут вместо письменного ответа возвратить второй экземпляр заявления, на котором проставляется специальный штамп установленной формы.
52. Проверка заявителя проводится по:
52.1. Учетам ФМС России и ее территориальных органов для выявления оснований, предусмотренных подпунктами 3, 7, 10, 11 пункта 48 Административного регламента.
52.2. Учетам Главного информационно-аналитического центра МВД России и информационных центров МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации для выявления оснований, предусмотренных подпунктами 5 - 7 пункта 48 Административного регламента.
Запросы, предусмотренные настоящим пунктом, направляются в установленном порядке в течение трех рабочих дней со дня приема заявления к рассмотрению.
53. В случае если иностранный гражданин, обратившийся с заявлением, ранее изменял место временного проживания вне пределов субъекта Российской Федерации, запросы, предусмотренные пунктом 52 Административного регламента, направляются по предыдущему месту временного проживания.
При этом срок исполнения запроса сотрудником, получившим запрос к исполнению, не должен превышать одного месяца со дня его получения.
Приказом ФМС России от 21 мая 2010 г. N 123 пункт 54 настоящего приложения изложен в новой редакции
54. При наличии оснований предполагать, что заявитель представил поддельный или подложный документ, сотрудник, уполномоченный на рассмотрение заявления, в течение одного рабочего дня письменно докладывает о необходимости проведения поверочных мероприятий в отношении представленного заявителем документа руководителю территориального органа ФМС России или его заместителю для принятия решения о направлении документа в органы внутренних дел для проведения криминалистического исследования и/или направления письменного запроса в государственный орган, выдавший данный документ.
55. Если в результате проверки не были установлены обстоятельства, являющиеся основаниями для отказа в выдаче вида на жительство, принимается решение о выдаче вида на жительство.
При выявлении оснований для отказа в выдаче вида на жительство принимается решение об отказе в выдаче вида на жительство.
56. Решение о выдаче или об отказе в выдаче вида на жительство принимается в срок, не превышающий 6 месяцев с даты подачи заявления иностранным гражданином, но не ранее чем через год со дня получения разрешения на временное проживание.
В отношении участника Государственной программы решение о выдаче или об отказе в выдаче вида на жительство принимается в срок, не превышающий 2 месяца с даты подачи заявления.
57. Решение о выдаче или об отказе в выдаче вида на жительство оформляется в виде заключения по установленной форме (приложение N 4 к Административному регламенту) отдельно по каждому заявлению.
Заключение утверждается руководителем территориального органа ФМС России или его заместителем.
Ответы на запросы, результаты проверок, заключение приобщаются к материалам учетного дела.
58. Решение об отказе в выдаче вида на жительство может быть принято только по основаниям, перечисленным в пункте 48 Административного регламента.
59. По результатам рассмотрения заявления сотрудник, рассматривавший заявление, в течение четырнадцати дней со дня принятия решения направляет заявителю уведомление с указанием номера и даты принятия решения, а в случае принятия отрицательного решения - оснований отказа (приложением N 5 к Административному регламенту). В уведомлении также указывается место и время получения вида на жительство.
Участнику Государственной программы указанное уведомление направляется в течение трех дней со дня принятия решения.
Оформление и выдача вида на жительство
60. Основанием для начала административной процедуры является принятие решения о выдаче вида на жительство.
61. Оформление вида на жительство производится в территориальном органе ФМС России.
62. Иностранный гражданин, получивший уведомление о положительном решении по заявлению, лично обращается в территориальный орган ФМС России по разрешенному месту временного проживания для получения вида на жительство.
Приказом ФМС России от 21 мая 2010 г. N 123 пункт 63 настоящего приложения изложен в новой редакции
63. Вид на жительство выдается иностранному гражданину независимо от возраста.
Иностранный гражданин, не достигший возраста 14 лет, вписывается в виды на жительство своих родителей (законных представителей) на основании их заявления, оформленного в произвольной форме.
При внесении сведений о ребенке в виды на жительство родителей (законных представителей) в вид на жительство каждого из родителей (законных представителей) вклеивается фотография ребенка независимо от его возраста.
Решением Верховного Суда РФ от 28 сентября 2010 г. N ГКПИ10-1003 пункт 64 настоящего Административного регламента признан не противоречащим действующему законодательству в части, устанавливающей выдачу вида на жительство иностранному гражданину на срок действия документа, удостоверяющего его личность, но не более чем на 5 лет
64. Вид на жительство иностранному гражданину выдается на срок действия документа, удостоверяющего его личность, но не более чем на пять лет.
Вид на жительство лицу без гражданства выдается на пять лет.
65. Вид на жительство иностранному гражданину оформляется на бланках серии "82" и "83" согласно приложению N 1 к Положению о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 794.
Вид на жительство лицу без гражданства оформляется на бланках серии "80" и "81"согласно приложению N 2 к указанному Положению.
66. Записи в бланке производятся с использованием специального принтера, а при отсутствии возможности - с использованием штемпельной краски или черных паст (чернил).
Оформление вида на жительство производится уполномоченным сотрудником в следующем порядке:
66.1. В реквизите "Номер, дата принятия решения" проставляется арабскими цифрами номер принятого по заявлению решения, который соответствует регистрационному номеру учетного дела, и число, месяц и год утверждения заключения о решении по заявлению, например "28.05.2007".
66.2. В реквизите "Дата выдачи документа" проставляется дата выдачи вида на жительство, например "28 мая 2007".
66.3. В реквизите "Действителен по" проставляется дата окончания срока действия, например "28 мая 2012" (пять лет с даты принятия решения, но не более срока действия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина).
Иностранные граждане, имеющие документы, удостоверяющие личность, срок действия которых менее пяти лет, предупреждаются о необходимости своевременного продления (оформления нового) документа, удостоверяющего личность, в полномочных органах государства своей гражданской принадлежности (прежнего места жительства - для лиц без гражданства).
66.4. На внутренней странице задней части обложки в реквизитах "Фамилия", "Имя" запись на русском языке располагается от начала строки и дублируется латинскими буквами на основании документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, либо документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и его нотариально заверенного перевода на русский язык.
В случае если в документе, удостоверяющем личность, отсутствует написание указанных реквизитов латинскими буквами, запись производится путем простого замещения букв русского алфавита (транслитерации) на соответствующие знаки латинского алфавита.
Если в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, указано отчество, то оно указывается в реквизите "Имя" после указания имени, латинскими буквами не дублируется.
66.5. В виде на жительство иностранного гражданина в реквизите "Гражданство" на русском языке указывается официальное наименование государства его гражданской принадлежности, в виде на жительство лица без гражданства проставляется запись "ЛБГ".
66.6. В реквизите "дата рождения" проставляются арабскими цифрами число, месяц и год рождения, например "07.09.1960".
66.7. В реквизите "Место рождения" указывается наименование страны рождения в соответствии с указанной записью в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина.
66.8. В реквизите "Пол" для Женщин проставляется "Ж/F", для мужчин "М".
66.9. В реквизите "Орган, выдавший документ" указывается утвержденное сокращенное наименование территориального органа ФМС России, оформившего вид на жительство.
66.10. Фотография владельца вида на жительство наклеивается таким образом, чтобы нижняя ограничительная часть оставалась открытой и скрепляется печатью "Для паспортно-визовых документов" в правом нижнем углу.
66.11. На странице 15 в специально отведенных графах сведения о детях, вписываемых в вид на жительство, заполняются аналогично правилам заполнения сведений о владельце вида на жительство.
При необходимости дополнительного вписания детей такая запись производится на странице 13, где также вклеивается фотография ребенка и скрепляется печатью "Для паспортно-визовых документов".
66.12. На странице 14 размещаются в соответствии с записью на странице 15 фотографии детей и скрепляются печатью "Для паспортно-визовых документов".
67. При получении вида на жительство иностранный гражданин обязан предъявить квитанцию об уплате государственной пошлины.
68. Сотрудник, уполномоченный выдавать вид на жительство, разъясняет иностранному гражданину его правовой статус, основания аннулирования вида на жительство, обязанность ежегодной подачи уведомления о подтверждении проживания в Российской Федерации, а также своевременного обращения с заявлением о продлении вида на жительство.
Расписка (приложение N 6 к Административному регламенту) приобщается к учетному делу.
69. При выдаче вида на жительство в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, делается отметка о выдаче вида на жительство (приложение N 7 к Административному регламенту), которая заверяется подписью сотрудника, уполномоченного выдавать вид на жительство.
70. Разрешение на временное проживание, оформленное в виде отметки установленного образца в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, погашается, если срок его действия не истек, путем проставления мастичного штампа "Погашено".
Разрешение на временное проживание, оформленное в виде документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, изымается и приобщается к учетному делу.
71. Факт выдачи вида на жительство иностранному гражданину заверяется подписью руководителя территориального органа ФМС России или его заместителя на заявлении и скрепляется печатью территориального органа ФМС России.
72. Информация о выдаче вида на жительство направляется в структурное подразделение территориального органа ФМС России по месту жительства иностранного гражданина (приложение N 8 к Административному регламенту).
73. Иностранные граждане, получившие вид на жительство, подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания в соответствии с Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Выдача вида на жительство отдельным категориям иностранных граждан
74. Вид на жительство выдается лицу, проживающему на территории Российской Федераций, у которого прекращено гражданство Российской Федерации.
75. Основанием для начала административной процедуры является подача лицом, у которого прекращено гражданство Российской Федерации, заявления, составленного в произвольной форме, о выдаче ему вида на жительство.
76. Заявление подается иностранным гражданином в территориальный орган ФМС России по месту его жительства.
77. Иностранный гражданин одновременно с заявлением, к которому прилагаются 2 фотографии, соответствующие требованиям, указанным в пункте 38 Административного регламента, представляет сотруднику, уполномоченному принимать заявление, следующие документы:
77.1. Справку о прекращении гражданства Российской Федерации, выданную в соответствии с пунктом 41 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации".
77.2. Документы, удостоверяющие личность и гражданство (если такие имеются).
78. Сотрудник, уполномоченный на рассмотрение заявления, формирует учетное дело и регистрирует его по журналу учета дел постоянно проживающих иностранных граждан.
К учетному делу приобщаются копии документов, предусмотренных в пунктах 77.1 и 77.2 Административного регламента, и квитанция об уплате государственной пошлины.
79. В течение трех рабочих дней со дня приема заявления к рассмотрению уполномоченный сотрудник проверяет заявителя по учетам отделов (отделений, групп) адресно-справочной работы и базе данных "Гражданство" территориального органа ФМС России и оформляет иностранному гражданину вид на жительство в соответствии с пунктами 63 - 66 Административного регламента.
80. Вид на жительство выдается лицу, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище.
81. Основанием для начала административной процедуры является подача лицом, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, заявления, составленного в произвольной форме, о выдаче ему вида на жительство.
Если политическое убежище также предоставлено членам семьи данного иностранного гражданина, то сведения о них должны быть указаны в его заявлении.
82. Заявление подается иностранным гражданином в территориальный орган ФМС России по месту обращения с ходатайством о предоставлении политического убежища после получения свидетельства установленной формы.
83. Иностранный гражданин одновременно с заявлением, к которому прилагаются 2 фотографии, соответствующие требованиям, указанным в пункте 38 Административного регламента, представляет сотруднику, уполномоченному принимать заявление, следующие документы:
83.1. Свидетельство о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства Российской Федерацией политического убежища.
83.2. Документы, удостоверяющие личность и гражданство.
83.3. Свидетельство о браке и свидетельства о рождении детей в возрасте до 18 лет, а также документы, удостоверяющие личность и гражданство (если политическое убежище предоставлено членам семьи иностранного гражданина).
84. Сотрудник, уполномоченный на рассмотрение заявления, формирует учетное дело и регистрирует его по журналу учета дел постоянно проживающих иностранных граждан.
К учетному делу приобщаются копии документов, предусмотренных в пунктах 83.1 - 83.3 Административного регламента и квитанция об уплате государственной пошлины.
85. В течение трех рабочих дней со дня приема заявления к рассмотрению уполномоченный сотрудник проверяет заявителя и указанных в заявлении членов семьи по учетам ФМС России и оформляет им вид на жительство в соответствии с пунктами 63-66 Административного регламента.
86. Вид на жительство указанным категориям иностранных граждан выдается с соблюдением требований, предусмотренных пунктами 68 - 69 Административного регламента.
Аннулирование вида на жительство
87. Основанием для начала административной процедуры является получение территориальным органом ФМС информации о наличии обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования вида на жительство (пункт 48 Административного регламента).
88. При наличии указанных оснований уполномоченный сотрудник проводит проверку по их подтверждению. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие уполномоченные органы, опрошены заинтересованные лица.
89. По результатам проведенной проверки сотрудник, проводивший проверку, выносит мотивированное заключение (приложение N 4 к Административному регламенту), которое утверждается руководителем территориального органа ФМС России или его заместителем.
90. Решение об аннулировании вида на жительство объявляется иностранному гражданину под личную роспись в течение трех дней и вручается уведомление (приложение N 9 к Административному регламенту) о необходимости выезда из Российской Федерации в течение 15 дней со дня принятия решения.
91. Вид на жительство иностранного гражданина изымается. В документе, удостоверяющем его личность, проставляется отметка об аннулировании вида на жительство.
В виде на жительство лица без гражданства на 36 странице проставляется отметка установленной формы (приложение N 10 к Административному регламенту) об аннулировании разрешения на постоянное проживание в Российской Федерации.
92. В случае невыезда иностранного гражданина из Российской Федерации в установленный срок территориальный орган ФМС России принимает меры по депортации иностранного гражданина из Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
93. Заключение об аннулировании вида на жительство и иные материалы, послужившие основанием для принятия решения, приобщаются к учетному делу.
Оформление вида на жительство при его утрате или изменении имени и фамилии
94. Основанием для начала административной процедуры является обращение иностранного гражданина с заявлением.
При утрате иностранным гражданином вида на жительство он должен в 10-дневный срок обратиться в территориальный орган ФМС России по месту выдачи вида на жительство или по месту жительства.
В случае факта хищения указанного документа иностранный гражданин обязан также обратиться в орган внутренних дел Российской Федерации по месту хищения вида на жительство или по месту жительства (пребывания).
В случае утраты (хищения) вида на жительство вне пределов субъекта Российской Федерации, где вид на жительство выдавался или где иностранный гражданин имеет место жительства, он должен в 10-дневный срок обратиться в территориальный орган ФМС России по месту своего пребывания.
95. Уполномоченный сотрудник рассматривает заявление об утрате вида на жительство, составленное в произвольной форме, с представлением справки, подтверждающей факт обращения в орган внутренних дел в случае его хищения. Вместе с заявлением иностранный гражданин представляет две фотографии, соответствующие требованиям, указанным в пункте 38 Административного регламента.
96. На период рассмотрения заявления об утрате вида на жительство иностранному гражданину выдается справка (приложение N 3 к Административному регламенту), подтверждающая прием заявления к рассмотрению. Лицу без гражданства указанная справка выдается с фотографией, на которой проставляется печать территориального органа ФМС России, принявшего заявление к рассмотрению.
97. После проверки обстоятельств утраты и подтверждения сообщенных иностранным гражданином сведений ему выдается дубликат вида на жительство в течение 7 рабочих дней со дня подачи заявления.
В правом верхнем углу 16 страницы вида на жительство иностранного гражданина или 36 страницы вида на жительство лица без гражданства производится запись "Дубликат".
В графе "Номер, дата принятия решения" указываются реквизиты ранее выданного вида на жительство, а в графе "Дата выдачи документа" указывается дата выдачи дубликата вида на жительство.
Приказом ФМС России от 21 мая 2010 г. N 123 в пункт 98 настоящего приложения внесены изменения
98. Если сведения, сообщенные иностранным гражданином, в результате проверки не нашли подтверждения, а документ, удостоверяющий личность, у него отсутствует, по его заявлению проводится проверка по установлению его личности и гражданства, а также правового статуса на территории Российской Федерации.
Максимальный срок рассмотрения заявления - 1 месяц. В территориальный орган ФМС России по месту выдачи утраченного (похищенного) вида на жительство, или по месту жительства иностранного гражданина, в течение суток направляется запрос с приложением фотографии заявителя для подтверждения личности и факта получения разрешения.
Уполномоченный сотрудник, получивший запрос, сверяет указанные в заявлении данные и приложенную к нему фотографию со своими учетами и направляет ответ инициатору проверки. Максимальный срок проверки - 3 дня.
В случае если иностранный гражданин находится вне пределов субъекта Российской Федерации, где ему было разрешено временное проживание, ему выдается справка (приложение N 12 к Административному регламенту) для следования к месту выдачи документа взамен утраченного.
При необходимости выезда иностранного гражданина в другой город с целью посещения посольства государства своей гражданской принадлежности либо прежнего постоянного проживания (для лиц без гражданства) для оформления (получения) нового документа, удостоверяющего личность, иностранному гражданину выдается справка установленной формы (приложение N 12 к Административному регламенту).
Срок действия справки не может превышать 1 месяца и может быть продлен на основании подтверждающих документов, но не более чем на 6 месяцев.
99. Одновременно осуществляется проверка сведений, представленных иностранным гражданином, обратившимся с заявлением об утрате (хищении) документов, по оперативно-справочным и розыскным учетам соответствующих отделов, отделений (групп) адресно-справочной работы территориального органа ФМС России и информационных центров МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.
О выявлении лиц, находящихся в розыске, территориальный орган ФМС России или подразделение, осуществившее проверку, незамедлительно сообщает средствами технической связи инициатору запроса для последующего информирования дежурной части органа внутренних дел на обслуживаемой территории.
100. В случаях, когда при сличении личных фотографий не будет установлена тождественность изображенного на них лица или обнаружено несоответствие сведений, указанных в запросе, с данными учетного дела лица, получившего вид на жительство, об этом сообщается инициатору запроса для принятия дополнительных мер к установлению личности заявителя и выявлению причин имеющихся расхождений.
101. В случаях, когда принятые меры не дали положительных результатов, личность иностранного гражданина устанавливается по совокупности имеющихся у него документов (свидетельству о рождении, заключении (расторжении) брака, справке об освобождении из мест лишения свободы, трудовой книжке, пенсионному, водительскому удостоверениям и иным документам), а также путем опроса свидетелей, запросов в организации, где заявитель работал, обучался, отбывал наказание, запросов в государства прежнего жительства или гражданства по факту получения национального паспорта, а также путем дактилоскопирования и проверки по учетам.
По результатам проверки выносится заключение об установлении личности заявителя, которое утверждается руководителем территориального органа ФМС России, проводившего проверку, либо его заместителем.
102. Если гражданин, заявивший об утрате (хищении) вида на жительство, в ходе проведения проверки обнаружит его, то на основании письменного заявления проверка прекращается.
Если утраченный (похищенный) вид на жительство будет обнаружен после выдачи нового документа, то документ, заявленный утраченным (похищенным) должен быть сдан для аннулирования и уничтожения документа в установленном порядке.
103. После проверки обстоятельств утраты (хищения) уполномоченный сотрудник выдает иностранному гражданину дубликат вида на жительство в соответствии с пунктом 97 Административного регламента.
Приказом ФМС России от 21 мая 2010 г. N 123 в пункт 104 настоящего приложения внесены изменения
104. В случае изменения иностранным гражданином фамилии и/или имени, отчества при его наличии, даты и места рождения, гражданства, либо при обмене документа, удостоверяющего личность, он обязан обратиться в территориальный орган ФМС России или подразделение в течение 10 дней после получения документа, удостоверяющего личность, выданного полномочным органом государства своей гражданской принадлежности.
В заявлении указываются следующие сведения: когда, кем и в связи с чем было принято решение об изменении фамилии и/или имени, отчества при его наличии, даты и места рождения, гражданства, об обмене документа, удостоверяющего личность, а также представляется документ, подтверждающий данный факт, его копия, а также копия нового документа, удостоверяющего личность, и фотография, соответствующая требованиям, указанным в пункте 38 Административного регламента.
Максимальный срок рассмотрения заявления - 7 рабочих дней.
105. После проверки представленных документов иностранному гражданину выдается новый вид на жительство. Ранее выданный вид на жительство изымается и приобщается к учетному делу.
В графе "Номер, дата принятия решения" указываются реквизиты ранее выданного вида на жительство, а в графе "Дата выдачи документа" указывается дата выдачи нового вида на жительство.
В документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, делается отметка о выдаче нового вида на жительство (приложение N 7 к Административному регламенту).
Продление срока действия вида на жительство
106. Основанием для начала административной процедуры является обращение иностранного гражданина с заявлением о продлении срока действия вида на жительство (приложение N 11 к Административному регламенту).
Приказом ФМС России от 21 мая 2010 г. N 123 в пункт 107 настоящего приложения внесены изменения
107. Заявление подается в территориальный орган ФМС России по месту выдачи вида на жительство или по месту жительства иностранного гражданина не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока его действия.
В случае пропуска иностранным гражданином срока подачи заявления по уважительным причинам (болезнь, командировка, продление срока действия документа, удостоверяющего личность), но не позднее окончания срока действия вида на жительство заявление принимается к рассмотрению.
Максимальный срок рассмотрения заявления о продлении вида на жительство не должен превышать срока действия вида на жительство.
108. Сотрудник, уполномоченный рассматривать заявление, проводит проверку иностранного гражданина по учетам, предусмотренным пунктом 52 Административного регламента.
При принятии решения учитывается информация о выявлении в действиях иностранного гражданина оснований для аннулирования вида на жительство, поступившая из органов безопасности, службы судебных приставов, налоговых органов, органов социального обеспечения, органов здравоохранения и других заинтересованных органов, направляемая ими в территориальный орган ФМС России в соответствии с пунктом 22 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 794. Сотрудник, уполномоченный рассматривать заявление, может направлять в указанные органы запросы за подписью руководителя территориального органа ФМС России или его заместителя для проверки имеющейся информации.
По результатам рассмотрения заявления принимается решение о продлении вида на жительство либо об отказе в его продлении, оформляемое в виде решения на бланке заявления по установленной форме (приложение N 11 к Административному регламенту).
Решение утверждается руководителем территориального органа ФМС России или его заместителем.
Ответы на запросы, результаты проверок, заключение приобщаются к материалам учетного дела.
109. В течение 1 рабочего дня после принятая решения сотрудник, рассматривавший заявление, направляет иностранному гражданину уведомление с указанием номера и даты принятия решения, а в случае принятия отрицательного решения - оснований отказа (приложение N 5 к Административному регламенту).
110. Вид на жительство иностранному гражданину продлевается на срок действия документа, удостоверяющего его личность, но не более чем на пять лет.
Вид на жительство лицу без гражданства продлевается на пятилетний срок.
111. О продлении срока действия на страницах 9 - 12 бланка вида на жительство уполномоченным сотрудником производится запись, которая заверяется подписью руководителя территориального органа ФМС России или его заместителя и скрепляется печатью "Для паспортно-визовых документов".
112. При получении вида на жительство иностранный гражданин обязан представить квитанцию об уплате государственной пошлины (пункт 6 Административного регламента).
113. Заявление и представляемые вместе с ним документы или их копии сотрудник, уполномоченный рассматривать заявление, приобщает к учетному делу.
Осуществление учета. Ведение учетных дел
114. Территориальный орган ФМС России ведет учет иностранных граждан, получивших виды на жительство, которым отказано в выдаче вида на жительство или у которых ранее выданный вид на жительство был аннулирован, в виде электронных баз данных и картотек, которые регистрируются по журналу учета журналов и картотек.
115. Сведения о выданных, продленных, аннулированных, утраченных видах на жительство, об отказах в их выдаче и о результатах рассмотрения заявлений о событиях, связанных с выдачей, продлением срока действия и аннулированием видов на жительство, в установленном порядке передаются в государственную информационную систему миграционного учета (ГИСМУ). До создания ГИСМУ информация передается в Центральный банк данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на региональный уровень с последующей передачей на федеральный уровень.
116. Картотечный учет ведется территориальным органом ФМС России по учетным карточкам размером 148 х 210 мм установленной формы (приложение N 13 к Административному регламенту).
В структурных подразделениях территориальных органов ФМС России, где иностранные граждане зарегистрированы по месту жительства, также ведется указанный картотечный учет.
Приказом ФМС России от 21 мая 2010 г. N 123 в пункт 117 настоящего приложения внесены изменения
117. Учетная карточка заполняется после принятия решения по заявлению о выдаче вида на жительство на каждого иностранного гражданина, а также на указанных в заявлении несовершеннолетних детей, вписанных в вид на жительство. При этом в учетные карточки родителей либо других законных представителей, получивших вид на жительство, вносятся сведения о несовершеннолетних детях, указанных в заявлениях. В учетные карточки детей, получивших вид на жительство, вносятся сведения об их родителях либо других законных представителях.
При изменении места жительства, фамилии и/или имени, выдаче нового документа, удостоверяющего личность, или вида на жительство заводится новая учетная карточка, а ранее оформленная приобщается к учетному делу.
Учетные карточки помещаются в алфавитную картотеку и хранятся постоянно.
Учетная карточка иностранного гражданина, у которого истек срок действия вида на жительство, вид на жительство которого аннулирован, либо приобретшего гражданство Российской Федерации или умершего приобщается к учетному делу.
В случае изменения места жительства вне пределов субъекта Российской Федерации, где иностранный гражданин состоит на учете, учетная карточка, находящаяся в структурном подразделении территориального органа ФМС России, после снятия иностранного гражданина с регистрации по месту жительства уничтожается. При изменении фамилии и/или имени, отчества при его наличии, даты и места рождения, гражданства, выдаче нового документа, удостоверяющего личность, либо вида на жительство заполняется новая учетная карточка, а ранее имевшаяся приобщается к вновь оформленной.
118. Учетное дело на иностранного гражданина, обратившегося с заявлением о выдаче вида на жительство, формируется территориальным органом ФМС России, принявшим такое заявление. Ранее имевшееся учетное дело иностранного гражданина, имеющего разрешение на временное проживание, приобщается к данному делу.
Учетное дело регистрируется по журналу учета дел постоянно проживающих иностранных граждан (приложение N 14 к Административному регламенту). Номер дела проставляется на учетных карточках, предусмотренных пунктом 116 Административного регламента.
Учетные дела иностранных граждан, получивших вид на жительство, ведутся территориальными органами ФМС России.
При изменении иностранным гражданином места жительства вне пределов субъекта Российской Федерации его учетное дело запрашивается территориальным органом ФМС России по новому зарегистрированному месту жительства иностранного гражданина.
Учетное дело иностранного гражданина, которому отказано в выдаче вида на жительство, у которого истек срок действия вида на жительство или вид на жительство которого аннулирован, либо иностранного гражданина, приобретшего гражданство Российской Федерации, или умершего, передается в архив территориального органа ФМС России.
Учетное дело хранится в территориальном органе ФМС России в соответствии с установленным порядком по организации архивной работы.
119. Все подшитые в учетное дело документы нумеруются полистно. По окончании дела (тома) на специальном подшитом в конце дела (тома) листе указываются данные о количестве листов в деле (томе).
Итоговые записи заверяются должностным лицом, оформившим дело (том).
120. Журнал учета дел постоянно проживающих иностранных граждан подлежит регистрации в подразделении делопроизводства и режима (секретариате, канцелярии) территориального органа ФМС России и ведется до его окончания за присвоенным номером без ежегодной перерегистрации. Листы журнала должны быть пронумерованы, прошиты и опечатаны. На последнем листе журнала делается заверительная запись сотрудника (работника) подразделения делопроизводства и режима (секретариата, канцелярии) территориального органа ФМС России о количестве опечатанных в журнале листов.
Записи в журнале производятся чернилами или шариковой ручкой. Запрещается делать подчистки, а также исправления с использованием корректирующей жидкости. Допущенные ошибки исправляются путем зачеркивания неправильной записи и внесения новой, которая оговаривается и заверяется подписью лица, ответственного за ведение журнала, с проставлением даты исправления.
121. Архивные учетные дела иностранных граждан хранятся в течение пяти лет со дня принятия решения.
122. Уничтожение архивных учетных дел производится комиссией территориального органа ФМС России в установленном порядке.
IV. Порядок и формы контроля за предоставлением государственной услуги
123. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению государственной услуги, и принятием решений сотрудниками территориальных органов ФМС России и подразделений осуществляется их непосредственными начальниками, а также уполномоченными должностными лицами территориальных органов ФМС России, ответственными за организацию работы по предоставлению настоящей государственной услуги.
124. Руководители территориальных органов ФМС России организуют работу по выдаче видов на жительство, определяют должностные обязанности сотрудников, осуществляют контроль за их исполнением, принимают меры к совершенствованию форм и методов служебной деятельности, обучению подчиненных, несут персональную ответственность за соблюдение законности.
125. Сотрудник, осуществляющий прием документов, несет персональную ответственность за:
сохранность документов;
правильность и полноту их оформления;
соблюдение срока рассмотрения.
126. Сотрудник, уполномоченный на рассмотрение заявлений, несет персональную ответственность за:
проведение проверки по заявлениям;
соответствие результатов рассмотрения заявлений требованиям законодательства Российской Федерации;
соблюдение сроков, порядка выдачи вида на жительство.
127. Сотрудник, уполномоченный на оформление видов на жительство, несет персональную ответственность за достоверность вносимых в них сведений, своевременность и правильность заполнения журналов учета выданных видов на жительство.
128. Сотрудник, осуществляющий выдачу документов, несет персональную ответственность за соблюдение установленного срока и порядка выдачи документов.
129. Сотрудник, уполномоченный на предоставление информации, несет персональную ответственность за соблюдение срока и порядка предоставления информации, исполнение запросов граждан на письменную консультацию, установленных Административным регламентом.
130. Обязанности сотрудников ФМС России, ее территориальных органов и их подразделений по исполнению Административного регламента закрепляются в их должностных инструкциях.
131. Текущий контроль осуществляется путем проведения должностным лицом, ответственным за организацию работы по предоставлению государственной услуги, проверок соблюдения сотрудниками положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается руководством ФМС, ее территориальных органов.
132. ФМС России осуществляет контроль за предоставлением государственной услуги территориальными органами ФМС России.
Контроль за полнотой и качеством предоставления государственной услуги включает в себя проведение проверок, направленных на выявление и устранение причин и условий, вследствие которых были нарушены права и свободы граждан, а также рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения граждан, содержащих жалобы на решения должностных лиц территориальных органов ФМС России.
133. В случае выявления нарушений прав граждан по результатам проведенных проверок в отношении виновных лиц принимаются меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
134. Проверка соответствия полноты и качества предоставления государственной услуги предъявляемым требованиям осуществляется на основании ведомственных нормативных актов (приказов, распоряжений), а также указаний ФМС России.
V. Порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при предоставлении государственной услуги
135. Заявители вправе обжаловать действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц, а также принимаемых ими решений, в ходе предоставления ими государственной услуги по выдаче вида на жительство в досудебном и судебном порядке.
136. Заявители вправе обратиться с жалобой лично или письменно.
137. При обращении заявителя в письменной форме срок рассмотрения обращения не должен превышать 30 дней с момента регистрации обращения.
138. Заявитель в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии); почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ; уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы; ставит личную подпись и дату.
Дополнительно в обращении могут быть указаны наименование органа, должность, фамилия, имя, отчество сотрудника (при наличии информации), решение которого обжалуется; суть обжалуемого решения; обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы; иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить. В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
139. По результатам рассмотрения обращения должностным лицом ФМС России (ее территориального органа) принимается решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в удовлетворении обращения.
Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения обращения, направляется заявителю. Если в письменном обращении не указаны фамилия заявителя, направившего обращение, и почтовый адрес, ответ на обращение не дается.
______________________________
*(1) Далее - "Административный регламент".
*(2) Далее - "ФМС России".
*(3) Далее - "иностранные граждане", если не установлено иное.
*(4) Далее - "вид на жительство".
*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2003, N 27, ст. 2700, N 46, ст. 4437; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2006, N 30, ст. 3286, N 31, N 3420; 2007, N 1, ст. 21. Далее - "Федеральный закон".
*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 30, ст. 3150; N 41, ст. 4023; 2005, N 19, ст. 1786, N 52, ст. 5687; 2006, N 32, ст. 3534; 2007, N 13, ст. 1540, N 19, ст. 2342, N 31, ст. 4020, N 50, ст. 6252.
*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 45, ст. 4520; 2007, N 5, ст. 667.
*(8) Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2006, N 1, ст. 10, N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 13, 14, 21.
*(9) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2000, N 2, ст. 134; 2002, N 1, ст. 2; 2003, N 22, ст. 2066, N 23, ст. 2174, N 27, ст. 2700, N 28, ст. 2873, N 52, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711, N 31, ст. 3231; 2006, N 31, ст. 3436; 2007, N 7, ст. 31.
*(10) Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4092; 1998, N 30, ст. 3606; 1999, N 26, ст. 3175; 2003, N 2, ст. 159, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 27, ст. 2877, N 31, ст. 3420; 2007, N 1, ст. 29, N 3, ст. 410.
*(11) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3285.
*(12) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451.
*(13) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060.
*(14) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3601; 2003, N 49, ст. 4755.
*(15) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4571; 2004, N 1, ст. 16; 2006, N 45, ст. 4670.
*(16) Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1286; 2005, N 7, ст. 560.
*(17) Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 4, ст. 326.
*(18) Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 декабря 2005 г., регистрационный N 7269.
*(19) Далее - "территориальные органы ФМС России".
*(20) Далее - "сотрудники".
*(21) Далее - "заявление".
*(22) Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 26, ст. 2820). Далее - "Государственная программа".
*(23) 22 мая 2002 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2002 г. N 295 "О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. N 290" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 20, ст. 1855).
*(24) В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. N 290 "О распространении действия Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федераций на граждан бывшего СССР, прибывающих из государств - участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 11, ст. 1328), органы внутренних дел при регистрации указанных лиц по месту жительства проставляли в документах, удостоверяющих личность, отметки о регистрации по месту жительства либо выдавали свидетельство о регистрации по месту жительства.
*(25) Документами, удостоверяющими личность и гражданство иностранного гражданина, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом иди признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
*(26) Величина прожиточного минимума устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
*(27) Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1998 г. N 655 "Об утверждении Положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации" (Собрание законода# 27, ст. 3180, N 38, ст. 4812; 2003, N 33, ст. 3269; 2005, N 29, ст. 3058) и постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 693 "Об утверждении Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территорий которого расположены объекты Министерства Российской Федерации по атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 40, ст. 4645; 1997, N 14, ст. 1637; 2003, N 33; ст. 3269).
Блок-схема последовательности осуществления административных процедур не приводится.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.