Энциклопедия судебной практики
Сокращенная продолжительность рабочего времени
(Ст. 92 ТК)
1. Установление сокращенной продолжительности рабочего времени
1.1. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается только по одному из оснований ст. 92 ТК РФ
Сокращенная продолжительность рабочего времени может быть установлена только по одному из оснований, предусмотренных ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации, названные основания не суммируются.
Соответственно, поскольку в рассматриваемом случае сокращенная продолжительность рабочего времени установлена истцу как медицинскому работнику, она не вправе требовать дополнительного сокращения указанной продолжительности рабочего времени по другому основанию.
1.2. Установление сокращенной продолжительности рабочего времени не предполагает ограничения иных трудовых прав работника
Определение Конституционного Суда РФ от 3 февраля 2010 г. N 149-О-О
Сокращенная продолжительность рабочего времени по сравнению с нормальной устанавливается законодателем в целях охраны труда работников, которые в силу возраста, состояния здоровья либо занятости в неблагоприятных условиях труда нуждаются в повышенной социальной защите. Иными словами, установление сокращенной продолжительности рабочего времени для отдельных категорий работников, определенных законодателем на основе объективных критериев, выступает в качестве гарантии обеспечения их прав на справедливые условия труда и на отдых, что не предполагает ограничение иных трудовых прав работника.
Сокращенная продолжительность рабочего времени по сравнению с нормальной устанавливается законодателем в целях охраны труда работников, которые в силу возраста, состояния здоровья либо занятости в неблагоприятных условиях труда нуждаются в повышенной социальной защите. Иными словами, установление сокращенной продолжительности рабочего времени для отдельных категорий работников, определенных законодателем на основе объективных критериев, выступает в качестве гарантии обеспечения их прав на справедливые условия труда и на отдых, что не предполагает ограничение иных трудовых прав работника.
1.3. Отсутствие в локальных правовых актах указания на установление сокращенной продолжительности рабочего времени не является нарушением
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 16 мая 2011 г. N 7022
Отсутствие в названных Правилах [внутреннего трудового распорядка] указания на продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников, в том числе для инвалидов не может рассматриваться как нарушение трудового законодательства и трудовых прав таких лиц
1.4. Условия об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени применяются вне зависимости от их включения в трудовой договор
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 21 марта 2011 г. N 33-3789/2011
Работодателем при заключении трудового договора с конкретным работником должны быть учтены все требования трудового законодательства, в том числе нормы, устанавливающие для отдельных категорий работников сокращенную продолжительность рабочего времени. При этом соответствующие условия подлежат применению вне зависимости от их включения в трудовой договор.
1.5. Отсутствие порядка введения сокращенной рабочей недели для работ с вредными условиями труда не отменяет продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю и не лишает соответствующих льгот
Определение Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2013 г. N 135-О
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870 Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предписывалось установить - в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений - работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.
До настоящего времени соответствующий нормативный правовой акт не издан, что, однако, не освобождает работодателей от обязанности по предоставлению названных компенсаций, в том числе ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а именно с частью первой его статьи 92, статьей 117, частью первой статьи 146 и статьей 147, а также с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870 всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.
Действительно, как указывает автор апелляционной жалобы Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 N 870 Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, предписывалось установить - в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений - работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций (пункт 2).
До настоящего времени соответствующий нормативный правовой акт не издан, что, однако, не освобождает работодателей от обязанности по предоставлению названных компенсаций, в том числе ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а именно с ч. 1 ст. 92, ст. 117, ч. 1 ст. 146 и ст. 147 в размерах, не ниже установленных п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 N 870 всем работникам, занятым на работах с вредными условиями труда 3 класса любой степени вредности.
1.6. Сокращённая продолжительность рабочего времени должна устанавливаться всем работникам, чья работа во вредных условиях подтверждена аттестацией рабочего места
Определение Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2013 г. N 135-О
Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предписывалось установить работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени.
До настоящего времени соответствующий нормативный правовой акт не издан, что, однако, не освобождает работодателей от обязанности по предоставлению названных компенсаций всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.
Указанные в части 1 ст. 92 ТК РФ и п. 1 Постановления Правительства РФ N 870 сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю и ежегодный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней должны предоставляться всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенный рабочий день, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
Указанная в статье 92 Трудового кодекса РФ и пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870 сокращенная продолжительность рабочего времени- не более 36 часов в неделю должна предоставляться всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.
Указанные в части 1 статьи 92 ТК РФ и пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 года N 870 сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней должны предоставляться всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенный рабочий день, но работа которых, в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.
1.7. Женщины, работающие в сельской местности, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю
Для женщин, работающих в сельской местности, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлена 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не установлена трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе (статья 320 ТК РФ, постановление Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 года N 298/3-I "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе").
Если работодатель не установил сокращенную продолжительность рабочего времени для указанной категории работников, выполняемая ими работа сверх установленной продолжительности рабочего времени подлежит оплате по правилам, предусмотренным статьей 152 ТК РФ для оплаты сверхурочной работы.
Согласно ст. 92 ТК РФ настоящим Кодексом и иными федеральными законами может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени для других категорий работников (педагогических, медицинских и других работников).
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. N 298/3-1 с 1 января 1991 г. для женщин, работающих в сельской местности, установлена 36-часовая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы.
1.8. Установление работнику инвалидности является основанием для сокращения ему продолжительности рабочего времени - не более 35 часов в неделю
Как установлено судом первой инстанции, между ответчиком и истцом был заключен трудовой договор, согласно которому работнику был установлен рабочий день с нормальной продолжительностью рабочего времени 36 часов в неделю, в последующем, истцу была установлена группа инвалидности, бессрочно, что являлось основанием для работодателя сократить продолжительность ее рабочего времени до 35 часов в неделю.
1.9. Сокращенная продолжительность рабочей недели для инвалидов I или II группы должна устанавливаться по заключению медико-социальной экспертизы
Судом правомерно не приняты во внимание доводы стороны истца о том, что в связи с установлением истцу инвалидности 3-й группы, норма часов его рабочего времени должна составлять 35 часов в неделю, поскольку в соответствии со ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени в количестве, не более 35 часов в неделю, устанавливается для работников, являющихся инвалидами I или II группы, в то время как согласно справке медико-социальной экспертизы истец является инвалидом III группы.
1.10. При установлении работнику инвалидности составляется дополнительное соглашение к трудовому договору с указанием на изменение продолжительности рабочего времени
Определение Свердловского областного суда от 7 февраля 2012 г. N 33-1332/2012
Условие о приеме на работу лиц, имеющих право на ограничение продолжительности ежедневной работы, подлежит включению в трудовой договор, при этом в правилах внутреннего трудового распорядка должны содержаться общие условия о сокращенной продолжительности рабочего времени. Если работник организации в период работы предоставляет работодателю документы о наличии у него (установлении ему) инвалидности, то составляемое в таком случае дополнительное соглашение к трудовому договору будет содержать указания на изменение продолжительности рабочего времени и на его режим.
1.11. Неустановление сокращённой рабочей недели (не более 36 часов) для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, неправомерно
Рассматривая исковые требования ООО о признании незаконными действий по установлению 40-часовой рабочей недели, обязании установить сокращенную рабочую неделю электромонтерам по ремонту и обслуживанию электрооборудования цеха ремонта агрегатов участка технического обслуживания и эксплуатации электрического и энергетического оборудования цехов спекания и кальцинации глиноземного производства, суд первой инстанции, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правомерному выводу о том, что данные требования подлежат удовлетворению.
При этом суд обоснованно исходил из того, что установленные по результатам аттестации условия труда на рабочем месте электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования цеха ремонта агрегатов участка технического обслуживания и эксплуатации электрического и энергетического оборудования цехов спекания и кальцинации глиноземного производства класса и степени вредности, дает основание работнику, занятому на работах с такими условиями труда получать предусмотренные законодательством компенсации, в том числе, и сокращенную рабочую неделю, поэтому, действия ООО по установлению данной категории работников 40-часовой рабочей недели являются незаконными, ввиду наличия у них права на 36-часовую рабочую неделю.
1.12. Работник имеет право на компенсацию за непредоставление сокращенного рабочего дня и фактическую переработку во вредных условиях труда
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 17 мая 2012 г. N 33-5275/2012
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что истец имел право на сокращенный шестичасовой рабочий день, поскольку исполнение им служебных обязанностей осуществлялось во вредных условиях.
Судом установлена обоснованность требований истца о взыскании денежной компенсации за непредоставление сокращенного рабочего дня и фактическую переработку во вредных условиях труда.
1.13. Неустановление сокращённой рабочей недели (не более 36 часов) для женщин, работающих в сельской местности, неправомерно
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 июня 2006 г. N Ф09-4618/06-С7
Для женщин, работающих в сельской местности, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.
Поскольку судом установлено и материалами дела подтверждается, что обществом для женщин, работающих в сельской местности, предусмотрена 40-часовая рабочая неделя, предписание инспекции в оспариваемой части является законным и оснований для признания его недействительным у суда первой инстанции не имелось.
1.14. Неустановление сокращенной продолжительности рабочего времени для отдельных категорий работников влечет административную ответственность
Решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 августа 2015 г. по делу N 21-773/2015
АО признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, при проведении внеплановой документарной проверки соблюдения трудового законодательства установлено, что в АО работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда по результатам аттестации рабочих мест, не предоставляется сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю, чем нарушены требования ст. ст. 92, 117, 147 Трудового Кодекса РФ, п. 1 Постановления Правительства РФ N 870.
Решение Пермского краевого суда от 04 декабря 2014 г. по делу N 21-833/2014
Разрешая жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда обосновано исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о нарушении директором МУП законодательства о труде и охране труда, то есть совершения им административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 5.27 КоАП Российской Федерации.
Делая вывод о нарушении директором МУП требований статьи 92 Трудового кодекса РФ в части отсутствия у работников дополнительных гарантий и компенсаций за вредные условия труда в виде сокращённого рабочего дня продолжительностью 36 часов, судья районного суда обоснованно руководствовался картами аттестации рабочих мест оператора котельной и маляра, из которых следует, что общая оценка условий труда по степени вредности 3.2 относит условия труда на рабочих местах к вредным условиям той степени, которая обязывает работодателя установить сокращённую продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
1.15. Установление сокращенной продолжительности рабочего времени инвалидам не требует согласия работника
Создание работодателем условий труда инвалиду является обязанностью работодателя. Установление сокращенной продолжительности рабочего времени инвалиду второй группы не более 35 часов в неделю, должно применяться работодателем в императивном порядке, предусмотренном ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации, который не требует согласия работника. Таким образом, доводы автора апелляционной жалобы на то, что создание условий труда инвалида согласно ИПР влечет внесение изменений в условия трудового договора по правилам нормы ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации основаны на неверном ее толковании.
1.16. Для установления сокращенной продолжительности рабочего времени инвалидам I или II группы не требуется рекомендаций индивидуальной программы реабилитации инвалида
Анализируя положения действующего трудового законодательства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что работодатель обязан создавать необходимые условия труда для инвалида на его рабочем месте исходя из обязательных для работодателя рекомендаций индивидуальной программы реабилитации инвалида, за исключением установления работникам, являющихся инвалидами I или II группы, сокращенной продолжительности рабочего времени (ст. 92 ТК РФ).
1.17. Сокращенная продолжительность рабочего времени предоставляется всем работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены соответствующим списком должностей с вредными условиями труда
Определение Конституционного Суда РФ от 22 января 2014 г. N 21-О
Отсутствие же нормативного правового акта, устанавливающего работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, в зависимости от класса условий труда сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 7 февраля 2013 года N 135-О, не освобождает работодателей от обязанности по предоставлению компенсаций в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а именно с частью первой его статьи 92, статьей 117, частью первой статьи 146 и статьей 147, а также с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870 всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.
Решение Верховного Суда РФ от 14 октября 2014 г. N АКПИ14-918
Статьями 92 и 117 ТК РФ в редакции, действующей с 1 января 2014 г., предусмотрено, что сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, а ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска указанным работникам составляет 7 календарных дней. Продолжительность рабочего времени и продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливаются трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
Таким образом, в силу действующего законодательства Российской Федерации основанием для предоставления работникам компенсаций в связи с работой во вредных или опасных условиях труда являются конкретные условия труда на рабочих местах, определяемые по результатам специальной оценки условий труда, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации. Следовательно, при установлении по результатам специальной оценки условий труда 3 класса степени вредности работник независимо от того, поименована или нет его профессия, должность в Перечне, имеет право на соответствующие компенсации в размерах не ниже установленных ТК РФ.
Судебная коллегия руководствуется правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 07.02.2013 года N 135-О и от 22.01.2014 года N 21-О, в которых указано, что отсутствие нормативного правового акта, устанавливающего работникам, занятым на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, в зависимости от класса условий труда сокращённую продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций, не освобождает работодателей от обязанности по предоставлению компенсаций в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а именно с частью 1 статьи 92, статьёй 117, частью 1 статьи 146 и статьёй 147, а также пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 года N 870 всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право на дополнительный отпуск и сокращённый рабочий день, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.
Действующее законодательство Российской Федерации признает основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации.
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации 20 ноября 2008 года приняло постановление N 870, которым установило работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации: сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 Трудового кодекса.
До настоящего времени соответствующий нормативный правовой акт не принят.
Вместе с тем отсутствие соответствующего нормативного правового акта не освобождает работодателей от обязанностей по предоставлению названных компенсаций всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.
Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему федеральным законодателем полномочия, приняло Постановление от 20.11.2008 г. N 870, которым установило работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации: сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 ТК РФ.
До настоящего времени соответствующий нормативный правовой акт не издан, что, однако, не освобождает работодателей от обязанности по предоставлению названных компенсаций всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.
Работодатель, руководствуясь статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации, может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать одну или несколько компенсаций, повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Виды, размеры и порядок предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что до настоящего времени не принят нормативный правовой акт, позволяющий дифференцировать виды и размеры компенсаций в зависимости от степени вредности условий труда, не влекут отмену судебного решения. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 7 февраля 2013 г. N 135-О, отсутствие соответствующего нормативного правового акта не освобождает работодателей от обязанности по предоставлению названных компенсаций всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.
Правительством РФ было принято Постановление N 870 от 20 ноября 2008 года "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда", которое установило работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации: сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации. До настоящего времени поручение Правительства РФ не исполнено.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации признает основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации.
Во исполнение положений ст. 92, 117 и 147 ТК РФ Правительством РФ было принято Постановление N 870 от 20 ноября 2008 года "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда", которым установило работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации: сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации. До настоящего времени поручение Правительства РФ не исполнено.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации признает основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации.
Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему федеральным законодателем полномочия, приняло Постановление от 20.11.2008 г. N 870, которым установило работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации: сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 ТК РФ; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда; поручило Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 6-месячный срок после вступления в силу Постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями руда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.
До настоящего времени соответствующий нормативный правовой акт не издан, что, однако, не освобождает работодателей от обязанности по предоставлению названных компенсаций всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.
2. Невозможность установления сокращенной продолжительности рабочего времени
2.1. Сокращенная продолжительность рабочего времени не распространяется на инвалидов III группы
Судом правомерно не приняты во внимание доводы стороны истца о том, что в связи с установлением истцу инвалидности 3-й группы норма часов его рабочего времени должна составлять 35 часов в неделю, поскольку в соответствии со ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени в количестве не более 35 часов в неделю устанавливается для работников, являющихся инвалидами I или II группы, в то время как согласно справке медико-социальной экспертизы истец является инвалидом III группы.
2.2. Работник не имеет права на сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными условиями труда, если его должность отсутствует в установленном списке должностей
Определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 23 июля 2012 г.
В Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, должности, замещаемые истцами, не предусматривают право на сокращенный рабочий день.
2.3. Если работник трудится в пределах допустимых концентраций и уровней вредных производственных факторов на рабочих местах, он лишается права на сокращенную продолжительность рабочего времени
Работник должен трудиться в нормальных допустимых пределах концентраций и уровней вредных производственных факторов на рабочих местах, тогда нормальная продолжительность рабочей смены на один час не сокращается или оплата не менее чем в двукратном размере последнего часа работы не производится.
2.4. Сокращенная продолжительность рабочего времени не может быть установлена работникам, не отнесенным к отдельным категориям, установленным законом
Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для категорий работников, указанных в статье 92 ТК РФ, к которым истец не относится. Доказательств того, что условия труда истца по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда и требуют сокращенной продолжительности рабочего времени суду также не представлено.
2.5. Работник не имеет права на сокращенную рабочую неделю, если работа с вредными условиями труда не подтверждена результатами проведенной аттестации рабочих мест
Суд первой инстанции установил, что работа истца у ответчика не являлась работой с вредными условиями труда. Данное обстоятельство подтверждено результатами проведенной у ответчика аттестации рабочих мест.
При таких обстоятельствах у истца не имелось права на сокращенную рабочую неделю и дополнительный оплачиваемый отпуск, в связи с чем суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований об оплате сверхурочной работы и выплате компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск.
2.6. Сокращенная продолжительность рабочего времени для работников, условия труда которых отнесены к вредным условиям труда 1 или 2 степени, действующим законодательством не предусмотрена
Апелляционное определение Московского городского суда от 28 ноября 2014 г. N 33-37384/14
Ранее предусмотренные компенсационные меры не могут распространяться на неопределенный круг лиц, в том числе принятых на работу после вступления в силу Федеральных законов от 28.12.2013 N 426-ФЗ и N 421-ФЗ работников, тогда как суд первой инстанции удовлетворил иск прокурора в отношении неопределенного круга лиц, обязав работодателя установить сокращенную продолжительность рабочего времени (ст. 92 ТК РФ) всем работникам, занятым на перечисленных рабочих местах, степень вредности условий труда которых (1 и 2) не предполагает действующей ст. 92 ТК РФ предоставление данной компенсации. Также суд обязал предоставить дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 117 ТК РФ) работникам, занятым на перечисленных рабочих местах, степень вредности условий труда которых не предполагает действующей ст. 117 ТК РФ предоставление данной компенсации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Трудового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 мая 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук С. Хаванским, Н. Абакумовой, О. Авдеевой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, Д. Губиным, Р. Давлетовым, С. Дубровиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, М. Крымкиной, М. Куликовой, В. Куличенко, А. Кусмарцевой, М. Михайлевской, М. Орловой, Д. Серебряковой, Л. Шабановой, О. Являнской, А. Янкович