Энциклопедия судебной практики
Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара
(Ст. 6 Закона "О защите прав потребителей")
1. Изготовитель несет ответственность перед потребителем в случае неисполнения обязанности по ремонту и техническому обслуживанию товара третьими лицами
Апелляционное определение Московского городского суда от 30 сентября 2015 г. N 33-29891/15
Изготовитель несет ответственность за качество товара и безвозмездное исполнение гарантийных обязательств перед потребителем, изложенных в техническом паспорте товара или ином заменяющем его документе; изготовитель на основании договора определяет предприятия, уполномоченные на принятие претензий от потребителя, а также для выполнения гарантийного ремонта и технического обслуживания.
Поскольку право на гарантийный ремонт вытекает из приобретения товара ненадлежащего качества, обязанность по безвозмездному устранению недостатков товара (гарантийный ремонт) возлагается на изготовителя или организацию, выполняющую функции изготовителя (продавца) такого товара, независимо от того, кто непосредственно будет оказывать услугу или выполнять работу по гарантийному ремонту данного товара.
Изготовитель несет ответственность за качество товара и безвозмездное исполнение гарантийных обязательств перед потребителем, изложенных в техническом паспорте товара или ином заменяющем его документе; изготовитель на основании договора определяет предприятия, уполномоченные на принятие претензий от потребителя, а также для выполнения гарантийного ремонта и технического обслуживания.
Поскольку право на гарантийный ремонт вытекает из приобретения товара ненадлежащего качества, обязанность по безвозмездному устранению недостатков товара (гарантийный ремонт) возлагается на изготовителя (продавца) или организацию, выполняющую функции изготовителя (продавца) такого товара, независимо от того, кто непосредственно будет оказывать услугу или выполнять работу по гарантийному ремонту данного товара.
2. Самостоятельное устранение недостатков товара лишает потребителя права требовать компенсации убытков со стороны изготовителя
Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 17 августа 2010 г. N 33-25743
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцом не представлены бесспорные доказательства заявленных исковых требований, а допущенные нарушения правил эксплуатации автомобиля, которые выразились в эксплуатации автомобиля при отсутствии тормозной жидкости, устранение недостатков собственными силами с вмешательством в агрегаты автомобиля, являются нарушением договора, заключенного между сторонами, и основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
3. Положения Закона о защите прав потребителей не содержит запрета на определение изготовителем специализированной организации в качестве организации, уполномоченной на принятие претензий от потребителя
Решение Верховного Суда РФ от 21 мая 2014 г. N АКПИ13-1053
Положения [преамбулы, абз. 2 п. 2 ст. 1, ст.ст. 5 и 6 Закона о защите прав потребителей] не содержат запрета на определение изготовителем специализированной организации в качестве организации, уполномоченной на принятие претензий от потребителя, а также для выполнения гарантийного ремонта и технического обслуживания товара.
4. В качестве последствия несоблюдения изготовителем требований ст. 6 Закона о защите прав потребителей, если не имели место недостатки производственного характера, расторжение с продавцом договора купли-продажи не предусмотрено
По смыслу [ст. 6 Закона о защите прав потребителей] обязанность обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара возложена на изготовителя, которым применительно к обстоятельствам данного дела является ООО. Доказательства, подтверждающие, что ООО является изготовителем приобретенного истцом автомобиля, отсутствуют. Согласно выписки из ЕГРЮЛ вид деятельности ООО торговля транспортными средствами, деталями, узлами и принадлежностями, техобслуживание и ремонт транспортных средств, перевозка, аренда транспорта. Наряду с изложенным судебная коллегия принимает во внимание, что законодательство в качестве последствия несоблюдения изготовителем требований ст. 6 Закона "О защите прав потребителей", в случае, если не имели место недостатки производственного характера, не предусматривает расторжение с продавцом договора купли-продажи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о защите прав потребителей" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 сентября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о защите прав потребителей" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской, С. Рудаковым.